- Учителю
- Научный проект на тему памяти
Научный проект на тему памяти
ММ «№18 Павлодар қаласының жалпы орта білім беру мектебі
Бағыт: Қазақстанның тарихи ескерткіштері мен дамытушылық саяхат бағыты
Бөлім: Орыс тілі және әдебиеті
Жұмыстың тақырыбы: «Жады тақырыбындағы қазіргі әдебиеттің адамгершілік құндылығы»
Орындаған: 10 А оқушысы Юсупова Зарина
Ғылыми жетекшісі: Гулжамал Ермековна Рогатова - орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №18 города Павлодара»
Направление: «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты»
Секция: Русский язык и литература
Тема работы: «Тема памяти как нравственной ценности в современной литературе»
Выполнила ученица: 10 «А» класса Юсупова Зарина
Научный руководитель: Рогатова Г.Е. учитель русского языка и литературы
Аннотация
Жады тақырыбы қазіргі әдебиетте өте кең және жан-жақты. Ол адамгершілік тақырыппен мәселелерді қарастырады.Бұл мәселе ата-бабаларының тегін, туған өлкенің тақырыбы мейірімділіктің, жүректіліктің, ар-ұяттың және жанның жоғалу мәселелері, адамды маңғұртқа айналдыру тақырыбы, ғасырлық жадыны сақтау тақырыбы. Қазіргі заманда бұл мәселелер бар және ахуалды. Неліктен осы қазіргі әдебиетте мәселелер туындайды.
Аннотация
Тема памяти в современной литературе очень обширна и многогранна. Она затрагивает многие нравственные темы и проблемы. Эта проблема потери корней своих предков, тема родного края, проблема потери доброты, сердечности, совести и души, тема превращения человека в манкурта, тема увековечения памяти. Эти проблемы страшно дают о себе знать и существуют в наши дни. Вот почему они нашли свое отражение в современной литературе.
Annotation
The memory of theme in the modern literature is very extensive and multifaceted. It touches many themes and moral issues. This problem is the loss of their ancestral roots, the theme of his native land, the problem of loss of kindness, cordiality, conscience and soul, the theme of human transformation to Mankurt the theme of commemorate. These problems are scary being felt and in our days. That is why they are reflected in the modern literature.
Содержание
І. Введение……………………………………………………………………….4
ІІ. Ценности в жизни человека. Нравственные ценности.................................6
III. Память как нравственная ценность………………………………………...9
IV. Понятие «память», «нравственность», «нравственные ценности», «духовная память»……………………………………………………………...11
1. Анализ романа Ч.Т. Айтматова «Буранный полустанок»........................... 13
2. Анализ повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой».............................17
3. Анализ рассказа В.М.Шукшина «Как помирал старик»..............................20
4. Анализ рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»..........22
III. Анализ анкетных данных..............................................................................23
ІV. Заключение.....................................................................................................25
VI. Приложение…………………………………………………………………27
VII. Альтернативное толкование слова памяти………………………………28
VIII. Список использованной литературы …………………………………....31
Введение
Сколько в человеке памяти,
Столько в нём человека.
В. Распутин.
Как прекрасно устроен человек!
Какой великий дар ему дан - Память.
В.П.Астафьев.
Цель исследования: раскрыть психологические основы духовной человеческой памяти, нравственную полноценность человека на примере произведений Ч.Т. Айтматова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина и других писателей. Показать, как потеря духовной памяти влияют на формирование личности молодого поколения.
Задачи:
-
Провести анкетирование среди учащихся, преподавателей, родителей с целью выявить насколько они знают историю своей семьи, сохраняют связь с родной землей, с родным языком, с родными людьми, связь поколений.
-
Раскрыть содержание понятий «память», «нравственность», «нравственные ценности», «духовная память». Проследить этимологию слова «манкурт», и как это слово стало понятием для обозначения «бездуховности».
-
Проанализировать произведения Ч.Т. Айтматова «Буранный полустанок», В.М.Шукшина «Как умирал старик», В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» Сравнить между собой, сопоставить взгляды писателей на проблемы нравственного здоровья человека.
