7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (8 класс)

Рабочая программа по литературе (8 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Маловская основная общеобразовательная школа»









«Согласовано»

Заместитель директора по УР Лучкова Т.В.

«__»________________20___г.



«Утверждаю»

Директор школы Пусев В.С.

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ



Ласкажевской Людмилы Александровны



по литературе в 8 классе





































2016г.



Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М.: Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Цели:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).



Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса



Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом; видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией; редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писате­лей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, истори­ческие песни). Отражение жизни народа в народной пес­не: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение раз­личных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (раз­витие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских зе­мель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожерт­вования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вы­мышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, коми­ческие ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть Наталья, боярская дочь. Главные герои повести.



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответствен­ности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (раз­витие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Крат­кий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Ти­мофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представле­ние).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об от­ношении поэта к истории и исторической теме в литера­туре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания де­кабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к твор­честву.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («Ис­тория Пугачева») и поправка Николая I («История пуга­чевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писа­теля и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской пози­ции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной лите­ратуры (начальные представления). Роман (начальные пред­ставления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содер­жании произведения. Соотношение случайного и законо­мерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и кар­точной игры, символика чисел. Эпилог, его место в фило­софской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писа­теле, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представле­ний). Романтический герой (начальные представления), ро­мантическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писате­ле, его отношение к истории, исторической теме в худо­жественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - вы­смеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немиро­вич-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представле­ний). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одино­чество, косноязычие). Шинель как последняя надежда со­греться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художествен­ном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рас­сказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-по­литическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначаль­ников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные пред­ставления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита без­защитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представле­ний). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Проти­воречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссо­единении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представ­лений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущен­ном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной ли­тературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состо­яниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонима­ния, любви и счастья в семье. Самоотверженность и наход­чивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его со­временное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историчес­кое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (началь­ные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с докумен­тально-биографическими (мемуары, воспоминания, днев­ники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрыв­ки). Сатирическое изображение исторических событий. При­емы и способы создания сатирического повествования Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рас­сказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служе­ния Родине

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалис­тическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литера­турной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (разви­тие понятия). Авторские отступления как элемент компози­ции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гу­манизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображе­ние негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих сво дину (Е. Винокуров. «Москвичи»; М. Исаковский. «Катю­ша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песен­ка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги»; В. Высоцкий. «Песня о Земле» и др.)- Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляю­щий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографи­ческий характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфе­ра, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппи­ус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуаль­ное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенно­сти. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной... В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сю­жеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи класси­цизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в ко­медии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображен­ная «домашним образом»: мысли и чувства героев, пере­данные сквозь призму домашнего быта, обстановки, се­мейных устоев и отношений



Раздел IV. Учебно-тематическое планирование курса.





Кол-во

часов

Сочинение, тест

1

Введение

1



2

Устное народное творчество

2



3

Из древнерусской литературы

2



4

Из русской литературы XVIII века

5



5

Из русской литературы XIX века

30

Тесты Пушкин, Гоголь, Толстой, сочинение

6

Из русской литературы XXвека

21

Сочинение

7

ИЗ зарубежной литературы

8

Сочинение, тест

8

Итоговый урок

1





Итого

70

Сочинение-4, тест-4





Раздел V. Календарно-тематическое планирование



Понимать характерные черты русской литературы.

03.09



Устное народное творчество (2 часа)



2

Русское народное поэтическое творчество. Лирические и исторические песни. Частушка как малый песенный жанр.



1











Одна из песен наизусть

Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»«Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнен».

Уметь слушать, работать с художественным текстом Воспитание любви к Отечеству, своему родному краю

06.09





3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».



1

Подробный пересказ

Знать особенности содержания и художественной формы преданий

Уметь определять жанр произведения

Ценность человеческой личности самой по себе

10.09



Из древнерусской литературы (2 часа)

4

Житийная литература «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие.



1



Знать закономерности развития ДРЛ, жанры

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир

Осмысление закономерности развития ДРЛ и ее роль в становлении русской культуры

13.09





5



«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.



1

Выразительное чтение

Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни

17.09



Из русской литературы XVIII века (5 часов)



6

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»



1

Выборочный пересказ



20.09





7



События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.



1

Характеристика главных героев

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Идейно-художественное своеобразие повести

22.09





8



И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни



1









Одна из басен наизусть

Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык

Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы

Использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни

27.09





9

И.А.Крылов- поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова.



1

инсценированное чтение

Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать)

29.09





10



К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы.



1

Выразительное чтение

Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы

Уметь выразительно читать

Уметь самостоятельно делать выводы

04.10



Из русской литературы XIX века (30 часов)



11

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачева»(отрывки).



1

Рассказ о писателе

Знать факты из биографии А.С. Пушкина



08.10





12-13



Замысел создания романа «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Петра Гринева.



2

Выборочный пересказ

Знать этапы формирования характера П.Гринёва

Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа

Знать понятия: долг, честь, достоинство



11.10

15.10





14



Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин.



1

Отрывок из повести наизусть

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою



18.10





15

Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. Смысл названия повести





1

Характеристика героев

Знать смысл названия повести

Уметь сравнивать героев Уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Следование этическим нормам и правилам ведения диалога



22.10





16

Тема «русского бунта» и образ Пугачева.



1

Характеристика Пугачёва

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести

Уметь выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды выражать свое отношение к поступкам героев



25.10





17

«Капитанская дочка»- поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел.



1

Тест.

Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания.



29.10





18

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



1

Сочинение

Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании сочинения.

8.11



19

А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября»(1825г.), «Туча», «К..» )»Я помню чудное мгновенье»)

1

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Знать: основные темы и мотивы стихотворений.

Понимать: лирический пафос стихотворений; глубину и многоплановость пушкинской лирики.

Уметь: анализировать поэтические тексты.

12.11





20



Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы.



1

Краткий пересказ

Знать: историю создания повести.

Понимать: её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя.

Уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы.

15.11





21

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова Слово о писателе. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»





1

Рассказ о писателе

Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы

19.11





22



М.Ю.Лермонтов. «Мцыри. Судьба свободолюбивой личности в поэме.



1



Отрывки наизусть

Понимать: духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами.



22.11





23



Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы.



1

Выразительное чтение

Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя

давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению

26.11





24

Анализ эпизода из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Подготовка к сочинению по поэме «Мцыри»



1

Аналитическое чтение, разгадывание кроссворда.

Сочинение

Уметь определять границы эпизода в произведении, его тему, насколько он важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции, давать характеристику персонажу.

29.11





25

Н.В.Гоголь -писатель -сатирик. История создания комедии «Ревизор» и его первой постановки.



1

Рассказ о писателе

Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии

01.12





26

«Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение пороков чиновничества



1



Знать особенности драматического произведения

Уметь составлять цитатный план

05.12





27

Хлестаков и хлестаковщина



1

Тест

Знать основы сценического поведения

давать характеристику герою

09.12





28

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения.



1

Монолог одного из героев наизусть

Знать художественные особенности пьесы

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов; учить «сквозь смех слышать грусть», воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

12.12





29

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы социального зла в комедии.



1



Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины, смысл эпиграфа

Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

17.12



30-31

Н.В.Гоголь «Шинель» - одна из петербургских повестей. Гуманистический смысл повести.



2

Краткий пересказ

Уметь самостоятельно делать выводы

Уметь давать аргументированную оценку

19.12

24.12



32-33

М.Е. Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.



2

Выразительное чтение

Знать основные страницы жизни и творчества писателя, Знать содержание и историческую основу

Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сформулировать свое собственное, личное отношение к произведению.



26.12

16.01



34

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Тест, развёрнутые ответы на вопросы, составленные учителем и учениками

Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Уметь: анализировать поэтические и прозаические тексты.



19.01





35



Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».



1



Составление плана

Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.



23.01



36-37

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.



2







Отрывок наизусть





Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста»

владеть различными видами пересказа



26.01

30.01



38

Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала».



1

тест

Уметь самостоятельно делать выводы .Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Главная мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни



02.02





39

Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.



1

Наизусть стихотворение А.Фета или А.Майкова

Знать порядок анализа лирического произведения

Уметь выразительно читать стихотворения

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст



06.02



40

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.



1

Характеристика героев

Знать личность автора, философский смысл рассказа

Уметь анализировать эпическое произведение

Рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, - вопрос человеческой свободы



09.02



Из русской литературы XX века ( 22 часа)



41

И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи».



1

Характеристика героев

Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы



13.02





42

А.И.Куприн: страницы биографии. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».



1

Характеристика героев

Знать факты жизни и творчества писателя, нравственные проблемы рассказа

Уметь составлять конспект статьи учебника владеть различными видами пересказа



16.02



43

Подготовка к сочинению по произведениям Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

1

сочинение

Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Уметь: строить развёрнутое высказывание



20.02



44-45

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «На поле Куликовом». «Россия»



2

Стихотворение наизусть

Знать об исторической теме в творчестве поэта

Уметь анализировать художественное произведение

Раскрыть вопрос об ответственности каждого перед родной страной



27.02

01.03



46-47

С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.



2

Выразительное чтение

Знать историю создания поэмы

участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом



05.03

12.03





48

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»





1

Выразительное чтение





15.03





49

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.



1

Выразительное чтение

Знать биографию писателя

владеть различными видами пересказа

Задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения



19.03





50

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.



1

Вопросы и задания с.109,114

Знать произведения писателей-сатириков, средства создания авторами сатирического произведения

участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Приобщить к восприятию сатиры и юмора



22.03





51

Сатира и юмор в рассказах. Тэффи «Жизнь и воротник «М.М.Зощенко. «История болезни»



1

Выразительное чтение





26.03





52-53

А.Т.Твардовский -поэт, гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». Поэма «Василий Тёркин» книга про бойца и для бойцов.



2





Отрывок наизусть

Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы

Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму



05.04

09.04





54



Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Героика и юмор в поэме.



1



Знать определяющие качества В.Тёркина

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою



12.04





55



А.П.Платонов. «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе.



1



Знать биографию писателя, его нравственную позицию и способы ее выражения

владеть различными видами пересказа

Помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести



16.04





56

Стихи и песни о ВОВ. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л. Ошанина.



1

Одно стихотворение наизусть

Знать героические страницы русской поэзии

Уметь выразительно читать стихотворения

Силой слова и музыки воздействовать на души детей



19.04





57

В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фото-графия, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни.



1



Знать жизнь и творчество писателя

Уметь выражать свое отношение к прочитанному

Вызвать интерес учащихся к произведениям писателя



23.04





58

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева.



1

тестирование

Знать своеобразие рассказа

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы



26.04





59-60

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин.



2









Одно стихотворение наизусть

Уметь выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст

Познакомить с поэтами русского зарубежья, восстанавливая культурную память человеческую



30.04



61

Литература и история

1

Вопросы и задания с. 234

Знать: содержание произведений на историческую тему; понятие историзм. Уметь: анализировать произведения на историческую тему.



03.05



Из зарубежной литературы (8 часов)



62



У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Поединок семейной вражды и любви



1

Чтение по ролям

Знать эпоху Возрождения, представление о Шекспире как писателе

Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев



07.05





63

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии



1

Выразительное чтение

Уметь читать выразительно



10.05





64-65

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.



2

Чтение по ролям

Знать содержание пьесы, черты классицизма

Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою



14.05

17.05





66-67

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.



2

Выразительное чтение

Знать страницы жизни и творчества писателя

владеть различными видами пересказа

21.05

24.05





68-69

В.Скотт - основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.



2

Характеристика главных героев

Знать жизнь и творчество писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа

владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою

28.05

31.05



70

Итоговый урок

1

тест



03.06







Раздел VI. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе



Для учащихся:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просве­щение, 2008.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Ко­ровин В.И. - М.: Просвещение, 2003.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2007.

  3. Коровина В.Я., Збарский И.С, Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал