- Учителю
- Рабочая программа по литературе 11 класс ( по учебнику В.А. Чалмаева)
Рабочая программа по литературе 11 класс ( по учебнику В.А. Чалмаева)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена
на заседании ШМО
учителей-предметников
протокол № _____
от «__» ______20_г.
Согласована
заместителем
директора по УВР
________________
«__» ______20_г.
Утверждена:
приказом директора
МБОУ СОШ №19
от «__» _____ 20__г.
№183
____________________
(подпись руководителя ШМО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе, 11 А класс
(название учебного предмета, класс)
Карасёва Наталья Михайловна, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)
2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе за курс 11 класса составлена в соответствии с:
-
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-
основной образовательной программой основного общего образования на 2015-2020 годы, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ №19 от 31.08.2015г № 183
Рабочая программа по литературе за курс 11 класса рассчитана на 100 часов за учебный год.
</ Учебник, используемый при реализации учебного предмета литература в
11 классе: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) «Русское слово»
Цель программы по литературе за курс 11 класса:
-
становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием теоретико - литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи программы по литературе за курс 11 класса:
-
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
-
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
-
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
-
формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте.
Вариант построения курса - концентрический на хронологической основе с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Требования к уровню подготовки выпускников по литературе (базовый уровень)
Выпускник должен:
знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-
определять род и жанр произведения;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
3. Содержание учебного предмета литература в 11 классе
«Введение. Начало XX века: ожидание, тревоги и надежды мастеров культуры»
Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве.
« Судьба реализма: историческое место произведений Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже ХIХ и ХХ веков»
Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
«Писатели - реалисты начала XX века»
И. А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор) .Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарею…» и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина.
Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). «Старуха Изергиль» и др. по выбору.
Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.
Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев».
«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
А.И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. Любовная драма героини, её духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.
«Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
«У литературной карты России»
Обзор творчества В.Я Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева- Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я Шишкова,мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева- Ценского).
«Серебряный век русской поэзии»
Истоки, сущность и хронологические границы «русского литературного ренессанса». Художественные открытия поэтов нового времени»: поиски новых форм, способов лирического выражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала века (символизм, акмеизм, футуризм).
«Символизм и русские поэты-символисты»
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. ее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В.Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А.Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.)
В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы революции.
К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца* и по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.
А.А. Блок. Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «(О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скиф и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупрежу' об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа, христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати»
«Преодолевшие символизм»
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е го-манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-футуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов в образно-стилистическое богатство русской поэзии 20 века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И.Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Стара шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности»в поэзии И.Ф. Анненского.
Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос в стихотворений военного времени. Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника и финале поэмы.
М.И. Цветаева. Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...»,«Молитва», «Тоска по родине! Давно», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача; максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «Собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и Мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон».
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного; дон Аминадо. Темы мотивы сатирической новеллистки А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спин у революции»). Мастерство Писателя в выборе приемов комического.
«У литературной карты России»
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина, В.К. Арсеньева - по выбору учителя е и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина. Этнографическая проза В. Арсеньева.
«Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов»
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего" времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.)
Литературные группировки, возникшие после Октябри 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», АЕФ, конструктивизм имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».
Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи, любленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-Гражданина.
С.А. Есенин. Стихотворения: «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу Божью...», «Над темной прядью перелесиц... », «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики. Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина». Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.
«Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов»
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России - Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Чернинской, Г. Адамовича и др.
О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой...», «На розвальнях, уложенных соломой...», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков... » и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.
А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
«У литературной карты России»
Обзор творчества С.Н. Маркова, Б. В. Шергина, А.А.Прокофьева. Отличительные черты русского национального характера в историко-географических повествованиях С. Маркова, сказочных сюжетах Шергина, стихотворениях и песнях Прокофьева. Герой-легенда. Патриотическая песня
М.А. Булгаков. Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» - по выбору. Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание "ершалаимских" глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать Чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти_ » «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака
Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
А.П. Платонов. Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован» - по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя - мечтателя, романтика правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключом « слов-понятий в художественной системе писателя.
«Литература периода Великой Отечественной войны»
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, В. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны, («Зоя» Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.
А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини...» и др. по выбору. Доверительность и теплота лирической интонации Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной тио «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти ». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
«Литературный процесс 50 - 80-х годов»
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы X века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).
«Оттепель» 1953-1964 годов - рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая » лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм » писателей-фронтовиков 60-70-х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50-80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60-80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
В.М. Шукшин. Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать и< холмам задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.
В.П. Астафьев. Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др. Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчестве Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.
В.Г. Распутин. Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», Живи и помни», рассказ «Не могу-у...». Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философ-кое осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина.
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь»(А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
«У литературной карты России»
Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.
«Новейшая русская проза и поэзия 80 - 90-х годов»
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В. Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва-Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80-90-х годов. И. Губерман, Д. Пришв, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
3. Тематическое планирование по литературе для _11А__ класса
п/п
Разделы
Количество часов
1
Введение
1
2
«Судьба реализма: произведений Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже ХIХ и ХХ веков»
1
3
«Писатели - реалисты начала XX века»
12
4
«У литературной карты России»
3
5
«Серебряный век русской поэзии»
1
6
«Символизм и русские поэты-символисты»
10
7
«Преодолевшие символизм»
12
8
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон».
1
9
«Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов»
14
10
«Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов»
22
11
«Литература периода Великой Отечественной войны»
4
12
«Литературный процесс 50 - 80-х годов»
15
13
«Новейшая русская проза и поэзия 80 - 90-х годов»
4
Всего:
100
4. Календарно-тематическое планирование по __литературе___для ___11А____ классаНаименование раздела программы
Тема урока
Ко-во
часов
Контроль
Подготовка к ГИА(ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ)
Дата проведения
План
Факт
1
«Введение. Начало XX века: ожидание, тревоги и надежды мастеров культуры» (1ч)
Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории.
Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Время». Концепт «Время» в литературе
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(2 часть)
3.09
2
« Судьба реализма: историческое место произведений Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже ХIХ и ХХ веков» (1ч)
Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Дом». Концепт «Дом» в литературе
1
Самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста ( выполнение КИМов ЕГЭ)
7.09
3
«Писатели - реалисты начала XX века»
(12ч)
И. А. Бунин. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали
«Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
7.09
4
Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности
«Господин из Сан-Франциско» .
Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Путь». Концепт «Путь» в литературе
1
Анализ текста, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
10.09
5
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
«Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Дом». Концепт «Дом» в литературе
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7)
14.09
6-7
М. Горький . Страницы жизни. «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.
Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Любовь». Концепт «Любовь» в литературе
2
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(Часть2)
14.09
17.09
8
Пьеса «На дне» Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна».
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
21.09
9
Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.. Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Путь». Концепт «Путь» в литературе
1
Самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста ( выполнение КИМов ЕГЭ)
21.09
10
Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Подготовка к итоговому государственному сочинению:Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения..
1
Сравнение и сопоставление произведений, аргументация своего отношения к прочитанному произведению
( Часть 2 КИМов ЕГЭ)
24.09
11
1 Р. Р. Аудиторное сочинение по пьесе М. Горького «На дне»
1
Аудиторное сочинение
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
28.09
12
А.И. Куприн. Повесть: «Олеся» Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
28.09
13
Рассказ «Гранатовый браслет».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Любовь».
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
1.10
14
Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Любовь».
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А. Бунина, А. И. Куприна.
1
домашнее сочинение
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
5.10
15
«У литературной карты России» (1ч)
Обзор творчества В.Я Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева- Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей.
Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Год литературы 2015». Концепт «Литература»
1
Анализ текста ( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
5.10
16
«Серебряный век русской поэзии» (1ч)
Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (2 часть)
8.10
17
«Символизм и русские поэты-символисты» (10ч)
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.)
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (2 часть)
12.10
18
В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции Подготовка к итоговому государственному сочинению: Тема и основная мысль сочинения.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
12.10
19
К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
15.10
20
А.А. Блок. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».
«Ночь, у лица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...» Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Любовь».
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
19.10
21
Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара.
«Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
19.10
22
Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
«Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Время». Концепт «Время» в литературе
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
22.10
23
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Путь».
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
26.10
24
Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.. Подготовка к итоговому государственному сочинению: Собирание и систематизация материала для сочинения.
1
Самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста ( выполнение КИМов ЕГЭ)
26.10
25
Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати»
Подготовка к итоговому государственному сочинению: Собирание и систематизация материала для сочинения.
1
Сравнение и сопоставление произведений, аргументация своего отношения к прочитанному произведению ( Часть 2 КИМов ЕГЭ)
29.10
26
2. Р. Р. Аудиторное сочинение по творчеству А. Блока
Подготовка к итоговому государственному сочинению: Технология написания сочинения
1
Аудиторное сочинение
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
9.11
27
«Преодолевшие символизм»(12ч)
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм
(И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Год литературы 2015».
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (2 часть)
9.11
28
И.Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внуренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника » в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности » в
поэзии И.Ф. Анненского. Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Год литературы 2015».
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
12.11
29
Н.Г. Гумилёв.Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма.
«Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
16.11
30
Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта
«Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство». Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Путь».
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
16.11
31
А.А.Ахматова.Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой.
«Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...» «Песня последней встречи» «Сероглазый король». Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Любовь».
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть2)
19.11
32
Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.
«Мне ни к чему одические рати...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
23.11
33
Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. «Мужество», «Родная земля». Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Дом».
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть2)
23.11
34
Поэма «Реквием».
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. . Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Путь».
1
Самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста ( выполнение КИМов ЕГЭ)
26.11
35
Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного»
памятника в финале поэмы
Подготовка к итоговому государственному сочинению: Технология написания сочинения
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
30.11
36
М.И.Цветаева. Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики.
«Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва»
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта ( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
30.11
37
Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии
«Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в
руке...») Подготовка к итоговому государственному сочинению: Направление «Время».
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть2)
3.12
38
3 Р. Р. Аудиторное сочинение по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой
1
Аудиторное сочинение
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
7.12
39
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон».
(1ч)
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.
1
Самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста
( выполнение
КИМов ЕГЭ)
7.12
40
«У литературной карты России» (1ч)
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина, В.К. Арсеньева - по выбору учителя е и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина. Этнографическая проза В. Арсеньева
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
10.12
41
«Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов» (14ч)
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как ясивой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В.Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» A.M. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).
Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
14.12
42
Возникновение «гнезд рассеяния » эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».
Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»
1
Самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста ( выполнение КИМов ЕГЭ);
Сравнение и сопоставление произведений, аргументация своего отношения к прочитанному произведению
( Часть 2 КИМов ЕГЭ)
14.12
43
В.В. Маяковский. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта.
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «Ночь», «А вы могли бы?..»
«Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой» - обзор.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть2)
17.12
44
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.
«Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся»,
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 15-16)
21.12
45
Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное»
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
21.12
46
Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-
философской проблематикой эпохи.
1
Сравнение и сопоставление произведений, аргументация своего отношения к прочитанному произведению
( Часть 2 КИМов ЕГЭ)
24.12
47
Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
28.12
48
4 Р. Р. Аудиторное сочинение по творчеству Маяковского.
1
Аудиторное сочинение
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
28.12
49
С.А. Есенин. Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта.
«Спит ковыль...», «Чую радуницу Божью...», «Над темной прядью перелесиц... », «В том краю, где желтая крапива...»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
12.01
50
Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина.
«Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
12.01
51
Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
15.01
52
Поэма «Пугачев» Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7)
19.01
53
«Анна Снегина». Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
19.01
54
5 Р. Р. Аудиторное сочинение по творчеству С. Есенина
1
Аудиторное сочинение
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
22.01
55-56
«Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов»
(22ч)
Литературный процесс 30 - 40 годов.
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России - Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А. Арбузова
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(2 часть)
26.01
26.01
57
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др.
1
Сравнение и сопоставление произведений, аргументация своего отношения к прочитанному произведению
( Часть 2 КИМов ЕГЭ)
29.01
58
О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой...», «На розвальнях, уложенных соломой...», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков...» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
2.02
59
А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
2.02
60
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7)
5.02
61
Идея Дома и святости семейного очага в романе
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть2)
9.02
62
Роль и значение женских образов в художественной системе романа.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
9.02
63
Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
12.02
64
Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
16.02
65
6 Р. Р. Аудиторное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
1
Аудиторное сочинение
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
16.02
66
«У литературной карты России» (1ч)
Обзор творчества С.Н. Маркова, Б. В. Шергина, А.А.Прокофьева. Отличительные черты русского национального характера в историко-географических повествованиях С. Маркова, сказочных сюжетах Шергина, стихотворениях и песнях Прокофьева.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
19.02
67
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
26.02
68
Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
1.03
69
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
1.03
70
Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7)
4.03
71
Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
11.03
72
7 Р. Р. Аудиторное сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита
1
Аудиторное сочинение
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ (Часть1)
15.03
73
Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта.
«Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
15.03
74
Роман «Доктор Живаго » (обзор)
Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный
лирический аккорд повествования
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения;
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
18.03
75
А.П.Платонов. Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза»
Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя - мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
22.03
76
повести: «Сокровенный человек», «Котлован» - по выбору.
Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
22.03
77
«Литература периода Великой Отечественной войны» (4ч)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, В. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А.Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7, 10-16)
1.04
78
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; ( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
5.04
79
А.Т.Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини...»
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7)
5.04
80
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
8.04
819.05
«Литературный процесс 50 - 80-х годов» (15ч)
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.
1
Сравнение и сопоставление произведений, аргументация своего отношения к прочитанному произведению ( Часть 2 КИМов ЕГЭ)
12.04.
82
«Оттепель» 1953-1964 годов - рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель »: «громкая » (эстрадная) и «тихая » лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
12.04
83
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7)
15.04
84
«Деревенская проза» 50-80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
19.04
85
Историческая романистика 60-80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
1
Сравнение и сопоставление произведений, аргументация своего отношения к прочитанному произведению
( Часть 2 КИМов ЕГЭ)
19.04
86
Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В.Высоцкого, А. Башлачева
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 10-16)
22.04
87
В.М.Шукшин. Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал»Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина.
Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
26.04
88
Н. М.Рубцов Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова
«Русский огонек», «Я буду скакать по холмам, задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит»
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
26.04
89
В.П.Астафьев. Повесть «Царь-рыба» Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; ( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
29.04
90
Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» peaлизм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
3.05
91
В.Г.Распутин «Живи и помни», рассказ «Не могу-у...».«Прощание с Матёрой» Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7)
3.05
92
А.И.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь » (А.Твардовский).
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта
( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
6.05
93
Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 1-7)
10.05
94
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(задание 17.1-17.3)
10.05
95
Новейшая русская проза и поэзия 80 - 90-х годов (4ч)
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.)
1
Выполнение практических заданий из КИМов ЕГЭ
(2 часть)
13.05
96-97
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В. Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.
1
Анализ текста, выявление авторского замысла и различные средства его воплощения ( все типы заданий КИМов ЕГЭ)
17.05
17.05
98-99
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
1
Сравнение и сопоставление произведений ( Часть 2 КИМов ЕГЭ)
20.05
24.05
100
Промежуточная итоговая аттестация. Сочинение
1
В соответствии с приказом директора по МБОУ СОШ №19
В соответствии с приказом директора по МБОУ СОШ
Приложение 1.
График сочинений
работы
Темы контрольных работ
Даты проведения
Аудиторное сочинение по пьесе М. Горького «На дне»
28.09
Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина, А. И. Куприна.
5.10
Аудиторное сочинение по творчеству А. Блока
9.11
Аудиторное сочинение по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой.
7.12
Аудиторное сочинение по творчеству Маяковского
28.12
Аудиторное сочинение по творчеству С. Есенина
22.01
Аудиторное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
16.02
Аудиторное сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
15.03
Промежуточная итоговая аттестация. Сочинение
В соответствии с приказом директора по МБОУ СОШ №19