7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 8 класса

Рабочая программа по литературе для 8 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







Пояснительная записка


Предмет «Литература»

Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№18» на 2014-2015 учебный год по литературе для 8 класса создана на основе программы для общеобразовательных учреждений. В.Я.Коровиной «Литература», 5-11 кл.: - М:Просвещение 2009

Рабочая программа обеспечивает реализацию соответствующего государственного стандарта(ГОС, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004года) и выполнение образовательной программы МБОУ «СОШ №18» на 2014-2015 учебный год.

Для реализации образовательной программы используется учебно-методический комплекс:

Коровина В.Я. Литература 8 класс в 2 ч. с приложением на электронном носителе: учебник для общеобр. организаций / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.- М: Просвещение, 2010

Рабочая программа по литературе для 8 класса рассчитана на 35 учебных недель по 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Сочинения - 3

Контрольные работы - 3

Проекты, конференции, семинары - 5


Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы посредством освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
    культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных
    представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности
    в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и
    письменной речи учащихся;

  • Обогащение знаний о литературе; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Достижение целей происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения , которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Основные задачи уроков литературы:

  • Раскрытие специфической особенности литературы как одного из видов памяти чело­вечества, диалектической взаимосвязи традиции и новаторства, преемственности литературных эпох

  • Формирование у учащихся представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

  • Воспитание устойчивого интереса к культуре чтения.

  • Овладение знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире

  • Освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Литература является одним из основных предметов, обеспечивающих формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Литература имеет особую значимость для воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС предмет «литература» изучается с 5 по 11 класс. Данная программа составлена с учетом соответствия преемственности содержания материала и обеспечивает реализацию МБОУ «СОШ№18».

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе - 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю), в Х-Х1 классах - 3 часа в неделю. Учебный предмет «Литература» - один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

У школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся знают:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся умеют:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

-видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

-различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

-осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

-сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

-выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Виды и формы контроля

  1. индивидуальный

  2. групповой

  3. фронтальный

Проверка знания текста художественного произведения, сочинения в формате ЕГЭ, тесты по материалам и в формате ЕГЭ ( в том числе интерактивные), проверочные работы по теории и истории литературы в соответствии с кодификатором ЕГЭ, устное монологическое высказывание, устные ответы на семинарах , эссе (классическое, аргументированное), конспекты лекций учителя, критических и научных статей, сообщения по теме, рефераты, доклады, презентации , проекты, творческие задания и т.п.

Виды контроля

предварительный

текущий

тематический

итоговый

Используемые технологии обучения :

урок-консультация , урок-практикум , уроки «Погружения», урок- деловая игра, уроки-соревнования , уроки-консультации , компьютерные уроки , уроки с групповыми формами работы , уроки взаимообучения учащихся , уроки-зачеты , уроки-общения , уроки-диалоги , уроки-конференции , уроки-семинары , интегрированные уроки, уроки-мастерские, интерактивное тестирование, дистанционное обучение и др.

Оценивание результатов освоения образовательной программы

осуществляется в соответствии с Положение о нормах оценок по предметам

(приказ от 23.01.2012 №36)


Оценивание результатов освоения образовательной программы осуществляется согласно Уставу, в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ "СОШ№18" и Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных на бумажных и электронных носителях, утвержденных приказом №286 от 19.05.2014 г.

Нормы оценивания по литературе для 8 класса

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ:

  • обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов;

  • хорошее владение литературной речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который:

  • показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений;

  • умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

  • владение литературной речью.

Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о:

  • знании и понимании текста изучаемого произведения;

  • умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения;

  • ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.

Допускается не более 2-3-х ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ:

  • обнаруживающий незнание содержания произведения в целом;

  • неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

  • незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

  • слабое владение литературной речью.

Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  1. Правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия.

  2. Верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положений.

  3. Привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения.

  4. Соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними.

  5. Точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

  • допускается 1-2 неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее;

  • обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логическое и последовательное в изложении содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

  • допускаются 2-3 неточности в содержании, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;

  • обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

  • в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов;

  • обнаруживается владение основами письменной речи.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

  • написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки.































Содержание предмета

Введение (1 час)

Русская литература и история
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)
Русские народные песни. Хороводные и лирические песни. Исторические песни 10
Пугачев в темнице. Пугачев казнен. Частушки. Предания. О Пугачеве.
О покорении Сибири Ермаком
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого
князя Александра Невского. Русская история в картинах. О «Повести о Шемякиной суде»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Д. И. Фонвизин (4 часа)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
И. А. Крылов (1 час)
Рылеев К.Ф. (1 час)

А.С.Пушкин (12 часов)
М. Ю. Лермонтов (4 часа)

Н. В. Гоголь (8 часов)
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)
Н. С. Лесков (1 час)
Л. Н. Толстой (3 часа)
Поэзия родной природы (Ф. И. Тютчев, А. А.Фет, А.Н. Майков) 1 час

А. П. Чехов (1 час)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
И.А.Бунин (1 час)
А. И. Куприн (1 час)
А. А. Блок (1 час)
С. А. Есенин (1 час)
И. С. Шмелев(1 час)
М.А. Осоргин (1 час)
Писатели улыбаются (1 час)
Тэффи и М.М.Зощенко (1 час)
А.Т.Твардовский (3 часа)
А. П. Платонов (1 час)
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годы (2 часа)
В.П.Астафьев (1 час)
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2 часа)
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
У.Шекспир (1 час)
Ж.-Б. Мольер(1 час)
Дж. Свифт (1 час)
В. Скотт (1 час)
Региональный компонент (1час)

Повторение ( 2 часа)







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе для 8 класса,2014-2015 учебный год


№ п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Содержание образования

Виды контроля

Домашнее задание

Примечание к уроку

План

Факт

Введение

1

Русская литература и история

1

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение ху­дожественного произведения в культурном на­следии страны.

Знать: понятие «художественная литература»; понимать характе­рные черты русской литературы, Инте­рес писателя к исто­рическому прош­лому, историческим судьбам всего человечества

Тезисы лек­ции, план статьи учебника. Пересказ по плану с привлечением примеров из прочитанных произведений

Групповые зада­ния: повторить материал о жан­рах устного на­родного творче­ства


4.09


Устное народное творчество

2

Особенности исторических песен.

1

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен. Знать: определе­ние понятий «на­родная песня», «историческая пес­ня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной пес­ни в русском фольклоре;

уметь определять жанровые особен­ности исторических народных песен, роль в них художественных средств

Найти усто­явшиеся по­этические формулы в песнях

Групповые зада­ния: прочитать в книге «Читаем, думаем, спо­рим...» статью «Как создаются народные песни», рассказ М.Горького о соз­дателях песен.


5.09


3

Своеобразие лирических песен.

1

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песен­ный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр. Знать виды народ­ных песен, их тематику;

уметь объяснять особенности лири­ческих песен, свое­образие жанра час­тушки, роль народ­ных песен в худо­жественной литера­туре, отличать ли­рическое и эпичес­кое начало в песне, своеобразие поэти­ческого языка, мно­гозначность поэти­ческого образа, оценивать исполне­ние народных песен (Ф. Шаляпин и С. Лемешев «Ночень­ка», Н. Обухова и Ж. Бичевская «Матушка моя, что во поле пыльно?..»

Объяснить смысл слов В.Г. Белинского: «Песни лирические это «простодушные излияния горя или радости сердца». Проследить роль народной песни в художествен­ном тексте (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Дубровский»)

Подготовить собственный текст частушки на школьную тему. Выучить любую песню наизусть


11.09


4

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений)

Знать: определение понятия «преда­ние», его жанровые особенности;

уметь: раскрывать особенности содер­жания и художест­венной формы предания, сопостав­лять предания с на­родными сказками, определять сходное и отличное

Выразительное чтение

Пересказать преда­ние «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику


12.09


Из древнерусской литературы

5

Художественные особенности воинской повести и жития. «Житие Александра Невского».

1

История написания «Жития...». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопо­жертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литерату­ры (начальные представления) Знать: определе­ния понятий: «ле­топись» , .«житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литера­тура», раскрывать идейно-художест­венное своеобразие произведения через образ главного ге­роя, Александра Невского, соотно­сить события дале­кого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие ...» с былинами, фольклорной лири­кой, обрядовой на­родной поэзией

Составить слова­рик характерных для текста «Жи­тия...» слов, кото­рые «ушли в про­шлое» и которые могут использо­ваться сейчас. Найти в тексте традиционные житийные мотивы (явления святых, чудеса) и эпизоды, характерные для воинской повести

Подготовить письменную ха­рактеристику кня­зя Александра Невского, ис­пользуя художе­ственные средст­ва повести. Ответить на во­прос: сохрани­лись ли традиции древнерусской литературы в ли­тературе совре­менной?

18.09

6

«Шемякин суд» как сати­рическое про­изведение 17 века

1

Изображение дейс­твительных и вы­мышленных собы­тий - главное новшество литера­туры 17 века. Но­вые литературные герои - крестьяне и купеческие сы­новья. Сатира на тему суда, комиче­ские ситуации с двумя плутами. Особенности поэ­тики бытовой са­тирической повес­ти. Сатирическая повесть как жанр древнерусской ли­тературы (началь­ное представление). Знать: определение сатирической повести, ее содер­жание, жанровые особенности;

уметь находить приемы сатириче­ского изображения, жанровые особен­ности сатирической повести

Выразитель­ное чтение. Ответить на вопросы: по­чему произве­дение называется «Шемякин суд»? В чем заключаются особенности выразительного чтения любого памятника древнерусской литературы?

Прочитать коме­дию Д.И. Фонви­зина «Недо­росль». Инд. За­дание: подготовить сообщение о Д.И. Фонвизине. Групповые задания: подготовить инсцени­рование (явл. 1,2 действия 1; явл.8 действия 4), чтение по ролям (явл.8 действия 3)


19.09


Из русской литературы XVIII века

7

Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элемен­ты классициз­ма в комедии «Недоросль»

1

Слово о писа­теле. Создание «Недоросля». «Говорящие» имена-характе­ристики. Ос­новной кон­фликт комедии. Понятие о классицизме. Основные пра­вила класси­цизма в драма­тическом про­изведении

Ответить на вопросы: по­чему новая русская лите­ратура нача­лась, по словам В.Г. Белинс­кого, «с сатир - плода осен­него, а не с од -плода весен­него»? Почему для Пушкина Д.И. Фонвизин -«из перерусс­ких русский» и «сатиры смелый властелин»?

Подготовить рас­сказ о судьбе Стародума, его взглядах на госу­дарственное уст­ройство и обя­занности истин­ного дворянина. Выписать афо­ризмы

25.09


8

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума

1

Идеал челове­ческого досто­инства, граж­данского слу­жения Родине. Гуманистиче­ский пафос ко­медии. Персо­нажи, выра­жающие автор­скую оценку происходящего

Ответить на вопросы: как складывается судьба главных героев? Как относятся Правдин, Ми­лон, Софьи к Стародуму и его наставле­ниям?

Подобрать высказы­вания положитель­ных персонажей о воспитании, пере­читать сцены (урок, экзамен, драка).

26.09


9

Простакова: «госпожа бес­человечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

1

Проблемы воспи­тания в комедии. Госпожа Проста­кова и ее представления о жизни. Бессмертие комедии Фонви­зина

Доказать, что Митрофан - лишь зеркало Проста­ковой с ее гру­бостью, Невежес­твом, жестоким отношением к окружающим лю­дям. Ответить на вопросы: что яв­ляется объектом сатиры Д. И.Фон­визина? Почему произведение можно назвать комедией характеров? В чем секрет вечно жи­вой комедии?

Подобрать ци­татный материал к темам сочине­ний (на выбор): «Вот злонравия достойные пло­ды», «Смысл на­звания комедии», «Положитель­ный идеал Д.И. Фонвизина», «Угнетать рабством себе подобных безза­конно». Инд. задание: подго­товить сообщение «Сценическая история комедии «Недоросль»


2.10


10

Урок развития речи.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизи­на «Недо­росль»

1

Составление плана. Систе­матизация ци­татного мате­риала. Вступ­ление и заклю­чение к вы­бранной теме

Работа с черно­вым вариантом сочинения. Редактирова­ние написан­ного

Дописать сочи­нение, оформить афишу к комедии «Недоросль»


3.10


Из русской литературы XIX века


11

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басе

н.

1

расширить знания учеников о баснописце и его баснях, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью

Подготовить анализ басни( на выбор)

С.84 вопрос 2 письменно, с.87 вопрос 1 письменно


9.10


12

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Дума

К. Ф. Рылеева

«Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1

История создания стихотворения. ознакомить учеников с личностью К.Ф. Рылеева, дать понятие о жанре думы, развивать навыки выразительного чтения

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

С.93 вопрос 8 письменно,с.95-96 прочитать


10.10


13

Обогащение любовной лирики А.С. Пушкина мотивами пробу­ждения души к творчеству.

1

История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробу­ждения души к творчеству

Доказать, что стихотворе­ние сюжетно: в нем отра­жается жизнь поэта, его судьба

Выучить стихо­творение наи­зусть. Инд. задания: подготовить со­общения о друзьях Пушкина, лицеистах


16.10


14

Тема «друже­ства святого» в стихотворе­нии «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»)

1

Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень со­общества из­бранных

Ответить на вопросы: какие слова, словосо­четания сти­хотворения усиливают на­строение гру­сти, одиноче­ства? Что объединяет Пушкина и других лице­истов? В чем смысл выра­жения «ли­цейское брат­ство»? В чем для Пушкина заключалась высочайшая ценность дружбы?

Выразительно читать стихотворение. Написать миниа­тюру «Дружба в жизни Пушкина»


17.10


15

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча»

1

Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы


Существуют различные интерпретации стихотворения «Туча». Чье мнение вы раз­деляете: тех, кто относит его к свободолю­бивой лирике, или тех, кто называет его пейзажным? Аргументи­руйте свою точку зрения

Выучить стихо­творение наи­зусть. Прочитать роман «Капитан­ская дочка». Инд. задание: подготовить со­общение о твор­ческой истории романа «Капи­танская дочка"


23.10


16

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел соз­дания романа «Капитанская дочка»

1

Отношение поэта к прошлому Рос­сии. Отражение событий пугачевс­кого восстания в художественном произведений и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вы­мышленные герои и их подлинные прототипы

Ответить на вопросы: ка­кие проблемы истории интересовали Пушкина? В чем значение «Истории пугачевского бунта»?

Перечитать гла­вы 1,2. Подгото­вить их сжатый пересказ


24.10


17

Формирование характера Петра Гринева

1

Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов

Ответить на вопросы: что хорошего и что дурного вынес Гринев из детс­ких и отрочес­ких лет? Мож­но ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие пред­ставления о сыновнем долге?

Перечитать главы 3-5. Подгото-вить краткий рассказ о жизни Гринева до восстания. Гринев и Швабрин.


30.10


18

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе АС. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин

Ответить на воп­росы: почему фи­нал романа остал­ся «открытым»? В чем смысл деталей био­графии героя, о которых говорится в послесловии? Чем можно объяснить, что Пушкин не рисовал Швабрина сплошь черной краской?

Подготовить сооб­щение «История отношений Гринева и Маши Мироно­вой»; перечитать главы 6-7, вопросы


31.10


19

Маша Миро­нова - нравст­венный идеал А.С.Пушкина

1

Семья капитана Миронова, Маша Миронова - ми­лый Пушкину тип русской женщи­ны. Нравственная красота героини. Смысл названия романа

Ответить на вопросы: что в сценах «Спасение Гриневым Маши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с им­ператрицей» общего и чем они различа­ются? Как вы думаете, для чего была нужна автору встреча Марьи Ивановны с императрицей?

Составить план характеристики Маши Мироно­вой, подготовить о ней сообщение. Подготовить ци­татный материал к теме «Пугачев в романе»


13.11


20

Тема «русского бунта» и образ Пугачева

1

Отношение ав­тора и рассказ­чика к народной войне. Своеобразие личности Пуга­чева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ

Ответить на вопросы: в каких сценах романа показано, что Пу­гачев обречен и скорая страшная гибель неми­нуема? С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугаче­ва? Создать два портрета-миниатюры Пугачева один - глазами Грине­ва, другой -глазами Савельича)

Составить план-характеристику к теме «Образ Пугачева в ро­мане А.С.Пуш­кина «Капитанс­кая дочка».


14.11


21

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина.

1

Идейно-худо­жественная структура романа, спосо­бы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Историзм ху­дожественной литературы, реализм, роман (начальные Представления)

Составить таб­лицу - сравнение описание внешности Пу­гачева в мате­риалах Воен­ной коллегии, «Истории Пу­гачева» и «Ка­питанской доч­ке». Ответить на вопросы: есть ли разница между науч­ным и худо­жественным произведением? Почему Пушкин решил вести повест­вование не от своего лица, а от имени Гринева?

Составить сложный план сочинения на тему «Береги честь смолоду»( по роману "Капитанская дочка" А.С.Пушкина


20.11


22

Р.Р.Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Тема, идея, план. Гринев в жизненных испы­таниях

Редактирование написанного. Создание сочине­ния «Береги честь смолоду» (Гри­неве жизненных испытаниях)

Прочитать повесть «Пиковая дама», вопросы на стрю228 индивидуально


21.11

23

Повесть «Пи­ковая дама» как вершина пушкинской прозы

1

Проблема челове­ка и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художествен­ное открытие Пушкина. Ком­позиция повести

Ответы на вопросы: как объяснить обращение Пушкина к прозе? Что означает пушкинская формула «смиренная проза»? Отвечает ли ей «Пиковая дама»? В чем своеобразие соседства «века нынешнего и века минувшего» в повести? Как сумел писатель вместить в считанные страницы два столетия?

Подготовиться к провер.работе по творчеству А.С.Пушкина

Дистан. урок

Актир.день

27.11


24

Проверочная работа по творчеству А.С.Пушкина.

1

Содержание изу­ченного произве­дения. Проблемы произведений А.С.Пушкина. Теоретико-литературные понятия, изу­ченные в пер­вом полугодии

Проверочная работа

Прочитать «Мцыри». Инд. задание: подготовить со­общение о М.Ю. Лермонтове

Дистан. урок

Актир.день


28.11


25

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермон­това. Своеоб­разие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»


1

Слово о поэте. Ис­тория создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Философский СМЫСЛ эпиграфа. Композиция поэмы

Составить план поэмы. Ответить на вопросы: как эпиграф связан с темой и идеей произведения; почему повест­вование в 24 главах поэмы передано ге­рою?

С.230-232, конспект, стр.258 вопросы 1,2 устно


4.12


26

Судьба сво­бодолюбивой личности в поэме«Мцыри»

1

Трагическое противостояние человека и об­стоятельств. Романтический герой. Свобо­долюбие лич­ности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме.

Составить план характе­ристики глав­ного героя. Ответить на вопросы: что значит для Мцыри быть свободным? Что значит жить для ге­роя?

Подготовить рассказ о Мцыри.


5.12


27

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтичес­кой поэмы

1

Литературные традиции ро­мантической поэмы. Спосо­бы раскрытия образа главно­го героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри»

Тезисы лекции учителя, статьи учебника. Отве­тить на вопрос: какие новые сто­роны в понимании поэмы «Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литера­турная критика? Объяснить смысл выражений Бе­линского, харак­теризующего Мцыри: «сосре­доточенное чувство», «несок­рушимая сила», «могучая нату­ра». На основа­нии текста поэмы подтвердить их справедливость. Почему Белинс­кий писал о звуч­ном и однообра­зном падении ямба в поэме М.Ю. Лермонтова?

Выучить наизусть отрывок из поэмы


11.12


28

Р.Р.Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

Эпизод «Испо­ведь Мцыри»

Анализ эпизода

Прочитать коме­дию Н.В.Гоголя «Ревизор».

12.12


29

Н.В. Гоголь -писатель-сатирик. История соз­дания комедии «Ревизор»

1

Н.В.Гоголь -писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Реви­зор», «Ревизор» в театре

Ответить на вопросы: почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно? Какое обосно­вание для этого дает нам писатель?

стр.262-265 подготовить устное сообщение


18.12


30

«Ревизор» как социальная комедия

1

Разоблачение нравственных и социальных пороков чинов­ничьей России. «Ревизор» в современных постановках

Ответить на вопросы: ка­кие общест­венные поро­ки обличает Гоголь в дея­тельности городничего и чиновников уездного го­рода? Почему все герои комедии на­званы Гого­лем по имени и отчеству, а Сквозник-Дмухановский -Городни­чим?

Композиция комедии, заполнить таблицу «Характеристика героев»


19.12


31

Хлестаков и хлестаковщина

1

Мастерство Гоголя-драматурга в создании обра­за Хлестакова. Авторские средства рас­крытия харак­тера. Хлеста­ковщина как нравственное явление

Ответить на вопросы: По­чему, по ва­шему мнению, автор заставляет своего героя покинуть сце­ну в IV дейст­вии?

Ответить на вопросы: как вы можете объяснить смысл фами­лии Хлеста­кова?


25.12


32

Образ города и тема чинов­ничества в комедии.

1

Мастерство построения ин­триги в пьесе. Особенности конфликта. Мно­гозначность фи­нала. Смысл эпиграфа

Ответить на вопросы: что положено в основу взаи­моотношений В ЧИНОВНОМ мире? Что потеряла бы комедия, если бы не было заключитель­ной сцены? Как проявляет себя в коме­дии единст­венное, по словам автора, «честное, благородное лицо ее» -смех?

Озаглавить каждое действие комедии цитатами.


26.12


33

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии «Ревизор»

1

Знаменитые сцены и знаме­нитые реплики комедии. Мас­терство компо­зиции и рече­вых характери­стик. Авторские ремарки в пьесе

слова лите­ратуроведа Н.Н. Скатова: «Всякий хоть на минуту или на не­сколько ми­нут становил­ся или станет Иваном Александро­вичем Хле­стаковым. Но останется им только тот, кто этого не подозревает в отношении к себе»

Подготовиться к зачету по комедии «Ревизор». Стр.358-390 прочитать


15.01


34

Урок конт­роля по про­изведению Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

Содержание изу­ченного произве­дения. Проблемы произведения, Н.B. Гого­ля. Теоретико-литературные понятия, изу­ченные в пер­вом полугодии

Творческий зачет по стан­циям: «Тек­стовая», «Теоретиче­ская», «Про­блемная», «Творческая»

Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Характеристика главного героя. Роль шинели в жизни героя


16.01


35

«Шинель» -одна из пе­тербургских повестей

1

Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные ис­точники повес­ти. Изображе­ние чиновниче­ства и «ма­ленького чело­века». Автор­ское отношение к герою и собы­тиям

Сопоставить кан­целярский Анек­дот о бедном чи­новнике с повес­тью: каковы чер­ты сходства и от­личия в сюжете анекдота и повес­ти? Ответить на вопросы: почему автор наделяет героя невразуми­тельной речью? Какую роль в ут­верждении идеи повести играет краткий рассказ о молодом челове­ке, вначале шути­вшем над Ака­кием Акакиеви­чем, а потом уви­девшем все в «другом виде»?

Проанализи­ровать поведение героя, изменения в характере Башмач­кина после его решения сшить ши­нель (письменно)

Дистанционный урок. Актированный день

22.01


36

Гуманистиче­ский смысл повести «Шинель»

1

Человек, лицо и вещь в худо­жественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Роль фантастики в художественном произведении

Ответить на воп­росы: какую роль в повести играет «значительное лицо»; почему у него нет ни име­ни, ни фамилии? Как соотнести эту особенность изо­бражения с ма­ленькой деталью - отсутствием лица у генерала, изображенного на табакерке портно­го? Как вы пони­маете авторскую позицию Гоголя в «Шинели» - толь- ко как просьбу о милосердии или одновременно как выражение резко­го протеста?

Ответить на во­просы (письменно): почему повесть о человеке названа «Шинель»; какое отношение у читателя вызывает Акакий Акакиевич Башмачкин?


Дистанционный урок. Актированный день

23.01


37

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

1

М.Е.Салтыков-Щедрин -писатель-сатирик. Жизненная основа романа «История одного города» (отрывок).

Лекция. Ответы на вопросы, составление таблицы

С.3-14 прочитать,

ответить устно на вопросы.


29.01


38

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».


1

показать своеобразие историзма М.Е. Салтыкова-Щедрина, развивать навыки 24Анализа текста, пересказа и выразительного чтения

Свободная работа с текстами

Прочитать рассказ «Ста­рый гений» и подготовить пересказ


30.01


39

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Слово о писателе. Изображение пси­хологического со­стояния человека. Защита обездолен­ных. Сатира на чи­ новничество. Раз­витие понятия о рассказе. Художе­ственная деталь как средство соз­дания художест­венного образа

Составить вопросы по каждой главе. Выписать из текста крылатые выражения, поговорки

С.26 вопросы письменно 1,3,4, сюжет письменно


5.02


40

Л.Н.Толстой Социально- нравственные проблемы рассказа «После бала»

1

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.

Ответить на вопросы: как связан рассказ с записями в дневнике и приведенными отрывками

Составить письменно композиционный план рассказа. Подготовить подробный пересказ


6.02


41

Особенности композиции рассказа

«После бала»

1

Мастерство Л.Н. Толстого в расс­казе «После бала». Контрастное пост­роение рассказа как способ выра­жения его идеи. Иван Васильевич как герой-расс­казчик. Психоло­гизм рассказа.

Ответить на воп­росы: какие дета­ли портрета и по­ведения полков­ника во время эк­зекуции помо­гают понять при­вычность и буд­ничность твори­мой им жестокос­ти? В чем вы ви­дите источник конфликта Ивана Васильевича с ок­ружающей дейст­вительностью? Какие нравст­венные свойства личности Ивана Васильевича оказались главными в его поведении

Написать ответ на вопрос «В чем вы видите источник конфликта Ивана Васильевича с окружающей действительностью?.


12.02


42

Урок внекла­ссного чте­ния. Нравст­венные проб­лемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

1

Место повести «Отрочество» в автобиографи­ческой трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести

Ответить на вопросы: когда Николеньку стало тревожить социальное неравенство как источник дурного, не­справедливого, лежащего в самых основах быта? Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого, который так обозначает главную мысль трилогии: «Чувство любви к богу и ближним сильное в детстве; в отро­честве чувства эти заглушаются сладострастием, самонадеян­ностью и тщеславием...»

С.41-44 анализ одного стихотворение на выбор

С.45-57 прочитать


13.02


43

Пейзажная лирика поэтов второй поло­вины 19 века. Ф.И. Тютчев, А.А Фет

1

Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева (стихотворение «Осенний вечер») и А.А. Фета («Последний ландыш»)

чте­ние статьи учебника, стихотворений, пересказ содержания статьи, анализ текста


Анализ одно го стихотворения на выбор


18.02


44

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1

Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений)

Ответить на воп­росы: что значит для Алехина стремление«жить по правде»? Какое значение для раз­вития действия и для понимания подтекста произ­ведения имеет рас­сказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре? Поче­му с такой грус­тью и безысходно­стью звучит кон­цовка рассказа?

Ответить на вопрос (на выбор):

1) кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации;

2) правильно ли поступил герой? Инд. задание: подготовить сообщение об И.А. Бунине


19.02


Из литературы XX века

45

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ»

1

И.А. Бунин. «Кавказ»: про­блемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя

чте­ние статьи о писате­ле «Историзм Л.А.Бунина»,чтение текста рассказа;коммен­тирование художест­венного текста; сопоставление рас­сказа И.Бунина и рассказа А.П.Чехова «О любви»

Ответить на вопрос: кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа?


25.02


46

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сю­жетная линия

1

Слово о писа­те­ле. Нравствен­ные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и се­мейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле

Подоб­рать цитаты к сра­внительной хара­ктеристике героев. Ответить на воп­росы: можно ли считать рассказ «Куст сирени» произведением о любви? Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения (ведь они обманули старого преподавателя)?

Подготовить срав­нительную характе­ристику Веры и Ни­колая Алмазовых


26.02


47

А.Блок. Стихотворения о России.

1

Слово о поэте. Тема родины в стихотворениях Блока..Современность и историческое прошлое в поэзии поэта.

Анализ текста

С.76-86 прочитать

ответить на вопросы, наизусть стихотворение «Россия»


5.03


48

С.А. Есенин «Пугачев» - поэма на историческую тему.

1

Слово о поэте. Характер Пуга­чева в поэме. Современность и историческое прошлое в дра­матической по­эме Есенина. Драматическая поэма (началь­ное представ­ление)

Анализ текста

с.87-94 прочитать, с.95 вопрос 1 письменно


6.03


49

И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

1

Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведений с документально -биографическими текстами мемуары, вос­поминания, дневники)

Составить не­большой рассказ о том, как про­является в произведении характер самого автора. Почему главный герой почувствовал, что он «другой»?

Отзыв на рассказ И. Шмеле­ва». Прочитать рас­сказ М. Осоргина «Пенсне»


12.03


50

М.А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

1

Слово о писателе. Реальное и фан­тастическое в рас­сказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание

Выборочно пересказать текст

Закончить сравнительный анализ произведений, стр.114-125 прочитать


13.03


51

Урок внеклассного чтения.

Писатели улыбаются

1

Журнал «Сатири­кон». «Всеобщая история, обрабо­танная «Сатири­коном» (отрывки). Сатирическое изображение ис­торических собы­тий. Ироническое повествование о прошлом и современности

Ответить на воп­росы: какие худо­жественные прие­мы создают юмо­ристическое осве­щение прошед­ших событий; какие художест­венные средства помогали сатириконцам рас­сказать об исторических событиях юмористически?

Подготовить со­общения о Н.Тэффи и М.Зощенко

Стр.114-125, стр.126-135 прочитать, вопросы устно 1-3, вопрос 4 по выбору.


19.03


52

Художествен­ное своеобра­зие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и

М. Зощенко «История болезни»

1

Слово о писа­телях. Сатира и юмор в рассказах Н.Тэффи «Жизнь и во­ротник» и М.Зощенко «История болезни»

Художественный пересказ текста. Ответить на воп­росы: как вы понимаете слова Г. Адамовича, что в рассказах Н.Тэффи «какое-то дре­безжание слышится, будто от порванной струны»; почему М. Зощенко свои короткие рассказы на­зывал сенти­ментальными повестями?


Групповые зада­ния: подготовить сообщения о Твардовском (детство, начало творческой дея­тельности; Твар­довский на войне; творческий путь; история создания поэмы «Василий Теркин»)


20.03


53

А.Т. Твардов­ский - поэт-гражданин. История соз­дания поэмы «Василий Теркин»

1

Слово о поэте. Творческий за­мысел «Васи­лия Теркина», история создания образа главного героя

Составить цитатный план статьи «Как был написан «Васи­лий Теркин». Ответить на вопрос: что дало право Твардовскому утверждать, что поэма, традиционно лиро-эпическое произведе­ние, является и лирикой, и публицисти­кой, и песней?

Ответить на вопрос: каковы особенности изображения воен­ных событий в поэ­ме? Как в ней раск­рывается народный взгляд на войну? Прочитать главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»

Инд. задание: подо­брать материал к сообщению о воен­ной биографии Василия Теркина, о встречах Теркина на дорогах войны.


2.04


54

Поэма «Васи­лий Теркин» -книга про бойца и для бойцов

1

Человек на войне. Василий Теркин - защитник родной страны. Обоб­щающий смысл образа главного героя

Ответить на вопросы: ка­кие качества героя позво­лили автору сказать: «Теркин до­рог на вой­не...»? На каком сопос­тавлении по­строена глава «Два солдата» и в чем его смысл? В чем заключается смысл противо­поставления мира природы и картин войны в главе «Кто стрелял?»

Подготовить рассказ-характеристику Василия Теркина. Найти лирические отступления в тексте глав

3.04


55

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме

1

Герои и автор в поэме. Особеннос­ти языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент компози- ции (начальные представления)

Ответить на вопросы: как вы понимаете объяснение автора о том, почему в книге нет сюжета? Есть ли внутренняя связь между главой «От автора» и статьей «Как был написан«Василий Теркин»?

Подготовить выра­зительное чтение наизусть одной из глав поэмы «Васил­ий Теркин»(с.157) Написать ответ на вопрос « Теркин - кто же он такой?» (объем 0,5стр)


9.04


56

А.Платонов. Картины вой­ны и мирной жизни в рас­сказе «Воз­вращение»

1

Слово 0 писателе. Утве­ждение добро­ты, сострада­ния, гуманизма в душах сол­дат, вернув­шихся с войны. Изображение негромкого героизма труже­ников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Ответить на вопросы: почему Иванов откладывал радостный, тревожный час свидания с семьей? Что мешало ему «чувствовать ра­дость своего возвращения всем серд­цем»? Как вы объясните слова жены героя: «Что ты понима­ешь в нашей жизни?»

Подготовить устное сообщение о героях рассказа.

Инд. задания: сообщение «История создания песни «Катюша». Прочитать стихо­творения после­военного периода и проанализировать их (В.С.Высоцкий «Штрафные ба­тальоны», Б.Окуджава «До свидания, мальчики», Е.Винокуров «В полях за Вислой сонной...»)


10.04


57

Стихи и песни о Великой Отечествен­ной войне

1

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Иса­ ковского («Катю­ша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджа­ва («Песенка о пе­хоте», «Белорус­ский вокзал»), А. Фатьянова («Со­ловьи... »), Л. Оша­ нина («Дороги»). Выражение в ли­рической песне со­кровенных чувств и переживаний каждого солдата

Выразительное чтение стихотво­рений. Прослу­шивание песен. Сопоставить сти­хи о войне, напи­санные в период 1941-1945 и в послевоенные го­ды: что их сбли­жает и что отли­чает (мотивы, отношение к событиям, глубина эмо­ционального отклика)?

с.201 вопросы письменно на выбор 1,2,3 вопросы или 4 вопрос

. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»


16.04


58

В.П.Астафьев. Автобиогра­фичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Ответить на вопросы: как меняется взгляд героя на фотогра­фию? Почему рассказчику дорога фото­графия, на которой его нет? Обосновать мысль, что рассказ В. Астафьева - тоже своеобразная история нашего народа

С.220 вопросы письменно на выбор 1,2,3 на отметку «3», вопрос 4 на отметку «4,5»


17.04


59

Русские поэты о Родине, родной природе.


1

Слово о поэтах. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине


Выразительное чтение и исполнение песен на стихи Н.Рубцова, И.Анненского, Д.Мережковского,Н.Заболоцкого

С.221 - 230 анализ стихотворений (выписать выразительны средства, предающие настроение стихотворения и создающие центрольный образ стихотворения)

РК. прочитать 2-3 стих-ия поэтов ХМАО о родной природе

23.04


60

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

1

Слово о поэтах. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине


Выразительное чтение и исполнение песен на стихи Н.Рубцова, И.Анненского, Д.Мережковского,Н.Заюолоцкого

стр.229-230 вопрос 3 наизусть.

РК прочитать 2-3 стих-ия поэтов ХМАО о Родине.

24.04


61

Урок внеклассного чтения.

Б.Л.Васильев. рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе

1

Слово о писателе. Разобла­чение равно­душия, нравст­венной убого­сти, лицемерия в рассказе. Рассказчик и его роль в по­вествовании

Воссоздать харак­тер и образ Иго­ря. Ответить на вопросы: что значат для матери письма с фронта? Чего она боялась больше всего? Почему? Подготовить цитатный план ответа на эти вопросы

Дать развернутый ответ на вопрос: «Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление?»


30.04


62

Урок развития речи.

Отзыв на са­мостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечествен­ной войне

1

Тема, идея, сюжет произ­ведения, конфликт, харак­теры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

Отзыв

РК.Прочитать произведение на выбор писателей ХМАО о Великой Отечествен­ной войне


01.05


63

Урок внеклассного чтения.

Испытание на истинную человечность в рассказе Г.К. Паустовского «Телеграмма»

1

Слово о писателе. История создания рассказа. Пробле­ма истинной человечности в рассказе. Емкость художественного слова писателя. Композиция рассказа.

Ответить на вопросы: для чего понадобилось автору перено­сить действие рас­сказа в Ленинг­рад? «Почему Нас­те не удалось дос­тигнуть гармонии между заботами о «дальних» и лю­бовью к самому близкому чело­веку? Для чего писатель изобра­зил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны? Почему рассказ называется «Телеграмма»?

Ответить на вопрос "Над чем заставил задуматься рассказ "Телеграмма". стр. 235-250 прочитать


7.05


Из зарубежной литературы

64

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта», конфликт любви и семейной вражды.

Сонеты Шекспира

1

Слово о драма­турге. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения. Трагедия: основ­ные признаки жанра

сообще­ние о Шекспире; вы­разительное чтение монологов, словесные портреты героев; само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, ком­ментирование худо­жественного текста

стр.253-305 прочитать, вопросы устно


8.05


65

Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа..

1

познакомить с творчеством Ж.-Б. Мольера; раскрыть особенности классицистической драматургей

чте­ние избранных сцен, удожественный пе­ресказ содержания трагедии; сообще­ние о Шекспире; инс­ценирование эпизодов первого действия, вы­разительное чтение монологов, словесные портреты героев; само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, ком­ментирование худо­жественного текста; исследовательская: анализ текста (сцена 5, акт 3)

Подобрать высказывания о воспитании, подг. Инсценировку явл. 5 действия 2


14.05


66

Дж. Свифт. Своеобразие произведения «Путешествия Гулливера»

1

Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изо­бражения

чте­ние статьи о писате­ле, ответы на вопросы, пересказы трех час­тей книги; поисковая: коммен­тирование художест­венного текста

Подготовиться к контрольной работе за курс 8 класса, повторить хрестоматийные произведения курса


15.05


67

Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман

1

Вальтер Скотт как родоначальник исторического ро­мана. Средне­вековая Англия в романе. Главные герои и события

Ответить на вопрос: как вы можете объяс­нить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события 12 века, есть также и спе­циальные исто­рические справки от автора? Чем портрет вы­мышленного героя может отличаться от портрета реально существовавшего исторического лица?

Доказать, что роман «Айвенго» -исторический роман


21.05


68

Урок контроля.

Защита проектов по группам.

1

Темы проектов

1. История «пуга­чевского бунта» и «Капитанская до­чка» А.С.Пушки­на: правда и вы­мысел.

2. «Ревизор» на русской сцене: ис­тория сценичес­ких вариантов.

3. Очерк Л.Н. Толстого «Нико­лай Палкин» и рассказ «После бала».

4. Образ Пугачева в фольклоре и произведениях А.С. Пушкина, С.А.Есенина.

5. Тема «мелень­кого человека» в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина и «Ши­нели» Н.В.Гоголя. 6. В. Скотт «Айвенго» и А.С. Пушкин «Капита­нская дочка»: чер­ты жанровой бли­зости и расхожде­ния.

7. Перекличка эпох: Ж.Б. Молъер «Мещанин во дворянстве» и «Уроки дочкам» И.А. Крылова.

8. Собирательный образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тер­кин».

9. Народные песни в русской литературе

Защит проектов, анализ источников, коллективное обсуж­дение конеч­ного результата

РК.Прочитать стихотворения поэтов ХМАО Волковца, Вэеллы, Волдина

22.05


69

Региональный компонент.

Урок - конференция по творчеству Волковца В.М, Вэллы Ю.К., Волдина В.С.

1

Слово о поэтах Основные мотивы лирики поэтов. Человек и природа Искренняя любовь к Родине и близким людям.

Чтение и анализ стихотворений

читать произведения согласно списку литературы, вести читательский дневник


28.05


70

Годовая контрольная работа за курс 8 класса

1

Знать теоретико-литературные понятия.

Уметь давать характеристику героям, роль изобразительно-выразительных средств.

Использование различных источников информации

Проблемные задания, работа с дополнительной литературой

Коллективная, индивидуальная работа

Подобрать аргументы по основным проблемам русской литературы 19-20 веков


29.05














































Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество


1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



1. Примерная программа основного общего образования по литературе

2. Методические пособия (рекоменда­ции к проведению уроков литературы)

Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2010.

Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2011.

Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2010.

3.УМК к программе по литературе. Учебники Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.

4. Справочные пособия, энциклопедии

Д



Д



Д


Д


К



Д



2. Технические средства обучения



1. Классная магнитная доска

2. Интерактивная доска

3. Персональный компьютер

4. Мультимедийный проектор

Д


Д

Д


3. Экранно-звуковые пособия / ЦОР



1. Видеофильмы, посвященные изучению русской литературы 19-20 века

2. CD и DVD диски по темам курса

Д


Д


5. Оборудование класса



1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2. Стол учительский

3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.

Д

Д

Д







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал