7


  • Учителю
  • Открытый урок по литературе по произведению Война и мир

Открытый урок по литературе по произведению Война и мир

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Дата: 19.04.2016 г.;

Класс: 10;

Предмет: Русская литература;

Тема: Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

Цели:

- показать значение Бородинского сражения в раскрытии идеи произведения;

- показать, как Толстой решает проблемы подлинного и ложного патриотизма;

- вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека.

Задачи:

- выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны;

- проследить, как воздействуют на духовный мир героев исторические события;

- увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;

- выяснить отношение героев романа к данному событию.

Ход урока

1. Подготовка к Бородинскому сражению: лагерь русских.

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев, проверка их по отношению к отечеству, это решение «мысли народной» в романе.

- Какие причины Бородинского сражения (Глава XIX) называет Л.Н.Толстой?

- Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции?

- Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск? Почему он изменил истинную диспозицию русских войск?

(Толстой усложняет положение русских. Таким образом он хочет показать, что сражение за отечество, где бы оно ни произошло, завершилось бы победой русского оружия. Бородино, по воле автора, произошло на случайной, неудобной и невыгодной для русских позиции. Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений).

- Почему сражение показано глазами Пьера, человека невоенного?

(Толстой почти исключает роль материально-стратегических факторов, ему важно показать дух войска, настроение участников боя, а Пьер, как человек невоенный, обратит внимание прежде всего на психологические факторы).

- Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?

(Пьер обращает внимание на настрой солдат и ополченцев: они понимают необходимость победы: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва! Один конец сделать хотят»).

- О каком чувстве говорит - Толстой: «Он [Пьер) оглянула на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера».

- Как ведут себя люди, готовясь к бою:

- молебен, Кутузов во время молебна.

- Что такое молебен? (краткое богослужение просительного или благодарственного характера)

- Как ведут себя штабные офицеры перед боем?

- Что лучше всех делал Борис Друбецкой в штабе Бенигсена? (одновременно рабски уважал Кутузова и давал знать, что главный здесь - Бенингсен)

- Почему Друбецкой очень возбужден накануне Бородинского сражения? (После сражения будут давать награды)

- Что делает штаб Бенингсена накануне сражения? Куда едет штаб? (Выводят засаду на гору и не говорят об этом Кутузову)

- Друбецкой и Долохов. В чем разница их поведения?

- Долохов, каким он показан перед сражением? (Он нарочно громко просится в бой, чтобы слышал Кутузов, потому что опять разжалован)

</ - Как изменились взгляды Болконского на войну и французов после смерти отца и разорения Лысых Гор? Что он говорит про французов? (Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не о войне на абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. «Я бы не брал пленных... Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, сейчас призывает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения.)

- Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»?

(Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорит о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: «...Одно слово - Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение» (ч.III, гл.XXV).

В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, в патриотическом чувстве равны и князь Андрей Болконский, и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны. «Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот и всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину



2. Подготовка к Бородинскому сражению: лагерь французов. Наполеон и то, зачем воюют французские солдаты (глава XXVI).

а) В чем разница в поведении русских и французов перед боем, а значит - и в войне?

б) Как относится Толстой к своим героям? Например, к Наполеону? Что вы думаете о насморке Наполеона, ставшем «причиной» поражения (Глава XXVII)

Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l'empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т.III, ч.III, гл.XXVIII). Для самого Наполеона будущее сражение - большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы - войска.

3. Батарея Раевского (главы XXXI - XXXII).

- Нашел ли Пьер свое место среди солдат?

Пьер Безухов именно на батарее Раевского наконец ощущает себя на равных с солдатами, которые, как и офицеры батареи, выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов. «Солдатом быть, просто солдатом...» - думает Пьер потом. Научиться «сопрягать» свою жизнь с их жизнью. Мучаясь оттого, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солдатам. «А они... они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но дело делают». «Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бренное этого внешнего человека?» (т.III, ч.III, гл.IX)

4. Поведение Наполеона и Кутузова в битве.

- Как ведет себя Кутузов на поле боя? (Кутузов руководит «духом армии», за которым чутко следит, который оберегает.)

- Почему Барклай де Толли прислал посыльного к Кутузову с известием о проигрыше? (он сделал этот вывод, увидев толпы раненных).

- Для чего Барклаю де Толли письменный приказ о завтрашнем наступлении? (Чтобы при разборе наград посмеяться над Кутузовым).

- Какие приказы дает Кутузов, он просит сообщить войскам кое-какие известия. (Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т.д.)

- Как ведет себя Наполеон на поле боя? («Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а со своим большим тактом и опытом войны, спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования».)

- А как Наполеон воодушевлял своих солдат перед сражением? (Картина его сына)

Победа?! И именно почему, очень хорошо объясняет Кутузов. Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы», т.к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает сильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может.

5. Ранение князя Андрея, его мужество

- Легко ли было русским в бою?

- Зачем было нужно убивать князя Андрея?

- Почему Толстой показывает своего героя в резерве, в бездействии, а не в первых рядах атакующих, как в Аустерлицком сражении?

- Почему князь Андрей не предпринимает ни малейшей попытки спастись, когда перед ним падает граната?

Полк князя Андрея на поле Бородина не ведёт войну в обычном понимании этого слова, а противостоит войне. Самое трудное - это не сражаться, а стоять под огнём неприятеля, не убегать и не драться, а быть в резерве, быть вместе со своими солдатами. Но ведь князь Андрей мог бы отбежать от упавшей гранаты? Почему он этого не сделал? А могли ли отбежать с и д е в ш и е солдаты?

6. Итоги сражения.

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских - глава XXXVIII.

Итог - это и описание природы - глава XXXIX.

Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т.III, ч.III, гл.XXX-XXXIX): бой идет «по солнцу и под солнцем». Сначала это утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; затем солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко - уже в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?»

На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.

7. Выводы.

Толстой показывает войну двояко:

1. Изображает ужасы войны, например, на перевязочных пунктах: «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми разных положениях и мундирах на полях и лугах»;

«На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью».

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

2. Изображает героизм народа, произносит гимн народe-победителю: «...победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

Домашнее задание: Прочитать главы про оставление Москвы.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал