7


  • Учителю
  • Работа ученицы 8 класса Есенинские традиции в творчестве В.М.Баянова

Работа ученицы 8 класса Есенинские традиции в творчестве В.М.Баянова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Управление образования Топкинского муниципального района

Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся

"Первые шаги в науку"









литературоведение





"ЕСЕНИНСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.М.БАЯНОВА."









Автор: Кандаурова Алёна

Сергеевна

Класс: 8

МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»





Научный руководитель:

Громыко Лариса

Анатольевна, учитель

русского языка и литературы.









ТОПКИ 2015

Введение

Исходная гипотеза: Детально изучая и сравнивая творчество двух великих людей, можно открыть много нового о хорошо известных поэтах.

Цель: Выявление общих мотивов в творчестве В.Баянова и С.Есенина.

Задачи:

1. Выявить сходные мотивы и образы лирики С.Есенина и В.Баянова.

2. Провести анализ стихотворений В.М.Баянова и С.А.Есенина.

3.Определить, какими выразительными средствами создают авторы свои поэтические образы.

Объект исследования:

Поэтические тексты Кузбасского поэта Баянова Виктора Михайловича и крестьянского поэта Сергея Александровича Есенина.

Предмет исследования:

Есенинские традиции в творчестве В.Баянова.

Актуальность этой работы связана с углубленным изучением творчества Баянова В.М. в связи с юбилеем поэта (2014 год), а также в связи с тем, что Виктор Михайлович - кузбасский поэт. Кроме того, изучая творчество Баянова В.М., мы наблюдаем, что Виктор Михайлович - самобытный поэт и в то же время он является продолжателем традиций, заложенных Кольцовым, Клюевым, Прокофьевым, Есениным.

Методы:

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: анализ состояния исследуемой проблемы, изучая литературу.

2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ: различные виды наблюдений над текстом, работа с дополнительной литературой.

3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ: методы обработки результатов.









Оглавление

  1. Введение ………………………………… 1 с.

  2. Основная часть

- 1 глава ………………………………… 2-4 с.

- 2 глава………………………………. … 5-7с.

3.Заключение………………………………… 8 с.

4.Список литературы………………………………… 9 с.

































































1глава

Влияние лирики С.Есенина на творчество поэтов нашего времени



Лирика С.Есенина продолжает оказывать сильное и плодотворное воздействие на творчество поэтов нашего времени. Художественно-эстетическое богатство, открытое С.Есениным, многими гранями входит в их творческую практику, обогащает арсенал средств художественного воплощения поэтической мысли. Это признают они сами - Н.Рыленков, В. Федоров, Л.Мартынов, Е.Винокуров, В.Боков, В.Баянов и др. Об этом свидетельствует и их творчество, в частности и лирическая поэзия В.Баянова, которая и послужила для нас материалом исследования.

По единодушному мнению литературоведов и критиков, по проблематике, по характеру мироощущению, по средствам поэтического языка В.Баянов является типичнейшим представителем литературного процесса 50 - 60-х годов, в творчестве которого разными гранями преломились и получили дальнейшее развитие лучшие традиции нашей поэзии. В его художественной практике обнаруживаются некоторые существенные тенденции творческого развития есенинского наследия.



Для сопоставления творчества В.Баянова и С.Есенина нами была сделана выборка стихов. Рассмотрены тексты (около 60) стихотворений В.Баянова из сборника " Томь-Река " и тексты стихотворений С.Есенина из сборника "Избранное ". Принцип выборки - основные мотивы и образы лирики С.Есенина.

Б. - " Девочка в цветастом сарафанчике с жаркими веснушками у глаз ... "

Е. - " Хорошо была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкой по белу сарафан на подоле ... "

Б. - " ... лишь чаще б видеть дом у моста с куделью дыма из трубы..."

Е. - " ... чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом ... "

Б. - "... В березки, в осинки -

Обновить косынки."

Е. - " Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон. "

Б. - " В душе моей только Россия

И в помыслах только она."

Е. - " Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа..."

Основными мотивами и образами ранней лирики С.Есенина являются Родина - родная земля, родное небо, родная русская природа, быт народа и тяжелая доля крестьянина-труженика.

Для исследования мы выбрали раннюю лирику С.Есенина, так как произведения этого периода перекликаются с лирической поэзией В.Баянова.

Теперь рассмотрим литературные средства выразительности: сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты, а также повторы.

Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.

Метафора - (гр. metaphora - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Эпитет (гр. epitheton - буквально "приложенное") - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Большое место в творчестве С.Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц"). Повторы - для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка (употребляет повторы с перестановкой слов):

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия С.Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе родного края:

Милые березовые чащи!

Писал Есенин о природе деревенской, она выглядела простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты и сравнения Есенин находил в народной речи:

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые.

Через все творчество С.Есенина проходит тема родины:

Я люблю Родину.

Я очень люблю Родину!



Рассмотрим, как отмечают исследователи и критики раннее творчество С.Есенина: Ю. Прокушев - " У С.Есенина рано пробудилась страсть к чтению, книгам. С детства Есенин как бы следовал мудрому пушкинскому афоризму о чтении - лучшем учении. Все его сверстники единодушно признают, что уже в школьные годы он был заядлый книголюб, его всегда можно было видеть с какой-нибудь книгой. Когда в1911 году шестнадцатилетний Есенин впервые ненадолго приехал в Москву, то, возвращаясь, увез с собой в деревню более двадцати книг, купленных в городе. Он зачитывался стихами Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, знал на память почти целиком "Слово о полку Игореве". Поэт Николай Полетаев рассказывает о встрече с Есениным в 1918 году так:

" Говорили мы с ним о литературе. Я спросил его, чем он сейчас больше всего интересуется. " Изучаю Гоголя. Это что-то изумительное!" Есенин даже приостановился, а потом неподражаемо прочел несколько гоголевских фраз из описаний природы...

- Предо мной, - замечает Полетаев, - вырос человек, до самозабвения любящий красоту русского слова. "

С.Есенин рано начал писать стихи. Едва ему исполнилось четырнадцать лет, как Есенин написал: «Сочинил первый свой стих...»

Есенин в своих ранних стихах взглянул на действительность своего времени, на окружающий мир природы и, особенно, на судьбу Руси по-пушкински, с обжигающей душу, истинно проникновенной любовью к Родине и верой в человека.

Россия Есенина - это время еще более крутых поворотов, еще более значительных исторических событий и революционных преобразований.

В Есенине, в его жизни и творчестве главное - решительный поворот к передовым идеям, революционным силам своей эпохи. Есенин сказал свое великое слово о своем времени и прежде всего о революционных событиях, определяющих узловые социальные, классовые конфликты его эпохи. Вместе с тем на такого художника, как Есенин, при его глубоко органической, ярчайшей поэтической индивидуальности, на протяжении всей жизни, всего творческого пути мог воздействовать и оказывать свое влияние поэт истинно великий и вместе с тем современный. Есенин неустанно шел вперед к этой величайшей поэтической вершине мировой и отечественной литературе, обретая все более твердую уверенность и самостоятельность в избранном им пути. С.Есенин был и остаётся прежде всего сыном своего века, своей эпохи. Всё это вместе взятое позволило Есенину еще при жизни, в двадцатые годы, стать объективно тем могучим художественным звеном, которое прочно и навсегда соединило реалистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова с поэзией социалистического реализма, рожденной Великим Октябрем" [ 5, с.37,41,45,46].

2 глава



Опорные детали-символы в стихах В.Баянова узнаются без труда - это сама природа России: рябина, береза, ива, родник, река. Это опробованные веками народного эстетического мышления образа, за каждым из них - свой ряд ассоциаций. "У реки рябина вянет, чистая и строгая" - этот песенный зачин становится мотивировкой для развития сюжета. А вращается он вокруг исконно песенных мотивов, не превращаясь в бытовые реалии. Например, так:

И черемуха за пасекой

Поет на склоне дня.

У черемухи за пазухой

Сто песен для меня.

Будто сказочная дева

Сердцу милые слова

Выпускает то из лева,

То из права рукава.

Улетают песни с кручи,

Зажигая, веселя, -

Жаворонками под кручи,

Перепелками в поля.

Счастье поэта, кажется мне, в том, что он сразу нашел свою главную тему и ей посвятил стихи. Пожалуй, он поэт одной темы, но это тема национально-русская, необъятная. К ней сходятся все ответвления, все вариации, даже тема любви, детства. Стих соприкасается с "почвенной тягой" народной песни, и в ответ возникает ни с чем несравнимое слово. Так или иначе, этот стих - эхо народной речи. Это ведь не смоделируешь, это надо слышать с колыбели.

Мне кажется, Баянов и сам осознает согревающий и питающий его источник. О деревне он говорит с особым чувством:

Мне тепло здесь от речи,

От бедовой, живой,

От реки, от заречья,

От травы луговой...

Песня тянется сильно,

От раздолья хмельна.

Молода, как Россия,

И стара, как она.

Одним из главных образов как в лирике С.Есенина, так и В.Баянова является берёза.

Статистика:

Виктор Баянов - "Томь-Река" (59 стихотворений)

1. Какой земле принадлежим.

- "умельцы" - 1 раз.

2. Сторона заветная.

-"матери" - 1 раз.

-"поляна" - 1 раз.

-"он нас встречал ворчливо..." - 1 раз.

-"новые веники" - 2 раза.

-"на родине" - 3 раза.

3.Таежный свет.

-"теперь не знаю - в шесть ли, в семь ли..." - 1 раз.

В сборнике В.Баянова "Томь-Река" из 59 стихотворений в 7 из них 10 раз встречается слово "берёза"...

Сергей Есенин "Избранное" (59 стихотворений):

-"Вот уж вечер. Роса..." - 1 раз.

-"Я по первому снегу приду..." - 1 раз.

-"Зеленая прическа..." - 2 раза.

-"Я покинул родимый дом..." - 1 раз.

-"Закружилась листва золотая..." - 1 раз.

-"Я последний поэт деревни..." - 1 раз.

-"Не жалею, не зову, не плачу..." - 1 раз.

-"Мне грустно на тебя смотреть..."- 1 раз.

-"Мы теперь уходим понемногу..." - 1 раз.

-"Возвращение на родину." - 1раз.

-"Отговорила роща золотая..." - 1 раз.

-"Низкий дом с голубыми ставнями..." - 1раз.

В 12 стихотворениях встречается слово "берёза" или родственные слова: «березового», «березовый» и др.

Для С.Есенина берёза является - одним из важнейших талисманов, ее он сравнивает с белокурой девушкой и любимой... Не менее важен этот образ и для В.Баянова .

Виктор Михайлович является продолжателем ранней лирики С.Есенина.

И берёзы стоят,

Как большие свечки.

А. Казаркин говорил о В.Баянове :

"Стиховой мир Баянова я бы назвал утопией, вкладывая в слово не отрицательный смысл, а понимая его как доверчивость мечте, идеалу жизни гармоничной и радостной. От треволнений ближнего времени он отгорожен радужной песенной перегородкой. Этот идеальный мир целиком отнесен к прошлому. Отсюда и постоянная грусть: все предстает в ореоле невозвратимости. Понимать и оценивать такой мир можно лишь по тем принципам, какие выработаны в протяжной фольклорной песне. Это мир идеальный? Ну что ж, в народной песне невеста-крестьянка живет в хрустальном тереме и спит на лебяжьем пуху, отнюдь не в реальной черной, дымной избе." (А.Казаркин, Пульс Времени [ 1, с.46 ])

















Заключение



Мы попытались выявить общие мотивы в творчестве В.Баянова и С.Есенина.Оба поэта употребляют в своих произведениях схожие художественные средства выразительности речи:

- эпитеты ("месяц-колоб", "месяц-жеребенок", "полянка-самобранка", "месяцы-перстни");

- метафоры ("красные крылья заката", "зелень лёгкая в глазах");

- олицетворения ("воробей псалтырь читает", "средь дружески кивающих вершин");

- сравнения (природа "божественный храм", "... блестит вода, как в сказочном копытце"). Этими средствами выразительности Баянов и Есенин воспевали природу родного края, природу Родины.

Выводы:

Завершив свою исследовательскую работу, мы поняли, как интересно устроено человеческое естество: чем больше углубляешься в изучение того или иного предмета или явления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться до самой сути того, что ты начал изучать. Мы глубоко убеждены, что творчество С.Есенина и В. Баянова можно изучать много и долго и этот источник никогда не иссякнет. Для себя мы открыли такие великие запасы их произведений, что неожиданно вспомнился весь программный материал школы, связанный с изучением творчества этих великих поэтов и захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому интересно творчество С.А.Есенина и В.М.Баянова и кто когда бы то ни было обращался к их творческой деятельности.





















Список литературы:



1. А.Казаркин "Пульс Времени" Этюды о поэтах Кузбасса. - Кемеровское кн. изд-во, 1985. - 136 с. К14

2. Виктор Баянов "Томь-Река" Москва 1972 г.

3. Сергей Есенин "Проблемы творчества". Сборник статей. Сост. П.Ф. Юшин. М., "Современник", 1978. Е 82

4. Сергей Есенин. Собрание сочинений в пяти томах. Государственное издательство художественной литературы, М., 1991

5. Юрий Прокушев "Даль памяти народной". М., "Молодая гвардия", 1978. П80











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал