7


  • Учителю
  • Конспект урока на тему 'Интонация. В поисках смысла. . . ' (Обучение выразительным средствам устной речи)

Конспект урока на тему 'Интонация. В поисках смысла. . . ' (Обучение выразительным средствам устной речи)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект урока №1

Урок-игра «Интонация. В поисках смысла».

Цели урока:

1). Образовательная: познакомить учащихся с основными элементами интонации и при помощи игр и упражнений помочь осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом, научить искать смысл слова, фразы, текста.
2). Развивающая: развивать мышление, речь, внимание, быстроту реакции; умение выражать свое настроение различными способами (мимика, речь, жесты); развивать навыки работы в парах.
3). Воспитательная: воспитывать чувство уважения к культурному наследию русского народа; любовь к русскому языку, патриотизм.

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал: схемы, карточки, словари С. И. Ожегова и Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов.

На доске записано стихотворение.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе -
Ты только вдумайся, только всмотрись -
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой -
Ты только вдумайся, только всмотрись -
Откроется самая главная мысль.
(С. Бондаренко)

На оборотной стороне доски - определение понятий «эпиграф», «интонация».


ХОД УРОКА

1. Организация класса.
Приветствие, создание рабочей атмосферы.

2. Актуализация материала. Формулирование темы и целей урока.
- Прочитайте про себя стихотворение, записанное на доске. Ребята, о чём оно? Как стихотворение связано с темой урока? (каждое высказывание имеет главную мысль).
- Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом к сегодняшнему уроку?
- Что мы называем эпиграфом?
На слайде запись: «Эпиграф (греч. epigraphe - «надпись») - краткое изречение, отрывок из произведения какого-либо автора, которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль».

Ребята, разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока

ТОН

А

ЦИЯ

ИН

- Итак, тема нашего урока полностью звучит так: «Интонация. В поисках смысла».

Тему урока и эпиграф ученики записывают в тетради.

- А что такое интонация? Как она может помочь нам передать смысл высказывания?

Определение проблемы урока

- Ребята, представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду - в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: «Так, мне это нравится!». Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок? (У нее голос строгий.)

- Да, весь секрет строгого голоса мамы - в интонации. Слово «интонация» в переводе с латинского языка означает «громко произношу». Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного.

Работа со словарями

- А давайте посмотрим, что нам расскажут об интонации словари (несколько учащихся зачитывают вслух).

Толковый словарь С. И. Ожегова: «Интонация (от лат. Intonare - «громкопроизносить») - это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения мысли».

Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А.Кузнецов: «1. Манера произношения, выражающая чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада, тон. 2. Лингв. Ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении».

- Скажите, что общего в этих определениях? Сформулируйте свое общее определение понятию «интонация», опираясь на прозвучавшие два определения (учащиеся своими словами дают определение понятию «интонация»).

- Ребята, а как вы думаете, какова сегодня цель нашего урока? (выслушиваем варианты учеников.)

- Итак, сегодня мы изучим элементы интонации, будем учиться использовать их на практике, для того чтобы выразительно читать тексты; будем учиться искать смысл слова, фразы, текста.

2. Объяснение нового материала.

- Сегодня мы с вами изучим элементы интонации, будем учиться использовать их для того, чтобы выразительно читать, то есть правильно передавать смысл высказывания.
- Интонация - понятие объёмное. Оно включает в себя несколько элементов. - Каждый раз, знакомясь с новым элементом интонации, мы будем с вами заполнять схему.

На столе раздаточный материал. У каждого учащегося лист с незаполненной схемой.


Темп


Элементы интонации




Начинаем урок с тренировки речевого аппарата учащихся. С этой целью используем дыхательную гимнастику. Для этого нам помогут следующие упражнения:

1. Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

3. В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).

4. В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

1. Мелодика речи

- Я сейчас прочитаю вам стихотворение. Вы обратите внимание на то, как я буду читать этот отрывок.

«Поход»

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

- Ребята, что вы можете сказать об интонации прочтения этого стихотворения? (Учащиеся должны отметить, что при чтении учитель то повышал, то понижал голос).

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

- Одним из элементов интонации является мелодика речи - повышение и понижение голоса. Давайте отметим в нашей схеме первый элемент интонации (заполнение схемы).

- Какие предложения по цели высказывания выделяют в русском языке?

- Посмотрите карточку №1 и скажите, над какими предложениями по цели высказывания мы будем работать?

Понаблюдаем, какова же мелодика повествовательных и вопросительных предложений.

-Прочитайте предложения про себя.

Карточка №1

- Алёша, знаете ли вы урок? - спросил учитель. И бедный Алёша сквозь слёзы отвечал:

- Знаю только две страницы.

А.Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители

- Правда ли, что твоя мать ведьма? - произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что внутри его всё засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в тихо встрепенувших жилах, и за всем тем досада запала в его душу, что он не во власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.

Н.В. Гоголь Ночь перед Рождеством

- Ребята, давайте проследим, как движется ваш голос.

- В каком предложении голос постепенно повышается?

- А в каком к концу предложения понижается?

Ученики читают предложения с нужной интонацией сначала про себя, потом вслух. Поправляют друг друга, если это требуется.

- Какова же мелодика вопросительных предложений?

- А повествовательных?

Ребята делают выводы.

Вывод: в первом предложении голос идёт вниз, понижается. Во втором предложении голос, наоборот, повышается, идёт вверх. Внимание учащихся обращаем на вопросительный знак в конце этого предложения, им сообщается, что на знаке вопроса голос повышается.

Упражнение: Цель - чтение стихотворения и передача настроения, где нужно повышая или понижая голос.

Прочитаем стихотворение, определим какое настроение оно передаёт.

Как на горке, на горе

Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки - ух,
На горку - ух!
Бух!
Захватывает дух!
(А. Прокофьев)

Подготовимся к выразительному чтению, постараемся передать настроение.

Репетируем.


С ГОРКИ - УУУУХ (понижаем голос, как будто съезжаете с горы)


НА ГОРКУ - УУУУХ (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)

Упражнение «Прыжок».

- А сейчас мы с вами выполним упражнение, которое называется «Прыжок». Это упражнение способствует развитию гибкости голоса и учит тому, где нужно повышать, а где нужно понижать голос (цель).

- Представьте себе, что вы смотрите спортивные соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения спортсмена более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен подниматься и опускаться.

Учащиеся несколько раз выполняют упражнение «Прыжок».

- Закрепим наше умение. Возьмите карточку №2. Приготовьтесь читать «Весёлые диалоги», соблюдая необходимую мелодику речи.

Карточка №2

«Весёлые диалоги»

1.

- Степан, ты спишь?

- Сплю, Иван.

А почему же ты со мной разговариваешь?

- Как ты не понимаешь? Это я во сне.

2.

- Маша, ты боишься мышей?

-Нет.

- А почему ты визжишь, когда увидишь мышь?

-Это я других предупреждаю, которые боятся.

3.

- Ты что смеёшься?

- Анекдот вспомнил.

- Какой?

- Помнишь, ты вчера рассказывал?

- А почему ты же вчера не смеялся?

- А я его сейчас понял.

Вывод: наш голос может изменяться - «подниматься и спускаться с горки» (можно использовать приём дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз). Каждая строчка стихотворения отличается своей темой, настроением. Так, грустное, подавленное настроение обычно произносится пониженным голосом; наоборот, бодрое, жизнерадостное, душевное состояние произносится повышенным голосом. Волнение, грусть, радость - все это отражается в голосе.

2. Ритм

Упражнение. Цель -

Я расскажу хлопками четверостишие, а вы угадаете, что я рассказала:

 -  -  - 
 -  -  -
 -  -  - 
 -  -
Кто запомнил, что я прохлопала? Я прохлопаю ещё раз, а вы слушайте, запоминайте и проверяйте за мной пальцами по ладошке. А теперь все вместе хлопками. Три, четыре! Кто угадал, что это за стихотворение? Не угадали ещё? Тогда попробуем рассказать это стихотворение по-лягушачьи, кваканьем.

Ква-квА, ква-квА, ква-квА-ква-ква,
Ква-квА, ква-квА, ква-квА.
Ква-квА, ква-квА, ква-квА-ква-ква.

Молодцы, «лягушки»! подскажу вам, что это за стихотворение. Это детская песенка. Последнее слово в отрывке, который вы проквакали, - «была». Давайте расскажем его ещё раз хлопками, а на последних двух хлопках скажем «была».

 -  -  - 
 -  -  -
 -  -  - 
 - была

Очень хорошо! Подскажу ещё рифму к слову «была» - «росла». Давайте похлопаем стихотворение, а где надо, скажем «была» и «росла».

 -  -  - 
 -  - росла
 -  -  - 
 - была

Ещё подскажу первые слова: «В лесу». Хлопаем и произносим известные слова, три, четыре! Молодцы!

- Ребята, мы с вами с помощью хлопков чередовали безударные и ударные слоги. А чередование слогов называется ритмом.

Запись нового понятия.

- Прослушайте сейчас несколько музыкальных отрывков из различных песен, подумайте, какую роль в них играет ритм.

1 отрывок из песенки Винни-Пуха и Пятачка - просмотр эпизода из мультфильма, где Винни-Пух и Пятачок идут в гости к Кролику. Сюжет мультфильма поможет вам найти правильный ответ.

-Какое действие совершают герои под свою песенку?

- Звучащий ритм в этой песне помогает им идти, шагать.

2 отрывок Песня «Прадедушка» Непоседы.

Песня посвящена военной тематике, которую можно исполнять во время марша. Звучащий ритм в этой песне помогает идти, шагать.

Физкультминутка.

- Давайте прохлопаем ритм этой песни, напевая её. Упражнение выполняется стоя. Сначала руки находятся в одной позиции, затем меняем расположение рук - держим их над головой, у груди, справа, слева, внизу, совершая наклон.

- А теперь пошагаем под эту песню, помогая себе руками.

- Теперь давайте посмотрим, как используется ритм в считалочках. Приведите пример считалочки.

Пример: Как на на-шем се-но-ва-ле
Две ля-гуш-ки но-че-ва-ли. Ут-ром вста-ли, щей по-е-ли,
И те-бе во-дить ве-ле-ли.

В считалочке один счёт - один слог.

3. Тембр

Упражнение:

- Ребята, давайте прочитаем по ролям отрывок из рассказа Антона Павловича Чехова «Хирургия»: слова автора, фельдшера Сергея Кузьмича Курятина и дьячка Ефима Михеича Вонмигласова.

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности…

В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером.

- А-а-а... мое вам! - зевает фельдшер. - С чем пожаловали?

- С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич... К вашей милости… Сел намедни
со старухой чай пить и - ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись
да помирай... Хлебнешь чуточку - и силы моей нету! А кроме того, что в самом
зубе, но и всю эту сторону... Так и ломит, так и ломит! За грехи, Сергей Кузьмич, вопли
за грехи! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и
гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение,
ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши...

- М-да... Садитесь... Раскройте рот!

Вонмигласов садится и раскрывает рот.

Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом.

- Отец диакон велели водку с хреном прикладывать - не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост...

- Предрассудок... (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

- Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем... На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные... по гроб жизни...

- Пустяки... - скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. - Хирургия - пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть... Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом... Кому как.

Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.

- Ну-с, раскройте рот пошире... - говорит он, подходя с щипцами к дьячку. - Сейчас мы его... тово... Раз плюнуть... Десну подрезать только... тракцию сделать по вертикальной оси... и всё... (подрезывает десну) и всё...

- Благодетели вы наши... Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил...

- Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт...

- Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки... Этот - раз плюнуть... (накладывает щипцы). Постойте, не дергайтесь... Сидите неподвижно... В мгновение ока... (делает тракцию). Главное, чтоб поглубже взять (тянет)... чтоб коронка не сломалась...

- Отцы наши... Мать пресвятая... Ввв... крик дьячка

- Не тово... не тово... как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас... Вот, вот... Дело-то ведь не легкое...

- Отцы... радетели... (кричит). Ангелы! Ого-го... Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

- Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот...

Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит... Проходят мучительнейшие полминуты - и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

- Тянул! - говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. - Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу...

- А ты зачем руками хватаешь? - сердится фельдшер. - Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова... Дура!

- Сам ты дура!

- Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты... Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов... Человек почище тебя, а не хватал руками... Садись! Садись, тебе говорю!

- Света не вижу... Дай дух перевести... Ох! (садится). Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай... Сразу!

- Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими... очумеешь! Раскрой рот... (накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка... Это не на клиросе читать... (делает тракцию). Не дергайся... Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил... (тянет). Не шевелись... Так... так... Не шевелись... Ну, ну... (слышен хрустящий звук). Так и знал!

Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен... Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

- Было б мне козьей ножкой... - бормочет фельдшер. - Этакая оказия!

Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

- Парршивый чёрт... - выговаривает он. - Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

- Поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. - Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси...


- Ребята, что вы сейчас делали? (меняли голос.)

Изменение эмоциональной окраски голоса называется тембром. Тембр речи - эмоциональный оттенок.

- Теперь я предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге - Марата Рави (это хороший пример сценического чтения литературного произведения). Когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».

- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста (прослушивание аудиозаписи).

- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»? (да, человек-голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр).

- Послушайте стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и определите, с каким чувством оно будет прочитано.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

- В чтении стихотворения присутствуют чувства сожаления, страха, героизма, мужества.

- Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой и определите, с каким чувством оно будет прочитано.

«Ссора»

Ты меня заобижала,

А скажи - зачем?

Леденец в руке зажала,

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек,

Крошечку просил.

Осторожно уголочек

Я бы откусил.

Ну и что ж, что он английский -

Этот леденец.

Был тебе я другом близким.

Всё. Теперь конец.

Ты меня заобижала.

Уходи. Пора.

Лучше б кошка забежала

Просто со двора.

Молока бы ей из кружки

В блюдце б я налил.

О тебе, плохой подружке,

Сразу бы забыл.

- При чтении стихотворения присутствуют чувства горечи, обиды, огорчения.

Стихотворение так и называется «Ссора».

Групповая работа

Каждая группа получает карточки с одинаковыми текстами и различными заданиями.

Карточки №3

Муравьишка в чаще дуб тяжёлый тащит. Коли нет ему подмоги, муравей протянет ноги.

1 группа читает свой текст грустно и тревожно, от лица мамы-муравьихи.

2 группа - злорадно, от лица злодея.

Анализ и оценивание ответов групп.

-Для чего нужно вкладывать чувства в то, что мы говорим? (потому что с помощью эмоций мы передаём своё отношение к тому, о чем говорим).

4. Темп

Давайте сравним следующие предложения:

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

.

- Как была прочитана эта строфа? (Динамично, стремительно.)

- Что помогло автору создать динамику? (Однородные подлежащие.)

- В чем необычность этого перечисления? (Между словами нет ни одного соединительного союза.)

- Эта стилистическая фигура речи, которая широко используется в художественном тексте, называется бессоюзием (намеренным пропуском соединительных союзов).

- С какой целью Пушкин использует этот прием в тексте? (Именно бессоюзие придает отрывку впечатление стремительности, быстрой смены картин, эффект быстрой езды.)

Медленно:

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Короленко В.Г.

- Ребята, а как вы думаете, как будет называться стилистическая фигура, образованная однородными членами предложения в данном отрывке? Вводим приём многосоюзие. Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов.

- Какой эффект дает употребление однородных членов, связанных соединительными союзами? (как бы замедляют движение, подчеркивают смысл соединяемых союзами однородных членов). Создается картина равномерного движения волн.


Первое призывает к быстрому действию, поэтому произнесение убыстряется. Второе предложение характеризует замедленное действие.

- Итак, скорость чтения может быть медленной, средней, быстрой. Такая скорость речи называется темпом.

- В каком темпе нужно читать следующие стихотворные строки? От чего зависит такой выбор?

1) Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
(Н.А.Некрасов)

2) «Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется…
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны…»
(И.С.Никитин)

3) …И вдруг к машине подбежал парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
(А.Т. Твардовский)

- Ребят, от чего зависит тот или иной выбор темпа при чтении стихотворений? (итак, выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.)

- Как вы думаете, какой темп способствует передаче тяжёлых переживаний? А радостных? (вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье - замедляют его). Придумайте примеры.

Очень медленный темп характерен также для речи затруднённой, речи тяжелобольного, очень старого человека. В медленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга.

Теперь представим ситуацию, требующую быстрой реакции (начался пожар или тонет человек). Понятно, что призыв на помощь будет не только громким, но и в быстром темпе. Придумайте примеры.

Упражнение: Цель - тренировка темпа речи в стихотворении.

- Определим, с чем связаны изменения темпа при чтении стихотворения А. Фройденберга.


Великан и мышь

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он что есть сил

И мышь живую проглотил.

Бедняга прибежал к врачу:

- Я мышку съел! Я не шучу!

Помилуйте, какие шутки.

Она пищит в моём желудке…

Был врач умнейший человек.

Он строго глянул из-под век:

Откройте рот, скажите «А».

Живую мышь? Зачем? Когда?

Сейчас? Так что же вы сидите!

Идите кошку проглотите!


Задания к стихотворению:

  1. Почему врач назначил такое странное лекарство?

  2. Подготовься к выразительному чтению:

- определи общий характер, настроение этого стихотворения;

- как нужно читать начало стихотворения - тихо или громко? Почему? Прочитай.

- найди слова великана. Как их нужно читать - с каким чувством, медленно или быстро, тихо или громко? Почему?

- найди слова врача. Как нужно произносить их? Спокойно или взволнованно? Медленно или быстро? Прочитай.

3) Читай стихотворение выразительно.

Задание.

«Я надеюсь, что с ним ничего не случилось». Передайте свои размышления медленной и спокойной речью. А теперь покажите тревогу. Какой темп речи вы используете во втором случае. Будет ли он отличаться от первого варианта речи?

Ответ: Чувство тревоги обычно сопровождается более быстрым темпом произношения.

- Приготовьте карточки под №4.

  • Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

  • Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.

  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.


- Какой жанр устного народного творчества я использовала в этих карточках. Мы поучимся применять различный темп речи на скороговорках. Познакомимся со скороговорками, прочтём их медленно. (Ответы детей.) Ускоряем темп. (Ответы детей.)

Теперь усложним задачу: добавим к чтению чувства.

Групповая работа. Группы выступают поочерёдно.

- Первый текст читаем с чувством жалости, пожалейте бедного воронёнка.

- Второй текст - так, чтобы все испугались, ваша задача - напугать.

- Третий текст читаем, возмущаясь тем, что трактористы по утрам никому не дают спать.

- Четвёртый текст читаем так, словно рассказываем сказку - плавно и напевно.

- Вынуждены ли мы были изменить темп речи? Почему?

- Для того чтобы передать наши чувства, смысл высказывания, не нужно торопиться, говорить в очень быстром темпе, иначе понять нас будет не просто.

5. Интенсивность речи

Упражнение.

  1. Прочитай стихотворения. Обрати внимание на пометки. Какие строки надо прочитать громко, какие тихо и совсем тихо? Приготовься читать, изменяя громкость своего голоса.

I

Тише, жабы!

Ни гугу -


Ходит цапля

На лугу.


Чтобы не было беды,

Наберите в рот воды.

Тихо, тоном предупреждения

(можно использовать жест - палец к губам)


Тихо (тоном испуга)

Совсем тихо (шёпотом)


II

Была тишина, тишина, тишина…
(Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!
(Громче, быстрее.)

И вот уже дождик тихонько - ты слышишь?
(Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…
(Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчас барабанить он станет…
(Тихо: прислушаемся.)

Уже барабанит! Уже барабанит!
(Громко, весело.)

- То, с какой громкостью мы читали данные стихотворения, называется - интенсивность речи. Интенсивность речи - сила или слабость звучания.

  1. Прочитайте маленькое стихотворение. Какие строчки ты прочитаешь громко, а какие - тихо-тихо?

Гром и тишина

Гром грохочет - бух! Трах! -

Словно горы рушит.

Тишина в испуге - ах! -

Затыкает уши…

(А. Шлыгин)

3) Подумайте, каким голосом следует передавать при чтении крик персонажа?

Крик героя в произведении не обязательно передавать громким голосом. Особенно если этот крик на расстоянии, - тогда он должен звучать приглушённо. При чтении рекомендуется избегать крика, он невыразителен, раздражает слушателей.

  1. Прочитайте предложения.

Вступили в бой. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.
- Ура! - разнеслось над окопами.


6. Логическое ударение

Прочитаем вопросительное предложение Дети завтра пойдут в цирк? так, чтобы слушающие вас ответили на вопросы: 1) кто завтра пойдёт в цирк, 2) как дети отправятся в цирк, 3) когда дети пойдут в цирк, 4) куда дети пойдут завтра.

Дети завтра пойдут в цирк?

- Какое слово самое важное? Да, предложение сообщает нам, что именно дети, а не кто-нибудь другой завтра пойдут в цирк.

Ребята, чтобы понять смысл данного предложения, мы выделили слово дети. А выделение наиболее важных по смыслу слов называется логическим ударением.

- Какие ещё слова можно выделить логическим ударением в этом предложении?

Дети завтра пойдут в цирк (или не пойдут)?

Дети завтра пойдут в цирк (или в какой-нибудь другой день)?

Дети завтра пойдут в цирк (или в какое-нибудь другое место)?

Упражнения.

  1. Вывешивается таблица с примерами-предложениями, в которых графически обозначены логические ударения:

/ /

  1. Родина - мать, умей за неё постоять.
    / / /

  2. Родина - мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.

/ /

  1. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
    / /

  2. Жить - Родине служить.
    / /

  3. Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Учащимся предлагается выразительно прочитать примеры, соблюдая указанные логические ударения.

  1. Учитель последовательно и выразительно читает три-четыре предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

Примеры:
/ /

  1. Труд - дело чести; будь всегда на первом месте.
    / /

  2. Честный труд - наше богатство.
    / /

  3. Больше дела - меньше слов.
    / /

  4. Упустишь минуту - потеряешь часы.

  1. В первых двух строчках сказки подчёркнуты карандашом те слова, которые нужно выделить голосом (это самые важные по смыслу слова).

Какие слова хочется выделить голосом в последнем предложении? Перечитайте его, подчёркивая голосом наиболее важные для понимания слова. Прочитайте сказку выразительно.


Рыбы

- Будь осторожна! - сказала как-то большая рыба рыбке маленькой. - Вот это - крючок! Не трогай его! Не хватай!

- Почему? - спросила маленькая рыбка.

- По двум причинам, - ответила большая рыба. - Начнём с того, что, если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и поджарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.

- Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А вторая причина?

- А вторая причина в том, - объяснила большая рыба, - что я сама хочу тебя съесть!

(Д. Родари)

7. Паузы

Прослушайте стихотворение Бориса Заходера и подумайте, почему оно является смешной бессмыслицей.

«Где поставить запятую?»

Очень-очень странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,
Пёсик

Из ружья стреляет.

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку.

Старый дед

Влетел в окно.

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


- Как устранить смысловые нелепицы на письме и при чтении? Необходимо расставить знаки препинания так, чтобы в стихотворении появился смысл. Ведь стихотворение так и называется «Где поставить запятую». А при чтении соблюдать паузы в нужном месте. Прочитайте стихотворение по-новому, с соблюдением необходимых пауз.

- Итак, паузы - остановки, перерывы в звучании. Есть короткая и длительная паузы. Короткую будем обозначать - /, длительную - //.

Стихи // - не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//

Но иногда пауза может не совпадать со знаком препинания.

Задание.

На доске написан отрывок из произведения «Осень в лесу» И.С. Соколова-Микитова с размеченными паузами: «Пришёл сентябрь.// После знойного лета, / после августовских тёплых дней / наступила золотая осень //».

  1. Дети читают текст про себя.

  2. Учитель спрашивает: «Всегда ли паузы совпадают со знаками препинания? Какая пауза не совпадает со знаком препинания?»

  3. Обсуждается длительность пауз.

  4. Проводятся пробы чтения.

  5. Делается вывод: паузы надо делать в зависимости от смысла читаемого текста. Они могут и не совпадать со знаками препинания.

Упражнения.

  1. Вывешивается таблица с примерами, в которых графически обозначены паузы:

А) Все школьники сидели, | спокойно слушая рассказчика.

Б) Все школьники сидели спокойно, | слушая рассказчика.

Учащимся предлагается выразительно прочитать примеры и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

! Рассмотрим предложение

Я остановился в недоумении, оглянулся.(И.С. Тургенев)

Произнесение данного предложения без чёткого соблюдения паузы затрудняет понимание точного его смысла:

Я остановился в недоумении или Я оглянулся в недоумении. Без соответствующих пауз неясно, к чему относится обстоятельство образа действия в недоумении: к сказуемому остановился или к сказуемому оглянулся.

Естественно, точный авторский смысл этой фразы прояснится благодаря правильно сделанной паузе: Я остановился в недоумении (пауза), оглянулся.

Наряду с логической паузой существует психологическая пауза (можно ограничиться термином «особая пауза» или «эмоциональная пауза»). Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит.

Пример из «Руслана и Людмилы»:

…смотрит храбрый князь -
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним // чужая голова.

Уже произнося слово «чудо», чтец увидит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса, что отразится на лице (мимике) и будет подчёркнуто паузой после местоимения «ним». Эту паузу можно сделать ещё более заметной, если её выдержать с чуть приоткрытым в растерянности ртом.

Упражнение.

  1. … Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах …| а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов)

2) Смелого пуля боится,
Смелого | штык не берёт.

(А. Сурков)

3) На пороге сидит его старуха,
А пред нею | разбитое корыто.

(А.С. Пушкин)


8. Тон голоса

2) Цель - создание ситуации общения, где верная интонация будет показана самой жизнью.

Чтение отрывок из сказок. Вспомните название сказки, её героев и автора. Обратите внимание на выделенные слова. Произнесите реплики диалога подходящим тоном. Какие чувства вы старались выразить?

«- Касторкой, - презрительно захохотала Сова на чердаке…»

«- Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей…»

«Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:

Зажми нос и гляди в потолок… Раз, два, три…»

«Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоедавших бабочек:

- Да ну вас, в самом деле…»

«Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол.

Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?..»

«- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займёмся диктантом…»

Вывод: в зависимости от содержания высказывания, чувств и настроения говорящего речь может быть произнесена самыми разнообразными видами тона: презрительно, строго, с укоризной, с мольбой (умоляюще), с досадой, с возмущением, с огорчением, радостно, весело, печально, грустно, с насмешкой, с юмором и т.д.

- А как вы понимаете следующее высказывание?

Правда, сказанная злобно,

Лжи отъявленной подобна. (Уильям Блейк. Пер. с англ. С.Я.Маршака)

Таким образом, основной тон высказывания - это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать чувства свои и автора, мысли, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь. Тон зависит от чувств и настроения говорящего.

Скажите «здравствуйте» с оттенком удивления, радости, равнодушия, уверенности, возмущения и т.д.

Цель игры - развитие умения различать оттенки интонационного рисунка речи партнёра.
Игра «Чья интонация богаче?». Участники по очереди произносят фразу типа «иди сюда», стараясь не повторить ранее звучащую интонацию. Участник, не сумевший сказать фразу с новой интонацией, выбывает из игры.

4. Закрепление.

- Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи?

Игры и упражнения, которые помогают учащимся осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом.

  1. Игра «Телекомментатор».

Вы - ведущий информационной программы. С какой интонацией вы будете сообщать о забавных событиях, ислючительно важных, трагических, необъяснимых и т.п.?

Варианты текстов:

  1. Сегодня в Сыктывкаре +5 - +7 градусов, временами кратковременный дождь.

  2. В Нижегородской области возрождают народные художественные промыслы. Об этом сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области.

  3. Что мы знаем об одиночестве? У каждого оно своё. Это правда, но ведь правда и то, что одинокие испытывают схожие чувства: подавленность, уныние, горечь, обиду на жизнь, сложившуюся «не как у всех». Об открытии центра для одиноких в нашем следующем репортаже.

  1. Игра «Замок и ключики».

В центр выходит один из учеников - он «замок», который «откроется», т.е. выполнит просьбу, команду, если она будет произнесена тем способом, который указан в билете. Если же подтекст просьбы не совпадает, то «замок» отказывает автору просьбы, используя при этом тот самый подтекст, которым только что безуспешно пытался «открыть замок» автор просьбы.

Варианты подтекстов (билеты):

  1. Нежность (протяжный, «огубленный» тембр);

  2. Военный приказ (повышенная громкость и чёткость произнесения);

  3. Презрение (высокомерный тон);

  4. Срочность (убыстренный темп);

  5. Задумчивость (замедленный темп, удлинение звуков);

  6. Гнев (произнесение «сквозь зубы», повышенная громкость);

  7. Деловая просьба (спокойный, размеренный темп, официальный тон, уважительная интонация);

  8. Угроза (сильный акцент на словах, выражающих обращение и требование);

  9. Торжественность (замедленный темп, размеренность речи, подчёркнутая важность каждого слова, громкость);

  10. Обречённость (произнесение со вздохом, удлинённые паузы).

  1. Работа в парах со скороговоркой Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Один ученик произносит первую часть этой скороговорки с подтекстом «Представляешь, что случилось что-то…», второй отвечает с подтекстом «Да, да, я знаю, но ты не поверишь…». Другой вариант. Первый ученик произносит скороговорку, делая замечание: «Вообще-то…», второй ученик - равнодушно с подтекстом «Ну и что…».

  2. Произнесите предложения, выражая печаль, радость, гнев, страх: Коля опять позвонил; Я жду тебя уже целый час; Надя завтра уезжает; Здравствуйте, Николай Петрович.

  3. Игра «Экскурсовод».

Вы - экскурсовод. Произнесите свой текст с позиций восторженного энтузиаста, учёного-исследователя и т.д.

Московский Кремль - величайший памятник истории нашего государства, гениальное творение русской национальной архитектуры и искусства. В нём слились воедино героическое прошлое русского народа и его прекрасное настоящее. Каждая башня, каждое здание Кремля - свидетельство истории нашего государства.


Цель этих упражнений - расширить диапазон варьирования звуковых средств в речи учащихся, сделать речь интонационно более насыщенной и выразительной, что облегчит её понимание слушателями.


  1. Проанализируйте рассказ В. Голявкина «Не везёт». Какие чувства героев скрыты в подтексте?

Текст

Чувства

Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему задумчивый?»


Отец говорит:

- Что это он так поёт?


А мама говорит:

- У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.


Отец говорит:

- Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь.


Я как это услышал, так ещё громче запел.


Тогда отец говорит:

- Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.


Тут я сразу петь перестал.

- Зачем?


- Я вижу, - говорит отец, - тебе оень хочется дневник показать.


Берёт у меня дневник, видит двойку и говорит:

- Удивительно, получил двойку и поёт! Что он с ма сошёл? Ну-ка, ВоваЮ иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?..


- Нет у меня, - говорю, - никакой температуры…


Отец развёл руками и говорит:

- Тогда нужно тебя наказать за это пение.


Вот как мне не везёт!

Веселье.


Удивление.

Неуверенность.


Неуверенность, переходящая в радость.


Поддельная радость.


Просьба.


Удивление.

Просьба.

Удивление.

Раздражение.

Гнев.

Грусть.


7. Представьте себе ситуацию: человек упал, не ушибся, лицо удивлённое. Как определить уровень воспитанности собравшихся вокруг него людей?

Ответ: Очень просто: чем громче смех, тем ниже уровень воспитанности. Воспитанный человек подойдёт и спросит: «Вам помочь?» - и протянет руку.

Итог урока

- Что значит выразительно читать? (читать с правильной интонацией.)

- Каким багажом знаний нужно обладать для этого? (знать и уметь применять элементы интонации.)

- Для чего это нужно делать? (чтобы передать смысл высказывания.)

Прочтите схему, которая у вас получилась.

Если говорят о чём-либо непонятно, бестолково, то такое высказывание называют тарабарской грамотой, тарабарщиной. Неясное произношение слов говорит о недостатке критического отношения к себе, вялости воли. Попробуйте написать тарабарскую грамоту и прочесть её. Для этого нужно разделиться на 2 группы: одна группа должна зашифровать текст, а другая должна найти ключ и прочитать написанное с разными интонациями: назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости. За основу можно взять фразу «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет». Секрет этого письма заключается в том, что если внимательно вглядеться в значки, то можно увидеть недописанные и перевёрнутые буквы. И тогда можно легко прочитать письмо.

5. Оценки.

Комментарии учителя.

6. Домашнее задание.


Литература.

  1. Краснов Ю.М. Интонационные упражнения на уроках русского языка // РЯШ, 2008, №4, с.30

  2. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.

  3. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1968

  4. Ладыженская Т.А.

  5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения, 1999

  6. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 448 с.

  7. Никитина Е.И. «Русская речь. Развитие речи»





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал