7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса по авторской программе. Г. С. Меркина

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса по авторской программе. Г. С. Меркина

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края


ПРИНЯТА:

Педагогическим советом школы

Протокол №1 от 31.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы______Т.Ф.Калужина

Приказ № _______ от _________2015г.





Рабочая программа

по литературе

8 класс


на 2015-2016 учебный год



Программа составлена на основе авторской

программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев.

- (М.: «Русское слово», 2011 г.)



Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,

первая квалификационная категория


Тюменцево 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Основной образовательной программы и Учебного плана МБОУ Тюменцевской сош на 2015-2016 учебный год, с учетом Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положения о рабочей программе в ОУ, Положения о промежуточной и итоговой аттестации в ОУ, Федерального перечня учебников по предмету «Русский язык», учебного плана ОУ и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. - (М.: «Русское слово», 2011 г.)

Актуальность. Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, опирается на концепцию система­тического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литера­туры к литературе XX века, четко ориентирована на последо­вательное углубление усвоения литературных текстов, пони­мание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование уме­ний и навыков, необходимых каждому грамотному читателю).

Цель - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи:

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

- формирование эс­тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя­тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Специфика. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе (2010) особое внимание уделено необходимости формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.

Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, учебно-исследовательский, наблюдение, элементы проектного метода обучения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, парная, групповая, микро- групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений и практических, тестовых работ, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.

Технологии обучения: информационно-коммуникативные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно - деятельностный подход, технология групповой работы, обучение в сотрудничестве, технология проблемного и проектного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.

Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики, викторины, выразительное ком­ментированное чтение, словарно-лексическая работа, составление рассказа на основе во­просов учебника, различные виды пересказов (художественный, сжатый, выбо­рочный, краткий, пересказ от другого лица), словесное рисование, составле­ние плана, чтение по ролям, размышление о назва­нии произведений, работа с ключевыми словами и словосочета­ниями: нравственная позиция автора, проведение конкурса рисунков, творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных турниров, литературных гостиных, сочинение собствен­ных произведений, аналитическая беседа, анализ эпизодов, устное и письменное сочине­ние-рассуждение, учебно-исследовательская работа с текстом, ана­лиз стихотворений, составле­ние словаря для харак­теристики предметов и явлений, наблюдение над осо­бенностями речи пер­сонажей, сообщения-монологи, доклады, беседа по вопросам, составление и заполнение таблиц, построение опорных схем, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, инсценировка, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, дискуссия, отзыв об эпизоде, письменная и устная ха­рактеристика героя, разработка и защита коллективных литературных проектов, осознанное, творческое чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними, написание и защита рефератов по предложенным темам.

Формы контроля.

Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных навыков путем выполнения письменных работ: тестирование, сочинение, проверочные и творческие работы, составление схем и тезисных планов, а также устных форм работы: заучивание наизусть литературных текстов, доклады, сообщения, защита проектов.

Виды и контроля: конспектирование, тестирование, редакция текста, защита публичного выступления, защита проектной работы.

Формами контроля являются:

  • текущие, итоговые оценки;

  • подготовка и защита докладов, проектов по литературе;

  • а также зачётная система по некоторым темам курса.

Формы контроля: контрольные и письменные работы, тестирование, выразительное чтение, чтение наизусть, творческие задания, викторины, разноуровневые задания и вопросы, мини-сочинения, произведения собственного сочинения.

Формы оценки:

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение;

  • на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка

Критерии отметки

«5» - отлично

ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

«4» - хорошо

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3» - удовлетворительно

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

«2» - плохо

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

«1» - очень плохо

оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Критерии оценивания:

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

соответствие содержания работы заявленной теме;

полнота раскрытия темы; наличие фактических ошибок;

последовательность изложения

разнообразие лексики и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов

Число допущенных ошибок: орфографических;

пунктуационных; грамматических

Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  • Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5» - отлично

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4» - хорошо

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3» - удовлетворительно

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2» - плохо

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1» - очень плохо

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических ошибок.

  3. Нет последовательности изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Нет стилевого единства текста.

В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Допускаются: более 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или более 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также более 7 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Выведение итоговой оценки

Итоговая оценка выставляется в конце каждого полугодия и в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок знания текста, умения выразительно читать лирические произведения наизусть, степени усвоения литературных терминов и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. При выведении итоговых оценок имеет значимость оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

Планируемые результаты образования по предмету «Литература» приведены в требованиях к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса

1 - «Знать/понимать»:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей русской и зарубежной литературы;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

2 - «Уметь»:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы, сочинения о самостоятельно прочитанных произведениях.

3 - «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни» для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов за учебный год, 2 часа в неделю.

Часов на развитие речи - 16

Учебно-тематический план

урока

Наименование раздела программы,

тем уроков, количество

часов на раздел, тему

элементы содержания урока (что изучать)

Планируемые результаты урока.


Домашнее задание

1.

Художественная литература и история.

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры, творческое вдохновение, творческое воображение

Знать: жанры и роды художественной литературы.

Уметь: составлять вопросы к статье учебника, участвовать в беседе и анкетировании, давать письменный ответ на вопрос.

Прочитать статьи учебника об исторических песнях. Заполнить сравнительную таблицу по материалам статьи учебника. Подготовить ответы на вопросы 5, 6, 7.

Из устного народного творчества

2.

Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».

Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины и летописи.

Знать: отличительные особенности исторических песен.

Уметь: выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения, работать с учебником, выразительно читать, проводить исследовательскую работу с текстом, работать с иллюстрацией учебника, репродукцией картины И.Е. Репина

Прочитать статью «Темы и герои. XVII век. Песня-плач». Заполнить вторую часть таблицы «Исторические песни XVII века».

3.

Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета».

Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

Теория литературы: песня-плач, композиция.

Знать: особенности песни-плача. Уметь: выразительно читать поэтический текст, видеть средства выразительности, слушать сообщения учителя и учащихся, проводить исследовательскую работу с текстом, участвовать в беседе, выполнять различные виды чтения, составлять слова­рь одной из исторических песен.

Прочитать статью «Песни о Степане Разине». Подготовить анализ исторических песен по плану, предложенному в учебнике.

4.

Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII-начало XVIII века. Солдатские песни XVIII - XIX века.

Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: параллелизм, повторы, постоянные эпитеты

Знать: отличительные особенности исторических песен 18 века.

Уметь: формулировать проблему, затронутую в песне, составлять сопоставительную характеристику, слушать сообщение «историка» о сражении под Красным и при Березине, проводить лексическую работу, работать со статьями учебника и иллюстрациями, оформлять результаты исследования текста в виде таблицы.

Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы». Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского».

Из древнерусской литературы

5.

«Житие Сергия Радонежского».

Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

Теория литературы: житийная литература, сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.


Знать: нравственную проблематику произведения.

Уметь: различать жанры древнерусской литературы, наблюдать над лексическим составом произведения, составлять цитатный план статьи учебника, работать с иллюстрациями учебника, слушать сообщения учителя и учащихся, исследовать текст, выполнять художественный пересказ

Подготовить выразительное чтение «Слова о погибели Русской земли...».

6.

Р/Р

«Слово о погибели Русской земли...»

Тема добра и зла в произведениях. Готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы. Тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы

Знать: проблематику произведения, теоретические понятия.

Уметь: владеть различными видами чтения и пересказа, выполнять лексическую и исследовательскую работу с текстом.

Прочитать «Житие Александра Невского». Составить словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил.

7.

«Житие

Александра

Невского».

Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. Авторская позиция. Цитатный план к теме «Личность Александра Невского в «Житии...» (военные и дипломатические походы князя)

Теория литературы: житие как жанр древнерусской литературы

Знать: особенности житийной литературы

Уметь: формулировать выводы, находить средства выразительности, слушать сообщения учителя и учащихся, выполнять художественный пересказ, выразительно читать, работать со статьей учебника и иллюстрациями, форму­лировать и записывать выводы, наблюдать над лексическим соста­вом произведений.

Подготовить рефераты по предложенным темам

8.

Р/Р

Конкурс рефератов

Выбор темы рефераты. Структура и содержание работы. Оформление работы. Составление защитного слова. Представление реферата.

Знать: специфику реферативной работы, структуру и содержание.

Уметь: последовательно и логически излагать материал, работать с дополнительной литературой, оформлять реферат, согласно предъявляемым требованиям, составлять защитное слово, представлять свою работу, отвечать на вопросы по теме.

Составить вопросы к статье учебника «Из литературы XVIII века». Прочитать статью «Г.Р. Державин», ответить на вопросы 1-4.

Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин

9.

Г. Р. Державин - поэт и государственный

чиновник.

Стихотворение

«Вельможа» (самостоятельная работа).

Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворений. Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, лирическое стихотворение, ода.

Знать: основные мотивы стихотворений поэта, теоретические понятия.

Уметь: выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос, составлять вопросы к статье учебника, отвечать на вопросы, составлять сравнительные таблицы.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения Г.Р. Дер­жавина «Вельможа» от слов «Вельможу должны составлять...» до слов «Должны быть - польза, слава, честь».

Проанализировать изобразительно - выразительные средства в стихотворении.

10.

Р/Р

Г.Р. Держа­вин «Па­мятник»

Тематиче­ское раз­нообразие лирики. Перевод из Горация М.В. Ломоно­сова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» Теория литературы: авторская позиция, стихо­творный размер

Знать: текст лирического произведения, особенности поэтического языка.

Уметь: выразительно читать наизусть, слушать сообщения учи­теля и учащих­ся, проводить лексическую работу с текстом, репродукциями картин русских художников, заполнять таб­лицы, письменно отвечать на вопросы, записывать ключевые слова и словосочетания.

Составить тезисный план части статьи учебника, посвященной биографии Н.М. Карамзина. Заполнить третью часть сравнительной таблицы «Основные особенности классицизма и сентиментализма» по материалам статьи учебника.

Н.М. Карамзин

11.

Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин.

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм.

Знать: определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь: различать произведения литературы с точки зрения литературного направления, владеть различными видами чтения и пересказа, использовать знания для создания письменного высказывания, составлять обобщающую и сравнительную таблицы, составлять вопросы к статье учебника.

Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Заполнить вторую часть таблиц цитатами.

12.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы .

Теория литературы: жанр сентиментальной повести.

Знать: жанровые особенности изучаемого произведения, текст произведения, особенности сюжета, проблематику и основные мотивы.

Уметь: проводить исследовательскую работу с текстом и оформлять результаты исследования в виде таблицы, выразительно читать, анализировать произведение, форму­лировать и записывать выводы.

Написать творческую работу на одну из предложенных в учебнике тем.

Составить вопросы к статье учебника «Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники».

13.

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм.

Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование - дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Знать: поэтов пушкинского круга, основные теоретические понятия, систему образно-выразительных средств лирики поэтов пушкинского круга.

Уметь: подбирать вопросы к сообщению, использовать знания для составления устных высказываний, выразительно читать поэтический текст, использовать навыки выразительного чтения в литературном монтаже, работать со статьями учебника.

Составить вопросы к статье учебника, посвященной В.А. Жуковскому.

В.А. Жуковский

14.

В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь».

Анализ баллады «Лесной царь».

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование - дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Знать: основные темы и мотивы лирики поэта, особенности романтизма. Уметь: составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение по ролям, владеть анализом лирического произведения, проводить исследовательскую работу с текстом

Выучить наизусть фрагмент баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» или стихотворение «Сельское кладбище».

15.

Р/Р

В.А. Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

Система образно-выразительных средств Теория литературы: ирреальное, элегия

Знать: тексты лирических произведений, особенности поэтического языка.

Уметь: выразительно читать наизусть, выполнять лексическую работу, работать со статьей учебника и иллюстрациями, анализировать текст.

Составить план статьи. Подготовить выразительное чтение вступления к думе «Смерть Ермака» и историко-литературные комментарии.

К.Ф. Рылеев

16.

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (самостоятельная работа)

Система образно-выразительных средств. Художественное богатство поэтических произведений.

Теория литературы: дума

Знать: основные темы и мотивы лирики поэта.

Уметь: находить признаки думы в лирическом произведении, выразительно читать лирическое произведение, составлять план статьи учебника, участвовать в беседе, составлять историко-литературный комментарий

Проанализировать произведение по плану. Прочитать статью учебника, посвященную А.С. Пушкину. Составить вопросы к статье.

А.С.Пушкин

17.

Р/Р

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.

«19 октября» (1825)

Стихо­творения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года». Самостоятельная характеристика тематики и систе­мы образов по предварительно составленному плану.

Теория литературы: ода, элегия, послание

Знать: тематическое многообразие пушкинской поэзии.

Уметь: составлять вопросы к статье, использовать знания для устного высказывания, конструировать вопросы к статье учебника, слушать сообщения учителя и учащихся, проводить лексическую работу, выразительно читать, участвовать в беседе, работать со статьей учебника.

Выучить наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина, посвященное теме лицейской дружбы.

18.


«Песни о Стеньке Разине» (самостоятельная работа)

Само­стоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Теория литературы: послание, песня, историческая песня, художественно -выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация

Знать: тематику, содержание произведения, особенности жанра предложенного поэтического текста.

Уметь: владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического, самостоятельно дать характеристику тематики и образов произведения, использовать знания для составления плана, выразительно читать наизусть, выполнять лексическую работу, работать со статьей учебника и репродукцией картины, прослушивать песни.

Прочитать 1 -4 главы романа «Капитанская дочка». Подготовить пересказ статьи «Творческая история романа».

19.

«Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе.

Роман «Капитанская дочка». Проблематика в романе. Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе

Теория литературы: послание, песня, художественно-выра­зительная роль частей речи (местоимение), поэтическая инто­нация, исторический роман.

Знать: особенности жанра, исторической основы произведения.

Уметь: уметь строить устное высказывание, слушать сообщения учителя и учащихся, пересказывать статью учебника, работать с иллюстрациями, проводить лексическую работ, беседовать на проблемные темы.

Чтение глав 3-5. Составить цитатный план главы «Поединок» и художественный пересказ главы.

20.

Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3-5 глав)

Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исто­рической прозы.

Теория литературы: эпизод, эпиграф, речевая характеристика, кульминация

Знать: содержание романа, основных героев.

Уметь: давать характеристику, высказывать свое отношение, применять навыки анализа эпизодов, выделять главное, выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку, выражать и обосновывать свое мнение о герое, использовать знания для составления устного высказывания.

Прочитать главы 6-14.

Составить сложный план

главы «Приступ». Охарактеризовать реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей.

21.

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6-14 глав)

Проблема чести и милосердия. Любовь и дружба, лю­бовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история. Теория литературы: пугачевщина, милость, эпизод, диалог, жанр, художественная идея.

Знать: содержание романа, художественную идею произведения, главных героев.

Уметь: пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку, анализировать прозаическое произведение, работать со статьями учебника, читать по ролям, работать с иллюстрациями, пересказывать текст, составлять тезисный и сложный план эпизодов романа.

Написать реферат на темы, предложенные в учебнике.

22.

Р/Р

Защита рефератов по творчеству А.С. Пушкина

Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Выбор темы рефераты. Структура и содержание работы. Оформление работы. Составление защитного слова. Представление реферата.

Знать: специфику реферативной работы, структуру и содержание.

Уметь: последовательно и логически излагать материал, работать с дополнительной литературой, оформлять реферат, согласно предъявляемым требованиям, составлять защитное слово, представлять свою работу, отвечать на вопросы по теме.

Прочитать статью учебника «Лермонтов и Кавказ». Составить тезисный план статьи. Подготовить рассказ о роли Кавказа в жизни М.Ю. Лермонтова по материалам статьи.

М.Ю. Лермонтов

23.

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме.

Кавказ в жизни и творчестве. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме. Роль вступления, лирического монолога в поэме «Мцыри».

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме, лироэпическая поэма, романти­ческое движение, поэтический синтаксис (риторические фигу­ры), романтические традиции.

Знать: биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение, составлять цитатный план поэмы, слушать сообщения учителя и учащихся, комментировать материалы выставки.

Подготовить выразительное чтение наизусть глав поэмы (по вариантам): 6, 7, 8, 11, 13, 18, 19, 21, 23, 26.

24.

Р/Р

Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость. Сила духа - основ­ные мотивы поэмы. Художественная идея и средства ее выраже­ния. Образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри - любимый идеал Лермонтова»

Теория литературы: тема, художественная идея, звукопись, сравнение, риторические вопросы, обращения, восклицания.

Знать: содержание поэмы, сюжет, героев поэмы.

Уметь: определять тему и идею лирического произведения, определять средства художественной выразительности, выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы, составлять устное высказывание, выразительно читать наизусть, работать со статьей учебника, беседовать.

Составить вопросы к статье учебника «Введение», подготовить ответы на них.

Подготовить пересказ статьи учебника, посвященной Н.В. Гоголю.

Н.В. Гоголь

25.

Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и

Н.В. Гоголь.

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии.

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор». Творческая и сценическая история комедии. Знакомство с афишей комедии.

Теория литературы: драма как род литературы, комедия, говорящие фамилии, завязка, кульминация, развязка.

Знать: факты биографии Н.В.Гоголя, основные его произведения, особенности новаторства писателя, теоретические понятия, жанровые особенности комедии.

Уметь: определять их жанровое своеобразие теоретических понятий, анализировать драматическое произведение, составлять вопросы к статье учебника, строить диалог, работать с портретом писателя, выполнять лексическую работу, различные виды чтения и комментирования, составлять цитатный план.

Прочитать первое действие комедии. Заполнить наиболее показательными цитатами 2 часть таблицы «Сборный город всей темной стороны».

26.

«Сборный

город всей

темной

стороны».

Анализ

первого

действия.

Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя.

Теория литературы: действие, явление, реплики, ремарки.

Знать: содержание и сюжетную линию комедии, главных действующих лиц.

Уметь: давать характеристику образам комедии, составлять цитатный план, выразительно читать по ролям, проводить исследовательскую работу с текстом.

Прочитать второе действие комедии. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове (д. 2, явл. 1-7) и рассказ о герое.

27.

Хлестаков и городничий. Анализ второго действия.

Основной конфликт и способы его разрешения. Хлестаков и городничий.

Теория литературы: социальная среда, кумир, гротеск.

Знать: основной конфликт пьесы, образы героев.

Уметь: характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения, принимать участие в беседе, слушать сообщения учителя и учащихся, составлять цитатный план-характеристику образа героя.

Прочитать третье действие комедии. Составить схему - кластер по образу.

28.

Хлестаков -«вельможа» и «значительное лицо». Анализ третьего действия.

Хлестаков -«вельможа» и «значительное лицо».

Теория литературы: драма как род литературы, своеоб­разие драматических произведений, комедия.

Знать: содержание комедии, основные теоретические понятия.

Уметь: выразительно читать по ролям, выполнять художественный пересказ, проводить лексическую и исследовательскую работу с текстом, анализировать произведение.

Прочитать четвертое действие. Нарисовать иллюстрацию к 3 действию комедии.

29.

Хлестаков - ревизор. Анализ четвертого действия.

Проблематика комедии: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Хлестаков - ревизор.

Теория литературы: гипербола, комический рассказа, развитие понятий о юморе и сатире, фантастический элемент как прием создания комической ситуации.

Знать: историю замысла произведения, основные черты характера главного героя

Уметь: выразительно читать по ролям, выполнять художественный пересказ, анализировать произведение.

Прочитать пятое действие комедии. Составить характеристику героев.

30.

Художественная идея комедии. Анализ пятого действия.

«Говорящие» фамилии. Художественная идея комедии.

Теория литературы: интонация

Знать: содержание и нравственную проблематику произведения, авторское отношение к героям и событиям.

Уметь: работать с текстом, составлять вопросы, выполнять творческие задания по комедии.

Прочитать статью учебника «В мире гоголевской комедии». Составить рассказ о героях с опорой на материал учебника, уроков.

31.

Р/Р

Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство

Н.В. Гоголя. Подготовка к сочинению «Характеристика речи героев комедии».

Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н.В. Гоголя. Дискуссия в ли­тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем сме­ялся еще Н.В. Гоголь?»

Теория литературы: хлестаковщина, реализм

Знать: художественную идею комедии.

Уметь: создавать письменное монологическое высказывание, составлять сравнительно - сопоставительную характеристику, проводить исследовательскую работу с текстом, работать со статьей в учебнике.

Написать сочинение на тему «Язык героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как средство раскрытия характеров».

И.С. Тургенев

32.

Краткие сведения об И.С. Тургеневе.

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви.

Теория литературы: прообраз, прототип, портрет.

Знать: основные факты биографии И.С.Тургенева, своеобразие жанра «лирическая повесть».

Уметь: выделять главное, составлять тезисный план, слушать сообщение учителя и учащихся, давать письменный ответ на вопрос, участвовать в беседе.

Прочитать повесть И.С. Тургенева «Ася». Подготовить выразительное чтение 3 главы и фрагментов 2 и 4 главы, в которых идет речь о Гагине. Составить цитатный портрет героя.

33.

И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н.и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.

Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев

Теория литературы: элегия, лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.


Знать: содержание повести, многообразие и сложность характеров в изображении И.С.Тургенева.

Уметь: высказывать свою точку зрения о прочитанном, владеть разными видами пересказа, слушать сообщения учителя и учащихся, проводить исследовательскую работу с текстом, выразительно читать, анализировать произведение.

Озаглавить части повести, заполнив вторую часть таблицы «Главы. Названия. Элементы фабулы». Составить цитатный портрет Аси (глава 2).

34.

Композиция повести. Образ Аси.

Образ Аси: любовь, нежность, верность - основное в образе героини.

Теория литературы: Портрет, пейзаж

Знать: особенности композиции повести.

Уметь: давать характеристику героям повести, анализировать эпизоды, использовать знания для построения диалога, дискуссии, проводить исследовательскую работу с текстом.

Выписать из текста фрагменты, воссоздающие картины природы, заполнив первые две части таблицы

35.

Р/Р

Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению.

Образ природы. Тема рока в повести. Теория литературы: символ, метафора, композиция, фабула.

Знать: содержание повести, особенности образа героини.

Уметь: давать характеристику образа героини повести, использовать навыки для создания письменного высказывания, пересказывать статьи учебника, принимать участие в дискуссии, выразительно читать,

составлять тезисный план, давать письменную характеристику персонажа, писать отзыв о прочитанном.

Написать сочинение на темы: «Мотив России в повести», «Разное восприятие повести - свидетельство литературных вкусов или различных социальных убеждений?»

Н.А. Некрасов

36.

Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...»

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...».

Теория литературы: творческая история, сравнение, фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений).

Знать: факты биографии Н.А.Некрасова, повлиявшие на развитие его личности, особенности раскрытия народной темы в творчестве Н.А.Некрасова.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, составлять тезисный план статьи учебника, слушать сообщения учителя и учащихся, выразительно читать, составлять словарь для характеристики лирического персонажа.

Выучить наизусть стихотворение «Внимая ужасам войны...»

37.

Р/Р

Н.А. Некрасов «Зеленый Шум». Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Зеленый шум»

Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: олицетворение, риторические восклицания, фольклорные приемы в поэзии, песня, народность, эпитет, бессоюзие, рефрен.

Знать: основную тему и художественную идею произведения.

Уметь: выразительно читать наизусть, сообщения учителя и учащихся, исследовательская работа с текстом, составление плана сочинения и рабочих материалов.

Написать сочинение по картине А.А. Рылова. Составить план статьи учебника, подготовить рассказ об А.А. Фете по материалам учебника и ранее изученного

А.А. Фет

38.

Краткие сведения об А.А. Фете. «Целый мир от красоты...»

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета.

Теория литературы: стих, строфа.

Знать: факты биографии А.А.Фета, особенности художественного мировидения поэта, особенности поэтики.

Уметь: по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения и анализировать их, выполнять лексическую работу, составлять плана статьи учебника, работать с иллюстрациями.

Выучить наизусть стихотворение «Целый мир от красоты...».

39.

Р/Р

«Учись у них - У дуба, у березы...»

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.

Теория литературы: метафора, олицетворение, риторическое восклицание, инверсия.

Знать: особенности показа мира природы в лирике поэта, основные теоретические понятия: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Уметь: выразительно читать наизусть, проводить исследовательскую работу с текстом, анализировать произведение.

Прочитать пьесу-сказку А.Н. Островского «Снегурочка». Заполнить четвертую часть таблицы «События пьесы-сказки»

А.Н. Островский

40.

Краткие сведения об

А.Н. Островском.

Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

Теория литературы: драма, конфликт, композиция, лирические, эпические песни, пролог. пролог

Знать: основные факты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского театра.

Уметь: определять жанр пьесы, композицию, видеть связь с мифологией, давать характеристику образу, владеть навыками чтения по ролям, использовать знания для составления письменного высказывания, заполнять рефлексивную таблицу.

Из монолога Весны в Прологе выписать словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

Составить комментарии к материалам таблицы, заполнив четвертую часть.

41.

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

Теория литературы: эгоизм, корысть,

Лицемерие.

Знать: содержание произведения, нравственную проблематику; основные теоретические понятия Уметь: слушать сообщения учителя и учащихся, составлять комментарии образов героев сказки, выразительно читать по ролям, писать письменный отзыв на эпизод, составлять цитатный плана по теме.

Подготовить реферат на одну из тем, указанных в учебнике

42.

Р/Р

Защита рефератов

Выбор темы рефераты. Структура и содержание работы. Оформление работы. Составление защитного слова. Представление реферата.

Знать: специфику реферативной работы, структуру и содержание.

Уметь: последовательно и логически излагать материал, работать с дополнительной литературой, оформлять реферат, согласно предъявляемым требованиям, составлять защитное слово, представлять свою работу, отвечать на вопросы по теме.

Прочитать вступительную статью в учебнике, посвященную Л.Н. Толстому. Составить рассказ о Толстом, используя материалы рабочих тетрадей и статьи учебника.

Л.Н. Толстой

43.

Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество».

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести).

Теория литературы: автобиографическая проза

Знать: основные вехи биографии писателя, особенности жанра.

Уметь: определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа, составлять рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, выразительно читать, выполнять художественный пересказ, проводить лексическую работу, участвовать в беседе.

Прочитать рассказ «После бала». Заполнить таблицу цитатами'

44.

Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа.

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест.

Теория литературы: композиция и фабула рассказа.

Знать: историю создания и содержание рассказа.

Уметь: определять проблемы, затронутые в произведении, владеть различными видами пересказа, находить художественные детали в тексте, составлять тезисный план для характеристики героя. Использовать навыки для написания письменного высказывания, составлять тезисный план.

Выписать из второй части

рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов

45.

«После бала».

Анализ второй части рассказа.

Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. «После бала». Приёмы создания образов. Истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа.

Знать: главных героев рассказа, сюжетные линии произведения.

Уметь: выразительно читать, проводить исследовательскую работу с текстом, участвовать в дискуссии.

Составить план статьи учебника, посвященной М. Горькому. Ответить на вопросы. Подготовить художественный пересказ легенды о Лойко и Радде.

Из литературы XX века

М. Горький

46.

М. Горький «Макар

Чудра». Проблема цели и смысла жизни,

истинные и ложные

ценности. Специфика

романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького

Основные вехи биографии писателя. Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. удожественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: романтик, романтизм, традиции романтизма, образ-символ.

Знать: факты из жизни и биографии писателя, жанровое своеобразие произведений Горького.

Уметь: наблюдать над композицией рассказа, выделять проблему произведения, составлять цитатный план, выявлять авторскую позицию и способы ее выражения, использовать разные виды чтения, составлять цитат­ный план, письменно отвечать на вопросы.

Прочитать рассказ М. Горького «Мой спутник».

Выписать из рассказа цитаты-размышления Макара Чудры о человеке, смысле его жизни, труде, вере, заполнив таблицу.

47.

М. Горький

«Мой спутник».

Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал.

Художественным своеобразием ранней прозы. Рассказ «Мой спутник».

Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал

Теория литературы: рассказчик

Знать: содержание рассказа, проблемы, поставленные автором произведения.

Уметь: выполнять художественный пересказ эпизода, составлять рассказ о герое, работать с сравнительно - сопоставительной таблицей, участвовать в беседе, работать с учебником.

Сравнить взгляды на социальное устройство общества, проблему религии, нравственности Шакро и рассказчика. Составить план статьи учебника, посвященной В.В. Маяковскому. Подготовить ответы на вопросы учебника.

В.В. Маяковский

48.

Краткие сведения о В.В. Маяковском.

Краткие сведения о поэте.

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Знать: факты биографии поэта, особенности его поэтики.

Уметь: находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения и анализа его стихотворений, составлять плана статьи учебника и рассказа о писателе, комментировать экспонаты книжной выставки, посвященной жизни и творчеству писателя, составлять слайдовые презентации, слушать сообщения учителя и учащихся.

Написать доклад «Слово о В. Маяковском». Выучить наизусть фрагмент стихотворения В. Маяковского «Дешевая распродажа» от слов «Слушайте ж...» до конца стихотворения

49.

Р/Р

Поэт и толпа в стихах В. Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям».

«Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

Теория литературы: аллитерация, ассонанс, ритм, рифма, олицетворение, метафора, неологизм.

Знать: содержание стихотворения, основные теоретические понятия.

Уметь: выразительно читать наизусть, проводить лексическую работу, заполнять тематические таблицы, обобщающие результаты исследования текста.

Подготовить рассказ о Тэффи по материалам статьи учебника.

Н.А. Тэффи

50.

Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества.

Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сати­ра, ирония, сарказм (расширение представлений о поня­тиях).


Знать: факты биографии и особенности творчества писательницы. Уметь: находить авторскую позицию, составлять план статьи, использовать разные виды пересказа и чтения, отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения, составлять рассказ о писательнице по материалам статьи учебника, составлять письменное высказывание о писательнице.

Прочитать рассказ Тэффи «Свои и чужие». Повторить определения видов комического.

51.

Н.А. Тэффи «Свои и чужие».

Рассказ «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. Че­ловек и государство. Художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.

Теория литературы: афористические выражения, сатира.

Знать: содержание рассказа, сюжетную линию и главных героев.

Уметь: выразительно читать, выполнять исследовательскую работу с текстом, участвовать в беседе, работать

с иллюстрацией учебника, состав­лять словарь лексики персонажа.


Составить план статьи учебника, посвященной М.М. Зощенко, рассказ о писателе.

Выписать 2-3 афоризма на тему «Смех», объяснить их значение.

М.М. Зощенко

52.

М.М. Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов.

Краткие сведения о М.М.Зощенко. Темы творчества. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов

Теория литературы: сатира, ирония, юмор, жанр, тема, афоризм.

Знать: факты биографии писателя, особенности его творчества.

Уметь: составлять план статьи учебника, выполнять художественный пересказ, комментировать слайдовые презентации, составлять письменные высказывания на заданную тему.

Прочитать рассказ М. Зощенко «Обезьяний язык». Выполнить задание 2 учебника (определить лексическое значение слов по словарю).

53.

М.М. Зощенко «Обезьяний язык».

Теория литературы: литературный анекдот, сарказм (расширение представлений о понятиях), фельетон,

градация, сказ

Знать: содержание произведения, его героев.

Уметь: проводить лексическую и исследовательскую работу с текстом, выразительно читать, участвовать в беседе, работать со статьей учебника.

Составить план рассказа о Н.А. Заболоцком по материалам статьи учебника, посвященной поэту и материалам рабочей тетради.

Н.А. Заболоцкий

54.

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов.

Краткие сведения о поэте. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.


Знать: факты биографии и особенности лирики поэта.

Уметь: выполнять сравнительный анализ стихотворений, строить письменное высказывание, составлять план статьи учебника, рассказа о поэте, прослушивать музыкальные произведения.

Повторить тему «Поэзия XIX и XX веков о родной природе», теорию о ИВС

55.

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе...»

Поэт труда, красоты, духовности.

Теория литературы: глагольная метафора, метафорический эпитет.

Знать: содержание стихотворения, основные теоретические понятия.

Уметь: выразительно читать, анализировать стихотворение, работать со статьей учебника, слушать сообщения учителя и учащихся.

Выучить наизусть стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе...».

56.

Р/Р

Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса».

Тема красоты в лирике поэта.

Теория литературы: альтруизм, грация, мерцать, портрет.

Знать: содержание стихотворения, основные теоретические понятия.

Уметь: выразительно читать наизусть, проводить лексическую работу, участвовать в беседе, слушать сообщения учителя и учащихся, работать с произведениями живописи, писать сочинение-рассуждение.

Написать сочинение - рассуждение на тему «Что есть красота?..».

Прочитать статью «Катюша», подготовить ответы на вопросы учебника.

М.В. Исаковский

57.

М.В. Исаковский «Катюша».

Основные вехи биографии поэта. Стихотворение «Катюша». Творческая история стихотворения.

Теория литературы: лирическая песня, поэтика, риторическое обращение, стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Знать: факты биографии поэта, основные темы его творчества.

Уметь: слушать сообщение учителя и учащихся, работать с учебником, беседовать на предложенные темы, анализировать текст, прослушивать песни, выразительно читать.

Выучить наизусть стихотворение «Катюша».

58.

Р/Р

М.В. Исаковский

«Враги сожгли родную хату...»

Стихотворение «Враги сожгли родную хату». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: ассонанс, риторический вопрос, символ.

Знать: содержание стихотворения, основные теоретические понятия

Уметь: выразительно читать наизусть, слушать сообщения учителя и учащихся, прослушивать музыкальные произведения, анализировать стихотворение.

Прочитать статью А.Т. Твардовского «Поэзия Исаковского» в учебнике, подготовить ответы на вопросы 1-2 учебника.

59.

М.В. Исаковский

«Три ровесницы»

(самостоятельная письменная работа)

Стихотворение «Три ровесницы». Идейный замысел произведений. Язык писателя.

Теория литературы: художественная идея, тема, народная поэтика.

Знать: содержание стихотворения, основные теоретические понятия Уметь: работать с материалами учебника, выполнять самостоятельную работу с текстом по вопросам, предложенным в учебнике, выявлять общие черты и различия в изображении событий в изученных на уроках стихотворениях М. Исаковского и на картине Е.М. Чепцова «Среди родных».

Прочитать «Автобиографию» А.Т. Твардовского, ответить на вопросы 1-4 учебника.

А.Т. Твардовский

60.

Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «За далью- даль». История создания поэмы. Анализ первой главы.

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью - даль» (главы из поэмы).

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Знать: факты биографии поэта, основные направления его творчества.

Уметь: приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения, понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы, анализировать главы поэмы по плану, отвечать на вопросы учебника, составлять цитатный план.

Выучить наизусть фрагмент из поэмы «За далью - даль»

***

Подготовить выразительное чтение главы «Сибирь».

Прочитать материал о Сибири в творчестве А.Т. Твардовского. Составить вопросы к статье.

61.

Р/Р

А.Т. Твардовский «За далью- даль». Анализ главы «Огни Сибири».

Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: лирический герой, авторская позиция.

Знать: содержание произведения, основные теоретические понятия.

Уметь: составлять вопросы к статье учебника, выразительно читать, проводить исследовательскую работу

с текстом, слушать сообщения учителя и учащихся.

Прочитать статью учебника, посвященную творчеству В.П. Астафьева. Ответить на вопросы 1, 2 учебника.

***

Составить письменную характеристику главы поэмы А.Т.Твардовского «Две кузницы», предложенному в учебнике.

В.П. Астафьев

62.

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и истории в произведении.

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева. Тема человека и истории в произведении.

Теория литературы: тема, художественная идея

Знать: факты биографии писателя, своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа, находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя, составлять рассказа о писателе по материалам статьи учебника, выполнять художественный пересказ глав книги «Последний поклон».

Прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет».

Составить цитатный план.

63.

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Теория литературы: композиция, образ, сюжет, эпизод.

Знать: содержание рассказа, основные сюжетные линии, главных героев.

Уметь: составлять цитатный план рассказа, слушать сообщение учителя и учащихся, проводить исследовательскую и лексическую работу с текстом, работать с материалами учебника, составлять сложный план к сочинению, подбирать эпиграф.

Из высказываний рубрики «Живое слово» в учебнике подобрать эпиграф для эссе. Написать эссе на сформулированную самостоятельно тему.

В.Г. Распутин

64.

Краткие сведения о В.Г. Распутине. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина.

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Теория литературы: автобиография, развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Знать: основные вехи биографии писателя, особенности его творчества, тематику произведений.

Уметь: создавать сообщения с применением презентации, работать со статьей учебника, выполнять художественный пересказ, выразительно читать, работать с портретом писателя, участвовать в беседе.

Прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», подобрать цитаты для заглавий частей рассказа.

65.

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Уроки доброты.

Теория литературы: конфликт, сюжет, портрет, эпизод, художественная идея.

Знать: творческую историю и содержание рассказа.

Уметь: находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа, определять мотивы произведения и находить им подтверждение,

анализировать прозаическое произведение, создавать письменное высказывание, составлять словарь понятий, характеризующих различные нравственные представления, готовить тезисы к уроку-диспуту.

Написать сочинение на тему «Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского», используя тезисы в задании 3 учебника и материалы урока

Из зарубежной литературы

66.

Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта».

Краткие сведения о писателе.

Певец великих чувств и вечных тем. Трагедия «Ромео и Джульет­та ». История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта»

Теория литературы: прототип, творческая история.

Знать: факты биографии У.Шекспира, историю сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта», жанровые характеристики трагедии.

Уметь: находить в тексте пьесы художественные средства выразительности, видеть проблематику, составлять характеристику героев, работать с материалами учебника и рабочих тетрадей, принимать участие в виртуальной экскурсии по сайту, посвященному трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта», составить схемы по образам героев.

67.

Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии.

Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия.

Знать: содержание трагедии, сюжетную линию, главных героев.

Уметь: выразительно читать по ролям, анализировать текст произведения, письменно отвечать на проблемные вопросы.

Составить план статьи учебника, посвященной М. Сервантесу. Ответить на вопросы 1-3 учебника.

68.

Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея.

Образ Дон Кихота.

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой, рыцарский роман, пародия.

Знать: факты биографии писателя, особенности творчества, содержание романа, понимать термин «донкихотство».

Уметь: определять проблематику произведения, анализировать текст, выстраивать устное высказывание по плану, вести диалог, работать с текстом произведения, составлять план рассказа о писателе, принимать участие в дискуссии.

Список литературы с рекомендациями для летнего чтения.


Для заучивания наизусть



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал