7


  • Учителю
  • Статья на тему Анализ эпического произведения в старших классах

Статья на тему Анализ эпического произведения в старших классах

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

21



СОДЕРЖАНИЕ



1. Эпос как род литературы………………………………………………………

2. Общие задачи работы над эпическим произведением в современной школе……………………………………………………………………………....

3. Своеобразие анализа эпического произведения в старших классах……….

4. Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Нигилизм и его последствия»……………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………...

7





13

16





18



33

34









































































Введение



Проблема совершенствования образования и воспитания под­растающего поколения в XXI веке интересует учёных и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, проблемы диалога культур, усвоение знаний в обобщённом виде и поиск системообразующих принципов для программ и учебно-методических комплексов, воспитание системных координат личности.

«Концепция современного литературного образования включает ряд проблем:

- чтение, воспитание и интерпретация литературного произведения;

- учёт уровней литературного развития школьников;

- совершенствование школьного литературоведения на основе пара­дигмы развивающего обучения;

- ориентация на воспитание творческой личности, способной к са­мостоятельной деятельности и др.

Целью литературного образования на современном этапе является формирование компетентного читателя, способного к целостному восприятию литературного произведения в контексте национальной и мировой культур. В связи с этим одна из задач изучения литературы в школе - осмысление художественной литературы как искусства слова»1.

Особое значение имеет формирование нового типа взаимоотноше­ний между учителем и учеником. Большие воспитательные возможности литературы не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания. Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитие его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний.

Выполнение поставленных задач: обеспечить в преподавании связь с жизнью, усилить воспитательное воздействие литературы, стимулиро­вать самосознание и самообразование школьников, научить их методам познания, совершенствовать речь учащихся, развивать воображение, чувство прекрасного требует от учителя-словесника не только хорошего знания предмета, но и постоянного внимания к личности ученика.

Представление о необходимости совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии школьника и мотивации его деятельности начинает утверждаться в теории и практике преподавания литературы. Представляется, что литературу следует изучать в широком культурном аспекте и при установке на формирование личности, способной к самоопределению.

Развитие читательской активности - одна из важнейших задач школы, ведь читательская культура школьников является существенным пока­зателем духовного потенциала общества. Художественное творчество даёт читателю наглядную картину мира, несет в себе элемент эсте­тического наслаждения, нравственного урока, ту духовную радость, испытать которую так важно каждому.

Необходимо прививать учащимся любовь к художественной литературе, развивать у них художественный вкус, умение самостоятельно воспринимать и оценивать произведения литературы, размышлять над ними. Без этого изучение литературы в школе может привести к чисто формальному усвоению знаний.

«Формирование читательских умений - одна из важнейших задач изучения художественной литературы в современной школе, особен­но остро вставшая в связи с введением новых усовершенствованных программ, в основе содержания и структуры которых лежит концепция литературного образования, базирующаяся на творческой деятельности школьников.

Литературное развитие школьников предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры, накопление читательского опы­та и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере.

Поэтому все современные программы по литературе направлены на выработку у школьников основных читательских умений, среди которых особую трудность вызывает у подростков умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям»2.

Временные стандарты литературного образования подготовлены в расчете на базовый компонент литературного образования, его инвариантное ядро. Это сделано с целью сохранения лучших тради­ций литературного образования в России, установления творческого взаимодействия ученых и учителей, придерживающихся различных взглядов. В разработке методологии преподавания литературы за основу взято «развивающее образование». Новое содержание образования связано с поисками новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

В методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятие художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

В данной работе показан эпический род литературы как специфическая черта при изучении художественного произведения в средних и старших классах.

Цель данной работы: изучение особенностей анализа произведений эпического рода в старших классах.

Достижению данной цели подчинены следующие задачи:

1. Дать понятие об эпосе как литературном роде, определить основные особенности эпоса как рода литературы.

2. Выяснить, какое место занимают произведения эпического рода в школьной программе.

3. Определить специфику восприятия школьниками эпических произведений.

4. Выяснить специфику анализа произведений эпического рода в старших классах.

5.Раскрыть содержание уроков по анализу произведений эпического рода в старших классах.













































1. Эпос как род литературы

а) особенности эпического рода литературы.

Эпос (греч. еpos - слово, повествование, рассказ) - литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, ход событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса - в организующей роли повествователя: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то происшедшем и воспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда к расхождениям.3

Наиболее точное определение эпосу дал В.Г.Белинский: «эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю. В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в совершенном равновесии к самим себе и созерцаемому их поэту или читателю».4

От объективности эпического повествования говорит и И.А.Гуляев: «В эпическом произведении внешние обстоятельства определяют поведение действующих лиц, их настоящее и будущее».5

Повествовательный пласт эпического произведения взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодавлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования.

Эпическое повествование ведется от лица названного повествователем, своего рода посредником между изображаемым и слушателями, свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком.

Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, то есть картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо - в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» - говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах. Арсенал литературно-изобразительных средств эпос использует в полном его объеме, что придает образам иллюзию пластичной объемности и зрительно-слуховой достоверности. Эпос не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько «изображающий», то есть повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях.

Эпическая форма опирается на различного типа сюжетные построения. В одних случаях динамика событий явлена открыто и развернуто, в других - изображение хода событий как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях. Объем текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен - от рассказов-миниатюр до пространных эпопей и романов. Эпос может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое не доступно другим родам литературы и видам искусства. При этом повествовательная форма в состоянии воссоздать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Со словом «эпос» связано представление о показе жизни в ее целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и мироощущений. В природе эпоса - универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы и искусства в целом.

Итак, основные черты эпических произведений - воспроизведение внешних по отношению к автору явлений действительности в объективном ходе событий, повествовательность и сюжетность. При изучении эпоса как рода литературы необходимо познакомить учеников с этими чертами. Это особенно важно при разграничении родов и жанров литературы.



б) своеобразие жанров эпоса.

Трудности встающие при анализе эпических произведений, возникают уже при определении жанра сочинения. Серьезную ошибку допустит тот, кто станет рассматривать рассказ или повесть, предъявляя к ним требования, которым может соответствовать лишь роман.

Одна из методических задач учителя - познакомить учащихся с жанровым своеобразием эпических произведений и научить применять эти знания при анализе произведений. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся и этапы литературного образования в школе. Работа в VII - VIII классах направлена на систематизацию представлений о родах и жанрах литературы, в круг изучения входят такие жанры как: роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла. Теория литературы в старших классах помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе).6 Некоторые формы прозы относятся и к лирико-эпическим жанрам.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. И объем произведения играет не последнюю роль в выборе пути анализа. Это обусловлено ограниченностью во времени и насыщенностью школьной программы. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А.Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения… Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое произведение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельным ученикам, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали»7

Небольшие по объему эпические произведения, как правило, читаются и разбираются целостно в классе. Но одно дело сказка и басня, другое - былина, баллада, короткий рассказ. Разбор сказки в основном подготовлен уже выразительным чтением, практическим усвоением ее текста (устные и письменные пересказы, наблюдения над языком). «В басне внимательно рассматривается ее прямой смысл, то, как баснописцем обрисованы персонажи, будь то звери, растения, будь то люди. Басня прочитывается так, чтобы она вызвала улыбку или смех, чтобы ее «веселое лукавство» (Пушкин), ее ирония дошли до юных слушателей. Пусть школьники наслаждаются умением Крылова двумя-тремя строками обозначить характер персонажа, его манеру выражать мысли».8 Можно привлечь свидетельства современников о том, что Крылов читал свои басни с намеренной лукавой простотой, рассчитанной прежде всего на то, чтобы слушатель воспринял живые картины, самих «героев» басни, вдоволь посмеялся над ними или посочувствовал им. Только после этого переходят к переносному, аллегорическому смыслу басни, вдумываются в ее мораль. Басню пересказывают, читают в лицах, инсценируют. Младшие школьники могут иллюстрировать басни. Обсуждаются случаи из жизни, к которым можно было бы приложить мораль басни. Басня выучивается школьниками наизусть или запоминаются меткие басенные выражения. Такая работа связана с развитием речи учащихся.

На грани двух родов литературы находится поэма, изучение которой для школьников представляет немалые трудности. С рассказом и повестью поэму роднит наличие в ней сюжета. С выяснения сюжетной основы поэму целесообразнее всего и начинать о ней беседу. Из-за авторских отступления, исповеди героя, сюжет ослабляется. Поэтому от общего взгляда на сюжет поэму словесник переходит к наблюдениям над ее композицией. Выясняется и записывается ее план. Но нельзя забывать и о выразительном чтении.

Изучение больших по объему произведений потребует и больше времени, но именно при изучении таких произведений более всего следует избегать неумеренного растягивания и детализации анализа. В повести Гоголя «Тарас Бульба» из десяти глав ее особенно трудны три главы, в которых рассказано в встречи Тараса с сыновьями и объезде в Сечь, О сечи, ее порядках и нравах, о запорожцах в битве под Дубно, о Тарасе в роли полководца, о героизме Остапа и смерти Андрия. Эти главы учащиеся должны уметь пересказать, наиболее важные отрывки из них читаются в классе. Остальные главы пересказываются очень кратко, в нескольких предложениях (что изображено в них, какое значение они имеют для понимания содержания произведения).

«В разборе крупных произведений надо идти от целого и общего к частным эпизодам, особенно важным для понимания произведения. Целостный разбор повести «Тарас Бульба» может занять два-три урока. Здесь могут быть поставлены примерно следующие вопросы и задания, помогающие раскрыть основное и главное в произведении: 1) время и люди, изображенные в повести; 2) что общего у героев произведения, кто из них особенно выделяется; 3) каков Тарас Бульба, как он проявляет себя в домашнем быту, в Запорожской Сечи, в битвах с польскими панами, в поисках Остапа, в последнем эпизоде; 4) как изобразил писатель запорожских казаков в бою под Дубно, как сражаются и умирают они, чем похожи они на былинных богатырей; 5) сыновья Тараса Остап и Андрий, история Остапа и история Андрия: оценка характеров и поступков Остапа и Андрия.

Далее учитель может обратиться к особенно значимым деталям, отображающим мастерство писателя»9.

Необходимо учитывать и исторический характер жанровых определений, и авторское к ним отношение. Нельзя понять, почему А.С.Пушкин назвал свою книгу «Повести Белкина», не зная, что в прошлом те произведения, которые мы ныне называем рассказами, именовались повестями (из-за особой объективированной формы подачи событий).

Не менее сложным является разграничение жанров внутри малой эпической формы, поскольку границы между рассказом и очерком весьма условны, а многие современные советские литературоведы отказываются признавать разницу между рассказом и новеллой. Но это не должно привести к отказу от точного определения жанра. Задача и состоит в том, чтобы охарактеризовать своеобразие произведения писателя с учетом и традиций и новаторства.

«Без учета жанровых особенностей трудно раскрыть и содержание анализируемого произведения, так как близкая проблематика по-разному раскрывается в романе и рассказе. Так, например, и в рассказе А.Серафимовича «Бомбы» и в романе М.Горького «Мать» изображается рост революционного сознания женщины из рабочей среды. Однако сами жанры, избранные авторами этих произведений, представляют для них неравные возможности и в масштабности изображения образа героини. В «Бомбах» Серафимович сосредоточил свое внимание лишь на изображении переломных моментов в судьбе Марьи. Роман М.Горького не исчерпывается темой духовного роста Ниловны. В нем показаны и вовлечение рабочей молодежи в революционную борьбу, связь революционной интеллигенции, несущей социал-демократические идеи, с пролетарским движением и другие жизненные явления».10

Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, - его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте.



2. Общие задачи работы над эпическим произведением в современной школе



Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе непостижима. Поэтому важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне.

На уроках литературы, посвященных эпическим произведениям, много читают вслух. Это особое искусство, так как прозаическое произведение многоголосно: кроме голоса автора-повествователя, звучат голоса героев, иной раз очень непохожие. Проза обладает своим ритмом, который надо уловить и передать, следуя членению речи на такты. Повествовательное произведение, особенно большое, отличается богатством интонационных решений. Спокойное авторское изложение сменяется лиризмом описаний, драматизмом сцен, пронизывается комизмом и так далее. Проза позволяет прибегать и чтению по лицам, причем выделяется читающий за автора. Выразительное чтение помогает усилить сопереживание и эмоциональное восприятие произведения. Особенно важно первичное чтение. В первичном чтении художественных произведений закладываются основы понимания их: самостоятельная оценка героев, их характеров, мыслей, чувств, поступков. Как правило, эпическое произведение, особенно крупное, прочитывается учащимися полностью до уроков по нему в классе.

Перечитывание эпического произведения сопровождается пересказыванием отдельных страниц, выделением истории того или иного героя, сопоставительным пересказыванием эпизодов. Это делается ради решения того вопроса, который поставлен в начале работы над произведением.

От класса к классу пересказывание и досказывание произведения или его эпизодов все в большей степени обогащается суждениями о героях, оценками их поступков, элементами их характеристики. Старшеклассники должны уметь углубляться в подтекст произведения, раскрывать его глубокий смысл, сравнивать героя с героем, произведение с произведением.

Все же одно чтение, рассчитанное только на непосредственное эмоционально-эстетическое восприятие, далеко не всегда раскрывает школьникам познавательную и воспитательную сущность литературного произведения. Нужен также и анализ, которые не подавляя эмоционально-эстетического впечатления, поднимал бы его на более высокую ступень понимания. При анализе произведения ставится цель донести до учащихся его объективный смысл, помочь им войти в мир художественного произведения, осознать авторское отношение к изображаемому. Не менее важно стимулировать личностный подход к проблемам, поставленным автором, иначе литература не окажет воспитательного воздействия на подростков и юношей.

Приступая к анализу произведения, учитель обдумывает три основных вопроса:

  1. Цель и содержание разбора;

  2. Организация работы (разработка материала по урокам, система знаний);

  3. Методика вовлечения учеников в эмоционально-познавательную деятельность.

Именно в анализе литературных произведений открываются многообразные возможности связывать их с современной жизнью, показывать в них не только отражение в прошлой действительности, но и то, что живо перекликается с характерами и поведением современных людей.

В школе плодотворен историко-функциональных подход, когда при истолковании произведения принимается во внимание жизнь его в читательском сознании разных эпох. При выборе трактовки произведения учитывается и психологический аспект - необходимость вызывать интерес учащихся, и потребность в активном соучастии при работе с текстом.

Независимо от того, какой путь разбора будет принят в качестве основного, эпическое произведение должно изучаться целостно, как художественное единство, в неразрывности содержания и формы. Связать и сюжет, и другие элементы композиции, и образы, и приемы изображения, которыми пользуется писатель, с проблемами, которые волнуют его, и выбрать для решения этого наиболее оптимальный методический вариант - задача учителя. При этом важно, чтобы каждая «клеточка», каждый структурный элемент произведения был понят не в его замкнутости, а в соотнесенности с общим замыслом.

Можно назвать несколько условий, соблюдение которых ослабляет впечатление раздробленности анализа:

  1. нужно стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на элементах образной системы в процессе постепенного «движения в тексте»;

  2. необходимо избегать схематизма, отвлеченности. Анализ постоянно должен сопровождаться синтезом, не ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно-образные представления школьников;

  3. надо создавать условия для появления и сохранения эмоциональных реакций учащихся в процессе разбора;

  4. необходимо избегать избыточности анализа, то есть слишком подробного обилия сведений, что трудно усваивается учащимися, при этом главное остается без внимания;

  5. однообразие методов и приемов ведет к схематизму, вызывает равнодушное отношение детей к прочитанному.

Различия в подходе к эпическим произведениям в разных классах связаны с возрастом и познавательными возможностями учащихся. Но нельзя даже с младшими подростками сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне. Анализ в любом классе должен быть содержательным.

Итак, различия в работе над эпическим произведением зависит от жанра, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи.



3.Своеобразие анализа эпического произведения в старших классах

В старших классах (X - XI) историко-литературный принцип является главным в построении курса. Историко-литературный курс старших классов дает системное представление об эпохах развития литературы, сопоставляя произведения русских и зарубежных авторов и выделяя лейтмотивы искусства определенного времени, следя за национальными и индивидуальными вариациями проблем в творчестве писателей. Искусство слова изучается как художественное отражение жизни в ее историческом движении, как порождение и отражение определенной эпохи с ее социальными, нравственными и эстетическими проблемами - это позволяет воспринимать их как художественные ценности, которые не теряют своего значения и в наше время. Писатель выступает как живое лицо, мы видим в нем черты его времени, вместе с тем понимаем, что он участник сегодняшней жизни, воздействующий на духовный мир читательских поколений.

В старших классах учащиеся овладевают:

а) историко-литературными знаниями о наиболее существенных особенностях литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, символизма);

б) теоретико-литературными знаниями о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы; об основных способах выражения сознания автора в произведении; о целостности литературного произведения.

Учащиеся должны:

- знать содержание изучаемого произведения, его оценки в критике и уметь формировать свое отношение к авторской позиции;

- характеризовать главных героев произведений разных родов.

Учитывая вышеперечисленные особенности изучения литературных произведений в старших классах определим своеобразие анализа эпических произведений:

- необходимо рассматривать произведение в контексте творчества писателя, эпохи;

- учитель должен выработать у учащихся умения характеризовать героев в социально-нравственном аспекте.

В связи с большим объемом материала и сложностью изучаемых произведений, анализ эпических произведений все чаще становится:

а) обзорным - груз избираемых учителем вопросов, которые рассматриваются в общих чертах без обращения внимания на детали;

б) выборочно-направленным, то есть вопросы, проблемы, которые выбираются учителем, обладают емкостью и избирательностью;

Кроме того, в старших классах виды деятельности учителя и учащихся сокращаются: все внимание сосредотачивается на осмыслении текста, обеспечение его понимания. Однако анализ не должен вестись в отрыве от самого текста. Внимание к деталям произведения, его художественному своеобразию помогает ученикам понять позицию автора и усвоить авторскую концепцию.

Таким образом, совершенно необходимо, чтобы в сознании учеников сложилась целостная картина развития искусства слова и возникло законченное представление о смене исторических эпох в результате обучения. Кроме того, важно, чтобы анализа в старших классах вовлекал в активную познавательно-творческую деятельность учеников.



4. Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Нигилизм и его последствия»



Тема урока: «Нигилизм и его последствия».

Цели урока:

- познакомиться с характеристиками нигилизма, данными в раз­ных источниках разного времени;

- сопоставить понятие нигилизма и взгляды Базарова;

- подвести к мысли о его разрушительном воздействии на характер личности и общества.

Сердце Тургенева не могло быть с первым в нашей литературе большевиком.

Б. Зайцев.



Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Турге­нева, что он заставляет Базарова в конце концов вчистую проиграть Кирсанову.

П. Вайль, А.Генис.



Ход урока



Учитель. Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Мо­гут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?

Сегодня мы поговорим об убеждениях Базарова. О том, что скрывается под пугающим словом нигилизм. Что вкладывают герои в это понятие. Соответ­ствуют ли их оценки реальному содержанию слова?

Первая учебная ситуация.

Нам предстоит словарная работа. На карточках представлено несколько фор­мулировок, характеризующих одно и то же понятие - нигилизм. Выберите из них ту, которая вам больше всего нравится. Запишите её, указав источник (автора), подчеркните решающие определения, характеризующие данное по­нятие.

? Нигилизм - это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? Почему?

Нигилизм (от лат, nihil - «ничто») - отрицание общепринятых цен­ностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. Тургенева «Отцы и дети» (1862). В русской публицисти­ке XIX века: у «охранителей» - бранная кличка; у рев. Демократов - назва­ние участников демократического и революционного движения 60-х - начала 70-х гг., отрицавших крепостнические традиции.

Большой энциклопедический словарь.



Нигилизм - «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё. чего нельзя ощупать».

В. Даль.

Нигилизм... - «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».

Толковый словарь русского языка.



Нигилизм - «философия скептицизма, которая возникла в России в XIX веке в начале правления Александре II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»... Надеждин... приравнивал нигилизм к скептицизму. М. Катков, журналист, известный своим консерватизмом, в основном благодаря которо­му нигилизм рассматривали как синоним революции, преподносил нигилизм как явление, представляющее социальную опасность, отрицающее все мо­ральные принципы.

Иван Тургенев в своём знаменитом романе «Отцы и дети» (1862) из­ложил в общедоступной форме идею нигилизма устами персонажа Базарова, в результате чего нигилистов 1860-х и 70-х годов рассматривали как взъеро­шенных, неопрятных, буйных и оборванных бунтарей против устоев и обще­ственного строя. Философию нигилизма стали ошибочно ассоциировать с убийством Александра II (1881) и политическим террором, применяемым экс­тремистами во времена подпольных антимонархических организаций.

Если для консерваторов нигилисты были бичом века, то для либералов, таких как Н. Чернышевский, они являлись переходным фактором в развитии нацио­нальной мысли, ступенью борьбы за свободу личности, подлинным духом молодого бунтарского поколения. В своём романе «Что делать?» Чернышев­ский предпринял попытку найти положительные аспекты в философии ниги­лизма. Князь Пётр Кропоткин, ведущий русский анархист, в своих мемуарах определял нигилизм как символ борьбы против любых форм тирании, лице­мерия и искусственности и за свободу личности.

В своей основе нигилизм представлял философию отрицания всех форм эстетического; он пропагандировал утилитаризм и научный рациона­лизм. Социальные науки и классические философские системы полностью отрицались. Нигилизм представлял собой грубую форму позитивизма и мате­риализма, восстание против установленного общественного строя; он отрицал любую власть государства, церкви или семьи. Его вера основана только на научной истинности; наука для нигилизма стала панацеей от всех социальных проблем. Все пороки, по убеждениям нигилистов, происходили от единствен­ного источника- невежества, преодолеть которое способна только наука».

Британника.

Нигилизм - это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отри­цании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государственных институтов. Как известно, активизируют эти убеждения в переломные эпохи: 60 - 70 годы XIX века. начало XX века, Философия нигилизма позитивной быть неможет, так как отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Наряду с этим существует нигилистическое вос­приятие действительности, возникающее при любых общественных или ча­стных столкновений во все времена. Оно естественно и направлено на отрицание отдельных недостатков. Как правило, эта болезнь роста свойственна молодёжи и быстро проходит.

Учитель. Интересно отменить, что в разных источниках дается свой вариант возникновения термина нигилизм. Британская энциклопедия ведет его исто­рию со Средних Веков. Современные исследователи (Ф. Кузнецов, П. Пустовойт) относят к 30-м годам XIX века. При этом критики (Н. Надеждин, В. Бе­линский и др.) вкладывали в это слово иное значение: нигилистами называ­лись люди невежественные и тёмные.

Только с появлением демократов-разночинцев это понятие стали неразрывно связывать с ними. Естественно, в зависимости от взглядов, одни хвалили, а другие ругали.

Вторая учебная ситуация.

Проверка домашнего задания - сводной таблицы, представляющей взгляды Евгения Базарова. Три ученика (по едкому пункту таблицы каждый) знакомят класс с цитатами, которые им удалось обнаружить и занести в таб­лицу. Слушатели сверяют свои варианты с предложенным, дополняют свои записи, если в этом есть необходимость. Затем все обсуждают вопрос и крат­ко записывают ответ.

? Соответствуют ли взгляды Евгения Базарова нигилистическим воз­зрениям, или Тургенев ошибся, причисляя его к нигилистам?

Примерный вариант выполнения задания.



Научные и философские взгляды.



































































































































































































Эстетические.



«Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе... Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезен­ка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравствен­ные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы су­дить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой».

«...Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприят­ности, портит свою жизнь».

«...мы теперь вообще над медициной смеёмся и ни перед кем не пре­клоняемся».

«...Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечности», где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой мате­матической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!»

«...я придерживаюсь отрицательного направления - в силу ощуще­ния. Мне приятно отрицать, мозг мой так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? - тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения...»

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем… Всё...» «Что ж, коли он (народ) заслуживает презрения! Вы порицаете моё направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ра­туете?» «..А потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и док­тринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передо­вые люди, и обличители никуда не годятся, что мы занимаемся вздо­ром, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все на­ши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказы­вается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только налиться дурману в кабаке...»

«А я тогда буду готов согласиться с вами... когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

«...нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от вся­ких пустяков, которыми сызмала набивали людские головы, от без­образного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет... По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр. «...А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он житье белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»





Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта...»

«И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. При­рода не храм, а мастерская, и человек в ней работник...» .

«Рафаэль гроша медного не стоит...»

«Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть...»

«Я нахожу, что говорить красиво - неприлично».

«...Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает... Растолкуй ему, по­жалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бро­сить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай

ему что-нибудь дельное почитать...»

« - Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в ...м уезде - играет на виолончели! (Базаров продолжал хохотать...)»





Взгляды Базарова вполне соответствуют нигилистическим воз­зрениям. Отрицание, доходящее до абсурда, всего и всех: нравственных зако­нов, музыки, поэзии, любви, семьи - попытка объяснить все явления дейст­вительности, даже необъяснимые, с помощью научных изысканий, материа­листически, рационализм - всё это проявления нового направления, откры­того Тургеневым и навеки запечатленного в образе Базарова.

Третья учебная ситуация.

Ученики работают в группах. Каждая группа получает все пясть кар­точек для ознакомления (при подготовке карточек к работе они не нумеруют­ся, имена авторов не указываются). Группе предстоит выбрать свою, в соот­ветствии с заданием, обдумать свои выводы и ответить на вопросы. Необхо­димо приготовить выразительное чтение текста карточки. После .десяти минутного обсуждения каждый участник группы предлагает свои раз­мышления относительно высказывания на карточке и отвечает на вопросы.

? Нигилизм - панацея от социальных болезней или болезнь века? Излечима ли она или смертельна для общества, подвергшегося ей?

Задание к карточке 1. Из пяти вариантов выбери высказывание, кото­рое могло бы принадлежать критику Д. Писареву, изложившему свои сообра­жения в критическом очерке «Базаров» в 1862 году. Докажи правильность своей точки зрения.

Задание к карточке 2. Из пяти вариантов выбери высказывание, кото­рое могло бы принадлежать философу Л. Шестому, изложившему свои сооб­ражения в критическом очерке «Апофеоз беспочвенности» в 1905 году. До­кажи правильность своей точки зрения.

Задание к карточке 3. Из пяти вариантов выбери отрывок, который мог бы принадлежать писателю Л. Андрееву, высказавшему свои соображе­ния в 1906 году. Докажи правильность своей точки зрения.

Задание к карточке 4. Из пяти вариантов выбери высказывание, кото­рое могло бы принадлежать французской, студентке, изложившей свои соображения в сочинении 1980-х годов. Докажи правильность своей точки зрения.

Задание к карточке 5. Из пяти вариантов выбери высказывание, кото­рое могло бы принадлежать русской студентке, изложившей свои соображе­ния в сочинении 1980-х годов. Докажи правильность своей точки зрения.



карточка №1.

Впереди - никакой высокой цели; в уме - никакого высокого по­мысла, и при всём этом - силы огромные, - Да ведь это безнравственный человек/ Злодей! Урод!- слышу я со всех сторон восклицания негодующих читателей. Ну, хорошо, злодей, урод; браните больше, преследуйте его са­тирой и эпиграммой, негодующим лиризмом и возмущённым общественным мнением, кострами инквизиции и топорами палачей, - и вы не вытравите, не убьёте этого урода, не посадите его в спирт на удивление почтенной публике. Если базаровщина - болезнь, то она болезнь нашего времени, и её приходится выстрадать, несмотря ни на какие паллиативы' и ампутации. От­носитесь к базаровщине как угодно - это ваше дело; а остановить - не остановите; это та же холера...

Из Базаровых при известных обстоятельствах вырабатываются ве­ликие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, силь­ными и годными на всякую работу,

...теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум;

эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влиянии вы­ведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

Д. Писарев, 1862г.

карточка №2.

Пусть с ужасом отвернутся от нас будущие поколения, пусть исто­рия заклеймит наши имена, как изменников общечеловеческому делу, - мы всё-таки будем слагать гимны уродству, разрушению, безобразию, хаосу, тьме. А там хоть трава не раст.

Л. Шестов, 1905г.

карточка №3.

Савва. ...Я и решил - уничтожить всё.

Липа. Что ты говоришь?

Савва. Ну да, всё старое.

Липа. А человека?

Савва. Л тебе человека жалко? Останется, не бойся. Ему мешает глупость, которой за эти тысячи лет накопилась целая гора. Теперешние умные хотят строить на этой горе, но. конечно, ничего, кроме продолжения горы, не выходит. Нужно срыть её до основания- до голой земли... Унич­тожить всё: старые дома, старые города, старую литературу, старое ис­кусство... старое платье, всё.

Липа. Но кто же это сделает, уничтожит всё?

Савва. Я. Начну я, а потом, когда люди поймут» в чём дело, то при­соединятся другие. Я принёс на землю меч, и скоро все услышат его звон.

Липа. Это ужасно! Сколько крови!

Савва. До, многовато, но если бы был её целый океан, всё равно через это надо перешагнуть. Когда дело идёт о существовании человека, тут уж не приходится жалеть об отдельных экземплярах. Только бы сам выдержал! Ну а не выдержит - туда ему, значит, и дорога, не в свои, значит, сани сел, Мировая ошибочка произошла.

ЛАндреев. 1906г.

карточка №4.

Евгений Базаров - отличная карикатура на «детей» восьмидесятых, Приходится признать: сегодня очень много молодых людей на Западе «бо­рются», не зная ни с кем, ни почему, ни во имя каких идеалов. Я совершенно согласна с И. Тургеневым: прежде чем ломать, надо знать, что хочешь по­строить, А как раз от такого размышления вас стараются отвлечь. Отвергая скопом всё: мораль, принципы, опыт, идеалы, искусство, любовь, не отличая негатив от позитива, ниспровергатели оказываются, в конце концов, фразёрами, не способными на действие, ибо без учёта опыта предыдущих олений нельзя в точности представить себе задачу, цель. Отбившиеся от общества блудные дети покорно возвращаются назад, нередко вчерашний «революционер» становится тихим клерком, довольным буржуа... Как разрушение не имеет ничего общего с созиданием, так и нигилист не имеет ничего общего с подлинным революционером.

Из сочинений французской студентки, 1980-е годы

карточка №5.

У всех нас накопилась тоска по такому герою-лидеру, идеологу, уве­ченному в своей социальной правоте... Жизненная энергия и социальная правота Базарова, ниспровергателя обветшалых идей, до сих пор посылает нам кванты созидательной духовной силы.

Из сочинения русской десятиклассницы, 1980-е годы

Учитель. Хочу предложить вам некоторые комментарии. Одно из вы­сказываний, данных вам, принадлежит Д.И. Писареву, очень популярному в революционно-демократических кругах 60-х годов XIX века критику, нис­провергателю авторитетов, «реалисту», воспевшему пользу. Он анализирует человеческие типы и выносит свой суровый «приговор»: люди в массе своей слабы и безвольны. Редко среда них появляются личности незаурядные, кото­рые «осознают своё несходство с массою и смело отделяются от неё поступ­ками, привычками, всем образом жизни. Пойдёт ли за ними общество, до это"» !0 им нет дела. Они полны собою, своею внутреннею жизнью и не стесняют И в угоду принятым обычаям и церемониалам. Здесь личность достигает [полного самоосвобождения, полной особности и самостоятельности.

Словом, «у Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля. Мысль и дело сливаются в одно твёр-всецелое».

Следующее - отрывок из книги афоризмов философа другого време-т - начала XX века - Льва Шестова. Размышляя о роли литературы, он говорит о непреодолимой тяге современного читателя, отвернувшегося «от своих старых идолов» - добра и разума - и возведших на трон новые - зло |и безумие. И хотя «культ беспочвенности» недолговечен и «окончательное 'Торжество в жизни... обеспечено за добром и здравым смыслом»,- «наше [поколение уже не вернётся на старый путь».

Драма «Савва» Леонида Андреева упомянута в Британской энцик-ртпедии в главе о нигилизме как пример деградации нигилистской философии, «которая из веры в науку превратилась в средство оправдания террора и разрушения как пути достижения общих целей». Сам автор назвал свою пьесу «жёстко анархической». Критика и ругала, и хвалила. Героя сопостав­ляли с Иваном Карамазовым, с «мещанским Манфредом, вульгарнейшим из чёртиков, самоучкой-демоном», называли «настоящим маньяком». Пьеса бы­ла запрещена к постановке. И разрешена только после событий 1917 года. Она неоднократно ставилась, а позднее была даже экранизирована.

Вариант ответа первой группы.

По мнению Писарева, сочувствовавшего Базарову и считавшего его героем времени, реальным жизненным явлением, в отличие от перечисленных «лишних» персонажей - Онегина, Печорина, Рубина. Белътова, - это новый герой, выдающийся из массы посредственностей, человек дела, образованный «реалист». Критик даже оправдывает в Базарове и объясняет характером эпохи его презрение к «романтизму» - музыке и поэзии.

Да, «базаровщина» - болезнь, но в ней виновато общество, в котором «негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы». Прав­да остаётся на стороне Базаровых, и Тургенев, как настоящий художник, не мог не увидеть этого. Оказывается, что болезнь времени могла бы обер­нуться панацеей для общества, в котором живут, трудятся и мужественно умирают такие люди. Только общество неспособно не только понять их, но и найти им применение. Поэтому им ничего другого не остаётся, как умереть, не применив своих знаний и силы.

Вариант ответа второй группы.

Если следовать мысли философа, нигилизм - болезнь времени, и неиз­лечимая. Обратив внимание на дату написания «Апофеоза...», легко заме­тить, чем закончилась для общества и для страны эта болезнь: разрушением и гибелью всего через десяток лет. Нигилизм - болезнь молодых, и в ней все­гда есть вина старшего поколения, породившего её. Если бы общество знало и умело, а главное, хотело избежать ошибок, оно бы гораздо серьёзнее отно­силось к таким явлениям, как массовый социальный нигилизм.

Вариант ответа третьей группы.

Лёгкость, с которой нигилисты опровергают традиции и устои, пу­гает любого здравомыслящего человека. К сожалению, абсурдное отрицание самого себя, видимо, в природе человеческой, иначе как объяснить его тягу к самоистреблению и истреблению себе подобных. Рядом с Саввой Базарое представляется послушным школьником и уж во всяком случае, здравомыс­лящим, психически нормальным человеком. Леонид Андреев знакомит нас с представителем нового поколения, целеустремлённым и почти безумным. Зачастую избыток воли в отдельной личности способен уничтожить всё вокруг. Ведь уничтожать легко, и эта лёгкость привлекательна для любого: для этого не нужны ни знания, ни ум, ни трудолюбие. Нигилизм - смертель­ная болезнь не только для общества, но и для всей планеты. С тех пор как человек познал сладость идеи и борьбы за её достижение, с тех пор как он сделал эту идею своим богом, ради служения которому готов уничтожить и себя самого, отвергая все доводы здравого смысла, - мир в опасности. Более того, он обречён.

Вариант ответа четвёртой группы.

В размышлениях французской студентки, более века живущей в отно­сительном социальном мире, забывшей об ужасах революций, нигилизм пред стреляется чем-то вроде лёгкой простуды - досадной, но преходящей хво­рью. не имеющей ничего общего с болезнью настоящей. Отсюда ясно, что стабильное общество не испугается такого досадного раздражителя. Чем более оно стабильно, тем более доверяет своим «отцам», столпам общест­ва, тем больше здравого смысла в головах детей, скучающих от благополучия и сытости и ищущих разнообразия в запретных и потому сладких идеях от­рицания.

Вариант ответа пятой группы.

Отчётливо видно уже непонятное для нынешнего молодого поколения желание перемен. Оно могло появиться только в эпоху безвременья, тишины и покоя, социального мира в обществе. Вряд ли современные молодые люди захотели бы снова пережить эпоху разрушения всех устоев, как это про­изошло в последнее десятилетие. Вряд ли утешит их, хотя, конечно, пойдёт впрок потомкам вынесенный их соплеменниками опыт: никогда нельзя раз­рушать всё до основания, даже имея благие намерения, И уж никак нельзя найти в нигилизме «созидательной духовной силы», ибо он всегда разрушителен. Ради справедливости нужно напомнить и о том, что такое нестрашное желание Базарова все сломать, а уж потом строить, было неоднократно воплощено в истории страны последователями базаровских идей. Нигилизм очень знакомая нашей стране болезнь, неоднократно приносившая беды и разрушения несчастным современникам великих эпох, болезнь смертельная, но по-прежнему привлекательная и раздражающая воображение. Выходит, Базаров - герой всех времён и народов, рождающийся в любой стране, где нет социальной справедливости и благополучия»

Четвёртая учебная ситуация.

Работа с эпиграфами. В качестве эпиграфов использованы слова Бориса Зайцева из биографического романа, созданного в 1929 - 31 гг., и раз­мышления П. Вайля и А. Гениса, написавших свой парадоксальный «учеб­ник» «Родная речь» в 1991 г.

? Так на чьей стороне Тургенев? Согласны ли вы с мнением Бориса Зайцева и с точкой зрения Вайля и Гениса? И вообще: кто победил в споре Базарова и Кирсанова?

Интересна точка зрения современных писателей и критиков, жи­вущих в Америке, - Питера Вайля и Александра Гениев Они видят конфликт романа в столкновении идей цивилизатора Базарова и охранителя традиций Кирсанова.

«Цивилизатор Базаров полагает, что где-то есть надёжная формула благосостояния и счастья, которую надо только отыскать и предложить Человечеству («Исправьте общество, и болезней не будет»). Ради отыска­ния этой формулы кое-какими несущественными мелочами можно и по­жертвовать. А поскольку любой цивилизатор всегда имеет дело с уже су­щим, сложившимся миропорядком» то идёт методом, от противного: не создавая что-то заново, а вначале разрушая уже имеющееся.

Кирсанов же убеждён, что само благосостояние и счастье за­ключается в накоплении, суммировании и сохранении. Однозначности форму­лы противостоит многообразие системы. Новую жизнь нельзя начать с по­недельника. Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Тур­генева, что он заставляет Базарова, в конце концов, вчистую проиграть Кир­санову». Писатели видят основной конфликт романа в столкновении «ци­вилизаторского порыва с порядком культуры». В том, что «мир, сведённый к формуле, превращается в хаос». Таким образом, противоборствуют не про­сто две личности, но два мировоззрения. Это становится особенно очевид­ным в сцене дуэли Базарова с Кирсановым: «против Базарова - нечто куда более важное и сильное, чем Кирсанов с пистолетом:

«Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он всё же должен был драться». Иными словами, у барьера - сама природа, естество, миропорядок.

И окончательно Базаров добит, когда становится понятно, почему от него отреклась Одинцова: «...она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за неё - и увидала за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие».

Это важное признание. Тургенев отказывает хаосу, который несёт Базаров, даже в величии, оставляя лишь одно голое неустройство.

Мнение Бориса Зайцева тоже заслуживает внимания. Он прожил дол­гую жизнь. Наблюдал расцвет культуры Серебряного века, а затем - раскол мира, уничтожение общества, в котором он жил и творил, истребление культуры и цивилизации. Вынужденный эмигрант, всю оставшуюся жизнь проживший за границей, прекрасный знаток классической литературы, ставший биографом Тургенева, он имел право увидеть в нигилизме Базарова воинствующий нигилизм большевика и связать все события, произошедшие через полвека, с пока ещё не очень пугающими идеями вполне рационального героя.

Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И получа­ется, что сильный и властный человек, перед которым ещё никто не спасо­вал, отрицающий всё хоть сколько-нибудь напоминающее «романтизм», на­столько последовательно и безоглядно доверяет бесплотным идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в уныние, в состояние депрессии. Логика романа заставляет нас видеть в смерти Базарова торжество сия здравого смысла, торжество жизни над искусственными иноверными по­строениями логики: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека.

Возникает вопрос: почему же так несчастливо, бездарно заканчи­вается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева?

Заключение

Итак, необходимо отметить, что нами было определено своеобразие анализа произведений эпического рода в средних и старших классах. Было выявлено, что в средних классах вводятся лишь элементы анализа, то есть скрытый анализ, который формирует лишь первоначальное представление о произведении как искусстве слова.

В старших классах изучаются большие по форме и объему произведения, усложняется материал, от учеников требуется больше, чем в средних классах творческой и аналитической работы. В связи с этим анализ становится обзорным и выборочно-направленным. Кроме того, в старших классах произведения рассматриваются в контексте историко-литературного процесса. В работе были рассмотрены различные точки зрения на анализ художественного произведения эпического рода, вобравшие в себя работу над такими компонентами художественного текста, как: жанровые особенности, характеристика тематики произведений, образная система, сюжетно-композиционное построение, художественно-изобразительные средства (описания природы, интерьер, речь персонажей), авторский голос. Сложность анализа произведений эпического рода состоит в огромных описательных и повествовательных возможностей эпоса.

В рамках школьной программы просто невозможно объять все многообразие эпических произведений, но необходимо добиваться того, чтобы школьники умели выделять в произведении авторский голос, понимать авторское отношение к персонажам, рассматривать средства эпического изображения как способы, возможности авторской позиции.

Список литературы

  1. Белинский В.Г. Избранные произведения. - М.: Наука, 1998.

  2. Богданов А.Н. Юдкевич Л.Г. Методика литературного анализа. - М.: Просвещение, 2008.

  3. Борисова В.А., Мишлимович М. Сочинения на литературную тему в старших классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Гармаш С.А. Проблема формирования компетентного читателя на современном этапе развития общества // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности. - СПб.: Лема, 2005.

  5. Гармаш С.А. Проблема формирования читательского умения видеть в художественном произведении автора и авторское отношение к героям и событиям. // Филологическое образование в средней и высшей школе. - Москва-Ярославль, 2005.

  6. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 2005.

  7. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учеб. пособ. для студ. вузов. «Логос». - М.: Просвещение, 2003.

  8. Лебедев Ю.В. Русская Литература XIX век. - М.: Просвещение, 2001.

  9. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература. 10 класс. Методические советы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

  10. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературных произведений в школе. - М.: Просвещение, 1997.







1 Гармаш С.А. Проблема чтения в свете идей модернизации системы литературного образования. // Проблемы изучения и преподавания русской и зарубежной литературы. :Издательство Таганрогского государственного педагогического института. Таганрог, 2005. - с.124

2 Гармаш С.А. Проблема формирования компетентного читателя на современном этапе развития общества. // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности. «Лема», Санкт-Петербург, 2005 г., с.172

3 Литературный энциклопедический словарь. - М., 2007. - С. 112.

4 Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // В.Г.Белинский. Полн.собр.соч. - М., 1994. Т.5. - С. .22

5 Гуляев Н.А. Теория литературы.: Учеб. пособ. для студ. вузов. - М., 2003. - С. 129.

6 Классификация по Т.Т.Давыдовой, В.А. Пронину // Теория литературы: Учеб. пособ. для студ. вузов. - М., 2005. - С. 232.

7 Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 2006. - С.58.

8 Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе.: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. - М., 2001. - С. 160.

9 Бочаров Г.К. Чтение и анализ художественных произведений в V - VIII классах. // Вопросы методики преподавания литературы в школе / Под ред. Кудряшева Н.И. - М., 2001. - С. 179-180.

10</ Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. - М., 2008. - С. 128.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал