7


  • Учителю
  • Урок русского языка в 10 классе 'Как работать с исходным текстом? Подготовка к сочинению-рассуждению'

Урок русского языка в 10 классе 'Как работать с исходным текстом? Подготовка к сочинению-рассуждению'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок развития речи.

Как работать с исходным текстом? Подготовка к сочинению-рассуждению.


Цель урока: - формировать и развивать навыки анализа текста с целью написания сочинения-рассуждения по исходному материалу;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

- развивать основные качества речи: связность, точность, логичность, выразительность;

- способствовать развитию эмоциональной сферы личности посредством восприятия прекрасного и формированию внутренней культуры человека.


Музыка овладевает нашими чувствами

прежде, чем её постигает разум.

Р. Роллан


  1. Инициация.


  1. Сообщение темы и целей урока (в тетрадях записываются дата, тема урока).


  1. Основная часть.


А) Фронтальный опрос по теоретическому материалу.

- Основные типы речи? (Повествование, описание, рассуждение.)

- В чём особенность каждого из них? Могут ли элементы разных стилей речи сочетаться в одном тексте? Что этим достигается?

- Что собой представляет сочинение-рассуждение по исходному тексту?

- Как работать с исходным текстом при подготовке к сочинению-рассуждению?

- В чём заключается содержание следующих понятий: тема текста, проблема, поднятая в тексте, её комментарий, позиция автора и её комментарий, аргументы, приводимые в пользу своего мнения?


Б) Чтение текста учителем.

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку-скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя. жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «За что, мальчик?» - (19) «За то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как и я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания . (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (310Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву)

В) Словарная работа.

Свая - столб, брус или бревно, забиваемые в грунт для опоры в сооружениях.

Полонез - польский торжественный танец-шествие, а также музыка в ритме этого танца.

Г) Краткие сведения о В.П.Астафьеве, Огинском.

(По ходу чтения звучит полонез Огинского, а также отрывок из произведения Баха для органа.)

Д) Интерпретация текста.

- О чём текст Астафьева? Какими настроениями проникнут очерк? Сформулируйте тему текста и запишите её в тетрадях. (В тексте говорится об удивительной связи, существующей между жизнью человека и музыкой.)

- Какие две сюжетные линии можно выделить в повествовании?

- О чём заставляет задуматься первая часть истории? (Первая часть говорит о том, что значит впервые в жизни услышать музыку- скрипку; о том, что музыка может о чём-то рассказывать; о том, какое значение может иметь произведение искусства для человека; о том, что значит родина.)

- О чём заставляет задуматься вторая часть истории? (О том, какие страшные испытания готовит судьба каждому; о том, что смерть и жизнь всегда ходят рядом; о том, что связь между прошлым и будущим не прерывается ни на мгновение; о том, что музыка - жизнеутверждающее начало всего мира: музыка-это сила, направленная во благо, это красота и мудрость.)

- Музыка сыграла огромную роль в жизни рассказчика, в разное время по-разному взбудоражила сознание, заставила чаще биться сердце. Музыка вообще предстаёт в тексте существом одухотворённым. Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение.) Найдите предложения, это подтверждающее. (№4, 6, 23, 29, 31-34.)

- Какие истины жизни открывает мальчику музыка, услышанная им впервые? Найдите соответствующие предложения в тексте. (№ 17-24.)

(Он счастлив от осознания того, что он не одинок, у него есть родина, есть счастье от общения со всем, что так близко и дорого. Кажется, что именно в этот момент герой приближается к ощущению гармонии с окружающим миром: ничего вокруг не надо менять, всё и так прекрасно, надо только это всё сохранить для будущей жизни.)

- Какие мысли и воспоминания рождают в рассказчике звуки органа, услышанные им в разрушенном польском городе? (Теперь в душе нет умиротворения и гармонии, а только разлад и боль. Вот и зовёт музыка к делам добрым, светлым, мирным. В ней - надежда всего человечества на спокойную жизнь на своей родной земле.)

- Мы обозначили огромное влияние, которое оказала музыка на героя произведения. Но любое ли сочетание звуков способно так воздействовать на человека? (Нет, только подлинное произведение искусства.) Приходилось ли вам испытывать на себе такое влияние музыки? Способна ли на это современная музыкальная культура?

-Так какие же проблемы ставит Астафьев в своём очерке? Сформулируйте и запишите их. (Мир искусства в жизни человека; великая сила подлинного произведения искусства; необходимость развития эмоциональной сферы личности; что такое родина для каждого человека; гуманистическая позиция автора.)

- Сформулируйте позицию автора. (Подлинное произведение искусства оказывает на человека огромное влияние, благодатно воздействует на развитие эмоциональной стороны его личности, ведёт к свету, добру и красоте.)

- Каково ваше мнение относительно поднятой проблемы?

- Опорой в формулировке аргументов могут послужить следующие произведения: В.Г.Короленко. «Слепой музыкант», А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Вы можете дополнительно их прочитать.

Е) Работа с эпиграфом.

- Каков смысл слов Р. Роллана? Как они соотносятся с нашим сегодняшним уроком?

4. Рефлексия.

- О чём вы задумывались в течение работы с текстом? Какие мысли и чувства возникали в вашем сознании в ходе урока?

5. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по тексту В.П.Астафьева.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал