7


  • Учителю
  • «Современные образовательные технологии как средство мотивации и развития творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения»

«Современные образовательные технологии как средство мотивации и развития творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Современный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию студентов в колледже. Цель – воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать и применять знания в условиях исследовательского поиска, ум
предварительный просмотр материала


Современные образовательные технологии как средство мотивации и развития творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы и во внеаудиторной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения


Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Всероссийский аграрный колледж заочного образования»



Баркова О.А., преподаватель русского языка и литературы


Ведущая идея моей методической системы заключается в формировании активной, творческой личности, мотивированной на получение знаний путем мобилизации интеллектуальных ресурсов, на основе деятельностного и гуманно-личностного подхода и использования новых технологий в обучении и воспитании.


Г. Сергиев Посад - 2014



Введение

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию студентов в колледже. Цель - воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать и применять знания в условиях исследовательского поиска, умеющей контролировать и оценивать самостоятельную деятельность. Уже в колледже студенты должны получить возможность раскрыть свои способности, уметь ориентироваться в высокотехнологичном мире.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Ведущая идея моей методической системы заключается в формировании активной, творческой личности, мотивированной на получение знаний путем мобилизации интеллектуальных ресурсов, на основе деятельного подхода, на основе гуманно-личностного подхода и использования новых технологий в обучении и воспитании.

Цель: создание условий для самореализации, для раскрытия творческих способностей студента на уроках и во внеаудиторной деятельности.

Задачи:

- Воспитание нравственно и духовно богатой личности, заинтересованной в обучении.

- Развитие коммуникативных, рефлективных навыков.

- Формирование мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.

- Создание условий для вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

- Развитие творческого потенциала.


Условия реализации методической системы

Кабинет русского языка и литературы оснащен современным оборудованием: компьютер, проектор, экран, дидактический материал, все виды словарей, библиотека, медиатека, наглядный материал; таблицы, КИМы по всем темам и т.д. Методическая система основана на создании условий для включения студентов в различные виды учебной деятельности.

Методы обучения

Основными способами организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеаудиторной работе являются методы развивающего обучения, частично-поисковый, проблемно-поисковый, исследовательский, метод проектов.

Данные методы я строю на принципе сотрудничества преподавателя и студента, на принципе комплексного воздействия: развитие речи, внимания, мышления, наблюдательности, творческих способностей.

Формы организации учебной деятельности

Используемые мной формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с применением ИКТ, урок-презентация, урок-путешествие, урок-семинар, урок-пролог (эпилог), урок-исследование, урок-самоисследование, урок-практикум; литературная гостиная, литературная композиция, литературная зарисовка, научно-творческая конференция, литературно-искусствоведческая композиция. Все эти формы позволяют повысить практическую направленность уроков русского языка и литературы, а также мотивацию в обучении, являются средством повышения интереса к изучаемому материалу, развивают творческие способности обучающихся. Студенты овладевают знаниями и тем инструментарием, с помощью которого могут самореализоваться и раскрыть творческие способности.

Современные образовательные технологии как средство мотивации и развития творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы и во внеаудиторной деятельности

Для формирования лингвистических компетенций я активно использую современные образовательные технологии.

Технология проектной деятельности

Работа над проектом имеет важное значение: студенты самостоятельно приобретают знания, развивают свои мыслительные способности, овладевают необходимыми способами решения учебных проблем, выстраивают взаимоотношения, учатся анализировать, делать выводы осваивать терминологию, приобщаться к культуре исследования, расширять кругозор, повышать эрудицию.

Немаловажным аспектом метода проекта являются воспитательные цели: терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к суждениям других студентов, личная ответственность за выполнение коллективной работы.

Одним из принципов работы по современным образовательным технологиям, на мой взгляд, является изменение взаимоотношений преподаватель - студент: на уроке преподавателю отводится роль координатора.

Конечно, когда студенты только начинают проектную деятельность, необходимо помочь им сформулировать тему, цели, задачи проекта, вместе систематизировать материал. Начиная следующий проект, студенты проявляют уже больше самостоятельности, готовят материалы для него.

Повысить интерес к предмету, дать возможность раскрыть потенциал своей личности позволяют уроки, на которых проходит защита творческих проектов. Выбор темы проекта дает возможность каждому реализовать свои творческие способности.

Первокурсники подготовили проекты «Русский язык среди других языков мира», «А.С. Пушкин - создатель современного литературного языка», «Лексика студентов нашего колледжа», «СМИ и культура речи» и т.д.

Также у студентов удачным получилось исследование «Что в имени тебе моем…». Каждый из участников находил тезку в истории и очень гордился, что носит одно имя с историческим деятелем, полководцем, императором, писателем или поэтом.

Технология дебатов

Дебаты - форма обучения общению, способ организации воспитательной работы студентов, позволяющий тренировать навыки самостоятельной деятельности с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. Формализованность обмена информацией, заложенная в самих дебатах, позволяет:

- вовлечь в диалог всех студентов;

- концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;

- избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной;

- исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.

Дебаты можно проводить на уроках литературы («Катерина - луч света в темном царстве?»; «Чацкий - победитель или побежденный?») и русского языка при подготовке к написанию сочинения-рассуждения, сочинения-размышления («Заменит ли компьютер книгу?», «Долговечна ли слава?») и др.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:


-четкость и конкретность формулировки;

-однозначность понимания;

-перспективность для обсуждения;

-значимость для воспитанников.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.

Капитан команды выступает 3 минуты, остальные члены команды - 2 минуты. После каждого выступления «оппоненты» задают оратору вопросы.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.

Фрагмент урока литературы в группе 12-В специальности 36.02.01 Ветеринария.

Дебаты по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Тема: «Умён ли Чацкий?»

Цель: углубление полученных знаний.

Задачи:

1. Стимулирование исследовательской деятельности студентов.

2. Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе.

3. Формирование ценностно-ориентационного единства группы.

4. Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Оформление: высказывания критиков, портреты А.С. Пушкина и И.А. Гончарова, правила ведения дебатов.

Словарная работа: дебаты, проблема, гипотеза, спикер, кейс, оппонент, тайм-кипер, рефлексия.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим необычный урок. Форма его - дебаты. Хочу напомнить правила ведения дебатов:

- важно не только умение говорить, но и умение слушать;

- необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточности информации;

- нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;

- критикуем идеи, а не личности.

В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая, доказывать правильность позиции, мнения.

Учитель знакомит класс с правилами игры.

Каждая команда (в составе 3 спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут.

Форма дебатов.

У1 - первый спикер команды утверждения;

О1 - первый спикер команды отрицания и т.д.

За временем на протяжении всей игры следит тайм-кипер, который предупреждает судей 2,1-0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки).

II. Представление команд.

III. Выдвижение проблемы.

В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» и отказал главному герою Чацкому в уме.

«В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? - писал Пушкин А.А. Бестужеву. - Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями».

А между тем из названия «Горе от ума» следует, что причиной его бедствий является ум и только ум. Пушкин, таким образом, ставит под сомнение сам смысл названия комедии.

Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий?

IV. Ход дебатов.

- представление дебатирующих сторон;

- выдвижение гипотез.

Спикер У1. Мы выдвигаем гипотезу: Чацкий умен.

Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нем говорит «остер». «Остер, умен»,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей - домашнего театра - отрывают от родителей детей, а затем распродают и их поодиночке. Чацкий отказался служить: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.

Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия быстро распространяется. Так возникает тема «умного безумца». Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.

Наконец, хочу сослаться с мнением И.А. Гончарова: «Ум Чацкого силен и остер…».

Вопрос О3. При первом появлении героя на сцене возникает комическая рифма: «Чацкий-дурацкий». Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках?

Ответ У1. Умный человек в глупом положении - таков парадокс комедии. На это есть свои причины. Первая причина в том, что ум Чацкого - особенный. Это ум, присущий человеку декабристского поколения. Ум декабристов и Чацкого - риторический, резкий, прямой. Герой А.С. Грибоедова судит быт с идеологической точки зрения, как и декабристы. «Ум, алчущий познания», отделяет декабриста от обычного дворянина.

Вторая причина в том, что ум Чацкого «с сердцем не в ладу». Герой А.И. Грибоедова не наивен, прекрасно понимает московское общество, но в одном человеке все же ошибается. Человек этот - Софья. Потому и ошибается, что любит.

Спикер О1. Мы утверждаем, что Чацкий - патологический глупец. Вспомним первое появление героя в доме Фамусова:

…Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног...

Чацкий оставил Софью, когда ей было 14 лет. 3 года он не подавал о себе знать. («Три года не писал двух слов! // И грянул вдруг как с облаков»), за это время Софья превратилась в очаровательную девушку, могла быть обручена или просто влюблена в кого-то. Любой умный человек не стал бы после столь долгой отлучки и произнесенного им первого комплимента домогаться поцелуя, не оставил бы без внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее отношение к нему Софьи.

Чацкий же, не добившись поцелуя от Софьи и не придумав ничего лучшего, начинает ругать всех и вся, начиная с Москвы, самой Софьи, ее отца, дяди и кончая тетушкой.

…А тетушка? Все девушкой, Минервой?

Все фрейлиной Екатерины Первой?

Воспитанниц и мосек полон дом?..

В подтверждение высказанной гипотезы хочу привести слова А.С. Пушкина: «Чацкий вовсе не умный человек… Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».

Вопрос У3. Пушкин в своем письме к А.А. Бестужеву сетует: «Софья начертана неясно: не то (…), не то московская кузина». По ходу действия характер ее проясняется, она становится на позиции московской кузины. Как могла она стать гонительницей Чацкого, стать его главным врагом?

Ответ О1. Чацкий раздражает Софью неспособностью к диалогу, поскольку не слышит собеседника, об этом лучше всего свидетельствует его последний монолог: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов?..»; «Зачем меня надеждой завлекали? // Зачем мне прямо не сказали?..». Это не так. Если бы он умел слушать других, он давно все понял бы. Чем заканчивается разговор Чацкого с Софьей при первой их встрече? Последние слова Чацкого:

…Велите мне в огонь: пойду, как на обед...

Софья отвечает:

…Да хорошо - сгорите, если же нет?..

В этом вопросе заключен исчерпывающий ответ на все вопросы и сомнения Чацкого. В последнем разговоре Софья говорит прямо Чацкому не только кого она любит, но и за что. Молчалина. И кто виноват, если Чацкий упрямо считает, что Софья обречена любить его и никого другого.

V. Подтверждение и опровержение гипотез.

Спикер У2. Обвиняя Чацкого, вы ссылаетесь на слова А.С. Пушкина, отвечу вам словами критиков П. Вайле и А.Гениса: «Великий русский поэт вряд ли прав в оценке грибоедовского героя: метание бисера перед свиньями не есть признак человека неумного и пустого. Это просто иной стиль, другая манера, противоположное мировоззрение. И характерно, что самым ярким представителем такого несерьезного стиля в России был сам Пушкин».

Чацкий произносит монолог на вечере у Фамусова, но не замечает, что его никто не слушает. Конечно, Грибоедов вовсе не хотел, чтобы Чацкий выглядел смешным. Мысль Чацкого взлетела высоко, он находился во власти негодования и не смог остановить поток переполняющих его слов правды. Ему важно высказаться в полный голос. Вот почему ему безразлично, слушает ли его Софья и гости Фамусова.

Вопрос О1. В итоговом монологе Чацкий восклицает: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов?..» О каких трудах он ведет речь? То, что Чацкий пылил словами в доме Фамусова? Так тут больше трудились те, кто вынужден был выслушивать его монологи. Или он перетрудился за три года странствий?

Ответ У2. Чацкий относится к молодым людям, протестующим против устаревших обычаев и ратующих за службу делу, а не лицам. Они хотят служить не ради чинов и наград, а для блага и пользы Отечества. А чтобы служить с толком, они черпают знания из книг, удаляются от света и погружаются в размышление, в учение, отправляются в путешествие.

Спикер О2. Чацкий - глупец. Проведя три года в странствиях, по словам Ключевского, он утратил способность понимать действительность, а потому выглядит глупцом, комедийным героем. Не случайно автор комедии приводит на бал к Фамусову глухого князя Тугоуховского. Князь глух клинически, Чацкий глух душевно…

(Далее следуют подтверждения и опровержения гипотез.)

VI.Коллективная рефлексия.

- Выполнены ли в ходе дебатов намеченные задачи?

- В чем не был достигнут успех?

- Отклонялись ли спикеры от темы?

- Принимал ли каждый участие в обсуждении?

-Были ли случаи монополизации в ходе обсуждения?

-Оцените атмосферу, царившую в ходе обсуждения.

На этом уроке я применила технологию дебатов с целью углубления полученных знаний, развития коллективно-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. К тому же на таком уроке можно рассматривать образ Чацкого с разных позиций.

На мой взгляд, уроки с применением технологии дебатов эффективны потому, что:

1. Они создают условия для принятия студентами многообразия действительности.

2. Способствуют формированию умений и навыков работы с источниками, справочной литературой.

3. Развивают монологическую речь, учат критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать свою точку зрения.

4. Учат слушать и слышать не только свое, но и чужое мнение.

5. Учат работать сообща ради достижения общей цели.

6. Учат корректно общаться.

Хочу отметить, что во время подготовки и проведения дебатов раскрываются индивидуальные способности студента, его личный потенциал. К примеру, на вышеупомянутом уроке литературы свое мнение о Чацком высказывали даже те обучающиеся, которые ранее публично выступать не решались. Однако дух спора, дискуссии, захватил ребят, и каждый из них хотел отстоять свою точку зрения.

Такие уроки возвращают человека к книге, к первоисточнику: студенты понимают, что без знания текста критически мыслить нельзя.

По моему мнению, дебаты формируют готовность противостоять информационному зомбированию и умение самостоятельно вырабатывать жизненную позицию.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы, а также во внеаудиторной деятельности предполагают:

1. Использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала.

2. Интенсивное использование компьютеров как инструмента повседневной учебной работы обучающихся и педагогов.

3. Реализацию межпредметных связей русского языка и литературы с другими учебными предметами.

4. Разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы студентов в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов.

5. Обучение студентов методом коллективного решения проблем.

6. Поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет-ресурсов.

7. Использование электронных грамматических таблиц для выполнения орфографических, пунктуационных и других упражнений.

8. Работу с текстом.

9. Быструю и точную проверку знаний.

10. Подготовку преподавателей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения.

Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченной информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю «информационного общества».

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия студента и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для диалога студента с наукой и культурой, интерактивное общение предоставляет Всемирная компьютерная сеть - INTERNET.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и Интернет-технологий можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.

Презентации обычно создаем совместно со студентами и используем для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это, как правило, презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари. Тестирующие программы как способ контроля широко применяю на своих уроках: это варианты от простых карточек с вопросами до стартового, промежуточного или итогового тестирования.

На уроках я использую мультимедийный проектор для проецирования содержания записей «на доске». Благодаря этому записи всем в группе хорошо видны, более четкие, ясные и образцовые.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать и объяснять новый материал, предъявлять опорные конспекты, демонстрировать грамматические таблицы, слушать музыку и речь, смотреть портреты классиков, экранизации их произведений, художественные полотна и иллюстрации, обращаться к интерактивным лекциям.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности. Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность студентов в изучении словесности, являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как студенты получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.


Для проведения тематического и итогового контроля знаний студентов мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты. К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени, насыщению урока информацией.

Презентация дает возможность проявить творчество и индивидуальность. Студенты и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке, а особенно охотно для внеаудиторных мероприятий.

Разработка урока литературы с применением информационно-коммуникационных технологий.

Дисциплина: Литература.

Тема: Басня И.А. Крылова «Лягушки, просящие Царя».

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 45 минут.

Группа: 11-М специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Используемый медиа-ресурс: программа Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

Требуемый уровень информационной компетенции преподавателя: начальный пользователь ПК.

Место фрагмента с использованием ИКТ в структуре урока:

- объяснение нового материала;

- самостоятельная работа студентов;

- сообщения обучающихся.

Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы студентов и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

Задачи урока:

Образовательная:

1. Продолжить знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова.

Развивающие:

1. Обогащать речь студентов.

2. Развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение).

Воспитательные:

1. Развивать познавательные способности обучающихся.

2. Воспитывать у студентов навыки информационной культуры.

Цель применения ИКТ на уроке: усиление воспитательной функции урока.

Задачи применения ИКТ на уроке:

1. Активизация познавательной деятельности студентов.

2. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

3. Повышение уровня умения работать с информацией из различных источников.

4. Формирование информационной культуры студентов.










План-конспект урока


Этап урока

Продолжительность


Организационная форма

Содержание деятельности (деятельность преподавателя и студентов)

Предполагаемый результат

Используемые ИКТ средства

1. Актуализа- ция знаний

5 мин.

Фронтальная

Конкурс знатоков творчества И.А. Крылова. Ведущий студент зачитывает фрагмент басни, группа называет ее

Интерес к теме

Презентация PowerPoint

2. Объяснение нового материала

10 мин.

Фронтальная

Слово преподавателя с показом презентации о фактах из биографии И.А. Крылова

Получение новых знаний о биографии поэта

Презентация PowerPoint

3. Самостояте- льная работа

5 мин.

Индивидуаль-ная

Студенты определяют автора строчек (Лафонтен или Крылов) басни «Лягушки, просящие Царя», размещенных на интерактивной доске

Работа с текстом, сравнение басни Лафонтена и Крылова

Интерактивная доска

4. Сообщение студента

5 мин.

Индивидуаль-ная

Выступление с индивидуальным заданием студента о мировой басенной традиции

Интерес к теме

Презентация

5. Инсценировка басни

5 мин.

Групповая

Подготовленные заранее студенты показывают инсценировку басни «Лягушки, просящие Царя»

Интерес к теме

Презентация

6. Самостоя-тельная работа

10 мин.

Парная (1пара работает на компьютере)

Студенты работают с текстом басни «Лягушки, просящие Царя», готовят сообщение по вопросам:

1. В чем заключалось управление царей, которые были посланы к Лягушкам?

2. Какие мысли русского баснописца отражены в басне?

3. В каких словах заключена мораль?

Работа с текстом (распечатки текста на каждом столе)

1 пара работает с текстом в электронном виде на компьютере

7. Подведение итогов

5 мин.

Преподаватель подводит итоги, дает задание для самостоятельной подготовки

Слайд из презентации с заданием для самостоятельной работы

Диалоговое обучение

Одной из инновационных методик является диалоговое обучение, которое применяется мною как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, и во внеаудиторной деятельности.

Данная технология мне интересна тем, что в процессе диалогического общения на уроке студенты ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог на уроке - это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает студенту не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение).

На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание мною такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.

Важно не просто научить студента склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с природой, человеком и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Вести диалог - значит искать истину вместе. Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда студенты видят затылки сидящих впереди и только одно лицо - преподавателя, здесь неуместна. Я использую варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа обучающихся в каждой группе.

При групповой форме работы обучающихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому студенту, как со стороны преподавателя, так и своих одногруппников. При этом помогающий получает не меньшую помощь, так как его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему одногруппнику.

Руководители групп и их состав подбираются мною по принципу объединения студентов разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Наиболее известные формы, применяемые мной: «мозговой штурм», урок-диспут, урок-беседа. Уроки-диалоги: «Печорин глазами женщин», «Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова», «Нравственные уроки произведения А.И. Солженицына «Матренин двор», «Образ Бирюка», «Басни Крылова», «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени», «Дефис в наречиях», «Словосочетания», «Мягкий знак после шипящих во всех частях речи», «Сложное предложение» и другие.

Оценивание работы студентов в диалоге мною осуществляются по нескольким критериям: 1) насколько их реплики соответствовали теме; 2) содержательность коммуникации; 3) грамотность; 4) соблюдение речевого этикета.

Творческие задания на уроках русского языка и литературы

Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из: 1) литературно-творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений; 4) заданий, развивающих творческого читателя; 5) участия в творческих формах урока.

Под литературно-творческими заданиями, или литературным творчеством учащихся, обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.).

Литературно-творческие задания следует отличать от творческих сочинений на литературную тему - «оригинальных по форме текстов, создаваемых учащимся с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие понятия». К творческим сочинениям принято относить:

1. Домысливание сюжетной линии произведения: «Что случилось в городе N после приезда настоящего ревизора?».

2. Домысливание дальнейшей судьбы героев: «Как сложилась дальнейшая судьба (Онегина)…?».

3. Домысливание «пропущенного» в тексте эпизода.

4. Дневник литературного героя, например: «Страница из дневника Печорина, Татьяны Лариной…».

5. «Перемещение» литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства: «Тринадцатый подвиг Геракла в наше время», «Встреча толстого и тонкого в наши дни».

6. Воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним: «О чем бы я хотел расспросить (Чацкого)…».

7. Словесное и графическое описание герба помещика, например, герб Собакевича, Манилова (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»).

К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, относятся:

- самостоятельный анализ эпизода, главы или явления;

- самостоятельная или по заранее данным вопросам интерпретация лирического стихотворения;

- сравнение произведений на одну тему;

- сочинение-эссе;

- отзыв;

- рецензия;

- реферат;

- устное сообщение (доклад);

- предисловие или послесловие к книге.

Задания, развивающие творческого читателя, активизируют сотворчество студента с писателем. К числу таких заданий относят:

- устное словесное рисование;

- создание киносценария по одному из эпизодов произведения;

- инсценирование;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- творческие пересказы;

- иллюстрирование в любых видах - живописном, графическом, лепке.

Лабораторией развития творческого потенциала учащихся становится именно урок литературы.

Предлагаю студентам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа, составить монолог от лица героя и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что…;

- сочините;

- изобретите;

- предложите гипотезу;

- порассуждайте.

На заключительном этапе урока (рефлексии) традиционно использую одну из методик технологии критического мышления - синквейн (пятистишие), в которой учащиеся рефлексируют материал урока в виде небольшой творческой зарисовки. Например, урок литературы на 1 курсе по теме: «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ребята заканчивают так:

1. Гринев;

2. Отважный, искренний, верный воинской присяге, способный любить;

3. Защищает крепость, платит добром за добро, любит Машу и родителей;

4. Гринев - главный герой исторической повести «Капитанская дочка», в которой сошлись все главные темы пушкинского творчества 30-х годов;

5. Честь и достоинство.

Что, на мой взгляд, дает система творческого самовыражения в обучении?

1. Развивает воображение и творчество учащихся.

2. Способствует развитию самосознания.

3. Укрепляет и развивает веру в себя, в свой творческий потенциал.

На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

На уроках весьма важно дать возможность раскрепоститься фантазии. И в полной мере это происходит тогда, когда студенты выбирают какой-либо грамматический признак или предмет, о котором будут писать, создавая художественный образ.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

Написание сочинения по единому началу:

• В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной…

• Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать, какой я. И действительно, а какой я?..

Сочинение от лица неодушевленного предмета:

«Я карандаш в пенале первоклассника…»;

«Я мел, которым пишут на доске…».

Вот пример такой работы.

Я мел. Моя жизнь скучна и однообразна. Каждый день я вынужден встречаться с доской, хотя сам этого не хочу: с каждой встречей с ней моя жизнь сокращается.

Однако иногда происходят интересные истории. Например, вчера я пережил настоящий шок. Один юноша схватил меня и откусил чуть ли не половину. Меня охватил страх, я весь дрожал. Как я услышал позже, этому молодому человеку не хватало кальция. А однажды меня бросили в ведро с водой, и я испугался.

Но есть в моей жизни и забавные моменты. У меня много друзей. Это студенты. Они забавляют меня, когда пишут на доске очередную глупость.

Я отдыхаю, когда мои друзья пользуются интерактивной доской…

Одним из основных видов деятельности на уроках русского языка является работа со словом. Опорой для учащихся может служить следующий алгоритм:

I ступень. Характеристика слова.

1. Определи правильность написания слова (ударение, орфограммы).

Орфографический словарь.

2. Проникни в тайну слова (толкование, происхождение, употребление).

Толковый словарь.

Этимологический словарь.

Словарь иностранных слов.

Выдели части слова, подбери родственные слова.

Словообразовательный словарь.

II ступень. Размышляю о душе слова.

Воображаю, что слово - магнит.

Подбираю к слову ассоциации, рифмы, образы.

Пишу мини-текст (этюд, мини-сочинение, зарисовку).

Вот пример подобной работы студента 1 курса.

МИЛОСЕРДИЕ

мИлОсердие - [м1илас1эрд1ий1э]

Все положительное, хорошее, полезное.

Отзывчивость, милосердное отношение, стремление делать милосердные поступки.

Милосердие (устар.) - помощь, благотворительность.

Многозначное, исконно русское.

Милый сердцу, милость, милосердность, милосердный, милостивый, миловидный, миленький.

Милосердие (+): милое, светлое, доброе, радость, улыбка, добрый поступок, бескорыстие, руки мамы, сказочная волшебница, красота души.

Несомненно, это долговременная работа. Но результат стоит того.

Каждый человек в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у студента педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: развить творческие способности у студента можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Бесспорно, что развитие творческих способностей студентов и их творчество должно проходить и в учебной и во внеаудиторной деятельности, причем, деятельность эта должна координироваться.

Достигнуть желаемого результата преподаватель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Творческие способности личности могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении заданий для самостоятельных работ. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера.

Это может быть также написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы студент с удовольствием взялся за выполнение задания.

Например, на 1 курсе специальности Ветеринария сочинение «Как я провел день» написать от имени собаки, лошади, бабочки, скворца и т.п. А на 1 курсе специальности Механизация сельского хозяйства сочинение «Как я провел день» написать от имени трактора, комбайна и т.п.

Также часто используются задания, развивающие воображение: «Представьте, что вы скульпторы. Пользуясь образцом - описанием статуи Зевса работы древнегреческого скульптора Фидия, опишите, каким бы вы изваяли Нептуна, Атланта, Геракла или других богов и героев древнегреческих мифов»; сочините рассказ о «тринадцатом подвиге» Геракла в вашей группе или колледже, какому герою мифов вы бы хотели поставить памятник?

Самое любимое творческое задание студентов - сочинение сказки и придумывание своей концовки произведения. Этот жанр привлекает студентов не столько тем, что можно придумать интересный сюжет, но и тем, что дает возможность безграничного полета фантазии.

Такие задания помогли активизировать способности студентов и одновременно направить их фантазию в нужное русло: отразить в своем произведении все особенности эпического жанра.

Развитие личности в колледже идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого студента в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учитывая особенности возрастной группы (в основном это подростки от 15 до 17 лет), я предоставила все возможности для их самовыражения: они побывали на этом уроке и артистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками).

В программу колледжа включены произведения, вызывающие у ребят особую симпатию. Учащиеся с удовольствием читают их и продумывают рассказ о герое с изменением лица после того, как разобрались в его характере, поступках, привычках. К примеру, после изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского» домысливаем его продолжение, отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя «зерно» доброты и бескорыстия его учительница Лидия Михайловна?

Очень эффективны этюды-импровизации, когда ученики «дописывают» текст, сочиняют финал произведения (например, счастливый финал рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке») в стиле автора.

Виды работ на уроках литературы на 1 курсе

Необходимо учитывать, что первокурсники считают себя уже взрослыми. Поэтому, подбирая игровые элементы к творческим занятиям, нужно помнить психолого-возрастные особенности учащихся, обращаться к ним, как взрослым.

Больше использовать формы занятий, направленных на раскрытие имеющегося у учащихся интеллектуального и творческого потенциала.

Необходимо дать свободу учащимся, если студенты желают работать в группе, то эта группа в течение семестра должна создавать произведения и генерировать идеи, а в конце семестра в виде отчета презентовать литературный альманах в форме красочного, насыщенного различными номерами представления. Студенты проникаются интересом к изучаемому вопросу лишь тогда, когда сталкиваются с конкретным человеком или «примеряют» литературный образ, его мировоззрение, судьбу на себя. Например, результатом работы над романом М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» стало сочинение на тему «Что бы я сделал в городе Глупове, если бы был там градоначальником».

На уроках учу писать письма - сверстникам из другого города, родственникам, учителям, литературным героям. Предлагаю следующие темы для письменных работ творческого характера:

- «Литературный герой, созвучный моему духовному «я».

- «Как среди людей остаться человеком?».

- «Сохранить себя целым или отдать себя целиком?»

- «Моя версия возрождения «мертвых душ».

- «Случайно ли Чичиков носит имя Павел?».

- Один раз Чичиков нашёл у себя на столе письмо незнакомки, которое начиналось так: «Нет, я должна тебе написать». Напишите письмо в духе дамы города N.

- Попробуйте продолжить вранье Хлестакова в «Ревизоре».

- Напишите страничку из дневника Марьи Антоновны после известия о мнимом ревизоре.

- Напишите портрет друга в манере Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

- Эссе «Чтобы не стать Печориным…».

- Письмо литературному герою из 21 века.

- Судьба литературного героя через 30 лет.

Все эти методы и приемы позволяют мне решать следующие задачи:

1. Выявить учащихся, чей творческий потенциал высок, и строить с ними работу по-особому, дифференцированно.

2. Создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся, творческие работы которых помогают им раскрепоститься, почувствовать себя уверенно.

3. Подвести учащихся к мысли о том, что творчество - это удивительная вещь, ведь если человек научится ему в одной области, то сможет творчески относиться ко всему на свете, а творческий человек - интересный человек, к нему тянутся люди, он никогда не скучает и находит увлекательные занятия для всех, он всегда отыщет выход из самых трудных положений.

Я убеждена, что в каждом человеке заложены творческие способности. Именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Но разбуженное в какой-либо области творческое начало послужит импульсом к более многостороннему развитию студента. Я не ставлю цели сделать из своих студентов писателей или художников, а просто учу на уроках русского языка и литературы образному видению и творческому осмыслению увиденного.

1. Приемы активизации творческих способностей студентов на уроках русского языка.

На уроках русского языка я использую различные виды творческих заданий:

а) творческие диктанты;

б) сочинения по данному началу;

в) изложения творческого характера;

г) решение кроссвордов;

д) составление сказок на грамматическую тему.


1. Творческий диктант - одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая студентам проявить свои способности к творческому мышлению.

Например, такие диктанты я использую на уроках повторения и обобщения материала.

Тема: «Правописание букв ё - о после шипящих».

Заменить словосочетания одним словом - синонимом, в котором есть данная орфограмма.

1. Мельничный круг для размола зерна (жернов) 2. Водитель машины (шофер). 3. Место соединения сшитых кусков ткани (шов). 4. Тихая речь (шепот). 5. Плод дуба (желудь). 6. Глухой звук от трения предметов друг о друга (шорох). 7. Тонкая веревка (бечевка). 8. Откидной головной убор, пришитый к воротнику верхней одежды (капюшон). 9. Цвет лепестков подсолнуха (желтый). 10. Трудный день (тяжелый). 11. Вчерашний хлеб (черствый).


2. Сочинение по данному началу или по заданной теме позволяет студентам проявить творческие способности, ведь сочинения у всех будут разные, а преподавателю - проанализировать, насколько студенты смогли понять основную мысль сочинения и насколько соответствует теме работы самостоятельно подобранный ими материал.

Подобный вид работы я применила на занятиях при повторении темы «Типы речи»: написать сочинение - фантастический рассказ по данному началу.

Продолжая текст, пофантазируйте о помощи, которую могут оказать роботы ветеринарам (механикам) при обследовании животных (при работе на Марсе). Оформите свое сочинение в виде описания, повествования или рассуждения (на ваше усмотрение).

«Думающие помощники, роботы, пригодятся механикам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов. Подскажут механикам, что испортилось и как провести ремонт. При посадке на Марс они рассчитают наилучшие варианты спуска. В случае необходимости роботы первыми высадятся на поверхность исследуемой планеты, произведут разведку, определят, нет ли какой опасности».


3. Творческие изложения способствуют закреплению знаний учащихся по русскому языку, обогащению словарного запаса и развитию коммуникативно-творческих навыков. Они могут предполагать изменение формы и содержания текста, преобразование композиции или формы речи, изменение жанра или стиля речи и т.п.

На уроках я применяла два вида творческих изложений:

- творческое изложение с преобразованием стиля текста;

- творческое изложение с воспроизведением основной мысли текста.


4. Использование на уроках русского языка игровых элементов - решение кроссвордов, составление и отгадывание ребусов и загадок и т.п. - также помогает активизировать творческие способности студентов.

Игровые элементы не только активизируют фантазию учащихся и позволяют закрепить изученный на уроке материал, но и помогают студентам увидеть интересное, загадочное и красивое в самых обычных вещах.


5. Еще один эффективный способ стимулирования творческого потенциала студента и его связи с изучаемым на уроках русского языка материалом - сочинение сказки или рассказа на грамматическую тему. Переосмысляя языковые факты в творческой форме, студенты лучше усваивают научную теоретическую информацию, поскольку в такой грамматической сказке очень важно не только рассказать о какой-то орфограмме или части речи, но и отразить основные грамматические признаки этой части речи или условия написания какой-либо орфограммы.


6. Многие упражнения по русскому языку предполагают если не объемную творческую работу, то отдельные элементы творчества. Автор книги «Первые встречи с искусством» А.Д. Артоболевская называет это «творчеством по заданию» и утверждает, что такая работа необходима как первый, начальный этап, первая ступенька к индивидуальному творчеству. Я вполне с ней согласна и использую «творчество по заданию» при изучении самых разных тем. Например, тема «Причастный оборот»:

«Найдите и исправьте речевые ошибки. В 1, 2 и 3 предложениях поместите причастный оборот до определяемого слова, в 4 и 6 - после:

1. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 2. Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес и поляну. 3. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 4. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 5. Молчаливо стоят одетые березы и клены листвой. 6. Широко разливаются наполняемые реки талой водой».


7. Один из самых плодотворных и целесообразных видов работы - лабораторная работа, позволяющая соединить элементы лингвистического анализа художественного текста с элементами творчества.

Результаты показали, что такое сочетание репродуктивных и творческих заданий является оптимальным, так как не все студенты способны раскрыть свой творческий потенциал в объемной работе, а в небольшом объеме им это сделать легче. Например, лабораторная работа № 2 «Некоторые особенности изменения лексики современного русского языка».

«Задача работы - определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами».

Сферы жизни общества

Новая лексика

Изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и регионального управления.

Губернатор …

Открытое экономическое и культурное сотрудничество с другими странами:

- совершенствование средств коммуникации;

- изменение банковской системы;

- интеграция массовой культуры

- ноутбук, …

- маклер, …

- шоумен,

«Слова для заполнения таблицы: стайер, девальвация, файл, шоу, пользователь, клип, дилер, мэр, дискета, импичмент, мюзикл, пацифизм, бартер, принтер, электорат, брифинг, ваучер, лоббист, телефакс, имидж, кутюрье, префектура, менталитет, пейджер, терминал, муниципалитет, спикер, бизнесмен, монитор, менеджмент, приватизация, рейтинг, триллер, брокер, хит-парад, фаст-фуд».

Заключение

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.

Эффективность работы среднего профессионального образования определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности.

Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны - как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Наверное, многим из преподавателей приходилось наблюдать ситуацию, когда посредственный студент вдруг преображался, удивлял своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявить свою индивидуальность.

А ведь именно без этого ни один человек просто не может существовать, без этого не может в полной мере развиваться его личность. У каждого студента есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех студентов есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. Но таланты каждого человека можно развивать.

Результаты обучения

Данная методическая система позволяет выделить ее основные функции:

- познание учебного процесса как объекта конструирования;

- создание приемов решения психолого-педагогических задач;

- утверждение в педагогическом процессе ценности личности студента;

- становление позитивной концепции студента;

- осуществление конкретных педагогических технологий, обеспечивающих целенаправленную деятельность;

- выбор наиболее эффективных новых технологий;

Такая система работы развивает у обучающихся мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует студента на рефлективное восприятие.

Показателями успешности моей методической системы являются: повышение степени удовлетворенности учащихся и преподавателя результатами работы, повышение мотивации к учебе, к самопознанию, возросла социальная активность и творческое самовыражение, повышение интереса к изучению русского языка и литературы.

Наблюдается положительная динамика учебных достижений: качество знаний по дисциплине русский язык возросло с 3,7% до 65%; по дисциплине литература - с 21,4% до 56,2%.

Ежегодно студенты принимают участие в олимпиаде по русскому языку и литературе, занимают призовые места, так за последние пять лет - победителей -5, участников - 17 человек.

С каждым годом растет число студентов, принимающих участие в творческих литературных конкурсах. За последние пять лет приняли участие: на муниципальном уровне - победитель - 1 (из 2 участников); на всероссийском уровне - 1 участник; на международном уровне - участников 6 (из них 2 победителя).

Итак, новые технологии помогают развивать коммуникативные способности студентов, создают условия для развития интеллектуальной, творчески одаренной, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал