7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе. 6 класс (на основе программы В. Ф. Чертова)

Рабочая программа по литературе. 6 класс (на основе программы В. Ф. Чертова)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Календарно-тематическое планирование политературе в 6 классе составлено на основе:Закона РФ «Об образовании»Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФГосударственного стандарта общего основного образования по литературе (для 5–9 классов
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленного в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования второго поколения. В программе учитывается преемственная связь программы с начальным образованием. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - метапредметном, личностном и предметном.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности, но и формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует решению таких его важнейших целей, как:

  • Воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

  • Формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

  • Формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции;

  • Воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

  • Развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

  • Приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы: 6 класс - образ человека в литературе. В 6 классе представления учащихся об искусстве словесного образа обогащаются путем обращения к образу литературного персонажа и анализу средств его создания в произведениях разных жанров и эпох. Шестиклассники учатся, в частности, выявлять черты национального характера в персонажах фольклора (героический эпос) и древнерусской (житийной) литературы, определять функции персонажа в конфликте и сюжете произведения, сопоставлять идейно-нравственные позиции разных персонажей, позиции героя и автора, позицию героя и собственную позицию.
Ключевая теоретико-литературная проблема, определяющая основные направления работы в 6 классе, - «образ человека в литературе». Шестиклассники получают дополнительную информацию о герое литературного произведения и героическом характере, а также начальные представления о лирическом герое и адресате, биографическом авторе и образе автора.
Основные виды деятельности - устные и письменные характеристики персонажа (особое внимание уделяется анализу портрета и речевой характеристики) и сопоставительная характеристика героев, составление словаря героев античной и славянской мифологии, фольклора, обсуждение вопросов об использовании этих образов в литературных произведениях и об особой значимости в нашем повседневном общении «прецедентных имен», «вечных» образов, отразивших представления о добре и зле, мужестве, красоте и т. п.
На примере работы над сочинением о персонаже литературного произведения школьники получают начальные представления о сочинении на литературную тему, учатся составлять его план, подбирать цитаты, работать с черновиком.

Виды деятельности:

а) чтение

• Чтение литературных произведений, включенных в программу.
• Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений или фрагментов эпических произведений.
• Внеклассное чтение произведений одного автора.

б) анализ

• Разграничение главных и второстепенных (эпизодических) персонажей.
• Общая характеристика системы персонажей в произведении и отношений между ними.
• Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, в том числе портрета, поступков, речевой характеристики, «говорящей» фамилии, художественной детали.
• Сопоставительная характеристика персонажей и средств создания их образов.
• Выявление нравственного содержания в образе персонажа.
• Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
• Анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции.
• Определение черт национального характера в образе персонажа.
• Выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении.
• Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической системы стихосложения.
• Определение типа строфы (двустишие, четверостишие, восьмистишие).

в) развитие устной и письменной речи

• Написание изложения с элементами сочинения - характеристики литературного персонажа.
• Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
• Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
• Сочинение - описание портрета литературного героя с использованием цитат.
• Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.
• Сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения).

Термины:

Персонаж. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи.
Система персонажей.
Герой и антигерой.
Тип.
Характер.
Лирический герой. Лирический адресат.
Прототип.
Портрет.
Речевая характеристика.
«Говорящая» фамилия.
Художественная деталь.
Образ предмета.
«Вечные» образы.
Автор.
Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.
Идейное содержание литературного произведения.
Фольклорные жанры (сказка, песня, былина).
Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, сказ).
Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, антитеза).
Строфа (двустишие, четверостишие, восьмистишие).
Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Дольник (в народной песне). Белый стих. Вольный стих.

В первом полугодии основное внимание на уроках уделяется героическому характеру и средствам его создания в произведениях фольклора, античной литературы (фрагменты из поэм Гомера), героического эпоса (фрагменты из «Песни о Роланде» и «Песни о нибелунгах»), древнерусской литературы («Повесть о Петре и Февронии Муромских») и русской классической литературы («Дубровский» А. С. Пушкина). Обзор «Жанр баллады в зарубежной литературе», а также темы, связанные с чтением и анализом русской лирики XIX века, позволяют продолжить работу по совершенствованию навыков выразительного чтения, которое рассматривается как способ интерпретации произведения. Уроки-практикумы «Портрет в литературном произведении» и «Сообщение о жизни и творчестве писателя» реализуют задачи развития устной и письменной речи учащихся, нацелены на формирование практических навыков, необходимых при подготовке к сочинению о персонаже литературного произведения. Уроки по рассказам А. П. Чехова и обзор «Нонсенс и абсурд в литературе» обогащают представления учащихся не только о комическом, но и о литературном творчестве как своеобразной игре со словом.
Во втором полугодии продолжается формирование практических навыков работы над сочинением о литературном персонаже, в том числе над сопоставительной характеристикой. Обзор «Автобиографические произведения русских писателей» и уроки по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» позволяют обратиться к теме семьи и проблеме формирования личности. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов XX века А. А. Блока и В. В. Маяковского, а также урок-практикум «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения» обогатят представления шестиклассников о стихосложении (ритмике, метрике, строфике) и изобразительно-выразительных средствах. Кроме того, учащиеся познакомятся с жанром песни в русской поэзии. Уроки по произведениям зарубежной литературы (рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише» и повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») и обзор «Жанр повести в русской литературе» направлены на расширение круга чтения шестиклассников, обобщение их знаний о герое литературного произведения и средствах его создания, а также о жанре повести и ее жанровых разновидностях.

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

  • этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

  • самостоятельно находить ключевые слова;

  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

  • формулировать основную мысль текста;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

  • видеть языковые средства, использованные автором.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе составлено на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»

  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ

  • Государственного стандарта общего основного образования по литературе (для 5-9 классов);

  • Примерной программы основного общего образования по литературе (для 5 - 9 классов);

  • Образовательной программы по курсу "Литература" (В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Ф. Чертова. 5-9 классы.). - М.: Просвещение, 2011.

Содержание учебного предмета «Литература».

Образ человека в литературе.

Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.

Троянский цикл и его герои

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора.

Образ Одиссея.

Герои мифов разных народов в литературе.Герои финского эпоса «Калевала».Героический эпос. Образ Роланда.Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах».

Народная песня и ее виды.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Особенности былин.Воплощение в образе богатыря нац. характе­ра, нравственных достоинств героя

Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Фольклор­ные традиции в создании образов персонажей.

Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».

Баллада B. Скотта «Клятва Мойны».

Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».

Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Образ Светланы и средства его создания.

Баллада «Лесной царь»

Практикум. Выразит. чтение произведений разных жанров (народ. песни, были­ны, басни, баллады и др.) как способ его интерпретации.

Жанр басни в мировой литературе. Эзоп «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. «Желудь и Тыква». Г. Э. Лессинг «Свинья и Дуб». Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Квартет». Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова «Волк на псарне»,«Свинья под Дубом». Выразительное чтение басни наизусть.

Стихотворения А. С. Пушкина «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро».

Роман «Дубровский». История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский». Владимир Дубровский в родительском доме. Нравственная проблемати­ка романа.

Владимир Дубровский в доме Троекурова. Романтическая история любви Дубровского и Маши. Финал романа «Дубровский». Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Повесть «Выстрел».

Р/Р Практикум. Портрет в литературном произведении

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». Символиче­ское значение образов природы.

Поэтизация народной жизни и крестьянского труда в стих. А. В. Кольцова «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...» и «Лес». Образ России в поэзии А. В. Кольцова.

Стих-ия Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Умом Россию не понять» и «С по-ляны коршун поднялся...». Тема взаимоотношений человека и природы. Нравственная проблематика стихотворения. Стихотворения А. А. Фета «Ласточ-ки» и «Учись у них - у дуба, у березы...». Черты близости и сходства лирических произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Образ Родины в русской поэзии. И. С. Никитин «Русь». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край...». И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». И. Северянин «Запевка». Н. М. Рубцов «Родная деревня».

А. К. Толстой.
Баллада «Василий Шибанов».
Практикум. Сопоставительная характеристика персонажей

Картины народной жизни в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Тема «благородного труда» в стихотворении Н.А. Некрасова

Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах крестьянских детей в повести И.С. Тургенева «Бежин луг». Средства создания образов мальчиков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авт. отношения в повести.

Изображение быта и нравов крепостнической России в повести И.С. Тургенева «Муму». Характеристика образов Герасима и барыни. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

Сказ Н. С. Лескова «Левша». Образы русских умельцев. Авторская позиция в сказе «Левша». Образ повествователя. Фольклорные традиции в сказе.

Практикум Сообщение о жизни и творчестве писателя

П.П. Бажов Сказ «Медной горы Хозяйка».

Жанр рассказа в литературе. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики». Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». Роль худ. детали. Смысл названия. Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях в рассказах Чехова

Рассказ М.М. Зощенко «Галоша».

Нонсенс и абсурд в английской поэзии. Л. Кэрролл.«Алиса в Стране чудес» (фрагменты). «Верлиока» (фрагмент из «Алисы в Зазеркалье»).

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Повесть Л. Н. Толстого «Детство». Образ Николеньки Иртеньева. Образы родителей.

Повесть А. М. Горького «Детство». Образы бабушки и деда Каширина. Образ Алеши. Жизнь в восприятии ребёнка.

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор».

Основная тема и идейное содержание рассказа А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Философская символика образа цветка.

Р/Р Сочинение о герое литературного произведения

Стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...» Стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая». Символическое значение образов дороги, леса, ветра, утра и солнца в стихотворениях А.Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...».

Образ лирического героя в стихотворениях А.Блока

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое звучание произведения. Образ лирического героя у поэта.

Идейн. и худож. содержание стихотворения. Новаторство поэзии Маяковского. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоя­тельно прочитанных произведений.

Ямб в русской поэзии

Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние». Изображение родной природы в стихотворениях. Фольк­лорные традиции в стихотворениях Рубцова

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Образ главного героя рассказа. Образ учительницы в рассказе. Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского». Авторская позиция и способы её выражения.

Дети и взрослые в условиях военного времени в повести В. П. Катаева «Сын полка». Проблема детского героизма в повести В. П. Катаева «Сын полка».

Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Жанр песни в русской поэзии XIX века. Русский романс

Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише». Человек и природа в рассказе.

Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Философская проблематика повести-сказки.

Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

Сказка В. Гауфа «Маленький Мук»

Р/Р Отзыв о прочи­танном произведении.

Жанровые признаки повести как среднего эпического жан­ра. Отличие повести от рассказа. А. А. Бестужев-Марлинский. «Испытание». A. Чехов.«Степь».

Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны.

Повесть Н. В. Гоголя «Вий». История Хомы Брута. Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень». История Пашки Колокольникова. Смысл названия повести.

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Количество часов в неделю - 3; в год - 105; Плановых классных сочинений - 2.


Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса по предмету «Литература».

  1. В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Ф. Чертова. 5-9 классы.. - М.: Просвещение, 2011

  2. В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова. Литература. 6 класс. В 2ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

  3. В.Ф. ЧертовВ.п. Журавлев. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». - М.: Просвещение, 2014.

  4. Уроки литературы. 6 класс .Пособие для учителей / Под редакцией В. Ф. Чертова. М: Просвещение, 1012













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Сроки проведения

Тема урока

Предметные знания и умения

УУД

Теория литературы

Развитие речи

1


Образ человека в литературе.

Литература как худож.картина жизни человека. Связь лит. С историей, филос., психологией. Худ.лит.как как «человековедение». Образ человека в лит.произв. Нач.представления о лит.герое и антигерое, хар-ре и типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

3. Составлять план рассказа о герое с использованием цитат.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Объяснять значения мифологических выражений.

7. Толковать непонятные слова, используя словарь

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Описывать героев и происходящее с ними.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Обсуждать образы главных героев на основе подбора фрагментов.

Личностные УУД

Наблюдать за чувствами героев

Гл. и второст. (эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ автора в лит.произв-ии.


2


Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.

Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии.

Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер.

Уст рассказ об одном из героев мифов. Объяснение отдельных крылатых слов и выраж, восходящих к греческой мифологии, с помощью словарей и справ. литер. Составление словаря ге-роев антич мифологии.

3


Троянский цикл и его герои

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора.

Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».

Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.

Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.

4


Образ Одиссея.

5


Герои мифов разных народов в литературе.

Герои финского эпоса «Калевала».

Изображение народной жизни, традиций. Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.

Героический эпос. Гипербола.

Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса.

6


Героический эпос. Образ Роланда.

7


Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах».

8


Народная песня и ее виды.

Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...». Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне.

Народная песня.

Коллективное составление сборника колыбельных песен.

9


Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Особенности былин.

Воплощение в образе богатыря нац. характе­ра, нравственных достоинств героя

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств человека. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Былина. Гипербола.

Выразительное чтение фрагментов былины.

10


Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Фольклор­ные традиции в создании образов персонажей.

Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести.

Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ.

Выразительное чтение фрагментов повести. Письменный рассказ об одном из героев.

11


Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».

Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.

Баллада. Сюжет.

Выразительное чтение баллады.

12


Баллада B. Скотта «Клятва Мойны».

13


Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».

14


Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Образ Светланы и средства его создания.

Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, темного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.

Баллада. Авторская позиция. Символический образ.


Выраз. чтение фрагмента баллады наизусть. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как нац. тип рус девушки.

15


Баллада «Лесной царь»

16


Практикум. Выразит. чтение произведений разных жанров (народ. песни, были­ны, басни, баллады и др.) как способ его интерпретации.

Обобщение сведений об основных умениях, обеспечивающих выразительность чтения (владение голосом, дикция, тембр, темп и др.) и способы их развития. Интонационный рисунок произнесения фразы. Роль паузы в выразительном чтении. Осмысление идейного содержания и особенностей художественной формы произведения в процессе подготовки его выразительного чтения.


Советы тем, кто готовится выразительно читать басню, народную песню, былину, балладу.


17


Жанр басни в мировой литературе

Эзоп «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей».

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII-XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов и образов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи (морали).

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. Определять задачи выразительного чтения

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текст. информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему.

4. Писать творческую работу.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Создавать сравнит. таблицы

7. Объяснять слова и выражения.

8. Характеризовать лирического героя.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Обмениваться впечатлениями

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Устно отвечать на вопросы.

4. Кратко пересказ. эпизоды

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные УУД

Осмысливать чувства и переживания, которые будет вызывать выразительное чтение.

Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.

Выразительное чтение басни наизусть.

18


Ж. Лафонтен
«Желудь и Тыква».
Г. Э. Лессинг
«Свинья и Дуб»

19


Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Квартет».

Широко распространенные и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Национальное своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях.

Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.

Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И. А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).

20


Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова «Волк на псарне»,«Свинья под Дубом».

21


Выразительное чтение басни наизусть.

22


Стихотворения А. С. Пушкина «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро».

Реальная основа стихотворения и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы.

Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.

Выразит. чтение стихотворения наизусть. Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.

23


Роман «Дубровский». История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства.

История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства.

Роман. Эпизод. Сюжет.

Восстановление хронологической последовательности в развитии событий.

24


Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский».

Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания.

Композиция. Главные и второстепенные персонажи.

Кратк. изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.

25


Владимир Дубровский в родительском доме. Нравственная проблемати­ка романа.

Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского.

Портрет. Речевая характеристика. Тип.

Краткое изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.

26


Владимир Дубровский в доме Троекурова. Романтическая история любви Дубровского и Маши

Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского и Маши.

27


Финал романа «Дубровский». Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского.

Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

28


Повесть «Выстрел».

Своеобразие характера Сильвио. Сочетание в герое благородства и эгоизма. Особенности композиции повести. Роль повторяющихся эпизодов. Смена рассказчиков как художественный прием. Смысл финала произведения. Авторское отношение к главному герою. Смысл названия.

Характер, повторяющиеся эпизоды

Выразительное чтение эпизода

29


Р/Р Практикум. Портрет в литературном произведении

Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. Делать записи в тетрадях.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Портретные детали.

Описание портрета литературного персонажа.

30


Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». Символиче­ское значение образов природы.

Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя Лермонтова. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики.

Лирич.герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложн. и трехсложные стихотворн. размеры. Строфа.

Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.

31


Поэтизация народной жизни и крестьянского труда в стих.

А. В. Кольцова «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...» и «Лес»

Образ России в поэзии А. В. Кольцова.

Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя.

Лирический герой. Фольклор. образы в лит. произведении. Белый стих.


32


Стих-ия Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Умом Россию не понять» и «С по-ляны коршун под-нялся...». Тема взаимоотношений человека и природ

Слово о поэте.
Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин. Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.

Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

33


Нравственная проблематика стихотворения. Стихотворения А. А. Фета «Ласточ-ки» и «Учись у них - у дуба, у березы...».

Слово о поэте.
Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции.

Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.

Выразит. чтение стихотворения наизусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.

34


Черты близости и сходства лиричес-ких произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Черты близости и сходства лирических произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

35


Образ Родины в русской поэзии. И. С. Никитин
«Русь».
А. К. Толстой
«Край ты мой, родимый край...».
И. А. Бунин
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».
И. Северянин
«Запевка».
Н. М. Рубцов
«Родная деревня».

Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.

Выразительное чтение понравившегося стихотворения

36


А. К. Толстой.
Баллада «Василий Шибанов».

Слово о поэте.
Историческая основа баллады «Василий Шибанов».. Образ главного героя. Национальные черты в характере Василия Шибанова. Патриотическая тема. Противопоставление Шибанова и князя Курбского. Образ Иоанна Грозного. Нравственная проблематика. Тема преданности и тема предательства. Авторская позиция и способы ее выражения. Своеобразие поэтического языка баллады..

Баллада. Характер.

Рассказ о биографии поэта и о его оценке событий русской истории с использованием фрагментов баллады.

37


Практикум. Сопоставительная характеристика персонажей

Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, отношение к окружающим и к природе, отношение к герою других персонажей, авторское отношение и др.).

Сопоставительная характеристика персонажей

Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Шибанова и князя Курбского

38


Картины народной жизни в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

Картины народной жизни в стихотворении. Образ русской природы. Собирательный образ народа-труженика и народа-страдальца. Своеобразное выражение веры поэта в русский народ. Особенности лирического повествования в стихотворении. Образы Вани и «доброго папаши», их художественная функция в произведении. Смысл названия. Тема «благородного труда» в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Прославление народа-созидателя. Картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Прославление народа-труженика

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Собирательный образ. Лирический герой. Лирический адресат. Контраст.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Характеристика собирательного образа русского народа с использованием цитат.

39


Тема «благород-ного труда» в стихотворении Н.А. Некрасова

40


Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах крестьянских детей в повести И.С. Тургенева «Бежин луг»

Слово о И.С. Тургеневе.
Рассказ «Бежин луг».
Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах крестьянских детей. Черты русского национального характера в юных героях рассказа. Портрет, описания поступков героев, речевая характеристика и пейзаж как средства создания образов мальчиков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авторского отношения. Особенности детского восприятия окружающего мира. Символическое значение пейзажа.

Портрет. Пейзаж. Речевая характеристика.

Письменная характеристика персонажа с использованием цитат (описаний портрета, поступков героя, его речи и пейзажа).

42

Средства создания образов мальчи-ков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авт. отношения в повести

43


Изображение быта и нравов крепостнической России в повести И.С. Тургенева «Муму»

Повесть «Муму».
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.

Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.

44


Характеристика образов Герасима и барыни.

45


Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

46


Сказ Н. С. Лескова «Левша».

Слово о писателе.
Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Образ левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.

Сказ. Рассказчик. Образ предмета.

Выразит. чтение фрагментов сказа. Устн. ответы на вопросы о худож. функции отдельн. образов предметов в произведении. Составление плана характеристики литерат. героя.

47


Образы русских умельцев. Авторская позиция в сказе «Левша». Образ повествователя.

48


Фольклорные традиции в сказе.Практикум Сообщение о жизни и твор-честве писателя

Биография как литературный жанр. Художественные, научные, популярные биографии, биографические очерки. Особенности содержания, композиции и речевого оформления сообщения о биографии писателя.

Биография

Подготовка сообщения о биографии писателя на основе справочной литературы.

49


П.П. Бажов Сказ «Медной горы Хозяйка».

Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

Сказ. Сказо-вая манера повествования. Сказ и сказка.

Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.

50


Жанр рассказа в литературе. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».

Жанр. признаки рассказа как малого эпич. жанра. Особая роль события рассказывания в рассказе. Отдельные жанр. разновид-ти рассказа: юмористич., научно-фантаст., детективный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.

Юмор.

Написание рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.

51


Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Разобла-чение трусости, лицемерия, угодничества

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.


Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика.

Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.

52


Рассказ А.П. Че-хова «Хамелеон». Роль худ. детали. Смысл названия

53


Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»

54


А. П. Чехов. «Зло-умышленник», «Унтер Пришибеев»

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.


Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Худ. деталь. Речевая характеристика.

Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.

55


Особенности образов персонажей в юмористических произведениях в рассказах Чехова

56


Рассказ М.М. Зощенко «Галоша».

Слово о писателе. Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные УУД

Осмысливать чувства и переживания, которые будет вызывать выразит. чтение.

Юмористическое произведение. Комическая ситуация.

Устный отзыв о прочитанном рассказе

57


Нонсенс и абсурд в английской поэзии. Л. Кэрролл.«Алиса в Стране чудес» (фрагменты). «Верлиока» (фрагмент из «Алисы в Зазеркалье»).

Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные образы. Авторская позиция. Языковые средства создания комического. Приемы языковой игры.

Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое.

Сочинение лимериков.

58


Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Сюжет. Эпизод.

Составление цитат. плана рассказа. Подроб. пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письм. ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использ. цитирования.

59


Повесть Л. Н. Толстого «Детство».

Слово о писателе.
Образ Николеньки. Жизнь в восприятии ребенка. Изображение внутреннего мира юного героя, сложности его переживаний. Нравственные проблемы в повести. Тема семьи. Образы родителей. Картины русской жизни. Образы крестьян, слуг. Роль внутренних монологов Николеньки в раскрытии характера героя. Особенности повествования от первого лица (герой-повествователь). Роль художественной детали в создании образов персонажей.

Автобиографическое произведение. Повеств-ие от первого лица. Худож. деталь. Внутр. монолог.

Составление цитатного плана характеристики одного из персонажей повести. Устный психологический портрет главного героя повести с использованием цитат.

60


Образ Николеньки Иртеньева.

61


Образы родителей.

62


Повесть А. М. Горького «Детство».

Образ Алеши. Факторы становления личности героя. Образы бабушки и деда Каширина. Роль второстепенных персонажей в повести. Неоднозначность характеров персонажей. Развитие традиций Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира ребенка. Авторская позиция в повести.

Автобиографическое произведение. Главные и второстепенные персонажи.

Цитатный план характеристики одного из второст. персонажей повести. Выявление черт автобиограф. про-изведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.

Составление цитатного плана характеристики персонажа.

63


Образы бабушки и деда Каширина.

Образ Алеши. Факторы становления личности героя. Образы бабушки и деда Каширина. Роль второстепенных персонажей в повести. Неоднозначность характеров персонажей. Развитие традиций Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира ребенка. Авторская позиция в повести.

64


Образ Алеши. Жизнь в восприятии ребёнка.

65


Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Слово о писателе.
Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного рассказа.

Герой и прототип. Святочный рассказ.

Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.

66


Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор».

67


Основная тема и идейное содержание рассказа А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

Слово о писателе. Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.
Развитие представлений о сочинении на литературную тему.

Обобщающее значение худ. образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.
Портрет, поступки

Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.

68


Философская символика образа цветка.

69


Р/Р Сочинение о герое литературного произведения

Развитие представлений о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развернутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.).

Сочинение на литературную тему

Сочинение о герое литер произведения с выражением собственного отношения к нему.

70


Стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...»

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

71


Стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая».

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

72


Символическое значение образов дороги, леса, ветра, утра и солнца в стихотворениях А.Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...».

Образ лирич героя в стихотворениях А.Блока

Символическое значение образов дороги, леса, ветра, утра и солнца в стихотворениях А.Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...».

Образ лирического героя в стихотворениях А.Блока

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собств. деятельности.

4. Осознавать важность коммуник. умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Образ в лирическом произведении

Выразительное чтение стихотворения

73


Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое звучание произведения. Образ лирического героя у поэта.

Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы. Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади. Использование развернутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи.

Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.
Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись

Выразит. чтение стихотворения. Беседа о нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирич. героя стихотворения.

74


Идейн. и худож. содержание стихотворения.

Новаторство поэзии Маяковс-кого.Тоническая и силлабо-тони-ческая системы стихосложения.

Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В. Маяковского.

75


Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоя­тельно прочитанных произведений.

Ямб в русской поэзии

Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений.

Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись

Выразительное чтение стихотворения

76


Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».
Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Пейзаж.

Крат. пересказ фрагм рассказа с использованием цитирования.

77


Изображение становления характера главного героя рассказа.

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Пейзаж.

Крат.пересказ фрагмента рассказа с использ. цитирования.

78


Мастерство писателя в изображении родной природы.

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Пейзаж.

Краткий пересказ фрагмента рассказа с использованием цитирования.

79


Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние». Изображение родной природы в стих-ях

Слово о поэте.
Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».
Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.

Лирический герой. Тема. Идея.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

80


Фольк­лорные традиции в стихотворениях Рубцова

Фольк­лорные традиции в стихотворениях Рубцова

Лирический герой. Тема. Идея.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

81


Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

Слово о писателе.
Рассказ «Уроки французского».
Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного героя. Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы ее выражения.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

3. Составлять план рассказа о герое с использованием цитат.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Объяснять значения мифол. выраж.

7. Толковать непонятные слова, используя словарь

8. Устанавливать прич-следств. связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собств. мнение и позицию, аргументир.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Описыв героев и происходящее с ними.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректир. свою точку зрения.

8. Обсуждать образы главных героев на основе подбора фрагментов.

Личностные УУД

Наблюдать за чувствами героев

Регулятивные УУД

1. Самост-но форму-лир. тему, проблему и цели урока.

2. Определять задачи выразит. чтения

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текст. информации

2. Польз. изучающим видом чтения.

3. Подбирать тезисы и цитаты

4. Писать ТВ. работу.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Создавать сравнит. таблицы

7. Объяснять слова и выражения.

8. Характеризовать лирического героя.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Обмениваться впечатлениями

2. Формулир. Собств. мнение и позицию, аргументировать её.

3. Уст. отв. на вопросы.

4. Кратко пересказ. эпизоды

Личностные УУД

Осмысл. чувства и переживания, которые будет вызывать выразит. чтение.

Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.

Р/Р Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа

.

82


Образ главного героя рассказа.

83


Образ учительницы в рассказе.

84


Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского». Авторская позиция и способы её выражения.

85


Дети и взрослые в условиях военного времени в повести В. П. Катаева
«Сын полка».

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Героизм. Военная поэзия

Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, об участниках ВОв.

86


Проблема детского героизма в повести В. П. Катаева
«Сын полка».

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.


87


Гуманистический характер военной поэзии и прозы.


88


Жанр песни в русской поэзии XIX века.

Жанр песни в русской поэзии XIX века

А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя...».
А. А. Дельвиг «Русская песня» («Соловей, мой соловей...»). П. А. Вяземский «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»).Ф. Н. Глинка «Узник» («Не слышно шуму городского...»).И. И. Козлов «Вечерний звон».А. А. Григорьев «О, говори хоть ты со мной...».
Б. Ш. Окуджава «Арбатский романс». В. С. Высоцкий
«Кони привередливые».Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Романс как разновидность лирических произведений.

Народная песня. Романс.

Подготовка устных сообщений о русском романсе

89


Русский романс

90


Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».

Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».

Сказание


91


Человек и природа в рассказе.

Человек и природа в рассказе.


Отзыв о самостоятельно прочитанном про­изведении зарубежного писателя.

92


Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Слово о писателе.
Повесть-сказка «Маленький принц».
Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.

Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ

Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.

93


Философская проблематика повести-сказки.

94


Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

Предчувствие чуда в сказке. Главная идея сказки: в жизни должно торжествовать добро, справедливость, верность, а зло должно быть наказано

Сказка. Литературная сказка.

Отзыв о самостоятельно прочитанном про­изведении зарубежного писателя.

95


Сказка В. Гауфа «Маленький Мук»

Элементы волшебства в сказке. Проблема несправедливости

Сказка. Литературная сказка.

96


Р/Р Отзыв о прочи­танном произведении.

Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.

Отзыв

Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям.

97


Жанровые признаки повести как среднего эпического жан­ра. Отличие повести от рассказа. А. А. Бестужев-Марлин-ский «Испыта-ние». A. Чехов.«Степь».

Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновидности повести по характеру тематики (социально-бытовые, психологические, автобиографические, юмористические, научно-фантастические, детективные и др.).

Эпос. Повесть. Повествователь

Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей разной тематики для самостоятельного чтения.

98


Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Слово о писателе.
Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.

Выраз. чтение фрагм. повести. Составление цитат. плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагм. повести с кратким обоснова-нием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.

99


Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны.

100


Повесть Н. В. Гоголя «Вий».

Повесть Н. В. Гоголя «Вий».

История Хомы Брута.

Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

Повесть

Выраз. чтение фрагм. повести. Составление цитат. плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагм. повести с кратким обоснова-нием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.

101


История Хомы Брута.


102


Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

Сопоставительная характеристика

103


Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень».

Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень».

История Пашки Колокольникова. Смысл названия повести.


104


История Пашки Колокольникова. Смысл названия повести.

Заглавие.

105


Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклас. чтения.

Письменные отзывы о прочитанных повестях.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал