- Учителю
- Реферат по региональной литературе (творчество П. Кузнецова)
Реферат по региональной литературе (творчество П. Кузнецова)
Наш поэт, солдат, наш старый правдист
Павел Николаевич Кузнецов, талантливый публицист, прозаик, поэт и переводчик произведений казахских акынов. Псевдоним Кузнец Павел
Родился Павел Николаевич 9 августа 1909 года в селе Солдатское (Солдатово)Михайло-Архангельской волости Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской губернии в семье крестьянина - переселенца из Уфимской губернии. Учился в приходской школе, летом много работал.
В годы первой мировой войны семья переехала в Усть - Каменогорск. В 1916 году умер отец.
На углу улиц Кирова 44 и Кайсенова 67 находится здание Областного этнографического музея. Люди, знающие историю Усть-Каменогорска, называют это здание «мариинка», так как раньше здесь располагалось Мариинское женское училище. С 1922 по 1924 годы здесь учился будущий прозаик и поэт Павел Николаевич Кузнецов.
В 1924 году семья переезжает в Семипалатинск.
С этого периода началась его трудовая деятельность. Легкий на подъем, оперативный и смелый Павел Николаевич много ездит по Прииртышью. Его можно было встретить то в Шемонаихе, то в Риддере, то в Павлодаре, то на стороительстве Турксиба. И тут же на страницах газет появлялись его репортажи, статьи, очерки, фельетоны.
Он изъездил всю страну, обо всем, что могло быть интересно читателю, рассказывал в своих материалах, но всегда его тянуло в родные края, в родной Казахстан.
В 20 лет становится заместителем главного редактора алматинской газеты «Ленинская смена»
В августе 1935 года возвращается в Ама-Ату и работает в редакции газеты «Казахстанская правда». Много ездит по республике. Его можно было увидеть на свекловичных плантациях Талды-Кургана, в горах Каратау, в степях Прибалхашья и Семипалатинского Прииртышья, у шахтёров Караганды, полеводов и животноводов Южного и Западного Казахстана.
Война застала П.Н.Кузнецова в Восточном Казахстане на строительстве дороги «Восточное Кольцо». В июле 1941 года он добровольцем уходит на фронт. На фронте был всю войну. 19 августа 1941 года 316 стрелковая дивизия (8 гвардейская Краснознаменная дивизия генерал-майора И.В.Панфилова) отправляется на фронт. Как солдат и журналист сражался в рядах гвардейской Панфиловской дивизии, служил у генерала Панфилова в качестве политрука и батальонного комиссара. Прямо на колесах выпущен 12 номер газеты «За Родину», редактором которой был назначен П.Н.Кузнецов и был журналистом и поэтом дивизионной газеты.
Героями его очерков были простые «труженики» войны-пехотинцы, медсестры. Порой он сам был участником тех подвигов, которые описывал в своих заметках, но скромно о них молчал. Большая заслуга П.Н.Кузнецова в том, что газета, учитывая национальные особенности, заговорила с солдатами на их родных языках. Стихи военных лет вошли в сборники «Солдатская тетрадь» (1944) и «Путь-дорога»(1946) Эпиграфом к каждой литературной страничке П.Н.Кузнецов ставил крылатые слова Панфилова: «…острое слово и острый штык в смелой атаке помогают друг другу».
Из материалов Государственного архива Восточно-Казахстанской области, ф.180 (фонд личного происхождения)
После тяжелого ранения направлен в редакцию газеты «Правда». 31 марта 1943 года Павел был назначен военным корреспондентом газеты «Правда». Как специальный корреспондент «Правды» Павел Кузнецов побывал на многих фронтах. Его очерки о мужестве и подвигах советских воинов тепло встречали читатели страны. 15 октября 1943 года Мухтар Ауэзов писал П. Кузнецову: « На этот раз хочу выразить свое настоящее восхищение твоими литературными успехами. Читаю все твои очерки на страницах «Правды» и вижу, что ты не только закаляешься, становишься многоопытным в бою, но ты по-настоящему вырос, возмужал и в творчестве».
Павел Кузнецов - член правления Союза советских писателей Казахстана; удостоен правительственных наград. Награжден орденами Знак Почета (1940, 1962), Красная Звезда (1941), Отечественной войны II степени (1945), Красного Знамени (1945).
К военному периоду относятся два сборника стихотворений «Фронтовая лирика» (1942 г.) и «Солдатская тетрадь» (1943 г.). По воспоминаниям М. Новикова, десятки стихов писались «в перерывах между боями - на бруствере окопа, в землянке при свете коптилки, на трудных просёлках от Москвы до Бреста. Они набирались вручную и тут же заверстывались в полосы, потому что поэтам нельзя отставать от жизни. Поэты, как и хлеборобы, рождаются на земле и живут земными заботами». В его стихотворениях военного периода звучал идущий от сердца голос поэта, искренне любящего свою землю и болеющего за её настоящее и будущее:
Родной Алтай, ты снял армяк кондовый,
Снял опояску ветхую свою,-
Я кланяюсь красе твоей суровой
И в песнях славлю молодость твою!
Любовью к родному алтайскому краю дышит каждое его слово:
В алтайских дебрях, призрачных теснинах
Крутым полётом горного орла,
Гравийными витками серпантинов
Дорога победителей легла
В конце 1945 года в Алма-Ате вышла его книга стихотворений и фронтовых очерков о воинах казахстанцах - «От Алма-Аты до Берлина».
Для военной поэзии П. Кузнецова типичны образы сожженных и разрушенных сел и деревень,
Я в дом вошел…Так вот она -
Неумолимая война.
Ребенок немцами приколот,
Мать в подвале сожжена,
И только кукла сиротливо,
Пугливо жмется у окна.
В стеклянных кругленьких глазах
Я прочитал у куклы страх.
Лирический герой у него - обычно боец-фронтовик, судьба которого неотделима от судьбы Родины.
Он на Москву на смерть готов,
Суровый правнук кержаков.
И мы спокойны. Верен путь.
Такой не может обмануть.
*****
Торжественным кажется здесь даже кашель натужный,
Свидетельством жизни в потемках затихшей войны.
И, кажется, вещь тут становится снова так нужной:
Кисет, зажигалка и … старые письма жены.
Врагов он изображал как «недругов», «зверей», подобно тому как у Михаила Светлова фашисты - это нелюди, «стаи людоедов». Например:
Наседает волчья стая рьяно.
Заревом охвачено село.
«Комиссар Егоров»
Или:
В осеннем небе недруги лютуют
Воздушные гуляют палачи.
«Северо-Запад»
И еще пример:
В лесах и рвах, на стылой глади просек,
Встречая стойко бешеных зверей,
Стеною славы встали двадцать восемь…
«Песня Дубосековского полка»
Фашистам в тыл, в звериный стан,
Нас вел путеводитель,
Душа иртышских партизан,
Седой алтаец Корепан,
Народный гневный мститель. («Окопные стихи)
Показывая преступления фашистских захватчиков, П. Кузнецов использует такие художественные приемы, как олицетворение, аллитерацию. Интерес в этом отношении представляет стихотворение «Фронтовая осень». Развитие сюжета в нем определяет эпизод из военной жизни. Советские солдаты освобождают от гитлеровцев Подмосковье. Во время одного из боев на их пути встречается, лесная сторожка. Бойцы входят в нее и с болью в сердце смотрят на то, что предстало их глазам:
В избушке этой был вчера застенок
Здесь немцы были.
Их кровавый след
Лежит на подоконнике, на стенах,
На самодельном вяземском столе.
В стихотворении «Гусенево» создан образ одинокой седой матери, плачущей над погибшим сыном. А вокруг - зарево пожара. Описание горящей деревни воспринимается почти зримо: перед глазами читателей «багряное зарево» и отсвет его на лице женщины, на платке, покрывающем ее плечи. Автор использует форму плача из народной поэзии. Оплакивая сына, мать напевает:
Ой вы гуси, гуси-лебеди,
Подымитесь в небо синее,
К той ли звездочке лазоревой,
К золотому свету-солнышку,
Ко луне, вдове серебряной,
На крылах вы мое горюшко
Унесите, гуси-лебеди…
Расклевали немцы-вороги
Мое дитятко единое…
Обращаясь к фольклорной форме плача, к художественным образам народной поэзии, автор стремится показать горе народное. Происходит как бы отождествление женщины-матери и Родины-матери.
Как осмысление происходящего, как выражение главных мыслей лирического героя и самого автора, звучат короткие стихотворения, которые поэт поместил в разделе «Между боями». Они воспринимаются как афоризмы, каких много рождалось на фронте и которые в определенной мере отражали жизненную программу советского бойца:
Мы в жизнь пришли не отдыхать.
Не лезть в долги к Отчизне,
Не о былом в тиши вздыхать,
Но всё в борьбе у жизни взять
И всё отдать для жизни.
*****
....Когда затихает последний раскат канонады,
И воздух становится в трепетных сумерках тих,
Как робкая девушка, входит солдатская радость.
В траншеи, в окопы, в холодные гнезда живых.
П.Н.Кузнецов любил жизнь, любил людей, любил своего читателя. Ему писали со всех концов большой страны. Его любили, ценили его творчество, ждали появления на страницах. Павел Николаевич не оставлял без внимания ни одного письма, он всегда находил время для ответа.
Из писем читателей:
М.Ауэзов:
«Хочу выразить настоящее восхищение твоими литературными успехами. Правда, не о литературных успехах твои главные мысли, не о литературной карьере. Но и в бою есть различные способы проявления себя - есть пальба и есть снайперские выстрелы. Качество огня писателя - фронтовика в его настоящих, мастерских страницах».
Из письма Д.Снегина:
«Ой, Паша, трудно одному. А выдержим ведь! Приезжай… Да не на один день, а так, чтобы пожить, поговорить, почитать основательно. А то и не заметим, как пролетят годы, и совсем поздно вспомним, что многое не додружили».
Смерть резко оборвала жизнь Павла Кузнецова в августе 1967 года в Москве. В расцвете творческих сил.
В день получения горестной вести в Алма-Ате была подписана к выходу в свет очередная повесть журналиста «Цветы на камне»- о первой коммуне, созданной в Восточном Казахстане.
Легендарный Пав. Кузнец не дожил и до 60 лет.
«И жил он, как солдат и умер, как солдат. Тысячу раз мог погибнуть Павел Кузнецов на войне. Но выжил. И жизнь у него была трудная, но богатая, интересная.
Он много сделал для того, ради чего мы живем, наш поэт, солдат наш старый правдист».
юле 1941 года П. Кузнецов добровольцем вступил в ряды Советской Армии. Как солдат и в области журналистики: Сборники очерков "От Алма-Аты до Берлина" (1945г.), "Великая дружба" (1948г.), "Герой Советского Союза И.В. Панфилов" (1948г.), но и в области литературы и литературной критики. Его перу принадлежит поэтические сборники "Самородок" (1937 г.), "На Иртышском берегу" (1940г.), "Солдатская тетрадь" (1944г.), "Пути-дороги" (1946г.), "Дорожная тетрадь" (1962г.).