7


  • Учителю
  • Линейка, посвящённая песням военных лет, Об огнях-пожарищах...

Линейка, посвящённая песням военных лет, Об огнях-пожарищах...

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Повсеместно в мае мы проводим дни памяти и гордости за наш народ, победивший фашизм, отстоявший мир на планете. Не стала исключением и наша линейка, посвящённая песням военных лет, "Об огнях-пожарища" Предлагаю вашему вниманию текст презентации, т. к. сама презентация поч
предварительный просмотр материала

Презентация 05.05.2015:

1 слайд:

Сегодня у нас на линейке будет звучать великое множество стихов и песен военных лет. Многие из них вам знакомы, но - убеждена! - будут и такие, что вы услышите сегодня впервые.

Песни и стихи Великой Отечественной войны и Великой Победы.

Об огнях-пожарищах,

О друзьях-товарищах...

Песня "Катюша" - одновременно о грозном оружии того времени и о любви простой девушки с чудесным русским именем.

2 слайд:

Песня «Священная война» (ЗВУЧИТ) уже 24-25 июня 1941 года, на 2-3 день войны, встала в боевой строй советских солдат и не покинула его до самой Победы. Трудно найти другую песню такого патриотического накала, как эта.

«Мне вспоминаются 1941-42 годы - время, когда нам было особенно тяжело. Именно в это время у народа-великана родилось много песен… Песни рождались народными массами и приносились массам фронтовиков нашими композиторами и певцами… и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей родной, кровной помощницей».

Маршал СССР, дважды Герой Советского Союза И. Х. Баграмян.

3 слайд: (звучит песня "В землянке")

"Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были 16 «домашних» строк, адресованных жене Софье Андреевне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня дня под Истрой… Так бы и остались эти строчки частью письма, но в феврале 1942 г. приехал из эвакуации композитор Константин Листов … и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». Я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным, что песня из этого стихотворения не выйдет.

Но через неделю композитор, вновь появившись в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и спел свою новую песню «В землянке». … И сразу стало видно, что песня «пойдёт», если запомнилась она с первого исполнения." (Алексей Сурков.)

4 слайд:

Звучит песня "Военные фотографии" Юрия Визбора.

Булат Шалвович Окуджава - поэт-песенник, родившийся 9 мая 1924 года, к началу войны был юным мальчиком 17 лет, но, как и многие его ровесники, пошёл служить добровольцем - сначала в миномётные войска, потом - радистом в тяжёлую артиллерию, был ранен, но вернулся с войны живым. Тема Великой Отечественной войны стала вечной в его песнях и стихах.

5 слайд:

Я знаю: никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там. И не о том ведь речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А. Т. Твардовский.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» стала той необходимо-достаточной «книгой про бойца», которая помогала солдатам преодолевать все тяготы военной жизни, звала и вела за собой. Каждую следующую главу поэмы ждали с нетерпением на всех фронтах и в тылу.

Простой весёлый паренёк Вася Тёркин, умеющий, когда это можно, балагурить и шутить и всерьёз спросить с врага, когда это нужно, был тем «своим в доску» рубахой-парнем, которого так недоставало ребятам на передовой и в госпиталях, и потому пришёлся так по душе всем читателям.

ЧТЕНИЕ ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ "Василий Тёркин" Дашей Карпухиной, 7 группа. (глава "О награде").

6 слайд:

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "Смуглянка"

«У войны не женское лицо» - так называется роман С. Алексиевич о роли женщин в Великой Отечественной войне. Название говорит само за себя. И тем не менее множество женщин воевало плечом к плечу с мужчинами против немецко-фашистских захватчиков.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» лейтенант Васков скажет горькие слова: «Ну, это сейчас - война, понятно… А потом-то, потом, когда мир настанет, что я отвечу на вопрос: «Что же это вы, мужики, мам наших не уберегли? Что ж вы их положили?» - и нечего мне ответить на это будет! Нечего!»

7 слайд:

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "Ты ждёшь, Лизавета..."

Песни нашей памяти. Военные песни. Они не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Сов.Информ.Бюро, боевой потенциал не учитывался в штабах при обороне и наступлениях, но для победы нашей, для нашей выстраданной Победы они - песни - сделали очень и очень многое. Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно. И нужно. … К долгосрочной и прекрасной службе … многих… военных песен не сможет предъявить претензии ни один - даже самый строгий - командир.

Роберт Рождественский.

8 слайд: Неслучайно именно после песни о Лизавете, ожидающей привета воина, мы предлагаем вам следующий слайд!

Кто-то может спросить: А неужели, уж все были такими прямо вот героями? И никто ни разу не струсил, не предал?

«Открытое письмо» К. М. Симонова, адресованное женщине из города Вичуга, - об этом:

…Что ж написать вы не могли … // Примите же в конце от нас

Пусть горьких слов, но благородных! // Презренье наше на прощанье!

В своей душе их не нашли - // Не уважающие Вас

Так заняли бы, где угодно!.. // Покойного однополчане.

Чтение стихотворения К. М. Симонова «Открытое письмо» Романом Ивановым, 7 группа.

9 слайд: ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "От героев былых времён..."

"… Шёл 1942 год. Однажды - на Казанском фронте - артист Борис Струлёв, основной мой исполнитель, начисто лишился голоса. Солдатская землянка - не большой зал филармонии. Тут не отменишь концерт. И вот пришлось мне запеть самому!.. Спеть собственную песню под собственный аккомпанемент собственным голосом, которого у меня отроду не было. Поддавшись какому-то необъяснимому чувству, я запел как бы для себя под тихий наигрыш: Споёмте, друзья, ведь завтра - в поход,

Уйдём в предрассветный туман…

Моряков в землянке не было, но всё остальное было: и предстоящий поход, и предрассветный туман, и капитан, призванный из запаса. Со 2-го куплета мне стали подпевать - сначала робко, без слов, а затем - и слова рефрена. Я закончил песню, повторив её по требованию бойцов трижды, и ко мне потянулись руки с бумажками: запишите, мол, слова. Ободрённый этим успехом, я понял, что эта песня нужна солдатам. Затем уже на каждом концерте я пел под конец программы песню, как её тогда называли, «Прощай, любимый город». Как же так? - рассуждал я. - С одной стороны, песня «упадочная», а с другой - произвела на бойцов такое сильное впечатление? На следующих концертах бойцы уже требовали исполнить эту песню. Я не мог понять, как песня обгоняет меня, первого исполнителя. Оказалось, связисты передают друг другу по радио слова песни и её мотив. Это заставило меня по-другому взглянуть на роль лирики в самых трудных обстоятельствах". (Василий Соловьёв-Седой).





10 слайд: "ТАЛЬЯНОЧКА" звучит!

Включив на кухне радио нечаянно,

Я ускользнул от всех домашних дел.

И тенорок Владимира Нечаева

Фатьяновские строчки вдруг запел.



Те самые, о солнечной поляночке,

О парне, прошагавшем сквозь бои,

И звуки песни из-под каждой планочки

Выпархивали, будто соловьи…



Михаил Пляцковский.

Первоначально композитор написал песню о тальяночке в форме лирического вальса, мечтательного и задумчивого. Музыка нравилась всем… кроме самого автора.

Взыскательный мастер почувствовал, что песне недостаёт той жизнерадостности, веселья, удали, которой проникнуты стихи Алексея Фатьянова. Ведь образ парнишки, играющего на тальяночке «про любовь», чем-то близок тому же Тёркину, никогда не унывающему воину, у которого всегда в запасе шутки и прибаутки. И композитор отбросил эту и написал новую мелодию.

Песня «На солнечной поляночке» (стихи А. Фатьянова, музыка В. Соловьёва-Седого) прошла по всем фронтам войны, помогая солдатам переносить все её тяготы, все лишения и опасности фронтовой жизни.

11 слайд: РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ в Великой войне - неувядаемая тема!

Человек, призванный давать жизнь, - женщина! - идёт убивать, лишать жизни других людей…





Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву. И сотни раз - во сне...

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. - скажет Юлия Друнина в 1943 г.





Нет, это не заслуга, а удача -

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!



С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии - потом...



Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Ю. Друнина.

И ещё послушайте стихи Юлии Друниной "Не знаю, где я нежности училась..." в исполнении Анастасии Балашовой, 16 группа.

12 слайд:

Не могла оставить без внимания - хотя бы просто упомянуть о ней! - Седьмую «Ленинградскую» симфонию Д. Д. Шостаковича.

Седьмая симфония Шостаковича получила всемирную известность как музыкальный символ борьбы советского народа против фашизма. Шостакович писал: «Первая часть - это борьба, четвертая - грядущая победа». Все четыре части симфонии отражают разные этапы драматических столкновений и размышлений о войне. Шостакович приводил Седьмую симфонию, как пример синхронности внутренних побуждений и их стремительного реального воплощения: «Свою Седьмую, Ленинградскую симфонию я писал быстро … словно на едином дыхании … Я не мог её не писать».

В имеющейся литературе нигде не указывается точная дата начала работы над симфонией, но известно, что три части симфонии были сочинены в сентябре 1941 года. В начале октября Шостакович с семьей вылетел в Москву, а затем - в Куйбышев. Утром 27 декабря партитура симфонии была завершена. Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра СССР под руководством С. А. Самосуда. 20 марта Шостакович вместе с солистами оркестра вылетел в столицу на московскую премьеру симфонии. Только в августе Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, а с июня 1942 года началось ее триумфальное шествие и за рубежом, где первым ее исполнителем был английский дирижер Генри Вуд, в Нью-Йорке симфония прозвучала под управлением Артуро Тосканини.

За создание Седьмой симфонии Шостакович был удостоен Государственной премии СССР первой степени за 1942 год.

Звучит песня "На побывку едет молодой моряк..."

13 слайд:

От героев былых времён

Не осталось порой имён… - звучит эта песня!

Песня вместе с Отчизной пошла на бой. Она встала в строй, на правый фланг - ближе к запевалам. По трудным горестным дорогам войны прошла с героями песня. Облетев многие зарубежные страны, она вместе с победителями возвратилась домой - к родным, близким, к созидательному труду.

Алексей Фатьянов.

14 слайд:

4 апреля с.г. в центральном выставочном зале нашего города прошёл конкурс "Навеки в памяти людской", видео-отрывок и фотографию с которого мы хотим предложить сегодня вашему вниманию.



И - спасибо - ветеранам Великой Отечественной войны - не только за внимание, но ещё и за подаренную всем нам ЖИЗНЬ на Земле! - от нас, их благодарных потомков! А вам - за внимание!















































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал