7


  • Учителю
  • АЛЕКСАНДР БЛОК: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО. «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»

АЛЕКСАНДР БЛОК: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО. «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тимофеева С.В., учитель русского языка и литературы

МАОУ Сетовская СОШ



ТЕМА УРОКА:

АЛЕКСАНДР БЛОК: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО.

«СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»



В начале урока звучит стихотворение А. Блока "Девушка пела в церковном хоре..." Актёрская мелодекламация музыка: Alessandro Carparelli





ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала.

ПРИНЦИПЫ УРОКА: целеполагание (система целей учителя и ученика), бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность, комфортность, целесообразность, разумность, уместность.

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к личности поэта; расширения круга чтения одиннадцатиклассников; развитие умственной частично-поисковой познавательной деятельности.

ЗАДАЧИ УРОКА: (слайд 2)

  • Обучающая: познакомить с основными этапами жизни и творчест­ва А. Блока; отметить своеобразие поэтического мира раннего Блока, проявление его творчества в символизме; рассмотреть основные темы и образы первого сборника «Стихи о Прекрас­ной Даме».

  • Воспитательная: способствовать формированию толерантности, уважения к окружающим и самоуважения, атмосферы свободного выбора и доверительности.

  • Развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи, воли и самостоятельности, умения работать в группе.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, портативный компьютер





Ход урока(слайд 3)



Блок является одним из чудо­творцев русского стиха...

Обыкно­венный поэт отдает людям свои творения,

людям самого себя.

Н. Гумилев

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    1. Приветствие.

    2. Определение отсутствующих.

    3. Проверка готовности к уроку.

    4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

    5. Организация внимания.



  1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.



1. Лекция учителя. Постановка цели урока.

Сегодня в центре нашего внимания - судьба и творчество Александра Александровича Блока. Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для русского читателя. (слайд 4) Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор Л. Ф. Алексеева: «Теперь, когда XX век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как и в 1910-1920-е годы, выделяется на многообразном и пестром фоне литерату­ры этих исторических десятилетий поэтический голос Алек­сандра Блока. В нем не только предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неорди­нарной личности, свидетеля эпохи, воспринимающего ее всеми силами души, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса гря­дущего».

- Что вы знаете об этом поэте, может быть, раньше уже чи­тали его стихи?

Блок - одна из ярких фигур поэзии серебряного века. Его читали и почитали не только простые читатели, но и поэты раз­ных литературных течений. (слайд 5)

М. Цветаева посвятила ему такие строки:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое - пять букв.

БЛОКЪ - так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.

Сегодня наш урок пройдет несколько необычно. Главным действующим лицом будет, конечно, А.А. Блок. Услышим мы и Л.Л. Менделееву, и голоса людей, которые были современниками Александра Александровича, его знакомыми и близкими. А познакомит нас с биографическими датами и событиями в жизни поэта Биограф.

Итак, слово Биографу.

  1. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (слайд 6)

Биограф. Александр Блок родился и воспитывался в высококультур­ной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. (слайд 7) Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Ио­ганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского универси­тета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литера­тор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок оста­ется в Петербурге в доме своего отца,(слайд 8) Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекето­вых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных про­изведений. «Список ее трудов громаден», - вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. В 1894 г. становится «редак­тором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаи­ческие опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894-1897 годах гимназист Блок выпус­кает 37 номеров журнала.(слайд 8) «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», - вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий поэт-младосимволист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях.

1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью (великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии - Любовь Менделеева. Так начиналась история любви. (слайд 10)

Диалог по письмам и воспоминаниям А. Блока и Л. Менделее­вой Выразительное чтение или чтение наизусть подготовленными учениками.

Менделеева. Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спек­такля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.

Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, Дышали одним дыханием...

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

Блок. Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачива­лись, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умерен­но. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, - но ведь было же и это! - тонкое слово, лёгкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.

Менделеева. (звучит музыка Л. Бетховена, соната №14, «Лунная») Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бес­численных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиан­тах, чудотворной иконе, а дальше - за колоннами - останови­лась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же при ходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу.

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

Блок. Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Oh портил собор, портил мысли, что же еще? Стало поздно, вышли, прошли на Сенную... Мне показалось ужасно близко!

Менделеева. Так начались соборы - сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

Биограф. История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. (слайд 11) 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

17 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит реши­тельное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университете, но растет увлечение литературой и философией, ив 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологиче­ского факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи о Прекрасной даме». (слайд 12) В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влия­тельнейший журнал русского модернизма). (слайд 13)

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скор­пион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петер­бургский университет с дипломом 1-й степени.

30 декабря состоялась премьера спектакля «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой те­атра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «про­буждения» лирического героя, осознания им реальности страш­ного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение». (слайд 14)

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петер­бургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен». (слайд 15)

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмез­дие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудни­чать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая вос­торженность случившимся историческим событием прошла. В дневниках 1917 года можно прочитать... (слайд 16)

Художественное чтение подготовленными учащимися.

16 июля.

...Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то есть это утрата некоторая пафо­са, в данном случае революционного.

30 июля.

Большевизм (стихия) - к «вечному покою»... Это ведь толь­ко сначала - кровь, насилие, зверство, а потом - клевер, розовая кашка... Буйство идет от вечного покоя и завершается им. Мои «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура». Сковывая же­лезом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неуста­лости... Последовательность метаний, способность жить в вечном разногласии с собой...

6 августа.

.. Между двух снов:

Спасайте, спасайте! Что спасать?

- «Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как на­звать, чтобы не стало больно и горько и стыдно перед бедны­ми, озлобленными, темными, обиженными! Но - спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть, сгорит.

Такие же желто-бурые клубы дыма, за которыми - тление и горение... стелются в миллионах душ, пламя вражды, дико­сти, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести - то там, то здесь вспыхивает; русский большевизм гу­ляет, а дождя нет, и Бог не посылает его! (слайд 17)

В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печа­ти появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отде­ления Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года - начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива. (слайд 18)

7 августа - умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Наш небольшой экскурс по страницам жизни Александра Блока хочется закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не просто доб­рыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «челове­ку близкого будущего», рожденному в России:

... пусть, если только это будет возможно, он будет чело­веком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если оке это невоз­можно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, - то пусть уж его терза­ет всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он бу­дет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую мину­ту наших дней. (слайд 19)



  1. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.Слово учителя. Раннее творчество Александра Блока.

Лирика Блока - явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути. На эту особенность указывал и сам Блок. Центральный цикл первого тома стихов Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». В нем нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделее­вой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наибо­лее близко в это время поэту было учение Соловьева о сущест­вовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая мо­жет примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина: «Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой»... То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен», - вполне «земная» характеристика. А далее он же «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки», «на­дежды нездешние» или «нездешние видения», «непостижимая тайна», «грусть несказанных намеков» и т. п. (слайд 20)

Об этой особенности данного цикла В. Я. Брюсов писал: ...В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального, - все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В ранних стихах Блока ре­ка - не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала, белая церковь вдали, которая утром кажется прибли­женной, не просто церковь; «терем», «дверь», «ступени», «до­рога», «заря», «небеса» - едва ли не все слова берутся поэтом в особом условном значении. Надо освоиться с этим языком ино­сказаний, чтобы верно понимать смысл стихов...(слайд 21)

И все же это стихи о любви. Так считал поэт Н. Гумилев, на­зывавший Блока «одним из чудотворцев русского стиха»: О блоковской Прекрасной Даме много гадали - хотели видеть в ней - то Жену, облаченную в Солнце, то Вечную Женствен­ность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажет­ся, ни одно стихотворение в книге не опровергает этого мне­ния, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении. В этой книге... нам явлен новый лик любви; любви, которая хо­чет ослепительности, питается предчувствиями, верит пред­знаменованиям и во всем видит единство; любви, которая лиш­ний раз доказывает, что человек - не только усовершенство­ванная обезьяна.

2.Работа с текстом.

Подготовленный ученик читает наизусть:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло.

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

- Какие картины предстали в вашем воображении?

- Какими чувствами, по вашему мнению, наполнены строки стихотворения?

- Что вы скажете о цветописи в этом произведении?

С первого взгляда, это рассказ о любовном свидании. Моло­дой человек со своей девушкой встречает вечернюю зарю на ре­ке. Но для внимательного читателя история земной, вполне ре­альной любви преображается в романтико-символический миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы - противопос­тавление «земного» (лирический герой) «небесному» (Прекрас­ная Дама) и в то же время стремление к их соединению вопреки всему: «приближений, сближений, сгораний не приемлет лазур­ная тишь». Так представлен поэтом светлый и чистый мир трех канонических цветов юности: розовый закат, лазурная река, бе­лое платье девушки.

Подведение итогов урока.

- Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком Александром Александровичем Блоком? (можно предложить письменно ответить на вопрос).

Заключительное слово учителя. (слайд 22)

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами. Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт.

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни.

Порядок - космос, в противоположность беспорядку - хаосу.

Поэт - сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре.

Три дела возложены на него: во-первых - освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых - привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих - внести эту гармонию во внешний мир». (слайд 23)

Александр Блок блестяще исполнил все эти три дела, возложенные на него.

«Блок изумительно красив как поэт и как личность. Завидно красив, - писал М. Горький. - Нравится мне его строгое лицо и голова флорентинца эпохи Возрождения». (слайд 24)

И мне нравится. Я люблю Александра Блока и его поэзию. Закончу стихами Анны Андреевны Ахматовой</, которые посвящены Александру Александровичу Блоку:

Он прав - опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит...

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит.

Когда он Пушкинскому дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

(слайд 25)



«И вечный бой, покой нам только снится!»

Пускай я умру под забором, как пёс,

Пусть жизнь меня в землю втоптала, -

Я верю: то Бог меня снегом занёс,

То вьюга меня целовала!



Одним словом: Поэт. Гений (слайд 26)



V. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ.



1. Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. 159-162, рассказать, в чем особенности раннего творчества Бло­ка и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

2. Прочитать статью (с. 162-166 учебника) и ответить на во­прос, какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905-1908 гг.

3. Индивидуальное задание:

- В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отраже­ние реальной жизни, родной природы, отголосков мировых со­бытий? (Вопрос 1, с. 179.) (слайд 27)





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал