7


  • Учителю
  • Урок изучения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» «…Наше Запорожье… восхищает свободой, …подъёмом рыцарского духа» (И. Репин)

Урок изучения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» «…Наше Запорожье… восхищает свободой, …подъёмом рыцарского духа» (И. Репин)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

1 Урок изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «…Наше Запорожье… восхищает свободой, …подъёмом рыцарского духа» (И.Репин)


Читаю стихотворение К.Симонова «Тарас Бульба» (приложение уроки литературы, № 7 , 2008)


Ход урока

  1. -Гоголь. Давайте вспомним, какие произведения читали, что вспомним о писателе?

  2. Начнём с восторженных высказываний Гоголя и Репина о Запорожской Сечи: «…козачество - широкая, разгульная замашка русской природы. Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших её опрокинуть. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всём своём вооружении, получа только один червонец платы от короля, - и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход - воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак.. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнечную, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, - всё это было ему по плечу. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность. (глава 1). И художник Репин в письме к критику Стасову писал о Запорожской Сечи: « До учреждения этого рыцарского народного ордена наших братий десятками тысяч угоняли в рабство и продавали, как скот, на рынках Трапезонта, Стамбула и других турецких городов. Так дело тянулось долго… И вот выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, тёмной среды христиан - выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. «довольно, - сказали они туркам, - мы поселяемся на порогах Днепра и отныне - разве через наши трупы вы доберётесь до наших братьев и сестёр.» а в письме к Лескову он говорил: « Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъёмом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов»

  3. -В чём созвучны эти высказывания? Что восхищает обоих художников?

  4. И Гоголь, и Репин выходцы из Украины, оба корнями связаны с ней и пронесли через всю жизнь любовь не только к России, но и к своей «малой» родине - Малороссии (так называли тогда Украину).

  5. - Какие произведения писателя, связанные с Украиной, вам известны?

  6. Отдал дань украинской теме и Репин («Вечорныци», «Портрет Драгомиловой», «Запорожцы»)

  7. Сейчас много говорят о том, к какой культуре отнести этих великих художников. Принадлежали они одному народу -русскому. Сам Гоголь говорил о том, что русский и малоросс- это души близнецов, одинаково родные, одинаково сильные. Разве можно отделит два народа друг от друга? Они соединены верой, исторически, территориально. Потому оба художника с таким трепетом относились к истории своей земли .Оказавшись в Петербурге, Гоголь интересовался бытом, фольклором, обычаями Украины. Чтобы быть верным эпохе, он изучил рукописные списки украинских летописей, «Запорожскую старину» Срезневского, «Малороссийские песни, изданные Максимовичем» и др. Репин побывал на днепровских порогах, там, где была Сечь, привёз оттуда альбомы с зарисовками оружия, костюмов, посуды, пейзажей. Гоголь трудился над произведением 9 лет, Репин 11 лет. Отбирали материал очень бережно. «Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» И вторит ему Репин: »Никто на всём свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!»

  8. Как же появилась Сечь? В 1569 году Польша и Литва объединяются в государство Речь Посполитую и в неё вошли земли нынешней Украины. Новая власть притесняет украинцев и пытается обратить их в католичество. На днепровских порогах существовало государственное образование - Запорожская Сечь, сюда бежали поляки и украинцы, становясь вольными людьми, жили за счёт военной добычи в войнах с Крымским ханством и Турцией. С 1569 года борьба украинского народа против польской шляхты становится более острой и центр её- Сечь. Крупные восстания. Их предводители: Наливайко, Остраница и другие. Их черты мы легко угадываем в Тарасе - это собирательный образ. Гоголь точной хронологии не придерживается. По накалу событий - это 17 век, время Богдана Хмельницкого, который возглавил борьбу, закончилась она в 1654 году воссоединением Украины и России. Борьба длилась более двух столетий..

  9. На основе исторических событий Гоголь и написал своё произведение.

  10. - Какое впечатление произвела повесть, как читалась, кто из героев запомнился?

  11. - Давайте выделим ключевые темы и дадим названия нашим урокам, о чём мы должны поговорить? «Запорожцы и Запорожская Сечь в изображении Гоголя» « Остап и Андрий», «Образ Тараса Бульбы»

  12. -Какие проблемы вы выделили бы в повести? (положение женщины, поступок Андрия, жестокость казаков по отношению к врагам)

  13. - С какими понятиями у вас ассоциируется слово «казак»? (Воля, независимость, вспомним устойчивые сочетания: вольный казак, казацкая вольница)

  14. В тюркских языках, откуда слово пришло в русский, оно имеет значение - человек вольный, независимый, искатель приключений, бродяга) Казаками становились люди непокорные, лихие, и до сих пор их потомки генетически сохраняют эти качества - смелость, независимость, удальство.

  15. Конечно, Запорожская вольница- явление неоднозначное, и Гоголь далёк от идеализации своих героев, но ценит в них дух товарищества, мужества, любовь к родной земле.

  16. Можно ли себе представить, что казаки могут добровольно покориться кому-то? Текст исторического письма турецкому султану (1663) - яркое тому доказательство.

  17. Читаю текст турецкого султана (Мухаммеда 4) и ответ запорожцев (Литература в школе № 2 за 2008)

  18. Неудивительно, что Репин, узнав о письме (он летом 1878 года услышал его в Абрамцеве), решил изобразить эту сцену.


  1. Какими видит запорожцев художник? Каким настроением пронизана картина? Как передан боевой дух казаков? Кто из персонажей вам кажется наиболее выразительным? (Ружья, перебинтованные головы- были в бою, в центре - атаман Серко в белой папахе, старичок с люлькой.) Слова: люлька, жупан, , свитка, чуб?


  1. Среди казаков есть те, которых сам художник называл Тарасом, Андрием и Остапом. Найдите их.


  1. Когда в 1891 году картина экспонировалась на юбилейной выставке Репина, газеты писали: «Всмотритесь пристально, вы начинаете понимать, что перед вами не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту»


  1. В чём же созвучны повесть Гоголя и картина Репина? Они созвучны жизнеутверждающим звучанием, восхищением авторов духом вольности казаков, их товариществом, несломленностью самыми тяжёлыми испытаниями


  1. Д.З.: Материал о нравах и обычаях Сечи, главы 1-3



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал