7


  • Учителю
  • Конспект урока и презентация по литературе на тему 'Художественные особенности прозы Шаламова' (11 класс)

Конспект урока и презентация по литературе на тему 'Художественные особенности прозы Шаламова' (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Программа учебной дисциплины ОДБ.02. Литература отводит минимальное количество уроков на изучение темы «Лагерная проза». Перед преподателем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»







УТВЕРЖДЕНА

Зам.директора по УМР

________________С.В. Боровик

«____»___________ 2015 г.






разработка открытого урока по дисциплине

ОДБ.02. ЛИТЕРАТУРА

Тема программы: В.Шаламов. «Колымские рассказы».

Тема урока: Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.



















2015 г.

Обсуждено на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема программы: В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

Тема урока: Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.


Тип методического пособия: разработка урока

Автор: Иштуганова А.О. - преподаватель русского языка и литературы


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


Аннотация

Программа учебной дисциплины ОДБ.02. Литература отводит минимальное количество уроков на изучение темы «Лагерная проза». Перед преподателем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. В разработке подобран материал, который необходим для презентации книги В.Т. Шаламова «Колымские рассказы». Разработка урока составлена совместно со студентами. Обучающимся было предложено почувствовать себя в роли консультантов: самим выбрать и изложить материал по теме, сформулировать вопросы и предложить возможные варианты ответов.

Методическая разработка предназначена для преподавателей, студентов и мастеров производственного обучения.

КГБОУ СПО НПГТ

г. Николаевск-на-Амуре, 2015 г.

Программные требования, реализуемые на уроке

Умения:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Знания:

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.


Дидактическая цель урока:

Развитие умения определять роль художественной детали в анализе художественного произведения

Задачи урока:

  • Мотивировать обучающихся на изучение произведений В. Шаламова по средствам приёма развития образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • Создать условия для выявления художественных особенностей прозы В.Т. Шаламова через выступления заранее подготовленных обучающихся;

  • Подвести к пониманию роли художественной детали в рассказе В.Т. Шаламова «Сгущенное молоко» по средствам анализа произведения малой прозаической формы;

  • Организовать обучающихся на анализ и обсуждение произведения В.Шаламова «Одиночный замер» по средствам выразительного чтения и обсуждения: развитие умений анализировать, выделять главное, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

  • Создать условия для рефлексии по средствам приёма развития образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.


Методическая цель:

Представление опыта работы по использованию активных методов обучения на уроке литературы

Задачи:

Продемонстрировать:

  • использование приёмов проблемного и интенсивного обучения на уроке литературы (приём концептуализации);

  • развитие творческих способностей через индивидуальный подход к обучающимся;

  • формирование общих компетенций через активные формы работы.


Форма организации познавательной деятельности учащихся:

включение каждого обучающегося в сотрудничество

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформировать понимание роли художественной детали в прозе Шаламова;

  2. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах обучающихся.

  3. Пробудить желание изучать историю своей страны.

Форма урока: урок - презентация.

Методы реализации поставленных задач:

  • Объяснительно-иллюстративный: стимулирование мыслительной деятельности происходит посредством использования видеоматериалов и фотографий.

  • Проблемно-коммуникативный: формирование навыков социального общения.

  • Проблемно-поисковый: развитие поискового навыка, формирование дискурсивного мышления.


Основные умения и навыки:

  • развивать навыки работы с текстом,

  • навыки связной речи,

  • умение слушать,

  • делать записи, выводы.


Оснащение урока:

  • мультимедиапроектор

  • презентация слайдов: В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы»

  • тексты рассказов «Сгущенное молоко», «Одиночный замер»

  • презентация «Жизнь и творчество В.Шаламова»

  • фоторепортаж «Узники ГУЛАГа»

  • видеоматериал «Лагерная экономика»



Ход урока.

  1. Активизация познавательной деятельности.

  2. Слово преподавателя.

Слайд 1.

2015 год - год Литературы. На сегодняшнем занятии состоится презентация книги В.Т. Шаламова «Колымские рассказы».

Прежде чем перейти к теме урока

Я возьму (чистый) лист и попрошу вас охарактеризовать его

Итак, какой он? (белый, ровный, первозданный, легкий, стандартный, чистый)

Мну лист

- А теперь он чистый? Но, как теперь вы можете охарактеризовать его? (мятый, ненужный)

- А если представить, что лист это человек? Что произойдет с ним после внешнего воздействия? Грубого, безжалостного… Возможно ли ему возродиться? (ответы обучающихся)

- О чем, по вашему мнению, мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Фоном сегодняшнего урока будет звучать мысль об издевательствах над человеческой личностью, о физическом и нравственном уничтожении человека, осужденного по 58-й статье. С пунктами статьи вы можете познакомиться самостоятельно (документ на столах).

Мы продолжаем говорить о литературе 30-х годов, о времени, пожалуй, самом трагичном и печальном в истории нашей страны, когда цвет нации, русская интеллигенция превращалась во врагов народа.


Слайд 2.

Сегодня мы проводим урок-презентацию. Обсуждаем книгу В.Т. Шаламова, которая создавалась более 20 лет. Это целая колымская эпопея, включающая в себя 6 сборников и очерков.

О времени репрессий, политике беспросветной лжи можно узнать из многих произведений, но в рассказах В. Шаламова показана еще одна сторона этой политики: в лагерях была целая система истребления.


Цели и задачи занятия

В своих произведениях В.Т.Шаламов создал уникальную модель осмысления действительности, в которой нашли отражение кризис культурного и общественного сознания и собственное трагическое мироощущение. Цель занятия: уяснить художественные особенности прозы В.Т. Шаламова. Эту цель я ставлю перед вами. А каковы ваши цели?

- Перед вами листы, на которых обозначен перечень целей, выберите свои 3. Поставьте галочку.


Прошу озвучить (3 обучающихся).

- То, что касалось темы занятия, обозначим как задачи и через них подойдем к пониманию художественных особенностей прозы В.Шаламова.


Слайд 3.

  • познакомимся с судьбой Варлама Тихоновича Шаламова;

  • выявим особенности «новой прозы» "Колымских рассказов";

  • определим роль художественной детали;

  • проявим творчество.

Результатом изучения творчества Шаламова станет написание эссе по одному из рассказов.


  1. Изучение новой темы.


- Итак, XX век 30-е годы, строится Советское государство. Лучшие люди страны - учёные и писатели, инженеры и дипломаты, художники и военные - пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли политзаключёнными.

Система тюрем, следственных изоляторов и лагерей опутала всю страну. ГУЛАГ стал символом произвола и насилия.

Страшно звучат слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и подозреваемые.


От государственного террора в нашей стране пострадало множество литераторов:

• Борис Пильняк 28 октября 1937 года арестован - 21 апреля 1938 года расстрелян.

• Исаак Бабель 16 мая 1939 года арестован - 27 января 1940 года расстрелян.

• Осип Мандельштам дважды отбывал срок в ссылке - скончался 27 декабря 1938 года в дальневосточном лагере.

• В 1935 году был арестован единственный сын Анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв.


Ведущий. Имя В.Т. Шаламова занимает в этом перечне особое место. Согласитесь, чтобы понять раздумья, мысли, чувства писателя, важно знать об истоках его жизни. Обратимся к биографии Шаламова.

О судьбе автора книги «Колымские рассказы» расскажет (заранее подготовленный обучающийся).


Выступление с презентацией (судьба В.Т.Шаламова)


Слово преподавателя.

Трагедия Варлама Шаламова отнюдь не была уникальной. Такова реальность страны с тоталитарным режимом: через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных. Известно, что труд заключённых в 30-е гг. интенсивно использовался для освоения дальневосточных и северных окраин СССР. Малонаселённость и суровая природа этих мест создавали идеальные условия для изоляции больших масс людей. В энциклопедии «История России и её ближайших соседей», изданной в 2000 году, зафиксировано: «Самыми страшными лагерями были колымские. В лагерях люди умирали, прежде всего, от голода и связанных с ним болезней. На Колыме ещё в 1928 году нашли месторождение золота, а позднее и других полезных ископаемых. Осваивать ледяную пустыню заключённым приходилось буквально с нуля, оплачивая тысячами и тысячами жизней строительство городов и посёлков в вечной мерзлоте».


Видеофрагмент «Лагерная экономика» (1 минута)


Слово преподавателя.

Главный труд писателя В.Т. Шаламова - «Колымские рассказы».

20 лет он отдал их созданию.

20 лет жизни прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы.

Удивительным качеством «Колымских рассказов» является их композиционная целостность. Шаламов, предвидя, что его проза вызовет много вопросов, что она будет сложна для восприятия, написал ряд теоретических работ («О прозе», 1965; «Новая проза», 1971), в которых объяснял, в чём состоит её своеобразие, его размышления о том, как надо писать о лагере. Свои «Колымские рассказы» Шаламов обозначил как «новую прозу», имея ввиду как их идейно-концептуальную, так и чисто эстетическую новизну.

- Отметьте в тетрадях особенности «новой прозы» В. Шаламова.

Слайд 3.

Художественные особенности «новой прозы» Шаламова

  1. Герои «новой прозы» - «доходяги»

  2. Принципы «новой прозы»:

    1. Лаконизм

    2. Документальность

  3. Наличие художественной детали, создающей подтекст


- У кого возникли вопросы? Кому необходимы дополнительные разъяснения?


По художественным особенностям прозы Шаламова готовился (назвать обучающегося). Он постарается ответить на ваши вопросы.


Примерный ответ.

Шаламов считал, что сама тема, необычная и сложная, диктует писателю определённые художественные принципы. Прежде всего «новая проза» должна раскрывать жизненно важную тему. Сквозная тема «Колымских рассказов» - лагерь, как школа зла, поскольку в нём человека пропускают через мясорубку и освобождают от всего слишком человеческого. Лагерь - отмена всякого земного человеческого порядка, это «преисподняя», растлевающая человека. Шаламов понимает, что нравственные и физические силы человека не безграничны. Он пытается разобраться в психологии «доходяг» (лагерный жаргонизм), людей, дошедших до предела физических и психических возможностей, и не могущих отвечать за свои поступки. Людей, которые живут лишь элементарными животными инстинктами, с помутившимся сознанием, с атрофированной волей.

Новое содержание должно было обрести и новую форму. Шаламов подробно описывает структуру этой прозы. Тема: судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями. Герои: люди без биографии, без прошлого и без будущего. Действие: сюжетная законченность. Стиль: короткая, фраза; чистота тона, отсечение всего лишнего, полутонов. Повествование эпически спокойное, нет нагнетания чувственности, авторский комментарий лаконичен и беспристрастен.

Один из главных принципов заключается в том, что «новая проза» «может быть создана только людьми, знающими свой материал в совершенстве». С дотошностью этнографа описывает В. Шаламов уклад лагерной жизни, в его рассказах очень велик удельный вес деталей и подробностей бытового обустройства.

Одним из основополагающих принципов «новой прозы» является лаконизм. Краткость, простота, ясность изложения в «новой прозе» - по его мнению, это тоже преодоление «всего… что может быть названо «литературой». В «Колымских рассказах» отсутствуют пространные описания, цифровой материал, выводы, они далеки от публицистичности.

Необходимо отметить ещё одну яркую особенность шаламовской «новой прозы» Особая роль в ней принадлежит деталям, создающим подтекст. Их новизна, верность факту и чувству, точность заставляют поверить в рассказ не как в информацию, а как в открытую сердечную рану. Но роль их не только в этом. По формулировке Шаламова, это «деталь-символ, деталь-знак, переводящая весь рассказ в иной план, дающая «подтекст», служащий воле автора, важный элемент художественного решения, художественного метода».

Слово преподавателя. Итак, собравшиеся здесь уже познакомились с некоторыми произведениями из «Колымских рассказов». В них можно найти все: описание земли, истории, народонаселения, узнать о начальниках лагерей, нормах выработки, о том, как сходят с ума от голода. Все рассказы написаны с документальной верностью фактов, простотой, ясностью. Поэтому мы можем перейти к обсуждению.


- Прежде чем перейти к анализу скажите, какие вопросы у вас возникли после прочтения рассказа «Сгущенное молоко»?

- Понимал ли герой рассказа истинную цель предложения Шестакова? В чем она?

- Дав согласие, о чем мечтает герой? (Поесть)

- Получив желаемое, почему отказывается? (Не хочет погибнуть)

- Что является художественной деталью в рассказе?

У меня в черном ящике эта деталь.

- На что обращает внимание герой дважды в рассказе? До предложения и после?

- Что символизируют носки в контексте произведения?

- Почему не просто носки, а шахматные? Игра.

- С кем или чем игра? Со смертью, друг с другом, игра чтобы выжить.


- А теперь вместе проанализируем роль деталей в рассказе «Одиночный замер». Рассказ небольшой, поэтому мы прежде прочитаем его.

- Отметьте детали во время прочтения в тексте.


Чтение текста (заранее подготовленный обучающийся)


- У вас есть вопросы?

- Теперь назовите те детали-символы, которые позволяют домыслить текст.

Какую информацию они несут?


Беседа


Преподаватель: Скажите, сумели ли мы с вами приблизиться к разгадке тайны "Колымских рассказов?" Какие особенности прозы Шаламова, названной "новой прозой", мы отметили?


(Особенности "новой прозы" Шаламова: документальность, лаконизм повествования, наличие детали-символа.)


Слово преподавателя.

Смерть, унижения, холод, голод, воскрешения и казни, превращение в животных, переоценку ценностей, крушение привычных представлений о мире, о человеке, о его возможностях. Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью оборачивается обвинительным документом. Максимальная убедительность прозы достигается документальной верностью фактов и простотой, ясностью и безыскусностью изложения...

Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытывал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, замученных, умерших от голода, холода, изнеможения...


- Какую цель преследовал Шаламов, изображая в «Колымских рассказах» жизнь политзаключенных? (задуматься о цене человеческой жизни. Его проза - памятник жертвам ГУЛАГа)


- Давайте на минуту обратимся к фоторепортажу (назвать обучающегося) «Узники сталинских лагерей».


Размышляя о природе русской литературы, В. Шаламов писал: «У писателей учатся жить. Они показывают нам, что хорошо, что плохо, пугают нас, не «дают нашей душе завязнуть в тёмных углах жизни. Нравственная содержательность отличительная черта русской литературы».

А жизнь и творчество авторов, пишущих на «лагерную тему» - это серьёзный урок для живущих и последующих поколений: как в экстремальных условиях выстоять и остаться людьми. Писатель учит помнить о человеческой боли, чтобы не очерствели сердца. Хотя Шаламов и отмечал, что «лагерь - это отрицательный опыт», однако свою историю надо знать, чтобы удержать человечество от ошибок в будущем.

Произведения актуальны и сегодня, т.к. в них поднимается вечная проблема жизни и смерти, свободы и рабства, истины и лжи, добра и зла, честности и подлости, мужества и трусости, смысла.


IV. Рефлексия

- Изобразите символ «Колымских рассказов». Что может быть изображено на обложке книги? (образное воображение)


Оценивание работы на уроке.


Домашнее задание: подготовиться к написанию эссе («Жизнь за колючей проволокой») по одному из рассказов Шаламова, прочитать «Последний бой майора Пугачева».










Интернет ресурсы


Ганущак Н.В. Творчество Варлама Шаламова как художественная система

Екатерина Зинченко. Деталь-символ в "Колымских рассказах"

Текст как единица филологической интерпретации



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал