7


  • Учителю
  • Урок литературы в 11 классе по рассказу М. А. Булгакова «Морфий»

Урок литературы в 11 классе по рассказу М. А. Булгакова «Морфий»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок литературы внеклассного чтения в 11 классе по рассказу М.А. Булгакова «Морфий».  Конспект урока предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в старших классах. Текст рассказа может быть прочтён как учителем ( с купюрами), так  и учащимися. Материал
предварительный просмотр материала

Составила: учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ лицей с. Месягутово Дуванского района Республики Башкортостан Леонтьева Елена Геннадьевна

Урок литературы (внеклассное чтение) в 11 классе по рассказу М.Булгакова «Морфий»

Цели урока:

- познакомить учащихся с произведением современной литературы;

- обучать пониманию авторского замысла;

- развивать активную жизненную позицию, негативное отношение к употреблению наркотиков.

Оборудование: мультимедийная презентация, на которой

-слова В.Высоцкого: Кто-то там проколол мою совесть,

Кто-то в сердце вкурил анашу.

Эх, ребята, про вас нужно повесть,

Жалко я повестей не пишу.

-цитаты из рассказа, например: «Я - несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…» и др.;

-рисунок с изображением героя, склоненного над шприцом, впереди

него облик Старушки-смерти с вилами. (Сюжет взят из рассказа).

Музыкальное оформление:

В начале урока - отрывок из песни «Марихуана» в исполнении Линды.

В конце урока - мелодия из «Реквиема» В.-А. Моцарта.

Учитель. Сегодняшний урок мне хочется начать с некоторых цифр. Они взяты из брошюры, изданной в одной из уфимских школ. Цифры ужасные, вдумайтесь в них: «Каждый третий школьник знает вкус наркотика. Число смертельных случаев от употребления наркотиков среди населения России увеличилось за последние 10 лет в 12 раз, среди детей - в 42 раза». Быть может, данные несколько преувеличены? Хочется верить в это. К нам, в наше общество, пришла большая беда - наркомания. И хотя тревожные сигналы о росте числа наркоманов появились в закрытых отчетах МВД 20 лет назад, угрожающие размеры эта проблема приняла в последние годы.

«Отравленные души, загубленные судьбы»… Не о них ли писал Владимир Высоцкий (читает строчки, написанные на доске).

Другой мастер слова, Михаил Афанасьевич Булгаков, много лет тому назад написал в пронзительном рассказе-исповеди «Морфий»: «Я - несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю та же участь…»

Неужели и в те годы люди сталкивались с проблемой наркомании? Да, это так. Морфинизм был распространенным заболеванием, а число несовершеннолетних, употреблявших эти и другие наркотики, исчислялось не сотнями и тысячами, а десятками и сотнями тысяч.

Проводится беседа с учениками на основе прочитанного.

Учитель. Итак, каково ваше первоначальное впечатление от рассказа «Морфий»?

Ученики делятся своими впечатлениями.

Учитель. Напомните, пожалуйста, когда и связи с чем был написан рассказ?

Первый ученик. Произведение датировано 1927 годом. Впервые было

опубликовано в специализированном журнале «Медицинский работник» за 1927 год.

Булгаков по образованию был врачом, служил по распределению в Никольской земской больнице в 1917-1918 годы. Наблюдения Булгакова-врача послужили основой для написания цикла рассказов «Записки юного врача», в том числе рассказа «Морфий».

По некоторым сведениям, Булгаков когда-то сам испытывал зависимость от морфия. К счастью, ему хватило силы воли, поддержки близких людей для того, чтобы перебороть эту болезнь. И тем интереснее нам это необычное произведение.

Учитель. Почему необычное? Что показалось вам наиболее интересным в построении этого произведения?

Второй ученик. Композиция произведения - «рассказ в рассказе». Здесь

всего 5 глав, но наиболее интересной является четвертая, где представлен дневник доктора Полякова. В нем день за днем прослеживается судьба земского врача, заболевшего морфинизмом.

Третий ученик. 1918 год. Некий молодой человек, врач Бомгард, тихо радуется своему счастью - он получил перевод в уездный город из глухого Гореловского участка. Это означает, что через несколько месяцев он сможет вернуться в Москву.

Но вот однажды во время ночного дежурства Бомгарду приносят на клочке бумаги письмо от его товарища по университету доктора Полякова, который ныне работает на Гореловском участке. Из письма становится ясно, что доктор Поляков сильно болен.

Учитель. Зачитайте письмо.

Третий ученик читает письмо.

Учитель. Что можно сказать о человеке, написавшем такое письмо? К каким выводам приходит наш герой?

Четвертый ученик. Он теряется в догадках, чем же болен Поляков, и решает его срочно навестить. «Письмо нелепое, истерическое. Письмо, от которого получающего может сделаться мигрень».

Учитель. Что еще мы можем вспомнить о характере Полякова?

Пятый ученик. Сам Поляков пишет о себе так: «С детства я отличался громаднейшей силой воли… я был очень жизнерадостным человеком до моей семейной драмы».

Учитель. Каким увидел его Бомгард?

Ученики цитируют.

Учитель. С какой целью автор так детально описывает его?

Первый ученик. Используя антитезу, автор хочет показать, каким был доктор Поляков и каким он стал всего за один год.

Учитель. Умирающий Поляков передает Бомгарду свое письмо и тетрадь с дневниковыми записями. Вспомните, как написано письмо? Как сделаны записи в дневнике? О чем это говорит?

Второй ученик. Если первые записи в дневнике были сделаны красивым аккуратным почерком, то последние уже неряшливо, слова иногда сокращены, написаны не ручкой, а карандашом, некоторые листы выдернуты. Письмо тоже написано неровно. Это говорит о его состоянии души, о том, что произошло нечто ужасное, сломавшее его.

Ученик читает письмо.

Учитель. Итак, перед нами дневник доктора Полякова - исповедь человека, оказавшегося вдруг в российской глубинке, в одной из отдаленных больниц по распределению. Каковы временные рамки этого дневника?

Третий ученик. Записи ведутся с 20 января 1917 года по 13 февраля 1918 года. Мы узнаем историю жизни молодого человека, причем иногда интервалы между записями составляют один день, а иногда - несколько месяцев. Очевидно, это зависело от состояния его здоровья и его души.

Учитель. Каково содержание первой записи?

Четвертый ученик. «… и очень рад. И слава богу; чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я людей не вижу, кроме больных крестьян. Но они ведь ничем не тронут моей раны?»

Учитель. О какой ране говорит Поляков?

Пятый ученик. От него ушла любимая женщина - оперная певица с «необыкновенным голосом» и «темной душонкой». Как он пишет в дневнике за третье февраля. «Пожила год и ушла».

Учитель. Какие слова, повторяющиеся многократно, помогают понять нам душевное состояние Полякова?

Шестой ученик. Слова «я один». Он чувствует себя очень одиноким, подавленным, «погребенным под снегом»: «Целыми вечерами я один, один». Чувствуется какая-то зависть даже относительной устроенности его помощника - фельдшера, которого он недолюбливает. «Они (фельдшерский персонал) живут во флигеле. А я один», - подчеркивает Сергей Поляков третий раз в записи за 11 февраля.

Учитель. Что случилось в ночь на 15 февраля?

Первый ученик. Для Полякова была роковая ночь, потому что у него сделались такие боли, что, казалось, будто воткнули в живот раскаленный лом и вращали. Он послал за Анной Кирилловной, фельдшерицей, «очень милым и развитым человеком», и та вынуждена была впрыснуть ему морфий.

Учитель. Скажите, а что такое морфий?

Второй ученик. Морфий - это наркотическое вещество, применяемое в медицине с целью обезболивания. Сильнее всего морфий действует на головной мозг человека.

Учитель. Что сам Поляков говорит о морфии?

Третий ученик. Он воздает хвалу тому, кто первый извлек из маковых

головок морфий, считает его «истинным благодетелем человечества», так как

боли прекратились через 7 минут после укола. «После укола впервые за последние месяцы спал глубоко и хорошо, - без мыслей о моей, обманувшей меня».

Учитель. Что происходит в последующие дни?

Четвертый ученик. Уже на следующий день, 16 февраля, он сам, «опасаясь возврата вчерашнего припадка», хотя боль была и не сильная, «впрыснул в бедро один сантиграмм» из пузырька, оставленного Анной Кирилловной. Через 2 дня он уже пишет: «Четыре укола не страшны». А через 10 дней он впрыскивает уже 1,5 шприца и на предупреждения Анны Кирилловны: «Будьте осторожны», отвечает: «Вздор».

Учитель. Почему он это делает?

Пятый ученик. Он хочет забыться. Зато теперь: «Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине. Мотив из партии ее Амнерис покинул меня. Я очень горжусь этим. Я - мужчина». Со скрупулезностью доктора он описывает свое состояние после морфия. Ему очень хорошо, никакие мысли не тревожат, спит сладко, все вокруг преображается.

- Как долго длится такое его состояние?

Шестой ученик. Если быть точным, то до 19 марта, т.е. чуть больше месяца. Ему даже стали сниться «стеклянные сны», когда доктор мог ими «управлять» (он видел сны о выступающей на сцене Амнерис). После них он вставал сильным и бодрым и работал хорошо.

Учитель. Интересует ли Полякова какие-то внешние события, общественная жизнь?

Первый ученик. Нет, до него дошли слухи о чем-то грандиозном. Будто бы свергли Николая II. И в дневнике 10 марта он пишет: «Там происходит революция», и больше по этому поводу ничего. Внешнее его не интересует. Он

полностью погружен в себя, он «спокоен, спокоен».

Учащиеся читают диалог, помеченный 19 марта, по ролям.

Учитель. Найдите и прочитайте еще раз слова, которые передают его состояние.

Третий ученик. «Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться, а главное, кричать на людей, когда я не прав». «Швырнул шприц», «сам задрожал», «злость опять наплыла на меня», «в душе у меня ярость шипела», «шел и трясся». И только после того, как Анна Кирилловна сделала ему все же укол (доза уже увеличилась в 3 раза), Поляков стал прежним, попросил извинения за грубость. «Сам не знаю, что это со мной произошло. Раньше я был вежливым человеком», - пишет он.

Учитель. Можно уже говорить о второй стадии заболевания, когда формируется не только психическая, но и физическая зависимость. Начинается утрата эйфории, проявляется токсическое действие наркотика. Поражается центральная нервная система.

Анна Кирилловна, фельдшерица с Богом забытого участка. Кто она для Полякова: палочка-выручалочка, делающая в нужный момент ему раствор, или нечто большое?

Ученик. Анна Кирилловна любит Полякова и проклинает себя

за то, что сделала ему тогда первое впрыскивание. Она беспокоится за него и просит одуматься, уехать лечиться. Анна Кирилловна стала тайной женой Полякова, о ней он пишет: «По правде говоря, эта женщина - единственно верный настоящий мой человек. И, в сущности, она и должна быть моей женой». Но из этой записи видно, что Амнерис он все же не забыл, а если и перестает о ней думать, то только под влиянием наркотика: «Ту я забыл. Забыл. И все-таки спасибо за это морфию».

Учитель. Прошло еще 19 дней, затем 20. Запись в дневнике очень кратка. Но о чем она говорит? Прокомментируйте, пожалуйста.

Пятый ученик. «Это мучение». «Весна ужасна». Не весна ужасна, а его состояние ужасно. Поляков пытается заменить морфий кокаином. Его состояние длятся только минуты. «И потом все исчезает бесследно, как не

было. Наступает боль, ужас, тьма».

Учитель. Найдите описание весны Поляковым.

Шестой ученик. «Весна гремит», «черные птицы», «лес щетиной, ломаный и черный», «закат горит». Он не видит ни пробуждения природы, ни появления первых цветов - для него все черно. Таково его состояние души.

Учитель. Теперь доктору Полякову наркотики требуются постоянно. Он описывает один из вечеров своих тогда же, 9 апреля, когда вынужденно совершает 15-16 «прогулок» по комнате, а потом вновь идет колоться.

Видимо, наступила последняя, третья стадия болезни, которая характеризуется максимальной физической зависимостью от наркотика, наступлением тяжелых, необратимых изменений в организме и в психике, когда колются не с целью развития эйфории, а чтобы избежать развития абстиненции, или «ломки», которая выражается в слабости, болях, рвоте, судорогах, отклонениях в психике.

Когда же, наконец, Поляков понимает, что заболел, именно заболел морфинизмом?

Первый ученик. Прошло чуть меньше двух месяцев. 13 апреля он пишет: «Я - несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом…». Дозы его увеличиваются: он уже впрыскивает себе 2 раза в сутки по 6 кубиков.

Учитель. Меняется ли его поведение на людях?

Второй ученик. Еще и еще раз он пытается убедить себя, что ничего особенно страшного нет, вреда пациентам его морфинизм не причиняет. Но его мучают страхи: ему кажется, что кто-нибудь узнает о его пороке, и он решает

вечерами с людьми не сталкиваться даже случайно.

Учитель. Так неужели это все? Неужели ничего нельзя уже сделать? Пытается ли Сергей Поляков что- то изменить в своей жизни?

Третий ученик. Да, пытается. Пытается воздержаться от следующей дозы. 18 мая он описывает свое состояние в день воздержания и сравнивает его с тем, что написано в учебном пособии по этому поводу. Доктору слова из учебника кажутся «тусклыми, казенными», не передающими и сотой доли того, что испытал он сам. «Не тоскливое состояние, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или на два лишите его морфия». Он сравнивает свое состояние со смертью от жажды, которая покажется райской по сравнению с жаждой морфию; с мучениями заживо погребенного, умирающего от недостатка воздуха; со страданиями еретика, когда первые языки пламени лижут его ноги. Не вытерпев мучений, доктор снова делает себе инъекции, увеличивает дозу.

Четвертый ученик. Если судить по следующей записи, то сделана она уже в ноябре, то есть «вырезаны» почти полгода его жизни. Видимо, Полякову становилось все хуже и хуже, а за некоторые его поступки ему было стыдно даже перед самим собой.

Учитель. Из записи 14 ноября 1917 года мы узнаем о его попытке лечиться. С какими историческими событиями совпадает его пребывание в больнице? Как они влияют на доктора? Помогло ли ему лечение?

Пятый ученик. Дни лечения в Москве совпадают с Октябрьской революцией 1917 года. Но ничто Полякова не волнует. Мир ему не нужен, как он «никому не нужен в мире». Так считает доктор. И никакая стрельба ему не страшна, так как «что вообще может испугать человека, который думает только об одном - о чудных, божественных кристаллах». Поляков, не выдержав лечения, бежит из больницы, захватив больничную рубашку, украв морфий из шкафа.

Учитель. И тут возникает проблема морального плана. Он крадет наркотик, потому что увидел ключ в замке. «Я решил, что во время боев и всей кутерьмы, связанной с переворотом, я нигде не достану морфия». Но, а если бы ключа не было? Взломал бы шкаф или нет? Как отвечает на этот вопрос сам Поляков?

Шестой ученик. К ужасу своему он отвечает: «Взломал бы». Он теперь пойдет на все, лишь бы достать наркотик. «…Да, я дегенерат. Совершенно верно. У меня начался распад моральной личности», - констатирует Сергей Поляков.

Учитель. Видимо, этот момент можно назвать кульминационным. Я думаю, вы все сможете привести примеры из нашей сегодняшней жизни, когда никакие моральные запреты, а порой и уголовные наказания, не становятся, к сожалению, преградой для совершения противоправных деяний со стороны людей, погрязших в болоте наркомании. Несут из дома, воруют, требуют деньги у младших, у стариков, угрожая им, - ничем не брезгуют наркоманы, лишь бы избежать мучений, подобно тем, которые описаны Булгаковым. Жутко и неприятно узнавать, что, украв морфий, Поляков делает себе укол в уборной. А в двери ломятся, «руки прыгают, и прыгает крючок, того и гляди, распахнется дверь…» С тех пор и фурункулы у него. Вспоминая позже этот момент, он плачет. На другой день Поляков возвращается к доктору, но продолжить лечение отказывается. Как вы думаете, почему?

Первый ученик. Он слабый. Он боится мучений. «Нет. Нет. Изобрели морфий…ну так найдите же способ и лечить без мучения!»- восклицает мысленно Поляков.

Учитель. Но дорога у таких больных одна. И об этом говорит Сергею лечащий врач. «Вот что, - заговорил он,- одумайтесь. Помните, что вы все равно попадете в психиатрическую лечебницу, ну, немного попозже… И притом попадете в гораздо более плохом состоянии».

Наш герой не услышал этих слов и не сделал над собой усилий. А может быть, он просто уже не мог ничего сделать. Расскажите о его душевном и физическом состоянии после приезда из Москвы.

Второй ученик. Поляков пытается забыть все, что было с ним в Москве:

«Мне ни до чего нет дела, мне ничего не нужно, и меня никуда не тянет». Он пишет, что «у морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять, - способность проводить жизнь в полном одиночестве».

У реки, куда он приковылял, опираясь на палочку, он увидел летящую старушонку с желтыми волосами. Галлюцинации? Да, но он так испугался этого образа Смерти, что упал, простирая руки, закрываясь, а потом, ковыляя, побежал к дому, к месту спасения, к морфию, ничего не желая, кроме того, чтобы не разрывалось сердце.

Меняется внешний вид Полякова. Без палочки он теперь не ходит, руки его дрожат, они «прозрачны», «одна кость да кожа», восковая бледность на лице, на предплечьях и бедрах нарывы.

Учитель. Прошло еще чуть больше месяца. В жизни доктора небольшие перемены - его переводят на участок, с которого уехал доктор Бомгард. И вновь решение поехать лечиться в Москву, но оно не реализовывается. Почему?

Третий ученик. Он не может расстаться с «кристаллическим растворимым божком», боится, что во время лечения погибнет. «Шорохов боюсь, люди мне ненавистны во время воздержания. Я их боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество».

Учитель. И вновь Анне, которая приехала «желта, больна», перед которой он чувствует себя виноватым, дана клятва, что он всё-таки поедет в Москву. Но клятва не сдержана. Что вновь помешало ему?

Четвертый ученик. Он ни во что не верит, представляет свою жизнь, как полет с горки, сравнивает себя с Каем, мчащимся в объятия Снежной Королевы.

Учитель. Не решаясь обратиться к психиатрам, он посылает доктору Бомгарду письмо, надеясь найти в нем участие «Он что-нибудь придумает. Пусть отвезет меня в Москву…» Но, не дождавшись его приезда, Поляков стреляется. Что подтолкнуло Сергея Полякова к самоубийству?

Пятый ученик. Безысходность, воспоминания об унизительных днях в Москве, когда он краденый морфий впрыскивал в себя в уборной. И вот 13 февраля 1918 года. Без укола 14 часов, немыслимое для него время. Сергею вдруг пришло в голову, что «позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую - нет, нельзя».

Учитель. На этом обрываются дневниковые записи, или история болезни доктора Сергея Полякова, как их назвал сам автор. Бомгард решил их напечатать. Для чего он это сделал?

Шестой ученик. Доктор Бомгард говорит, что не может с полной уверенностью сказать, поучительны ли они. «По- моему, нужны», - пишет он. И печатает их почти через 10 лет после смерти главного героя, когда «жалость и страх, вызванные записями», ушли, Анна Кирилловна умерла от сыпного тифа, а Амнерис уехала за границу.

Учитель. А как вы думаете, актуальны ли такие записи сегодня?

Первый ученик. Да, конечно, потому что автор предельно искренне раскрывает нам, что происходит с человеком, с его душой, если он начинает употреблять наркотики.

Учитель. Что случилось с доктором Поляковым, мы прочитали, поэтому никто не должен говорить себе: «Я могу попробовать этот наркотик, а потом перестану. Ничего страшного не случится, у меня же есть сила воли». Увы, сила воли может не сработать, как не сработала она у героя Булгакова. Нельзя пробовать наркотики! Мужество, сила, настоящий характер, престиж заключаются в том, чтобы отказаться от соблазнов и самых настойчивых советов. Печальная судьба доктора Полякова, я думаю, должна послужить для нас предостережением.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал