7


  • Учителю
  • Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.НТолстого Кавказский пленник. Побег Жилина из плена. Составление киносценария.

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.НТолстого Кавказский пленник. Побег Жилина из плена. Составление киносценария.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 5 классе

Побег Жилина из плена. Составление киносценария.



Цели:

  • путём составления киносценария активизировать творческие способности учащихся;

  • формировать навыки анализа художественного текста;

  • воспитывать внимательное отношение к художественному тексту;

  • с помощью творческих приёмов развивать воображение читателя-школьника;

  • с помощью творческих приёмов анализа сформировать у учащихся первоначальное представление о детали и её специфике в данном художественном произведении, о мастерстве писателя, об особенностях авторской манеры.



Ход урока:



  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы заканчиваем разговор о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» анализируем заключительный эпизод рассказа - «Побег Жилина из плена». На этом уроке мы выступаем в качестве сценаристов и режиссёров - работаем над киносценарием. В процессе работы мы должны будем определить настроение эпизода и передать это настроение языком киноискусства.



  1. Составление киносценария.

Кто является действующими лицами эпизода?

- Жилин, казаки, татары, природа. Природа становится своеобразным участником действия, Жилин внимательно следит за изменениями, происходящими в природе: ему необходимо до восхода месяца дойти до леса, от того, успеет он или нет, зависит успех его побега.



№ п/п



Содержание кадра



План



Звук

Что не войдёт в сценарий?





1.



2.





3.









4.









5.

Путь Жилина



Пошёл по дороге.



Перешёл речку.





Пошёл лощиной.









Жилин спешит.









Стал подходить к лесу.

«Движение» пейзажа



Месяц встаёт.



Побелел уже свет за горой.



Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится.



А месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки.



Светло совсем, как днём.





Средний



Средний





Средний









Средний









Средний





Тревожная музыка

















Тревога нарастает.





«Прямиком идти вёрст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц выйдет».



Какое настроение преобладает в этом эпизоде?

Возникает ощущение тревоги, опасности. Жилину надо пройти открытое место до восхода месяца.

С помощью каких языковых средств это настроение передано в тексте?

В тексте много глаголов, они передают напряжённость ситуации.



Что увидел Жилин?

«На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло всё. Только слышно - внизу речка журчит».

Какое настроение передаёт эта картина?

Жилин остановился, посмотрел вокруг, увидел, что никого нет, и ему стало спокойнее: он успел дойти до леса.

В предыдущем абзаце было много глаголов, они создавали ощущение тревоги. В этом отрывке их почти нет, и это создаёт ощущение остановки.













6.







7.







Крупный







Средний







Средний





Более спокойная музыка





Сел отдыхать.

Поднялся, пошёл по дороге.



Всю ночь шёл.







Вышел на край леса.











Уже стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету.



Совсем светло.



Какие слова использует автор, чтобы передать последовательность действий героя и «движение» пейзажа?

Л.Н. Толстой использует однокоренные слова и повтор слов, чтобы не только рассказать о действиях Жилина, но и передать его душевное состояние - тревогу, напряжённое ожидание.







Степь, крепость, огни под горой, люди у костров.



Трое татар.



Казаки пустились наперерез татарам.



Жилин бежит к казакам.



Испугались татары.



И подбежал Жилин к казакам.







Общий





Общий



Общий



Общий



Общий



Средний



Радостная музыка





Взволно-ванная музыка









Радостная музыка









«Так сердце у него и оборвалось».





«Сам себя не помнит».







«Сам себя не помнит».

Вывод. Язык художественной литературы невозможно полностью переложить на язык киноискусства. Красота, выразительность текста, особенности стиля писателя, своеобразие повествовательной манеры не передаются языком кино. Каждый вид искусства уникален, неповторим.

Как изменяется настроение эпизода от начала к концу?

Тревога, напряженное ожидание сменяется ликованием, радостью освобождения.

Л.Н.Толстой передаёт смену настроений с помощью языковых средств: глаголов, однокоренных слов, лексических повторов, метафор. Как выразить настроение в фильме?

- показать, как свет сменяет темноту

- использовать крупный план, показывая лица героев

- настроение можно передать с помощью музыки



  1. Выбор музыки к эпизоду.

Прослушайте три музыкальных произведения. Выберите то, которое более точно выражает настроение эпизода «Побег Жилина из плена». Объясните свой выбор.

  1. Шуман. «Hasche-Mann (Catch me)».

  2. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини. Вариация № 22».

  3. Шуберт. «Музыкальный момент фа минор».



Наиболее точно настроение эпизода выражает произведение Рахманинова: здесь слышится и тревога, и напряжение; к концу произведения волнение, напряженность сменяются ликованием, радостью.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал