- Учителю
- Глаголы. Стили речи. Русский язык. 5 класс
Глаголы. Стили речи. Русский язык. 5 класс
Темы: глагол; стили речи
Прочитайте начало повести американского писателя Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
Вы про меня ничего не знаете, если не читали книжки под названием «Приключения Тома Сойера», но не беда. Эту книжку написал мистер Марк Твен и, в общем, не так уж наврал. Это ничего, я еще не видел таких людей, чтобы совсем не врали, кроме тети Поли и вдовы, да разве еще Мэри. Про тетю Поли, - это Тому Сойеру она тетя, - про Мэри и вдову Дуглас рассказывается в этой самой книжке, и там почти все правда, только кое-где приврано, я уже это говорил.
А кончается книжка вот чем: мы с Томом нашли деньги, зарытые грабителями в пещере, и разбогатели. Получили мы по шесть тысяч долларов на брата - и все золотом. Такая была куча деньжищ - смотреть страшно! Ну, судья Тэтчер все это взял и положил в банк, и каждый божий день мы стали получать по доллару прибыли, и так круглый гол, - не знаю, кто может такую уйму истратить. Вдова Дуглас усыновила меня и пообещала, что будет меня воспитывать; только мне у нее в доме жилось неважно: уж очень она донимала всякими порядками и приличиями, просто невозможно было терпеть. В конце концов я взял и удрал, надел опять свои старые лохмотья, залез опять в ту же бочку из-под сахара и сижу, радуюсь вольному житью. Однако Том Сойер меня отыскал и рассказал, что набирает шайку разбойников. Примет и меня тоже, если я вернусь к вдове и буду вести себя хорошо. Ну, я и вернулся.
? Вам знаком персонаж, от чьего имени ведется этот рассказ? Предлагаю такую игру для классного обсуждения: тот, кто читал эту книгу и Марка Твена, объединяются в группу «знатоков», а те, кто не читал и ничего не знают о рассказчике, объединяются в группу «сыщиков». «Сыщики» составляют портрет персонажа, определяют его возраст, черты характера и собирают всякую другую информацию об этом персонаже, а «знатоки» помогают им, но свои знания не открывают сразу, а «прячут» их, формулируют вопрос так, чтобы ответ напрашивался сам собой и давал необходимые сведения «сыщику».
Стенограмма урока.
? Обратите внимание на речь рассказчика: какие слова он употребляет, как строит фразы. К какому стилю и типу речи следует отнести этот отрывок? Чем это можно доказать?
- Это разговорный стиль речи. Марк Твен рассказывает не сам, а как будто от Гекльберри Финна.
- Да, он таким образом вошел в роль мальчика. Ну, как бы представил, как он может говорить, или, может, себя в детстве вспомнил, а?
- Знаете, я вот думаю, как взрослый дядька так вот написал. Я сначала думал, что это сам Гек ему рассказывал, а вы говорите, что это образ…
- Вот что значит, знать родной язык и уметь им пользоваться! Видите, взрослый писатель как ловко вас обманул. Я рада, что вы стали понимать, какую огромную роль в жизни людей играет язык!
- Да, я даже теперь слушаю по телевизору и нахожу у них ошибки. Да-да, не смейтесь! И ударение не там ставят.
- Так что же вы заметили в этом тексте от разговорной речи?
- Во-первых, просторечные слова: наврал, деньжищ, каждый божий день, шесть тыщ на брата…
- Вот еще: удрал, присочинил, житье, шайку.
- У него и фразы такие разговорные. Вот: «он это беда», «…и в общем, не так уж наврал». У него вообще сразу в трех предложениях подряд это слово «наврал» употребляется, а это же ошибка, тут по правилам нужно синонимы подбирать, чтоб не повторяться.
- Я еще не заметил, он - Гекльберри - говорит, как мы: все время «нукает»…
- Получается, что Марк Твен должен был неправильно строить предложения, чтобы под нас подделаться, да? Ну, в смысле - под речь парня…
- Вот интересное наблюдение у Андрея, молодец! Смотрите, ребята, писатель использует неправильную речь, чтобы создать ОБРАЗ своего героя. Но от простого парня, как ты сказал, Андрей, Марк Твен отличается тем, что ЭТО ПОНИМАЕТ! Автор очень хорошо владеет языком, поэтому он знает, где речь правильная, а где неправильная.
- Я поняла! Ведь другие его герои говорят правильно. Если бы он говорил, как мы, то он не смог бы писать слова тети Полли, или Мэри, или вдовы Дуглас - они-то правильно говорят. Вот здорово!
- Действительно, ведь разные герои говорят по-разному. Значит, надо уметь и говорить всеми стилями, чтоб быть писателем.
- Замечательно точный вывод, Сергей!
?Почему в тексте так много глаголов? Как это влияет на характер рассказа?
- Правда, здесь больше всего глаголов из других частей речи.
- Роман, послушай, что ты сейчас сказал, где ошибка?
- А-а-а, да, из других, ну, да из всех частей речи.
- В повествовании, поэтому что там описывают действия, а глаголы, как раз, и обозначают действие.
- Да, это повествование. Гекльберри рассказывает, что за чем идет, вот и глаголы эти его действия и перечисляют.
?Какие чувства вызывает у тебя его рассказ? Тебе хотелось бы с ним дружить? Почему?
- Мне смешно, этот герой такой парень, ну, как мы. Я хочу сказать, что он не любит всякие там приличия, ему лучше сидеть в лохмотьях в бочке.
- Ты, пожалуйста, не пересказывай, а скажи, почему тебе смешно. Ведь там есть такое «страшное» признание про разбойничью шайку. Разве это хорошо, создавать разбойничью шайку?
- Ну, понимаете, это ведь не настоящая разбойничья шайка.
- Да, смотрите, Том примет его в шайку, если он будет жить у вдовы, которая будет учить его всяким приличиям и …
- Правда, смешно: и если Гек будет вести себя хорошо. Но ведь тогда из него уже не получится разбойник.
- Я бы хотел с ним дружить, потому что он настоящий парень! Он лазил в пещеры, значит он не трус и любит приключения.
А мне понравилось, что он честно все рассказывает. Если он такой, ну, правдивый, то он уже исподтишка ничего не сделает.
- Да, он больше хочет казаться таким крутым, а на самом деле он простой и добрый. Я бы тоже хотела с ним дружить
(Из книги Антонова Е.С. «Тайна текста»: Методические рекомендации к рабочей тетради для 5-6 классов. - М., 2000)