- Учителю
- Интерактивный урок – диалог в 6 классе Велико ли сказочное начало в сказке - были М. Пришвина «Кладовая солнца»?
Интерактивный урок – диалог в 6 классе Велико ли сказочное начало в сказке - были М. Пришвина «Кладовая солнца»?
Интерактивный урок - диалог в 6 классе
Велико ли сказочное начало в сказке-были
М.Пришвина «Кладовая солнца»?
Учитель: Герасимова Н.Н.
Тема урока: « Велико ли сказочное начало в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»?»
Цель: выяснить жанровые особенности произведения М.Пришвина, сравнить со сказками;
понять умение автора видеть в обычном необычное, наделять природу душой;
понять основную идею Любви и Добра;
вырабатывать умение определять свою позицию, аргументировать ее, защищать.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
В феврале этого года исполнилось 135 лет со дня рождения М. М. Пришвина.
Вы многое уже знаете об этом замечательном писателе, читали его произведения, провели краеведческое исследование о брате Михаила Михайловича - Сергее Михайловиче, который работал в нашем селе врачом в 1904 году.
Вспомним самое главное из этого материала.
2.Выступления учеников по теме «М.Пришвин - наш земляк».
1) Страницы биографии.
М.М. Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии.
В 1883 году Пришвин поступил в Елецкую гимназию, в которой в то время учился И. А. Бунин. Два события из детской жизни оказали большое влияние на дальнейшую судьбу писателя: побег в какую-то неведомую страну и исключение из гимназии за дерзость учителю географии.
Продолжал обучение в Тюменском реальном училище.
В 1893 году поступил в Рижский политехнический институт.
В 1900 - 1902 годах учился в Лейпцигском университете на агрономическом отделении.
До 1905 года работал агроном в городе Луга. С 1905 по 1917 - корреспондент различных газет. Работал Пришвин и учителем.
В 1906 году совершил путешествие по северу для сбора сказок по заданию Русского географического общества. Путевые заметки послужили основой для его первой книги «В краю непуганых птиц»(1907). Вскоре появилась новая книга «За волшебным колобком». Она принесла Пришвину литературную известность.
Михаил Пришвин до самой смерти остался верен избранной теме «человек и природа».
2) Брат известного писателя лечил новосильцев.
Наш тербунский журналист А. Елецких, исследуя земские документы, обнаружил «любопытнейшее сообщение». В нем говорилось, что 17 мая 1904 года, сразу после открытия больницы в Новосильском, земское начальство остановило свой выбор на кандидатуре земского врача - господине Сергее Михайловиче Пришвине. Биографы М. М. Пришвина избегали сведений о братьях писателя. Однако журналисту удалось выяснить из одной редкой книги, что двое братьев писателя были земскими врачами: Николай и Сергей. Именно Сергей Михайлович Пришвин, старший брат писателя, поработав врачом в Елизаветинском уезде Херсонской губернии, переехал на родные земли и остановил свой выбор на Новосильской больнице! А еще он практиковал в Большой Поляне и Никольском…
Кстати, эту больницу сразу застраховал агент земского страхования господин Двигубский на 40 рублей 39 копеек. А брат писателя Михаила Пришвина - Сергей Пришвин, земский врач, по документам выдал крестьянину Афанасию Можарову из личных средств в 1904 году в счет оплаты за содержание лошадей при больнице 3 рубля 39 копеек серебром.
Мы провели краеведческое исследование, попытались узнать, кто это был. Выяснили, что наша новосильская семья Чуйковых «по двору» - Можаровы. Встретились со старейшим членом семьи - Алексеем Васильевичем. Мы узнали, что брата его деда звали Афанасием, записали много интересных его воспоминаний о рассказах деда про жизнь нашего села в начале 20 века.
Все родное и близкое…
3. Учитель.
Автор повести «Кладовая солнца» - человек удивительный. Писательница А.Воронкова называет его «писатель-ведун». Что значит слово «ведун»? Оно образовано от слова «ведать», т. е. много знать о чем-либо. Ведунами и ведуньями называли в народе колдунов, волшебников, знахарей.
За что же назвали так Пришвина? Вспомните рассказ «Золотой луг». С чем сравнивает автор одуванчики? (Ответы учащихся)
Писатель зорок, он с любовью наблюдает за всем живым. В жизни природы он видит проявления человеческого сердца. Его добрые, зоркие глаза замечают все, а искусное перо превращает обычное в сказочное. Сам писатель придавал большое значение сказке.
4. Ученик читает: « Не о хлебе едином жив человек, - писал Пришвин в книге « Незабудки», - ему еще нужны сказки, и так было всегда, от самых первых людей на земле: в шелесте листьев или в столкновении волн с каменными берегами, в мерцании звезд люди сливаются.
И в ту минуту, когда сливаются с этим, сами начинают шептать… Тропинка и сказка в родстве, это сестры, одну в природу отдали, другую в сердце человека».
5.Учитель.
В нашем сегодняшнем разговоре нам поможет ПОПС - формула.
ПОПС - формула.
П - позиция ( в чем заключается ваша точка зрения). Я считаю, что…
О - обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции)… потому что…
П - пример ( факты, иллюстрирующие ваш довод)…например…
С - следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции)… поэтому…
Найти правильный ответ нам помогут следующие вопросы.
Вопросы для обсуждения по теме.
Брат и сестра в сказках - Настя и Митраша у Пришвина.
Путь героев, их испытания.
Помощники детей.
Роль природы.
- Каковы жанровые особенности сказок? ( Сказочные зачин и концовка, борьба добра и зла, победа добра, волшебные вещи, злодеи, помощь природы…)
Зная это, попытаемся понять, велико ли сказочное начало в повести Пришвина «Кладовая солнца».
По каждому вопросу по двое выступающих, которые готовились дома.
Они пользуются слайдами и диском «Звуки природы» для подтверждения своей точки зрения.
Все остальные слушают, дополняют, делают выводы.
Записи в тетрадях делают в две колонки: Сказка. / Быль.
- Велико ли сказочное начало в сказке - были М. Пришвина « Кладовая солнца»?
Примерный материал выступлений.
Брат и сестра в сказках и у Пришвина
1. Я считаю, что сказочного в образах детей нет, потому что живут они в реальной деревне во время Великой Отечественной войны.
( «С такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны…»)
Даже год можно определить: 1943-й, потому что « за следующие два года Митраша вытянулся, и какой из него парень вышел, высокий, стройный! И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась».
Они осиротели, как многие дети в войну. Они и за скотиной сами ходят, и огород, и сад в порядке содержат.
Ты помнишь, какая у них была скотина? (Отвечает оппонент)
А что делает Митраша для односельчан? (Отвечает оппонент)
- Что же здесь сказочного?
Или вот еще, например, «их носики можно было видеть и на колхозных полях, на скотном дворе, на собраниях…»
Пошли дети за клюквой и заблудились. Все реально.
- Вот еще одно доказательство.
Слайды 1 и 2. Дом, в котором жили дети. Боря и Соня Александровы - прототипы Митраши и Насти.
Поэтому я считаю, что образы главных героев далеки
от сказочных.
Оппонент спорит.
Я с тобой не согласен. Вспомним сказки, где героями были брат и сестра. (Обращение к классу)
( « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Гуси-лебеди», «Снежная королева»).
Они тоже дружные, любят друг друга, спасают от смерти.
И у Насти с Митрашей так же.
В сказках брат совершает ошибку (Кай оказывается у Снежной королевы, Иванушка превращается в козленка).
А здесь? Беда пришла, когда дети поссорились, и брат принял ошибочное решение. ( Пошел не той тропой)
-Кстати, где поссорились дети?
( На развилке дорог)
Это тоже сказочный элемент. Помнишь? « Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь…»
Смотри, чем не сестрица Аленушка и братец Иванушка?
Слайд 3. П. В. Калинин. Митраша и Настя.
Поэтому я думаю, что в образах главных героев много сказочных мотивов.
Учащиеся делают запись в тетради.
Быль. Сказка.
Конкретное время и место //Брат и сестра в сказках, ссора на развилке.
действия, прототипы.
Путь героев, их испытания.
Я считаю, что приключения детей реальные. Никакой сказки нет.
- За чем пошли дети? За клюквой. Им голодно в трудное военное время, вот и пошли за сладкой ягодой.
Вот она - клюква.
Слайд 4. Фото В. Гиппенрейтера. Красная ягода.
Это не сказочная вещь.
Далее.
Митраша чуть не погиб. Но ведь это не Кощей Бессмертный, не Змей Горыныч затащили его в Слепую елань. Виноват он сам. Слишком самоуверенный был! Трава белоус показывала ему тропку, по которой ходили люди. А он решил сократить путь, не подумав хорошо.
Настя увлеклась сбором клюквы и забыла про брата.
Так что, я не вижу ничего сказочного в сюжете повести.
Оппонент спорит.
Я думаю по-другому. Да, пошли за клюквой. Но ведь ее можно назвать народным сокровищем. Пришвин пишет: «…в народе у нас считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней».
В сказках бывает, что герои идут за молодильными яблоками, которые возвращают молодость и здоровье старым и больным.
Вот, например, другая фотография.
Слайд 5. Фото А. Заболотского. Клюква.
-Чем не сказка?
Есть, кстати, и злодей. Это волк Серый помещик. Мальчик убивает его.
Это как поединок героя со злодеем. Митраша защищает себя и сестру.
Слайд 6. В. Кадочников. Серый помещик.
-Правда, похож на Змея Горыныча?
Таким образом, я не согласен с тобой. Сказочного в повести много.
Учащиеся делают запись в тетрадь.
Быль. Сказка.
Клюква - обычная ягода. Злодея нет.// Клюква - сокровище. Злодей- волк.
Помощники детей.
Я считаю, что это быль. Например, компас. « Никогда, бывало, отец его, отправляясь в лес, не забудет этого компаса. Не раз Митраша спрашивал отца: «Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен, как ладонь. Зачем же тебе еще стрелка эта?»
« В лесу эта стрелка добрей матери: бывает, небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты определиться не можешь… А стрелка неизменно… глядит на север»,- отвечал отец.
Оппонент спорит.
Извини. Я вмешаюсь. Чудесная вещь - атрибут сказки. Но компас - чем не клубок? Помнишь? « Вот тебе волшебный клубочек. Пусти его по дорожке. Он тебе путь укажет». Правда, клубок сам ведет героя, а компас заставляет думать, выбирать.
- А вот у меня другой пример.
Собака Травка спасла Митрашу. Но ведь он сам, своим умом и хитростью сумел использовать ее.Собака как собака, реальная. Только очень умная и преданная.
Оппонент спорит.
И снова я не согласен.
Я считаю, что у Пришвина Травка - сказочный волшебный помощник.
Вопрос классу: «Каких волшебных помощников из мира природы мы встречали?»
(« Волшебное кольцо» - кошка и собака. « Крошечка - Хаврошечка» - корова. «Сивка - бурка» - конь. « По щучьему веленью» - щука.)
Учащиеся делают запись в тетрадь.
Быль. Сказка.
Компас - научный прибор. Собака //Компас - клубок, собака -
реальная. помощник.
Учитель.
- А какой Антипыч? Не похож ли он на сказочного героя?
( Антипыч - хозяин могучего леса, хранитель его тайн. Внешне он очень похож на древнего мудреца - отшельника.) Найдите в тексте его описание.
Слайд 7. И. Бруни. Травка и Антипыч.
Природа в сказках и в повести.
Я считаю, что природа у Пришвина сказочная. Вспомним некоторые эпизоды.
« Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали…»
« Очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове… А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку…»
- Вопрос классу. Как называется такой художественный прием?
( Олицетворение)
Оппонент спорит.
Но это не сказка. Посмотрите на фотографию.
Слайд 8. Фото В. Гиппенрейтера. Сросшиеся деревья.
Разве это сказка?
Или вот эти звуки природы… Послушайте…
Диск « Звуки природы» (Симфония китов)
Все объяснимо. Сказки нет.
Учащиеся делают запись в тетрадь.
Быль. Сказка.
Деревья срослись. Болото, птицы // Деревья стонут, елки волнуются,
реальны. птицы поют гимн солнцу.
Учитель.
Вы прослушали диалог, сделали заметки. Ответьте на вопрос « Велико ли сказочное начало в повести М. Пришвина « Кладовая солнца»?»
( Ответы учащихся)
Вот он, сам автор этого удивительного произведения. Сказочник. Ведун.
Слайд 9. И. Бруни. М. М. Пришвин.
Казалось бы, что удивительного в старом леснике и его собаке? В волке и ели? В клюкве и компасе?
Но Пришвин учит нас заглядывать в глубинную суть вещей, возвращая им забытую человеком значимость, вызывая удивление и спасая тем самым сказку.
Обратимся к эпиграфу.
« Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив! Выдумка спасает правду, для правды только и существует выдумка», - говорил Михаил Пришвин.
Мы на сегодняшнем уроке пытались это понять, пробовали сами разобраться в этой проблеме. Учились говорить, общаться, вести диалог.