- Учителю
- Урок по русской литературе 'Стихотворения поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне' 7 класс
Урок по русской литературе 'Стихотворения поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне' 7 класс
КГУ «Асенкритовская средняя школа»
Учитель: Андриенко Наталья Николаевна
Открытый урок по русской литературе.
Класс: 7
Дата: __________
Тема: Стихотворения поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне.
Цели:
1) Познакомить с поэтами военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет;
показать, как воплощена тема Великой Отечественной войны в лирике русских поэтов.
2) Способствовать развитию творческих способностей учащихся; совершенствовать технику выразительного чтения.
3) Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, за свой народ.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма урока: устный журнал
Оборудование: презентация, звукозаписи песен военных лет, выставка книг о ВОВ, военная форма и атрибуты для инсценировки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
Дорогие ребята! Уважаемые коллеги!
Связь настоящего с прошлым неразрывна. Хотя все отдаленнее эхо грозных лет, но никогда не изгладится Великая Отечественная война из памяти людей, так как неизмеримо высокой ценой досталась Победа. Не забывайте об этом.
Мир создан для радости и счастья,
А не ради притеснений и войны!
3. Сообщение темы и целей урока.
Ребята! Мы с вами уже не раз касались темы войны: во время чтения отрывков из романа-эпопеи «Война и мир», в том числе и отрывка «Подвиг капитана Тушина», во время чтения поэмы «Полтава». Сегодняшний урок «Правда Великой Отечественной войны в зеркале поэзии» целиком посвящен этой теме.
Учитель:
- В чём заключается правда Великой Отечественной войны? Из каких источников мы о ней узнаём?
Известно, что Великая Отечественная война не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений большинство из них уехали на фронты - в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов; те же, кто не мог участвовать в ратном деле непосредственно, стали отдавать все свои силы напряжённой трудовой жизни народа тех лет.
- Почему поэты обращались к военной тематике?
Актуализация знаний. Допишите предложения.
Среди поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной были __________________________________________________________________.
Армейским корреспондентом в годы войны был _________________________________________________________________.
Тяготы военного времени пережила в тылу поэтесса ____________________. Когда началась война будущему поэту ________________________________
было всего три года.
- Поговорим сегодня о том, каким образом коснулась война судеб некоторых поэтов и как это отразилось на их творчестве в нашем устном журнале.
1 страница «Перед атакой»
Когда началась война, многие студенты московского Института философии, истории и литературы (ИФЛИ) ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».
Писатель Илья Эренбург вспоминал: «Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел высокого грустноглазого юношу в гимнастерке. Я сказал ему: «Садитесь». Он сел и тотчас встал: «Я вам почитаю стихи». Я приготовился к очередному испытанию - кто тогда не сочинял стихов о войне! Молодой человек читал очень громко, а я слушал и повторял: «Еще…еще». Потом мне говорили: «Вы открыли поэта». Нет, в то утро Семен Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего 20 лет, он не знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно улыбался».
Одним из первых стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало стихотворение «Когда на смерть идут - поют
(Ученик читает стихотворение С. Гудзенко)
Чтец: Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать, -
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг,
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год,
Ты, вмерзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягивая мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи,
Бой был коротким.
А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.
Учитель. Незадолго до победы Семен Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». В 1946 году появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем - от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 года.
2. страница «Жди меня»
Если поэзия мгновенно реагировала на происходящие события, то прозе требовалось время. Безусловно, писатели изображают в своих произведениях военные действия : атаки, отступления, слезы, кровь, смерти, ранения. Но война - это также и испытание для человека, заставляющее сделать нравственный выбор. Иногда по вине военачальников гибли сотни, тысячи людей.
Начало войны наложило отпечаток на всё последующее творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. Все, что он опубликовал после войны, позже вошло в его книги: «От Черного до Баренцева моря», «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии». В военные годы К. Симонов пишет пьесы «Жди меня», «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи». Выходят два его сборника стихов «С тобой и без тебя» и «Война». О войне он знал не с чьих-то рассказов - он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные годы появляется его трилогия «Живые и мертвые», которая повествует о героических событиях войны.
Перед смертью в 1979 году К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.
Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике. Его знаменитое «Жди меня» - гимн любви, настоящей любви и преданности.
Чтец:
Жди меня, и я вернусь, Пусть друзья устанут ждать,
Только очень жди, Сядут у огня,
Жди, когда наводят грусть Выпьют горькое вино
Желтые дожди, На помин души…
Жди, когда снега метут, Жди. И сними заодно
Жди, когда жара, Выпить не спеши.
Жди, когда других не ждут, Жди меня, и я вернусь
Позабыв вчера. Всем смертям назло.
Жди, когда из дальних мест Кто не ждал меня, тот пусть
Писем не придет, Скажет: «Повезло».
Жди, когда уж надоест Не понять не ждавшим им,
Всем, кто вместе ждет. Как среди огня
Жди меня, и я вернусь, Ожиданием своим
Не желай добра Ты спасла меня.
Всем, кто знает наизусть, Как я выжил, будем знать
Что забыть пора. Только мы с тобой, -
Пусть поверят сын и мать Просто ты умела ждать,
В то, что нет меня, Как никто другой.
- Посчитайте, сколько раз в стихотворении употребляется глагол "Жди". Зачем поэт использует такое частое повторение?
- Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут? Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова.
- О чем же стихотворение Симонова?
- Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.
Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. Я понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.
Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.
Это стихотворение нашло отклик в душе каждого человека нашей страны.
Поэтому зауральские женщины написали свой ответ на стихотворение К.Симонова «Жди меня». Это стихотворение получило название «Жду тебя» и доброй весточкой полетело обратно на фронт.
Жду тебя, хороший мой.
Очень крепко жду.
Жду уральскою зимой,
Жду весной в цвету
Жду тебя, и дни бегут,
Гаснут вечера.
И со мною вместе ждут
Все, кто ждал вчера.
Ждут по-прежнему друзья,
Всей душой любя.
Что ни делала бы я,
Это для тебя.
Для тебя припасено
Все давным-давно,
И початое вино
Выпьем мы вдвоем.
Снятся мне твои черты,
Где же ты теперь?
Жданный мой, когда же ты
Постучишься в дверь.
Верно, ты придешь опять,
Ласковый, родной.
Милый, я умею ждать,
Как никто другой.
Авторы этого стихотворения сумели ярко показать, что есть в России женщины, которые любят, ждут, надеются и верят в скорую встречу с любимым человеком.
3. Страница «Говорят, что у войны «не женское лицо».
Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина… В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.
17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Из воспоминаний поэта Николая Старшинова: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители - школьные учителя - были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще очень поздний: отцу было уже за 60, он там в Заводоуковке и умер…»
Чтец:
Качается рожь несжатая. Нет, это горят не хаты -
Шагают бойцы по ней. То юность моя в огне.
Шагаем и мы - девчата, Идут по войне девчата,
Похожие на парней. Похожие на парней.
Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 году. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Из воспоминаний Н. Старшинова: «Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелась». Старшинов рассказывал, что ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее «Зинку» знали наизусть.
(Инсценировка стихотворения на фоне клипа из фильма «А зори здесь тихие»)
1-я девушка: Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
2-я девушка: Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мамка, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
1-я девушка: Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг - нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен
В окруженье попал под Оршей
Нам потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, губы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мамка, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная - потому что юность ее прошла в военные годы, счастливая - потому что выжила в этой войне и стала поэтом.
Анну Ахматову война застала в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки! А. Ахматова
4. Страница «Песня о Земле».
Современные поэты тоже не остаются равнодушными к теме ВОВ. Их много, но я хочу остановиться на лирике о войне Владимира Семеновича Высоцкого.
Все, что связано с армией, с людьми, которые служат в ней, с защитой отечества, было для Высоцкого в высшей степени священным понятием. Когда мы слушаем его песни или читаем стихи, трудно представить, что они написаны человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не горевшем в танке, не ходившим в разведку, не сражавшемся в воздушном бою, не хоронившем боевых друзей и, более того, - ни дня не служившем в армии.
Между тем, в военных песнях Высоцкого предельно точно переданы чувства и мысли воинов, победивших врага в самой жестокой и кровопролитной войне. Будучи сыном офицера-фронтовика и живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне.
Тема войны для Высоцкого - это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны. Искренность и патриотизм его военных песен близки и понятны не только ветеранам, но и новому поколению, не знавшему войны, пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю.
Чтец. «Песня о Земле»
- Что олицетворяет собой Земля В стихотворении В.С. Высоцкого? Каким образом поэту послевоенного поколения передать боль и страдания военных лет?
5. Страница «Мы не знали войны»
Учитель: С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших дедов и прадедов. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность - чтить память тех, кто защищал Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.
И настанет день, когда сбудутся когда-то сказанные слова Н. Майорова:
«Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Недокурив последней папиросы »
И я вам желаю, чтобы вы никогда не знали войны.
Звучит военная песня «Мы не знали войны». Просмотр клипа.
Чтец: Пусть помнят те, которых мы не знаем:
нам страх и подлость
были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна
и умирали
за эту жизнь,
не кланяясь свинцу.
1941г. Н. Майоров
Домашнее задание: 1. Написать письмо солдату.
2. Сделать иллюстрацию к любому прозвучавшему сегодня стихотворению.
( 1 задание на выбор)
Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любовь к родине. Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.
Рефлексия.
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какое задание было самым интересным?
- Что было самым трудным?
Не надо никому доказывать, что война - это зло. Что надо делать, чтобы не было войны?
Ответы учащихся.
VII. Итог урока. Оценивание.
За выразительное чтение наизусть стихотворений о войне - учащиеся самостоятельно выставляют оценки на основании критериев оценок за чтение наизусть.
Все знают, что война - это зло. Почему же войны не прекращаются? У меня нет ответа на этот вопрос. Но то, что надо прилагать все усилия, чтобы не было
войны, - в этом я твердо убеждена. Все в мире зависит от каждого от нас.