- Учителю
- конспект по литературе
конспект по литературе
Методическая разработка внеклассного мероприятия : «Заседание историко- литературного клуба «Родные истоки» (для учащихся 10-11 классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»), посвящённое 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
(сл1) Тема: «Духовное наследие Руси - Сергий Радонежский».
Учитель русского языка и литературы: Козлова Ольга Васильевна.
Цели: Создание условий для знакомства с житием преподобного Сергия Радонежского, с духовной красотой его личности, с его духовным наследием.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся целостное представления о жизни Сергия Радонежского;
активизировать у учащихся способность самостоятельного поиска информации и работы с имеющимся материалом;
рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе, выявить взаимосвязь литературы и истории.
Развивающие:
развивать культуру устной речи, ораторские способности, память и кругозор учащихся; внимание, логическое и творческое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы;
развивать у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности;
способствовать развитию самостоятельности и креативности мышления посредством творческой самостоятельной работы;
раскрыть творческие способности учащихся;
помочь учащимся продемонстрировать умение самостоятельной работы с литературным и историческим материалом и умение выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
Воспитывать эстетические вкусы силой воздействия художественного слова и исторической действительности на примере образа Сергия Радонежского;
воспитать любознательного, эстетически развитого, творческого читателя; приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям;
формировать духовный мир учащихся, их нравственные принципы, приобщать к исконно русской культуре.
Методы.
1. По источнику получения знаний:
словесные (беседа, рассказ учащихся);
наглядные (иллюстративные, демонстрация (презентация Power Point).
2. По уровню активности познавательной деятельности:
эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);
самостоятельной, творческой работы;
объяснительно-иллюстративные (беседа, работа с компьютером (презентация Power Point).
3. По функциям:
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и знаний (умение четко формулировать мысли, применять полученные знания в актах коммуникации, умение нестандартно и самостоятельно мыслить).
Оборудование:
проектор для мультимедийных презентаций;
мини-выставка, посвященная жизни Сергия Радонежского;
«галерея картин» - рисунков учащихся, посвященных жизни игумена.
Межпредметные связи:
с современными информационными технологиями (работа с компьютером и мультимедиа-презентацией);
с историей (информация о биографии, о некоторых исторических реалиях).
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: историко-литературный калейдоскоп.
Форма проведения: заседание историко-литературного клуба «Родные истоки».
План урока:
Организационный момент (3 мин.).
Основной ход урока (65 мин.).
Проверка усвоения знаний учащихся (5 мин.).
Подведение итогов (5 минут):
5. Замечания и пожелания учителя (2 мин)
Продолжительность урока: 80 мин. (2 урока).
(Сл 1)
Эпиграф к уроку:
«Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята -
благодарим Бога за премногую Его благость,
яко даровал нам Преподобного Сергия…»
Блаженный Епифаний
Ход урока
1.Организационный момент: (духовная музыка, колокола)
Слово учителя:
(Сл 2) 2014 год. Весь православный мир готовится праздновать 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений. Но поучением для нас стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых отдаленных уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником. Есть какая-то тайна в том, что такие духовные светочи появляются в самые тяжелые для народа времена, когда особенно нужна их поддержка.
(Сл 3) По слову русского историка В.О.Ключевского, «…при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
Какое же такое дело совершил Сергий Радонежский, что его имя стало освящено сквозь столько столетий истории. Для этого необходимо припомнить то время, в которое жил великий святой.
Ведущий: Я открываю первую страницу нашего калейдоскопа «Историческая эпоха», в которую жил Сергий Радонежский.
(Сл 4) Ученик-1: Святой Преподобный Сергий Радонежский жил в XIV веке - в годы татаро-монгольского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. Это были самые чёрные для Руси времена. Уже целое столетие властвовали на ней татары. Несколько поколений выросло в страхе неминуемой смерти. Вот как об этом времени написал поэт Александр Плотников в поэме «Сергий Радонежский»:
Ученик-2: В том веке был Ростов Великий
Под властью золотой орды,
И правил демон многоликий -
Поклонник силы и войны.
Князья расплачивались данью,
Что забирал татарский хан,
Зорил и грабил по желанью
Дома и города славян.
Поборы часто разоряли
Купцов, холопов и бояр,
В долги и бедность загоняли,
Нищали все: и млад и стар.
И власть и совесть продавались,
За всё платили серебром,
Князья уже не избирались,
Зло властвовало над добром.
Ученик-1:Татарское иго не только разоряло Русь, но и калечило душу народа. Не только это страшное бедствие сопровождало людей. В то время русская земля была разделена на удельные княжества. Князья ссорились и враждовали между собой. И от этого не меньше лилось крови, чем от нашествия татар.
И третий враг, не менее опасный, чем татары, находился у границ Руси. Польша, Швеция, Литва ждали своего часа, чтобы напасть на Русь, ослабевшую от междоусобиц.
(Сл 5) На опустевшей территории почти не осталось монахов. Кто мог спастись, уходили в леса, проходили монашеский подвиг самостоятельно, вне монастырей, кто как мог.
Старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, передающие правила монашеской жизни, сгорели.
Разгром привёл не только к материальному, но и духовному разорению. Хронический ужас одного поколения мог превратиться в народную робость, в черту национального характера. Но одна из основных черт русского народа, как и всякого великого народа, в том, что есть такая способность подниматься на ноги после падения.
(Сл 6) Ведущий: 2-ю страницу калейдоскопа открывают литературоведы. Главный источник, откуда мы узнаём о жизни радонежского игумена, - житие, написанное его учеником Епифанием. Святой Сергий предстает как воплощение черт идеальных, образцовых. Его жизнь - образец праведного пути. Герой жития идеален, житие, как икона, показывает образец святости, не лицо человека, а лик. И лик преподобного Сергия Радонежского чист и прекрасен. «Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного». (Борис Зайцев).
Я предоставляю слово ребятам, которые расскажут о тех чертах характера Сергия, что мы называем христианскими добродетелями.
(Сл 7) Смирение есть проявление духовной мощи в победе над собой (Н.А. Бердяев). В понятиях Святой Руси смирение - одна из главных духовно-нравственных ценностей.
Ученик-3. Обратимся к «Житию Сергия Радонежского» .
(Сл 8) А начинался его святой путь семь веков назад. Когда он был любимым сыном, просто человеком - Варфоломеем Кирилловичем Иванчиным.
Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в семье благочестивых родителей Кирилла и Марии и был наречён при рождении Варфоломеем в честь апостола Варфоломея. Имя редкое, необычное.
Рождению Варфоломея предшествовало одно знаменательное событие: в церкви, во время литургии, в утробе матери троекратно прокричал младенец. Никто тогда и не мог подумать, что так заявил о себе один из величайших русских святых. Это было чудом!
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его вместе с братьями отдали в обучение дьячку. Но учёба ему давалась плохо. При всём старании Варфоломею не давалась грамота, как ни старался, ни молился, не мог сложить буквы в слова.
Обидно было терпеть незаслуженные упрёки и наказания от родителей и учителей.
Ученик-4: И однажды произошло ещё одно знаменательное событие.
(Сл 9) Именно в Варницах Варфоломею было явление некоего инока в образе ангела, посланного Богом «для дарования смиренному отроку разумной книжной грамоты».
Старец протянул отроку частицу просфоры и сказал: «То тебе даётся в знамение благодати Божией и понимания Священного писания. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошие грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». Варфоломей превзошёл в учении братьев и сверстников. Любимыми книгами стали жития святых и летописные сказания о минувшем.
Варфоломей превосходно усвоил урок: любое высочайшее дело и даже подвиг не обходится без помощи свыше. Поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой.
(Сл 10) Ведущий: 3-я страница калейдоскопа -«Послушание родителям».
Что же такое послушание? Обратите внимание на экран: «Послушание - христианская добродетель, заключающаяся в согласии своей воли с волей Божьей».
Сергий Радонежский является великим образцом сыновней любви.
Ученик -5: Ему не было ещё двенадцати лет, когда он стал строго поститься, не пропускал ни одной церковной службы, любил тишину и уединение. Он мечтал только о монастыре и просил родителей благословить его на монашество. Может быть, со временем родители и согласились бы отпустить сына в обитель, но вдруг на семью обрушились нежданные беды.
В семидесяти верстах от Москвы, в непроходимой чаще, стояло село Радонеж. Сюда и переехала семья Кирилла и Марии с детьми. Поразили переселенцев непроходимые, дремучие леса. Как и другим, им пришлось самим лес расчищать, в поле работать, и на сенокосе.
Наверное, в эти годы Варфоломей научился многое делать своими руками. С тех пор вся его жизнь была связана с лесом. Здесь он находил истинный покой и уединение. К покою и уединению стремилась его душа.
(Сл 11) Ученик-6: Он мечтал о монашеской жизни и просил родителей отпустить его. Мария готова была благословить сына, но Кирилл сказал, что они уже стары и нуждаются во внимании и помощи сына. А когда он их похоронит, тогда может исполнить своё заветное желание. Он не забыл послушания, первой добродетели христианина. Имея перед собой ясную жизненную цель - монашество - он смиряет себя ради отца и матери, оставшись ухаживать за ними. Это великий пример того, что человек, по - настоящему верующий, не оставит в беде родителей, друзей и просто нуждающихся в помощи людей ради исполнения своего желания, пусть даже высокого. Вся жизнь Сергия была великой жертвой Богу, и начал он этот подвиг с малой жертвы своим родителям. Важно, что делал он это с радостью.
(Сл 12) Ведущий: Следующая 4 страница калейдоскопа: Терпение и верность выбранному пути.
На экране: Терпение - добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий, неизбежных в жизни почти каждого человека
Ученик-7:
(Сл 13) Прошло время, и Варфоломей вместе с братом Стефаном уходят искать пустынное место для своей новой обители. Долго бродили они по Радонежскому лесу, пока не увидели холм с пологими склонами, похожий на маковку. Здесь была чистая полянка. Те, кому случилось здесь заночевать, будто бы видели яркий свет, струившийся над полянкой, и даже языки пламени. Так родилась легенда о холме, как о таинственном святом месте, предназначенном для обители и дождавшемся своего часа.
На этом месте и поставили братья два сруба - один под церковь, а другой под келью, и стали жить, обустраивая свою небольшую обитель. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так начиналась история известной теперь на весь мир Троице-Сергиевой Лавры. Теперь это сердце православной России, одна из почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была примером верности Православию, силы духа и любви к своему Отечеству. Святая Троица, в честь которой и была основана обитель на горе Маковец, становилась и символом единства Руси.
Первая зима в жизни отшельников оказалась самым тяжёлым временем. Скудных съестных припасов не хватало. Только дикие звери пробегали под окнами кельи.
Стефан такой жизни не выдержал и ушёл в Москву в Богоявленский монастырь.
Варфоломей, оставшись один, захотел стать настоящим монахом, исполнять правила монашеской жизни. А для этого необходимо было принять постриг. В Хотьковском монастыре он нашёл игумена - старца Митрофана и попросил постричь себя в монахи.
Митрофан постриг его и нарёк именем в честь святого того дня - мученика Сергия. Преподобный Сергий принял монашество в 23 года. Семь дней Сергий, не выходя из своей церкви, каждый день он совершал литургию.
Ученик-8: Когда брат его покинул, ему пришлось начинать монашескую жизнь в полном одиночестве и тем самым основывать новый вид «подвига», новый образ жизни, какого Русь раньше не знала. Он прожил около 2-х лет в полном одиночестве.
Сергий преодолевал в себе физический страх, который на него наводили волки и медведи, тяжёлую усталость и тоску. Но эти годы борьбы и суровой жизни стали для него годами благодати и великого духовного обогащения. Молитва, которой он отдавался, укрепляла его силу, и то состояние души, к которому он издавна стремился.
Будучи игуменом монастыря, Сергий трудился больше всех и служил всем: носил для братии воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пек хлеб, возводил монастырские постройки. А ночи проводил в молитвах.
Ведущий: 5 страница калейдоскопа посвящена необыкновенному трудолюбию и скромности Сергию Радонежскому.
(Сл 14) На экране: Трудолюбие - добродетель, любовь к труду, желание старательно и добросовестно трудиться.. ( Библейская энциклопедия )
(Сл 15) Скромность- сдержанность в обнаружении своих достоинств.
Ученик-9: О Сергии узнали люди. Они приходили к нему и оставались с ним жить. Сергий их не прогонял. Монахи построили себе кельи, работали сообща, вместе, подражая Преподобному. Сам Сергий построил здесь четыре кельи.
Монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца за решето гнилого хлеба. Своим личным примером он убеждал своих учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук.
По внешности он не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был всегда терпелив и постоянен.
Жизнь здесь была суровой. Преподобный Сергий заботился о том, чтобы монахи жили скромно, просто, мирно, проводили дни в молитвах и трудах. Главным условием были чистота душевная, молчание, смирение и всеобъемлющая любовь.
Ученик-10: Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства. Монахи с просьбами обращались к Сергию принять священный сан и стать их настоятелем.
Преподобный долго отказывался возглавить монастырь. «Ведь я и сам в поучении нуждаюсь и более хочу учиться, чем других поучать, я больше стремлюсь сам у других в подчинении быть, чем над другими властвовать и командовать». Материальный мир не волновал его. За его неказистой внешностью скрывался богатейший духовный мир. Поэтому первым игуменом стал Митрофан, в своё время постригший Сергия в монашество.
Лишь после его смерти Преподобный согласился принять этот чин. Ему было 30 лет. Епископ Афанасий Волынский повелел Сергию принять игуменство. С первых дней своего игуменства он начал воплощать завет Христа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою». Он оставался с людьми таким же добрым, внимательным, смиренным, каким и был.
(сл 16) Ведущий: Следующая 6 страница калейдоскопа посвящена любви Сергия к своему Отечеству. Это готовность подчинить свои интересы интересам Родины и своего народа.
Ученик-11: Огромную роль Сергий Радонежский сыграл в подготовке Куликовской битвы. Он был духовным наставником с детства Дмитрия Донского, полководца этой великой битвы и победы.
Перед походом на битву с татаро-монголами Дмитрий Донской заехал в Троицкую обитель для благословения на роковую битву, и Сергий Радонежский укрепил его дух и благословил князя и его войско на битву. До поздней ночи в маленькой келье Дмитрий Иванович горячо говорил с Сергием о предстоящей битве. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен. Донской не просто желал благословения, а необычного, какого не знал ещё христианский мир. Далеко за полночь Сергий приказал собрать для совета самых праведных старцев. А наутро, так и не отдохнув, служил долгую и торжественную литургию. Спокойно и с достоинством стояла в церкви « закованная в железо» княжеская дружина.
В день великой битвы по всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. Когда шла битва, преподобный Сергий молился за русских воинов. Находясь в Лавре, он мысленно видел битву, называл павших воинов. О победе он возвестил первым: «Великая победа нал врагами дарована нам! Служите благодарственный молебен!»
Победа в Куликовской битве укрепила мысль русских людей в том, что объединенными силами можно одолеть Орду. Победа над врагом укрепила авторитет Москвы, как центра объединения разрозненных русских княжеств.
(Сл 17) Ведущий: В начале урока мы поставили вопрос: почему же через столетия освящено имя Сергия Радонежского? Я прошу вас подвести итог тому, о чём мы говорили.
Ученик-12: Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным светильником для современников и потомков - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям, любви и единомыслия. Своим «высоким житием» он внушал людям веру в нравственные силы. Он сам был примером: учил главным образом собою, своим образом жизни и отношением к окружающим. Преподобный Сергий Радонежский вмещал в себе любовь, веру, кротость слова, смирение, согласие, скромность, трудолюбие. И эти качества распространялись на Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей.
(Сл 18) Его почитают как учителя и устроителя России. В его жизни было четыре великих дела:
1.Создание и распространение нового типа монастырей.
2. Начало освобождения Руси от монголо- татарского ига.
3.Создание духовно-нравственного и культурного центра Руси - Троице - Сергиевской Лавры.
4 Распространение на Руси вероучений о Святой Троице.
Учитель: Нравственное начало есть в каждом человеке. Но в наши дни происходит размывание граней между добром и злом. И это ведёт к потере нравственных координат. Человек запутывется, начинает смешивать добро и зло. И чтобы противостоять этому, необходимо обращаться к заветам Сергия Радонежского.
Всем русским людям, своим ученикам Сергий Радонежский завещал:
(Сл 19) «Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой, прощайте всё друг другу. Я же за вас буду молиться. И всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь…»
Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будете скатываться вниз? А может ,вы замрёте на одной из ступеней и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе, каждому из нас есть, над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на первой ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И житие Сергия пусть будет для вас путеводною звездой.