-
Выявить причины разрыва связей поколений.
Предметом исследования стали анкеты учеников, их родителей, преподавателей, произведения Ч.Т.Айтматова, В.Г.Распутина, В.М.Шукшина, В.Астафьева и других писателей.
Актуальность исследования. Тема памяти в современной литературе очень обширна и многогранна. Она затрагивает многие нравственные темы и проблемы. Эта проблема потери корней своих предков, тема родного края, проблема потери доброты, сердечности, совести и души, тема «Ивана, не помнящего своего родства», тема превращения человека в манкурта, тема увековечения памяти. Эти проблемы страшно дают о себе знать и существуют в наши дни. Вот почему они нашли свое отражение в современной литературе.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что эту работу можно использовать на уроках истории, литературы, так как проблема бездуховности, проблема потери доброты, внимания, уважения к людям старшего поколения, к культурному наследию, родному языку, истории нашей страны на сегодняшний день стали наиболее острыми. Не обращая внимания на решение этих проблем, мы рискуем стать поколением «манкуртов».
На примере этой работы можно провести ряд воспитательных мероприятий, которые бы возродили интерес среди учащихся к истории своей семьи. Предложить ученикам совместно с родителями провести исследование «Мое генеалогическое древо», «Наш семейный архив». Эта работа так же может помочь при проведении воспитательных мероприятий, круглых столов, дискуссий, конференций. («История семьи - история страны»).
Ценности в жизни человека. Нравственные ценности.
Ценность - понятие, отражающее, безусловно, положительную значимость какого-либо материального предмета или явления духовной жизни людей (безусловное благо). В данном понятии соединены рациональный момент (осознание чего-либо как блага для человека или общества) и иррациональный момент (переживание значения предмета или явления как важного, значимого, стремление к нему). Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.
Нравственные ценности определяют человеческое в человеке. Без освоения нравственных ценностей невозможно стать личностью, обладающей самостоятельностью, ответственностью, высокой духовностью и социально сформировавшейся. Моральные регулятивы, общественно детерминирующие поведение людей, преломляясь сквозь внутренний мир человека и обретая подлинно гуманистический статус, становятся нравственными ценностями личности. Главными нравственными ценностями личности являются:
- добро (предельно положительная моральная ценность, абсолютное благо для самого человека других людей) - главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного;
- долг и моральный выбор (моральная ценность, присвоение которой личностью, демонстрирует степень ее нравственной зрелости, гуманности, духовности);
- смысл жизни (безусловная моральная ценность, наделяющая жизнь человека цельностью, направленностью, осмысленностью);
- совесть (моральная ценность, показывающая способность личности к нравственному самоанализу и самооценке);
- счастье (моральная ценность, раскрывающая моменты высшего удовлетворения личности своим бытием, проявляющиеся в профессиональном успехе, духовной и личной самореализации);
- дружба (моральная ценность, духовная близость личностей);
- любовь (духовное и физическое единение людей);
- честь (социальный и нравственный статус личности, достигнутый благодаря ее усилиям и заслугам);
- достоинство (безусловная нравственная ценность любого человека как представителя человеческого рода);
- патриотизм, гражданственность (признание их в качестве ценностей означает нравственную и человеческую зрелость личности);
- синтезом нравственных ценностей выступает нравственный идеал - обобщенной представление о добре определенной эпохи, персонифицированное в образе совершенной личности (рефлектируемой индивидуальным нравственным сознанием в качестве образца для подражания).
Нравственные ценности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их значимость повышается при полном их усвоении личностью. Необходимо отметить, что нравственные ценности и во внутреннем мире личности, и в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с эстетическими, религиозными ценностями, либо с атеистическим восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества
Память как нравственная ценность
Проблема памяти волнует многих современных писателей. Наиболее полно и интересно она решается в творчестве Ч. Айтматова, В. Распутина, В. Солоухина, Ю. Бондарева… В своих произведениях эти писатели исследуют психологические основы духовной человеческой памяти.
Память рассматривается ими как высшая, непреходящая ценность, многогранная по своей сути, означающая любовь человека к родной земле, родному языку, природе, к родным могилам, что в целом символизирует нерасторжимую связь времен.
И как только происходит разрыв этой связи, сразу утрачивается или скудеет память. Человеческая жизнь тогда начинает подчиняться иным закономерностям: все может переходить в свою противоположность - благое намерение - в преступление, человеческая сущность - в античеловеческую, добро - в зло. Таким образом, память выявляет, прежде всего, нравственную полноценность человека.
Самобытно раскрывается проблема памяти в творчестве киргизского прозаика Ч. Айтматова. Обращаясь к памяти как ценности, выработанной человеческим опытом, писатель глубоко исследует пласты народной культуры. Отсюда его интерес к мифу, сказке, легенде, преданию, которые помогают читателю осмыслить память на философском уровне, рассмотреть ее во взаимосвязи с такими понятиями, как добро и зло, совесть и долг, смысл жизни. Именно в атрофии памяти видит Айтматов проявление в современном обществе духа мещанства, потребительской психологии. Писатель нашел емкое слово для выражения понятия «беспамятство» «манкурт», которое стало в один ряд с «бездуховностью». Проблеме памяти Ч. Айтматов посвятил произведение «Буранный полустанок».
Тема памяти звучит в творчестве многих писателей современной литературы: В.В.Набокова, А.И. Солженицына, В.Г.Распутина, В.М. Шукшина, Ч.Т.Айтматова, В. Астафьева. Такой большой интерес к этой теме не случаен, поскольку наравне с людьми, для которых память означает очень многое: родной край, любовь к нему, родине предков, - появились люди - их большинство, которым не дорога ни память предков, ни память о делах своих, которая остается следующему поколению. И таких людей становится больше. Прискорбно, что именно молодые люди теряют интерес к прошлому своей семьи.
Понятие «память», «нравственность», «нравственные ценности», «духовная память».
В психологии понятию «память» даны следующие толкования:
-
ПАМЯТЬ - одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений (Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г)
-
ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. (краткий словарь психологических терминов)
Но нас интересует «память» сточки зрения нравственной ценности. Поэтому далее даны толкования таких понятий, как «нравственность», «нравственные ценности», «духовная память».
НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Толковый словарь Ожегова).
НРАВСТВЕННОСТЬ - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и/или согласно своим принципам. (Википедия)
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста - это не делать никому зла. (Руссо Ж.Ж.)
Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности. (Паскаль)
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.
Непреходящими нравственными ценностями являются трудолюбие и уважительное отношение к человеку труда. Человек труда - это не только создатель материальных ценностей, но и хранитель общечеловеческих нравственных ценностей, творец прогрессивных трудовых традиций.
Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира. (Альберт Эйнштейн)
Время, труд, честность, уменье владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека - единственные творцы всякого богатства. (К.Ушинский)
ДУХОВНОСТЬ - духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. (Словарь русского языка).
Помнить - это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем больше видишь хорошего. (М.Горький)
ДУХОВНАЯ ПАМЯТЬ - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.
Ознакомившись с различными толкованиями этих понятий, высказываний великих людей о нравственности, памяти, мы пришли к выводу, что память это высшая, непреходящая ценность, выявляющая нравственную полноценность человека. Далее рассмотрим, как раскрывается тема памяти в некоторых произведениях современной литературы.
Анализ романа Ч.Т. Айтматова «Буранный полустанок»
Самобытно раскрывается проблема памяти в творчестве киргизского прозаика Ч. Айтматова. Обращаясь к памяти как ценности, выработанной человеческим опытом, писатель глубоко исследует пласты народной культуры. Отсюда его интерес к мифу, сказке, легенде, преданию, которые помогают читателю осмыслить память на философском уровне, рассмотреть ее во взаимосвязи с такими понятиями, как добро и зло, совесть и долг, смысл жизни, почитание своих предков, знание своих корней. Особенно остро звучит эта тема в романе «Буранный полустанок».
Главный герой романа Едигей. Это рабочий на одной из маленьких железнодорожных станций Казахстана, один из тех тружеников, на которых держится жизнь. Это человек беззаветного и самоотверженного труда, живущий не по готовым рецептам жизни, а старающийся понять ее глубинную сущность. Едигей и Казангап являются хранителями духовно-нравственной связи между поколений. Они хранят и чтят память о своих предках. Сам Казангап, когда его родителей объявили кулаками и выселили с родных мест, не отрекся о своего отца, не смотря на сильное давление со стороны властей.
Больно видеть Едигею, как молодое поколение добровольно разрывают эту связь. Сын Казангапа Сабитжан приехал на похороны отца. Он очень торопится, его волнует только одно: похоронить поскорее отца и уехать в город. Ни его жена, ни дети на похороны не приехали: заняты.
«Что за люди пошли, что за народ! - негодовал в душе Едигей. - Для них все важно на свете, кроме смерти!». И это не давало ему покоя: «Если смерть для них ничто, то, выходит, и жизнь цены не имеет. В чем же смысл, для чего и как они живут там?». Большие надежды возлагал на Сабитжана его отец и Едигей. Они мечтали, что жизнь его сложится лучше, чем у них. В некотором смысле это так и произошло. Сабитжан живет в городе, в комфорте, он не надрывается на тяжелой работе. Но для чего он живет? Ему хочется быть всезнающим, важным человеком. Своим землякам он рассказывает, что в недалеком будущем людьми будут управлять, как машинами: «А наступит время, когда с помощью радио будут управлять людьми, как теми автоматами. Вы понимаете - людьми, всеми поголовно, от мала до велика. Есть уже научные данные. Наука этого добилась, исходя из высших интересов. Человек будет делать все по строгому распорядку. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей воле, а на самом деле по указанию свыше. Надо, чтобы ты пел, - сигнал - ты будешь петь. Надо, чтобы ты танцевал - сигнал - ты будешь танцевать …». Сабитжан рассказывает об этом с гордостью с восхищением, не осознавая насколько это страшно. По сути человека превратят в раба, в манкурта.
Ч.Айтматов нашел емкое слово «манкурт» для выражения понятия «беспамятство». Это слово стало в один ряд с «бездуховностью».
Айтматовым в романе рассказана легенда о манкурте. В далекие времена жестокое племя жуаньжуанов нашли варварский способ отнимать у пленных рабов их живую память. Это было выгодно поработителям. Обычно эта участь постигала молодых, здоровых парней. Им брили голову и надевали свежую «шири» из верблюжьей кожи, которая, подобно пластырю, намертво стягивала голову обреченного под палящим степным солнцем. Тот, кто подвергался этой пытке, либо умирал, либо лишался на всю жизнь памяти, превращаясь в манкурта. Манкурт был усерден, нестроптив, и ничего, кроме еды и одежды, не требовал. Воля хозяина была для него законом. Но одна любящая мать решила, во что бы то ни стало вернуть сыну-манкурту память, но все ее старания были напрасны: беспамятный сын убил мать по приказу своего господина. Раб-манкурт был лишен памяти насильственно, и потому мы не можем осуждать его за совершенное зло. Эта легенда глубоко символична. Отнимая память у человека, тем самым «разрушают в нем разум, вырывают корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других». Насильственно отнимая память, наносят человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.
Еще один герой романа Абуталип Куттыбаев бывший учитель, на долю которого выпало немало бед. Он был в фашистком плену, смог убежать, участвовал в югославском партизанском движении. Обо всем этом он пишет в своих «партизанских» тетрадях для подрастающих сыновей. Абуталип понимал, что «колесо времени все быстрее и быстрее раскручивается» и потомки будут судить о них по их «последнему слову». Он пытался, во что бы то ни стало сохранить память о себе, о людях великих духом, о войне. Но и его заставляли забыть. Он поплатился за свои воспоминания. Тетради были конфискованы, а сам он был арестован и умер.
Главные герои романа Едигей, Казангап, Укубала, Абуталип, Зарипа это люди беззаветного и самоотверженного труда, живущие не по готовым рецептам жизни, а старающиеся понять ее глубинную сущность. Всегда готовые прийти на помощь человеку, облегчить и улучшить жизнь людей, непримиримые к любым проявлениям зла и равнодушия. Благодаря таким людям идут безостановочно не только поезда с запада на восток и с востока на запад, но не прерывается и духовно-нравственная связь поколений.
Умер Казангап, Абуталип Куттыбаев, Елизаров. «Теперь таких не сыщешь. Нет теперь Казангапов. Последнего везут хоронить». Стар Едигей. Если уйдет и он, кто сохранит память о предках, о родине, о родном доме?
Писателя беспокоят те из его современников, которые, имея живую память, отказываются от духовных ценностей, передающихся из поколения в поколение. Писатель говорит о памяти как о бесценном даре, единственном, что есть у человека. «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! О, господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого?». Добровольно лишая себя памяти мы рискуем стать манкуртами. Незнающими откуда родом-племени, не ведая своего имени, не помня детства, отца и матери, не осознавая себя человеческим существом, лишенным понимания собственного «я».
Анализ повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»
Тема памяти, отношение к своим предкам, к корням своего рода, к родному краю поднимается в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Эта повесть - о деревне Матере, на месте которой должны построить гидроэлектростанцию и которая попала в зону затопления. Всю деревню надо было переселить на новое место, но старики не могли покинуть ее, потому что земля эта - родина их предков. Однако некоторые из них, в основном люди молодые, не вложившие сил в родную землю, не чтят своих предков, свой род, оскверняют их память.
«Пришлые», чтобы ускорить ход переселения, пытались оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым. Они попытались уничтожить кладбище, чтобы лишить жителей Матеры самой памяти. «О-ох, нелюди мы, более никто», - говорит с горечью главная героиня повести Дарья. Распутин считает, что с отрывом человека от земли, от корней, от вековых традиций человек теряет и свою совесть; его сердце становится каменным. Распутин показывает, насколько могут быть бессердечны, жестоки, злы те люди, которые стали «Иванами, не помнящими родства». И не важно, чужую деревню они рушат или свою, ведь это все их Родина.
На защиту своей деревни встают старики. Но что они могут сделать? Осознавая неизбежность гибели деревни, прогресс требует жертв, приходят в ужас от предстоящего будущего. Народ другую привычку возьмет: жить для комфорта, полегче, без особого труда, боли и ответственности, не видя дальше сиюминутного довольства, а дальше будь что будет? Вот это-то ещё больше возмущает и оскорбляет главную героиню повести Дарью - бездушие, потеря совести, которую раньше "сильно различали". И Дарья упорно держится за родовые устои, за своё право на спокойную жизнь, память, совесть. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому.
- " Она, жисть ваша, ишь, какие подати берёт" - говорит Дарья. О чём это она? Чем приходится жертвовать людям по пути к лучшей, благоустроенной жизни? Жертвуют душой, памятью.
Дарья, необразованная деревенская старуха,
понимает, что двигают прогресс люди - обсевки, не помнящие родства,
а жертвы их деятельности - человеческие души, души тех, на ком
жизнь держится. Для Дарьи же потеря родовой памяти - это конец
всему, конец самой жизни.
Для чужих «пришлых» этот остров всего лишь территория, зона
затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести
на острове кладбище. Дарья приходит к выводу, что в людях и
обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало
много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…, наша
совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про
совесть ежели этакое твориться!»
Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною.
Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.
Анализ рассказа В.М.Шукшина «Как помирал старик»
В творчестве В.М.Шукшина «память» - это любовь к Родине, отцу, матери… Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам - высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа «Как помирал старик» - старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи «оттаивает». Она просит прощение у мужа: «Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая». Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: «Агнюша… прости меня… я маленько заполошный был… А хлеб-то рясный-рясный!..» Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль, о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна… Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца.
Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька «едва концы с концами сводит». Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность - это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг.
Анализ рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
В рассказе В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» автор, воскрешая воспоминания о своем детстве в трудные 30-е годы, раскрывает перед нами «настоящую историю», «своеобычную летопись народа». Старая фотография хранит теплые воспоминания о родном доме, далеком детстве, родных людях, о трудном времени, о людях, готовых прийти в любую минуту на помощь. О первом учителе, который самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь, помочь им в беде, о людях, жизнь которых и составляет историю народа.
Причина разрыва связи поколений.
Составим сравнительную таблицу.«колесо времени все быстрее и быстрее раскручивается»
Постепенное превращение в «манкурта». Управление людьми как машинами. Разрушение личности
В.Распутин «Прощание с Матерой»
Утрата духовных ценностей, с надвигающейся городской цивилизацией
Истребление человека в человеке. Потребительское отношение к Родине. Утрата совести. Равнодушие общества. Люди становятся жестокими, бессердечными, злыми
В. Шукшин. «Как умирал старик»
Молодежь покидает села в поисках более комфортной жизни
Одиночество брошенных стариков. В будущем дети также будут относиться к ним
Анализ анкетных данных
Нами было проведено анкетирование. Были опрошены 156 человек. Это учащиеся, учителя, родители. При анализе анкет разделили опрошенных на 3 возрастные категории - 10-15 лет (78 опрошенных), 35-48 лет (46 опрошенных), 55-70 лет (32 опрошенных). Всем им предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты.
-
Укажите свой возраст.
-
Знаете ли вы, имена ваших дедушек и бабушек (прадедов)?
-
Знаете ли вы, кем были и где работали ваши дедушки, бабушки (прадеды)?
-
Знаете ли вы, что-нибудь о родных участниках Великой Отечественной войны (на каких фронтах воевали, награды, где погибли)?
-
Знаете ли вы что-нибудь о родных, подвергшихся сталинским репрессиям?
6. Часто ли родители рассказывают о прошлом вашей семьи?
7. Интересовались ли вы историей вашей семьи?
8. Знаете ли вы историю вашего родного города (села)?
9. Хранятся ли у вас дома семейные реликвии?
10. Смотрите ли вы передачи, документальные фильмы на исторические темы?
Проанализировав анкеты, мы пришли к неутешительным выводам. Больше всего отрицательных ответов были у опрошенных в возрастной категории от 10 до 15 лет. Так на вопросы анкеты положительные ответы были даны в возрастной категории от 55-70 лет.
Возрастная категория 55-70 лет 93 % опрошенных ответили - да; 7% - нет. Причиной своего незнания многие объясняли, тем, что были сиротами, потерей своих родных во время Великой Отечественной войны.
Возрастная категория 35-48 лет. 62, 7% ответили - да; 37% - нет.
Возрастная категория 10-15 лет. 94 % ответили - нет; 6% - да.
Заключение.
Исследовав эту тему, мы пришли к неоднозначным выводам.
Анализ проведенного анкетирования показал, что молодые люди в возрасте 10-15 лет не знают историю своей семьи и не считают нужным интересоваться жизнью своих предков людей старшего поколения, которые еще сохранили эти знания.
Проанализировав произведения писателей, мы выяснили, что «память» это знание корней своего рода, вековые традиции, совесть, почитание своих предков, знание своих корней, это еще и польза, которую ты принес людям, это отчий дом, забота о родителях, родные люди, люди, погибшие на войне, жители села, перенесшие все тяготы военного и послевоенного времени, друзья, первый учитель.
Все произведения объединяет одна мысль: «Память - это совесть». И добровольно лишаясь этой памяти, мы теряем совесть, становимся жестокими, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми.
Мы считаем, что именно в этом кроются корни растущей преступности среди молодежи.
Среда, в которой растет наша молодежь, не имеет ничего общего с той, в которой росли наши родители. Молодые люди сегодня подвержены влиянию средств массовой информации. И зачастую это негативное влияние. Молодежь находится под влияние общественной «новой морали». Эти два мира не похожи. Проблема стоит несколько в разрыве поколений, сколько в разрыве духовной преемственности.
Человек должен чувствовать свою связь с предками, он должен помнить о своей ответственности перед прошлым и будущим. В наш «скоростной век» мы должны помнить о нравственных ценностях таких как: семья, совесть, вера, ответственность, долг, гражданственность, патриотизм. Этому может помочь классическая и современная литература, формирующая нравственные позиции, проявляющиеся в способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний, к формированию нравственного поведения, которое проявляется в готовности служения людям и Родине.
Приложение
Анкета
1.Укажите свой возраст.
2.Знаете ли вы, имена ваших дедушек и бабушек (прадедов)?
3.Знаете ли вы, кем были и где работали ваши дедушки, бабушки (прадеды)?
4.Знаете ли вы, что-нибудь о родных участниках Великой Отечественной войны (на каких фронтах воевали, награды, где погибли)?
5.Знаете ли вы что-нибудь о родных, подвергшихся сталинским репрессиям?
6. Часто ли родители рассказывают о прошлом вашей семьи ?
7. Интересовались ли вы историей вашей семьи?
8. Знаете ли вы историю вашего родного города (села)?
9. Хранятся л у вас дома семейные реликвии
10. Смотрите ли вы передачи, документальные фильмы на исторические темы?
Альтернативное толкование слова память:
-
Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
ПАМЯТЬ (англ. memory) - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиолог... -
В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов.
ПАМЯТЬ Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование. -
Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.
ПАМЯТЬ - когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного -
Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник, 2008 г.
ПАМЯТЬ - психический процесс организации запоминания и сохранения прошлого опыта. -
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.
ПАМЯТЬ форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем... -
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
ПАМЯТЬ (общеславянск., от «мьнити» - предполагать, думать) - 1. способность индивида запоминать, сохранять... -
И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.
ПАМЯТЬ Категория. Когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении. -
Краткий словарь психологических терминов.
ПАМЯТЬ - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации... -
М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.
ПАМЯТЬ Термин по-разному используется в психологии, но чаще всего он имеет одну из трех следующих тракт... -
Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г.
ПАМЯТЬ Способность к запоминанию, сохранению информации и ее воспроизведению. ... -
Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.
ПАМЯТЬ процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта.
НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Толковый словарь Ожегова).
НРАВСТВЕННОСТЬ - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и/или согласно своим принципам. (Википедия).
Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста - это не делать никому зла. (Руссо Ж.Ж.) Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности. (Паскаль)
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его.
Непреходящими нравственными ценностями являются трудолюбие и уважительное отношение к человеку труда. Человек труда - это не только создатель материальных ценностей, но и хранитель общечеловеческих нравственных ценностей, творец прогрессивных трудовых традиций.
Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира. (Альберт Эйнштейн)
Время, труд, честность, знание, уменье владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека - единственные творцы всякого богатства. (К.Ушинский)
ДУХОВНОСТЬ - духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. (Словарь русского языка)
Помнить - это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. (М.Горький)
ДУХОВНАЯ ПАМЯТЬ - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.
Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. (Гегель)
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце. (Шиллер)
Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. (Аристотель)
Список использованной литературы:
-
Т. Айтматов «Буранный полустанок». Москва «Художественная
литература» 1989 г.
-
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Москва «Детская литература» 1990 г.
-
Краткий психологический словарь vocabulary.ru/dictionary/16
-
Крылатые выражения. www.scorp12on.narod.ru/10-23.html
-
Д.С.Лихачев «Письмо к молодому человеку» grani.agni-age.net/edu/likhachev14.htm
-
В.Г.Распутин «Повести». Алма-Ата «Казахстан» 1988 г.
-
С.И.Ожегов «Словарь русского языка». Москва «Русский язык» 1983г.
-
В.М. Шукшин «Рассказы». Вильнюс «Мокслас» 1986 г.
-
www.comparty.by/.../pamyat-nezyblemaya-dukhovno-nravstvennay</</u>.
-
www.allsoch.ru › ... › Айтматов Ч.Т. › И дольше века длится день
-
www.senator.senat.org/sobornoe_slovo.html - Россия
31