7


  • Учителю
  • Первые уроки литературы в 10 классе

Первые уроки литературы в 10 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок-пролог.

В ЗОЛОТОМ ВЕКЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Материал к уроку.


  1. Сегодня у нас с вами первый в этом году урок литературы. И его название - Слайд 2. В качестве эпиграфа мы возьмем слова известного французского писателя А.Моруа - «Никто не подарит вам такого ощущения жизни, как рус- ские писатели». Слайд 3.

- А вот почему именно эти слова, я думаю, вы поймете по ходу урока.

Сегодня на уроке мы приоткроем художественный мир литературы золотого века, услышим рассказы о великих писателях и ощутим любовное внимание и уважение к живой жизни и к человеку, к природе, к миру в целом.

Русская классика звучит уже много лет в переводе на все языки мира, и мы давно не удивляемся тому, как тонко понимают наших писателей за рубежом.

1. Первый этап нашей работы - продолжение знакомства с именами великих классиков первой половины 19 века, более углубленное изучение их творчества. Слайд 4. - Назовите имена тех, кто представлен в нашей портретной галерее.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин - единомышленник первого поколения русских революционеров. Лермонтов - русской души на трагедию декабризма. Сила лермонтовского творчества - в стремлении погрузиться в глубины человеческой души, в жажде открыть в ней источник, который соединил бы возвышенность с простотой и цельностью. С выходом в свет «Героя нашего времени» и «Мёртвых душ» обозначился новый рубеж в истории русской литературы. Для таких проницательных умов, как Белинский и Герцен, было очевидно, что подобно тому, как вслед за Пушкиным появились Гоголь и Лермонтов, так и за Гоголем и Лермонтовым должны прийти их преемники и продолжатели.

2. Более подробно мы рассмотрим литературу второй половины 19 века, познакомимся с теми, кто создавал в те годы замечательные произведения, имеющие своего читателя и по сей день.

Слайды 5-8. Вы познакомитесь с превосходным человеком и писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, с его великой любовью к Полине Виардо, французской певице, и своей родине, олицетворением которой стало для него родовое имение Спасское-Лутовиново. Мы перелистаем страницы его романа, в названии которого - извечная проблема поколений - «Отцы и дети», станем свидетелями споров аристократа Павла Петровича Кирсанова и нигилиста Евгения Базарова.

Слайды 9-10. Вы увидите крестьян-правдоискателей, отправившихся искать того, кому «живется весело, вольготно на Руси». А поведет нас в это путешествие Николай Алексеевич Некрасов, и вместе с его героями мы попытаемся узнать, «кому на Руси жить хорошо».

Нашими проводниками по золотому веку русской литературы будет и Слайды 11-12. Александр Николаевич Островский, показавший в своих пьесах быт и нравы русского купечества, и Слайды 13-14. Иван Александрович Гончаров, показавший человека, ставшего общественно бесполезным (роман «Обломов»).

И хотя вторая половина 19 века была веком повести и романа, но и тогда были поэтические таланты. С их судьбой и творчеством нам тоже предстоит знакомство. Слайд 15. Это Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет.

Кто не мечтает в 16-17 лет совершить в жизни нечто замечательное, добиться признания у людей! Кто не размышляет о том, кем и каким быть! И, может быть, главным оказывается вопрос: как не ошибиться в себе самом , как раскрыть в себе все лучшее - те задатки, которыми ты одарен. Ответ на этот вопрос вы чаще всего ищете в судьбах людей, которым удалось многого добиться. На уроках литературы вы узнаете о том; как писатели упорно «делали себя». Вот что напишет в своем дневнике Л.Н. Толстой: "Все силы моего характера - на исправление". Вы сделаете для себя важное открытие: творчество писателя неотделимо от его нравственных исканий, от его личности. То, что он хочет сказать людям, выношено, выстрадано им.

Слайд 16. Какое множество открытий сделаете вы, познакомившись с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского! Именно он окажется для нашего времени незаменимым писателем. Мы вступим с ним в диалог с желанием послушать провидца, пророка, духовного учителя, предугадавшего несчастье страны, могущeгo указать путь к возрождению.

Слайд 17. Незабываемы будут встречи с Салтыковым - Щедриным, могучим и последовательным демократом. противником старого монархически - дворянского уклада жизни, обездолившего трудовой народ до степени невероятной, фантастической. Эту мысль Щедрии положит в основу сатирического романа "История одного города".

Город Глупов Салтыков-Щедрин назвал в духе русской народно- сатирической традиции. Прочитав этот роман, вы узнаете, как головотяпы стали глупцами, как в гoроде сменилось двадцать два градоначальника, целый художественный мир, живущий по своим законам. И откроется вам мысль писателя: все многообразное мельтешение градоначальников - это форма, за которой скрыта одна суть: грабительская по отношению к народу. Вы поймете, что IЦедрин - писатель страстный, умеющий заражать нас силой своего гнева.

Слайды 18-19. Около двух месяцев вы будете жить в художественном мире Л.Н. Толстого. Роман "Война и мир" необъятен в своем образном содержанки. Многомерны человеческие характеры, судьбы, ситуации, эпизоды. Перед нами развернется история нескольких молодых людей. Откроются их мечты, увлечения, дружба, любовь, их познания жизни в ее как самых простых, обыденных, так и в самых сложных, драматических проявлениях. Через каждую из личных судеб персонажей пройдут по-своему все драматические события большой русской истории l805 - 1812 гoдов. Конечно, каждый из вас примет ближе к сердцу и сознанию образ того героя, кто наиболее увлечет вас. Он - то и поведет в глубь всего человеческого многоголосья, ибо роман Толстого не просто роман, а эпопея. Книгой испытаний можно назвать роман Л.И. Толстого. Писатель подведет вас к проблемам будущего человечества. "Какая сила движет человечеством?" - этот вопрос философского эпилога "Войны и мира" мы будем осмысляять сегодня, в наше время, с его неотложными заботами, проблемами, замыслами.

Завершать наши встречи с литературой золотого века будет писатель, с именем которого прочно связаны слова: художественное совершенство, шедевр... Почти все мы начинали знакомство с русской классикой с eго "Каштанки", "Ваньки" и заканчивать будем изучением его рассказов «Человек в Футляре», "Ионыч", "Душечка" и другими. Слайды 20-22. Имя его - Антон Павлович Чехов. Он пришел в русскую литературу молодым, полным свежих сил, тогда, когда, она дала уже столь многое. И сумел впитать это многое в своем самобытном таланте и сделать следующий шаг - прямо в наш XXI век. Интерес к его произведениям продолжает расти во всем мире. Читая его рассказы, пьесы, вы заметите эпическую собранность, изящество слога, тонкий лиризм, одухотворенность, юмор. Дa, Чехова не забудешь.


  1. Художественный мир и его творцы.

Наверное, многие из вас слышали крылатую латинскую фразу: «Vita brevis, ars longa» («Жизнь коротка, искусство вечно»).

В предыдущих классах вы уже сделали первые шаги к пониманию того, почему великие произведения искусства живут так долго. В этом году проблема жизни произведения за пределами времени их создания станет для нас главной.

За многовековую историю существования литературоведение создало множество подходов к изучению художественного произведения. Это и историко-генетический подход (установление связей произведения с породившей его эпохой, социальными условиями, исторической обстановкой); системно-текстовый (изучение художественной манеры писателя); эстетиче- ский (осмысление художественной природы произведения). Одним из позднейших по времени разработки стал историкофункциональный подход.

В чем его суть?

Художественное произведение живет как бы в двух временах. В малом - времени его создания и в большом - времени его восприятия читателями последующих эпох. И если произведение живет в большом времени - значит, оно обладает чем-то, что делает его нужным и интересным людям на протяжении многих веков. Это и называется общечеловеческой значимостью.

Таким образом, историко-функциональный анализ позволяет выявить общечеловеческую значимость произведения, увидеть воздействие произведения на читателей различныхэпох, в том числе и на вас. Иначе говоря, историко-функциональный подход позволяет рассматривать ваши художест- венные впечатления как «читательский вариант произведения».

Видите, что получается. Вы читаете не для того, чтобы ответить на вопросы учителя, а для того, чтобы, осмысливая произведение вместе с учителем, найти ответы на возникающие вопросы вашей духовной жизни, которая, как известно, не может существовать вне национально-культурной традиции. Так вот, находя в произведении ответы, вы тем самым развиваете эту традицию. Получается, что вы не только ученики, но и творцы.

Евангелие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Вдумайтесь в эту мысль; Слово и Бог едины и неразделимы, значит, Творец и его творение также неделимы. Нам кажется, что именно этот образ очень точно и емко раскрывает суть художественного мира как единства творца (автора) и его творения (произведения) в восприятии читателя. Поэтому, вероятно, можно говорить о художественном мире писателя как совокупности художественных миров его произведений, миров вымышленных, но в сознании читателей становящихся реальными.

Вам предстоит еще много встреч с разными произведениями, но их художественный мир при всех отличиях будет иметь общие черты.

Первое и главное: литературное произведение как художественный мир структурно и содержательно составляет единое целое. Причем эта целостность существует и проявляется во всем, начиная с названия произведения и заканчивая приемами создания образов героев, выбором жанра и т. д. Таким образом, в каждой «частице» произведения заключена целостная картина. Это особенно заметно, когда мы обращаемся к названию произведения.

Второе: целостность и единство художественного мира достигаются благодаря авторской оценке изображаемых явлений, проще говоря, образу автора.

Третье: художественная образность. Нельзя выявить смысл произведения вне его художественной образности: «смыслотворчество реализуется как образотворчество» (Г. Степанов). Иными словами, вычлененный из художественной среды некий смысл перестает быть смыслом данного произведения, а становится просто общим размышлением. Известный литера- туровед М. Б. Храпченко писал: «Очевидно, что историческое существование литературных произведений обусловлено не только отношением к ним различных слоев и поколений читателей, но и внутренними свойствами самих творческих созданий. Их содержание, каким бы изменчивым оно ни представа- ло в различные исторические периоды времени, все же не привносится извне, а заключено в них самих... вне познания внутренних особенностей художественных созданий нельзя понять их общественного функционирования, длительности их жизни» .

Четвертое: обязательное сотворчество читателя. Ведь именно читатель создает художественный образ в своем воображении.

Пятое: наличие внутреннего диалога. Вот как об этом говорит испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет: «Часто забывают, что настоящая речь не только изрекает нечто, но что некто обращается с ней к кому-то. Во всяком акте говорения участвуют отправитель и получатель, которым небезразлично со- держание слов. Когда меняются слова, меняется и содержание речи. Язык по самой своей сути диалогичен и все другие формы речи снижают его эффективность. Поэтому я считаю, что хороша только такая книга, которая дает нам почувствовать скрытый в ней диалог, почувствовать, что автор умеет конкретно представить себе своего читателя, а этот самый читатель ощущает цепкую руку, ощупывающую его, которая может его приласкать или слегка шлепнуть».

К сказанному следует добавить, что писатель, ведя диалог с читателем, всегда выбирает какую-то позицию. Чаще всего это «Читатель, дай руку» или «Читатель, суди сам». Кстати, понять, почему выбрана та или иная позиция, значит во многом облегчить для себя ведение диалога.


А теперь, чтобы вам были понятнее эти положения, представим такую схему:

Художественный мир


Творец


Художественное произведение


Читатель

Посмотрите, все три составляющие взаимосвязаны. Таким образом, у художественного мира как бы два творца: собственно творец (писатель, автор) и читатель, создающий свою интерпретацию.

  1. Работа с учебником.

  1. Знакомство с учебником.

  2. Работа с главой «Введение».

Обратимся ко 2 эпиграфу.

- Что значит правильно прочесть?

  1. Чтение статьи учебника (стр. 3-5). Беседа по прочитанному:

- Как нужно читать художественные произведения? Почему?

- Почему критики, ученые и читатели воспринимают художественные произведения по-разному?

- Что же такое художественная литература (художественные произведения)?

- Как надо читать текст, чтобы постичь его смысл?




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал