7


  • Учителю
  • Тема греха, покаяния и возмездия в пьесе Островского Гроза

Тема греха, покаяния и возмездия в пьесе Островского Гроза

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема греха, покаяния и возмездия в драме А.Островского «Гроза»



Цели урока:

Обучающие:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока.

  • раскрыть жизненные позиции главной героини произведения, оказавшейся в ситуации нравственного выбора.

Развивающие:

  • развитие способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции.

  • развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме.

  • развивать умение работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

  • развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • формирование у школьников нравственных ориентиров.

  • умение распознавать истинные и ложные ценности.

  • формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, точку зрения.

  • привитие интереса к изучению художественных произведений.

Оборудование: портрет А.Н.Островского, драма А.Н.Островского «Гроза», критические статьи , словарь С.И. Ожегова, мультимедийный проектор, отрывки из кинофильма «Гроза», песня «Позарастали стёжки-дорожки»,доклады учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: урок - размышление.

Технология: групповая работа, диалог культур, дискуссия.





Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя. Драма «Гроза» оставляет неоднозначное впечатление после её прочтения. Именно поэтому пьеса вызвала немало противоречивых откликов как после постановки произведения, так и позже, через много лет. Попробуем и мы разобраться в той непростой ситуации, которая возникает перед нами.Главный вопрос, на который мы должны с вами ответить:была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского "Гроза" преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание?

Обратите на ключевые слова в названии урока: грех, покаяние, возмездие.

Вы заранее были поделены на 3 группы. Каждая получила по одному понятию. Слушаем 1 группу.

- Значение слова «грех»:

- предосудительный поступок

Пример: Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.).

2.-У верующих: нарушение религиозных предписаний, правилПример: Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Брать г. на душу (поступать плохо; прост.).

3.-грешно, нехорошоПример: Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным).



4. То, что лежит на совести, отягощает ее как чувство вины. Г. на душележит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха.Вопросы к 1 группе.

-в каких значениях это слово можно использовать применимо к поступку Катерины?

-при слове «грех» кто из персонажей приходит первым на ум? (Катерина). Почему? (изменила мужу).

-почему Катерина изменяет Тихону? Что заставляет её идти на это?



Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.

2.Чем Катерина отличается от других персонажей

Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.

3.Мир, в котором живет героиня

Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. (просмотр фрагмента из кинофильма «Гроза»: «А знаешь, как я раньше жила?»)

4.В чем трагедия Катерины

Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».

5.Добролюбов о Катерине

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».

Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.

Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.



-С чего начинаются несчастья Катерины?

Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая женщина понимает, что попала в чуждую ей среду, в царство невежества, косности и самодурства. Катерина пытается всеми силами противостоять ему, что выражается в конфликте с самой яркой представительницей этого мира - Марфой Игнатьевной Кабановой.

-Почему между Катериной и Кабановой возникает неприязнь?

Неприязнь, сразу возникшая между свекровью и невесткой, во многом основывается на различии их характеров.

-Как формировался внутренний мир Катерины?

Внутренний мир Катерины в основном сформировался в соответствии с образом жизни, который она вела до замужества. Она выросла доброй, отзывчивой, очень религиозной (в вере находила утешение, силы) и мечтательной. Воображение уносило ее далеко от того бесцветного мира, в котором она жила теперь. Одна из главных черт, отличающих Катерину от других, - это то, что ей важна суть всего происходящего, а не форма; она не может жить среди мертвых формул, утративших смысл.

-В чём Кабанова видит смысл жизни?

А для Марфы Игнатьевны соблюсти порядки, строго следовать древним устоям - смысл и цель жизни. Она с рвением выискивает отступников. Но соблюдение правил "Домостроя" лишь служит объяснением ее душащего все проявления жизни и воли деспотизма.

-Как можно объяснить то. Что Катерина решилась изменить мужу?

Сначала Катерина старается смириться с той атмосферой, в которую попала, гасить в себе протест против "увядания" под гнетом Марфы Игнатьевны. Но постоянное давление, ущемление прав и одиночество сделали свое дело: Катерина воспротивилась. Ее протест нашел выражение в любви к племяннику Дикого Борису Григорьевичу, так как любовь - это единственное, в чем женщина того времени могла проявить себя.

И теперь, поняв, в какой ситуации оказалась Катерина, разве можно ставить ей в вину невольный порыв, внезапно возникшее чувство? Ведь девушку отдали замуж очень рано. "Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!" - говорит ей Варвара. Да и за кого отдали? За того, кто шагу без "маменькиного" слова ступить не может, не то что за жену заступиться! Вот и оказалась Катерина один на один с Марфой Игнатьевной.

Поэтому Катерина подсознательно ищет кого-нибудь, кто бы смог стать ей опорой, дать ей поддержку, понять ее. Она выбирает Бориса потому, что он, на первый взгляд, очень отличается от тех людей, в окружение которых попала героиня. Но постепенно становится ясно, что Борис Григорьевич- лишь "образованный Тихон". В нем нет той решимости, которая есть в Катерине. Он, видя всю нелепость мира Диких и Кабановых, не может и не хочет ничего предпринять, чтобы избавить себя от его влияния и вопреки ему быть счастливым с возлюбленной. Как и Тихон, Борис только жалуется на свою судьбу и сокрушается: "Эх, кабы сила!" Для него Катерина - слишком сложная, глубокая натура. Он подсознательно это понимает и уже через некоторое время хочет отдалиться от нее, убежать.

Героиня, мечтая обрести у Бориса утешение, надежду и новые силы, окунается в чувство, словно в омут, не думая о последствиях и не боясь никакого суда: ни божьего, ни людского.

-Но разве безгрешны остальные персонажи пьесы?

Тихон не заступается за жену, Борис соблазняет и бросает, Варвара помогает обманывать мать и своего брата. Так почему же мы в первую очередь вспоминаем Катерину? Она единственная кается перед окружающими в содеянном.(не раскаивается, а кается). Таким образом, мы подходим ко второй проблеме: проблеме покаяния. Слово второй группе. Значение слова «покаяние»:

Покаяние

1) а) Добровольное признание в совершенном проступке. б) Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки. 2) Признание в своих грехах перед священником; исповедь. 3) разг. Раскаяние в чем-л. ...

покатив". 2. Высок. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. Искреннее, чистосердечное, публичное признание в слабости

Но, спустя некоторое время, неизбежно наступает прозрение. Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, изменив мужу. И все оправдания, все надежды на будущее отступают и рушатся перед страшным словом "измена".

Чтобы продолжать отношения с Борисом после приезда мужа, надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела. Она не хотела жить, как Варвара: "Делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было".



о Катерине

Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.

«Такая уж я зародилась горячая - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

Любовь в жизни Катерины

Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.



- если для многих людей самое страшное наказание -людской суд, то для Катерины ужаснейшая кара - муки совести. Безусловно, совершая "преступление", она знала, что восстановит против себя всех жителей города Калинова. Но героиня рассуждала: "Коли я греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?" На память сразу приходит грибоедовская фраза: "А судьи кто?" (нет безгрешных в городе Калинове, но у них всё «шито-крыто»).

-Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своем поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы -свободы ее совести.

-Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина "Страшного суда", которую она видит на стенах галереи, - все это доводит ее до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признается мужу в своем "грехе". Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.

(Просмотр отрывка из кинофильма «Гроза»(сцена признания)).

3 группа. Возмездие.

Возмездие - воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача.

Возмездие</<font color="#000000"> - Отплата, мзда, кара, наказание за какой-н. поступок. Заслуженное возмездие. Получить возмездие.

Не людской суд, а угрызения совести стали для Катерины настоящим возмездием. (Чтение монолога Катерины «Нет, нигде нет…» до слов «Куда теперь?».Прослушивание фрагмента песни «Позарастали стёжки-дорожки…»).

-почему Катерина решается на самоубийство? (Чтение монолога «Куда теперь?Домой идти?»)

-заслужила ли Катерина такую судьбу? Возможен ли был другой исход событий?

-Какие выводы мы можем сделать? Самоубийство Катерины-сила или слабость?

-возможна ли такая ситуация в любое другое время или она характерна только для эпохи Островского?

(стих Беллы Ахмадуллиной «О мой застенчивый герой…».)

Итог, вывод.

Домашнее задание. Написать письмо одному из персонажей драмы.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал