- Учителю
- Творческая работа 'Лучшая книга о войне - совет другу '
Творческая работа 'Лучшая книга о войне - совет другу '
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №275 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа №275 Санкт-Петербург)
Творческая работа
«Лучшая книга о войне: совет другу»
Автор:
Плешкова Василина Александровна, 7 класс
Руководитель:
Стеценко Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы, ГБОУ школы №275;
тел. +7-911-168-53-77.
Санкт-Петербург
2015 г.
Можно ли за счастье человечества
платить детской слезой?
Ф. Достоевский.
Великая Отечественная война - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа, который от мала до велика встал на защиту Родины.
Вот уже 70 лет мы живём под мирным небом, 70 лет не гремят над нашей страной взрывы снарядов, но в памяти не стёрся великий подвиг русского народа.
На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже своеобразные памятники погибшим.Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мёрзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и… писали.
Недавно я прочитала удивительную повесть В. Богомолова «Иван», о которой я бы хотела рассказать всем и которую я советую прочитать не только моему другу, но и подруге. Почему? Не будем забегать вперёд. Вы всё поймёте сами, дочитав мое сочинение до конца.
Владимир Осипович Богомолов - участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошел фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии, Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.
Повесть «Иван» Богомолов, ещё никому неизвестный прозаик, написал в 1957 году. Через год она появилась в печати, и стало ясно: так о войне ещё не рассказывали. Не случайно это произведение вошло в двухтомную «Библиотеку всемирной литературы» и в сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы».
В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, о том, что дети и война - понятия несовместимые.
Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.
Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным её героем,- мальчиком Иваном.
Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчик лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева он отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт Ивану бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на подростка, теперь он готов ухаживать за ним.
Ивана редко называют Ванюшей, Ванюшкой. Взрослые сдержанны, ласковые слова мало уместны: нельзя жалеть мальчонку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему рисковать жизнью. Они, боевые офицеры, как бы даже стесняются Ивана. Им неловко, не по себе: мы-то сильные, вооружённые, здесь, среди своих… а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражеском тылу. И ничего нельзя изменить. Ивана не остановить.
Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено. В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестрёнка, прошёл ад лагеря смерти.
Повесть проникнута чувством вины взрослых перед Иваном. Его нежно любят и Холин, и Катасоныч, и полковник Грязнов, но… они не могут отказаться от него как от разведчика («…подросток, бездомный побирушка - быть может, лучшая маска для разведки в оперативном тылу…о таком мальчике можно только мечтать…») Иван понимает это. И, когда взрослые настаивают на его отъезде, уходит в разведку сам.
Он подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.
Положение Ивана в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи. И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё - таки посылают мальчика в разведку.
Почему же? Главная причина - горькая и страшная.А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить.
Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым: « - Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. - И я третий… А в глаза смерти - как Иван! - мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! - Ребёнок!»
Ребёнок…В главном герое повести мало осталось детского, потому что его детство зачеркнула война. Писатель исходит из того, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда, и повода для восхищения и подражания тут нет. Даже если война - трагическая необходимость.
Последние страницы книги печальны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Мальчик расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев - протестантов это утро главного праздника - Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла… В тёмное утро светлого Рождества Иван взошёл на свою Голгофу мужественно и твёрдо. Маленький воин, солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную.
Да, трудно говорить Богомолову о смерти подростка, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой - ребёнок.
Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева - одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», - не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего. У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в фильм «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".
Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» - это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.