- Учителю
- Урок русского языка'Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность сочинения-рассуждения' (11 класс)
Урок русского языка'Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность сочинения-рассуждения' (11 класс)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность сочинения-рассуждения
Цель урока: знать смысловую и композиционную целостность текста допускного сочинения-рассуждения.
Задачи урока: Знать критерии оценивания допускного сочинения. Знать, что такое текст. Уметь находить тему, основную мысль текста. Знать композиционные элементы текста. Научиться выделять ключевые слова в теме сочинения. Развивать навыки устной и письменной речи. Воспитывать вдумчивое чтение.
Ход урока:
1.Орг.момент. Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем занятии. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека.
Сегодня хочется узнать, а вы знаете, куда держите путь?
Хочу познакомить с притчей, которая называется «Первая стрела».
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону.
«Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» - удивился Ученик.
«Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка».
«Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», - подумал Ученик.
Таким образом, мы видим, что Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку (ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной - первой и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить…
И у нас с вами, ребята, тоже всего одна стрела, а, значит, и одна попытка сдать успешно написать выпускное сочинение в 10 , а потом и 11 классе, а для того чтобы эта попытка была удачной, мы должны узнать тему урока.
А тема нашего урока такова
Тема урока на слайде Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Тему урока мы узнали, но прежде, чем работать дальше, мы должны с вами определить цели и задачи нашей предстоящей работы, исходя из темы, попытайтесь сформулировать задачи нашего урока: знать, что такое текст, знать смысловую и композиционную целостность текста допускного сочинения-рассуждения. Я вам помогу: мы познакомимся с критериями оценивания сочинения; будем определять тему сочинения и соотносить её с содержанием, научимся выделять ключевые слова в теме сочинения.
2. Давайте вспомним: что такое текст? И основные понятия о тексте.
Текст - это речевое произведение, состоящее из связанных по смыслу предложений. Текст может состоять как из одного абзаца, так и представлять большое произведение, но все предложения в тексте связаны одной темой.
Тема - то, о чем говорится в тексте. Наша задача в течение года научиться писать сочинение-рассуждение по предложенным темам. Да, я знаю, что и раньше вы писали разные сочинения, но в старших классах требования повышаются, и от вас требуется написать сочинение в объёме 350 слов. Немножко звучит шокирующе, но если вы будете следовать определённым критериям, то, я думаю, у вас всё получится. Давайте познакомимся с критериями оценивания сочинения. Можете их себе записать в тетрадь.
К1 Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
К2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
К3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
К4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
К5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей: вступление, основная часть, заключение.
3.Сейчас мы поработаем на критерием 1, который звучит как К1 Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). Это один из самых значимых критериев и один из самых дорогих.
Обдумать тему сочинения - значит уяснить, о чём должно быть сочинение. Для этого следует проанализировать КАЖДОЕ слово в формулировке темы, найти КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО или словосочетание, которое даёт ключ к её пониманию. В формулировке каждой темы заключён ответ О ЧЁМ писать. Неправильное определение ключевого слова приведёт к неверному раскрытию темы.
4. Тема текста будет нашим объектом исследования на данном этапе . Я предлагаю вам темы, вы должны выделить ключевые слова и попытаться сформулировать идею сочинения, т.е. то, о чём вы будете писать.
Моё отношение к Татьяне Лариной
«Я так Люблю Татьяну милую мою..»
«Татьяны милый идеал»
«Татьяна русская душою…»
Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
В первой теме ключевым словом будет «моё отношение», следова-
тельно, Вы должны написать сочинение о Вашем личном отношении к
пушкинской героине. Определим идею: какие стороны характера и по ступки героини вызывают у Вас симпатию какие - антипатию, какие - не-
однозначную оценку. Простота этой темы кажущаяся. В центре - Ваше
личное отношение к Татьяне Лариной, но Вы должны сравнить свое отно-
шение с отношением
• автора романа - А.С.Пушкина;
• героев романа - Онегина, Ленского, Ольги, гостей Лариных,
представителей московского и петербургского общества;
• исследователей романа - В.Г.Белинского, Д.И.Писарева,
Ю.М.Лотмана; Я.М.Смоленского, Н.Г.Долининой и др.;
• читателей романа.
Аналогичная схема может быть использована и в других темах, где
ключевыми будут слова «моё отношение».
Во второй теме ключевым словом будет слово «люблю», и в этом
сочинении следует уже говорить об отношении автора - А.С.Пушкина -
к своей героине: за что поэт любит Татьяну Ларину.
Близка к этой теме и третья - «Татьяны милый идеал», где ключе-
выми словами будут «милый идеал». Обратитесь к своей таблице: слово
идеал имеет два значения. Одно из них - «совершенное воплощение, луч-
ший образец чего-либо». Обратите внимание: Татьяна не просто идеал, но
«милый». Подумайте, что поэт вкладывал в это слово? Татьяна Ларина -
литературный идеал А.С.Пушкина. Кому и в каком стихотворении адресо-
ваны такие слова поэта: «чистейшей прелести чистейший образец»?
В четвёртой теме ключевыми словами будут «русская душою». В
этом сочинении следует говорить о русских национальных чертах в ха-
рактере Татьяны Лариной. Это
• имя, связанное с «воспоминаньем старины иль девичьей»;
• воспитанье няни - «Филипьевны седой»;
• любовь к природе - «с её холодную красою любила русскую зи-
му»;
• вера в «преданья простонародной старины», сны, карточные гадания
черты характера: верность, преданность, искренность.
Обратите внимание, что русское национальное начало для поэта оп-
ределяется не столько знанием родного языка («она по-русски плохо зна-
ла»), сколько состоянием души.
В последней, пятой, теме ключевым является слово «образ».И здесь
следует уйти от конкретной темы и осознать, что включает в себя это ли-
тературоведческое понятие. Возможно такое рабочее определение: «Образ
- это творение писателя, живущее на страницах его произведения». Следо-
вательно, творением писателя может стать образ человека, вещи, природы,
города, страны и т.д., а художественное произведение - сложная система
образов. Отсюда возникают такие вопросы:
как создан образ, какие художественные средства использовал при
этом писатель;
какое место занимает данный образ в структуре произведения, ка-
кую роль играет?
Ответив на эти вопросы (выяснив специфику образа), Вы сможете
раскрыть тему сочинения.
Хорошо, с темой определились, теперь нам надо написать вступление. Не затягивайте введение! Помните, что введение и заключение,вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей Вашей работы. Поэтому начинайте с главного, с существа вопроса. Уже с первых строк проверяющему должна быть ясна идея, главная мысль Вашего сочинения. Заканчивая введение, перекиньте «смысловой» мостик - фразу, предложение - к главной части Вашего сочинения. Иногда пишущий уже во введении начинает говорить о главном, что неприемлемо. Введение можно сравнить с … прихожей дома, квартиры. Назначение прихожей - встретить человека, познакомиться с ним, узнатьцель его прихода и, если это необходимо, провести его в другие комнаты Вашей квартиры. Как прихожая не предназначена для долгих разговоров, задушевных бесед, семейных торжеств и т.д, так и введение не должно подменять собой главную часть сочинения. Всё сказанное нами выше приложимо и к заключению, которое подводит черту, выводит из сочинения.
В своей книге «Как сдать экзамен по литературе» Е.Н.Ильин реко-
мендует пять возможных вариантов зачина:
1. Академический. «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не
окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о кото-
ром пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то го-
ду…»
2. От «я». «Я не случайно выбрал (а) эту тему. Проблема, которую она
затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека,
живущего интересами своего времени и своего поколения…»
3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следу-
ет какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. А в
мокрые стёкла стучат мокрые ветки. Тихо и уютно горит настольная лам-
па. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»
4. Дневниковый. «Болконский… Что же это такое? Почему всякий раз,
встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую ра-
дость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про
меня. Хотя, конечно…»
5. Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали! - говорит Соня Расколь-
никову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоев-
ского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сде-
лали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»
Обратите внимание, что введение, аналитическое по содержанию, может быть академическим, дневниковым, цитатным по форме.
5.Вывод. Что мы сегодня вспомнили на уроке и что узнали нового?
Д.з.: написать разные виды вступлений .
Приложение 1. Темы сочинений
Моё отношение к Татьяне Лариной
«Я так Люблю Татьяну милую мою..»
«Татьяны милый идеал»
«Татьяна русская душою…»
Образ Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Приложение2. Пять вариантов зачина
Академический.
«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»
От «я».
«Я не случайно выбрал (а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…»
«Киношный».
Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. А в мокрые стёкла стучат мокрые ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»
Дневниковый.
«Болконский… Что же это такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про
меня. Хотя, конечно…»
Цитатный.
«Что вы, что вы с собой сделали! - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»
Какие варианты вступлений наиболее подходят для написания сочинения-рассуждения?