7


  • Учителю
  • Литературоведческий анализ: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (6 класс, по программе В. Я. Коровиной) .

Литературоведческий анализ: «Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (6 класс, по программе В. Я. Коровиной) .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Художественный мир  В.Распутина определяется глубокими философскими вопросами о земле, природе, деревне, о проблеме совести и добра, о вечных этических ценностях. Широта авторского взгляда охватывает не только «региональные» проблемы. Она вмещает в себя целый комплекс
предварительный просмотр материала

Литературоведческий анализ: «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» (6 класс, по программе В.Я. Коровиной).

Наумова Аниса Рашидовна, учитель русского языка

и литературы

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 56»

п.Сыня г.Печора Республика Коми.

Художественный мир В.Распутина определяется глубокими философскими вопросами о земле, природе, деревне, о проблеме совести и добра, о вечных этических ценностях. Широта авторского взгляда охватывает не только «региональные» проблемы. Она вмещает в себя целый комплекс нравственно-философских вопросов, которые волнуют все наше общество, делая произведения В.Распутина значительным явлением духовной культуры ХХ века.

Исследователь Л.Колобаева так определяет особенность художественного видения В.Распутина: «Основа художественного подхода В.Распутина к реальности - измерение её критерием вековых общенациональных и всечеловеческих нравственных ценностей, соединение в его прозе философско-этической, «экзистенциальной» проблематики с остросоциальной».1

Современную прозу отличает, с одной стороны, стремление исследовать и запечатлеть объективные закономерности процессов бытия, с другой стороны - раскрыть человеческую личность во всей её сложности и неповторимости, проникнуть в глубины психологии характера.

Значительный вклад в развитие современной литературы вносит творчество В.Распутина.

Это писатель, глубоко знающий душу народа, озабоченный его делами и нуждами, сохранением и обогащением традиционной нравственности во имя будущего.

Творчество В.Распутина часто связывают с «прозой о деревне». Однако Н.Лидерман и М.Липовецкий не соглашаются с определением «деревенщики»: «…правильно бы назвать нравственниками - ибо суть их литературного переворота была возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной наглядной предметностью».2

Творческий путь писателя отличается цикличностью тематики и проблематики, как отмечает Л.Колобаева: «… писатель затрагивает вопросы о сохранении жизненных ценностей, как Дом, Земля, Память, и в связи с этим обращает внимание на выявление человеческой сущности.

1Колобаева Л.А. Художественный мир В. Распутина. - В кн.: История русской литературы XX века. М.,1995

2Лейдерман. Н. Л и Липовецский. М. Н. Современная русская литература. Новый учебник по литературе в 3-х книгах. М., 2001.151


«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после».

С такого нравоучительного суждения начинается рассказ Валентина Распутина.

Рассказ был опубликован в 1973 году. «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня»,- так характеризует свое произведение автор. Рассказ автобиографический, учительница французского языка Лидия Михайловна Молокова названа в произведении своим именем. Автор посвящает свое произведение Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга, известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе.

В.Распутин один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые слова: совесть и память. Писатель пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительнице достоянием читателей.

Самостоятельная жизнь началась у героя в 11 лет, когда он отправился в райцентр на учебу в пятый класс. Его ждали тяжелые испытания: голод и одиночество: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы». Самым страшным была тоска по родной деревне, по родным местам, людям и душевной теплоте.

Голод заставил мальчика играть в «чику», чтобы добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением и возможностью проявить свою власть, как у Вадика и Птахи, которые не прощают герою выигрыш и избивают его.

Настроение рассказчика помогают раскрыть пейзажные зарисовки: то ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце, то черная крапива, жесткая сухая трава. Сначала мальчик испытывает радость, что он выиграл, а потом обида и боль от несправедливой драки: «Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово... Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».

Автор использует прием антитезы, противопоставляя два мира - учительницы и ученика, но одинаково обладающих чувством собственного достоинства. Мальчик из глухой сибирской деревеньки, тощий и диковатый, совсем не знающий городского уклада жизни, даже речь Лидии Михайловны ему кажется чуждой, диковинной «…у нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому он звучал вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе - она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаённости и ненужной экономии». Молодая учительница из города на Кубани, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян приангарья. Характерен эпизод с посылкой для мальчика. Он быстро обнаруживает «обман», так как в их краях макарон «отродясь» не было.

С особым пониманием к мальчику подошла Лидия Михайловна. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. В поисках способа помочь мальчику, учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в «пристенок». Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик до конца этого не понимал.

Финал рассказа мелодраматичен. Приходит посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, видел только на картинках.

Учительница преподает не просто урок французского языка, а урок человечности, доброты, сострадания и любви. Благодаря мужеству маленькой женщины, происходит взросление и прозрение замкнутого, невежественного ребенка послевоенного времени.

Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаружить в себе и окружающем мире неисчерпаемые запасы доброты и красоты.

Через много лет В.Распутин вновь обратился к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг- моя бывшая учительница французского языка…Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школы, а мне на прощание сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!» Этим она мне преподала урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель - учитель жизни».1

В художественной системе В.Распутина «память», имеющая универсальное значение, отождествлена с самой правдой, в которой заключен смысл человеческого существования. Такие понятия, как «Дом», «Земля», «совесть», любимы героями В.Распутина и непосредственно связаны с образом «память».

Выдвигаемые писателем ценности жизни определяют его философское мировосприятие и находятся в тесной связи со сферой духовности человека. Они способствуют постижению внутреннего мира человека в его особой соотнесенности со вселенной.

В.Распутин стремится сосредоточиться на относительно локальном пространстве, художественное открытие которого позволяет ему выйти на уровень всеобщего смысла.

1Распутин В. В одном сибирском городе : рассказы / В. Распутин // Роман-газета. - 1995. - N 17. - С. 1-44.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал