7


  • Учителю
  • Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист

Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Технологическая карта урока

Предмет: литература.

Класс: 11.

Тема урока: «Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина «Дракон» и Т.Толстой «Чистый лист».

Временные рамки урока: 45 минут.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод: исследовательский

Прием: сравнительно-сопоставительный анализ текста.

Представление о результатах:

 предметные:

  • понимание литературы как особого способа познания жизни;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное;

  • осознание значимости изучения литературы для саморазвития.

 личностные:

  • формирование целостного мировоззрения;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

 метапредметные:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникационной задачей.

Цель:

  • осознание учащимися рассказов Е.Замятина и Т.Толстой как произведений-предупреждений о том, к чему может привести безнравственность общества.





Задачи:

- научить учащихся видеть и формулировать центральную проблему художественного текста, видеть авторскую позицию;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать в сознании учащихся понятие о нравственной шкале ценностей;

- воспитывать культуру общения, уважительное отношение к мнению другого человека.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация раздаточный материал.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.





Организационный момент.



Слайды 1-4

Включение в деловой ритм.

Учитель сообщает о необычности урока-исследования, о том, что учащимся предстоит самим сформулировать тему и проблему урока, выбрать эпиграф.

Подготовка учащихся к восприятию.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагания; коммуникативные: планирование учебного сотворчества с учителем и сверстниками.

2.

Постановка учебной задачи.

Слайды 5-7

Для определения метода исследования учитель предлагает учащимся решить старинную египетскую задачу:

«Как без помощи мела изменить длину линии нарисованной на доске?»

Учитель озвучивает предмет исследования, но не говорит название рассказа Т.Толстой.

Учащиеся, отгадав загадку, определяют, что метод исследования - сравнительно-сопоставительный.

Учащиеся начинают заполнять «Информационную карту урока».

Выдвигают гипотезы по поводу оснований для проведения подобного сопоставления.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

3.

Поэтапная работа с текстом.

Слайды 8-12

Учитель зачитывает эпизоды. Задает наводящие вопросы. Корректирует работу учащихся.

Учащиеся по ходу чтения учителя или учеников (эпизоды для таблицы 2 читают по ролям) заполняют таблицы, делают предварительные выводы.

Индивидуальная работа: один из учеников после афиширования наблюдений одноклассников оформляет записи непосредственно в презентации.

Познавательные:

умение структурировать знания, классифицировать материал; личностные: самоопределение.

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.

Создание новой учебной ситуации.

Анализ финалов рассказов.



Слайд 13



Учитель предлагает обратить внимание на хронотоп рассказов и обнаружить контраст. Предлагает задуматься над тем, какова цена будущего?

Учащиеся обнаруживают, что в основе хронотопа заложен контраст «Прошлое (известное) - будущее (неизвестное)».

Зачитывают финалы рассказов. Узнают название рассказа Т.Н.Толстой. Предполагают, какое будущее ожидает героев.

Познавательные: логические - умение формулировать проблему; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.

Самостоятельная работа + рефлексия.

Учитель вместе с учащимися заслушивает 2-3 работы.

Задания для самостоятельной работы

1.Устно ответьте на вопрос: «О чем пророчествует русская литература в переломные моменты истории?»

2.Заполнить до конца информационную карту урока.

Учащиеся заполняют «Информационную карту урока», формулируют тему урока, проблему, выбирают эпиграф, ориентируясь на личностную значимость проведенного исследования.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: смыслообразование.

6.

Предпосылка к размышлению.

Учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Наш век» (Музыкальный фон - "Lacrimosa" из "Реквиема" В.А. Моцарта).

Заключительное слово.

- Дорогие ребята, вы только начинаете жить, перед вами - чистый лист бумаги. Я хочу вам пожелать, чтобы он не превратился в черновик, который до боли захочется переписать заново.

Эмоциональное восприятие урока.

Познавательные: рефлексия; личностные: самоопределение.

























Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый листУрок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист











Информационная карта урока





Тема урока:__________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Проблема(ы): ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Эпиграф: ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Метод исследования _____________________________________________________

Предмет исследования ___________________________________________________

_______________________________________________________________________



































Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый листУрок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист



Евгений Замятин

Дракон (1918)



Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное, вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые.

И дыра в тумане: рот.



Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый листУрок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист



Татьяна Толстая

__________________ (1984)

Жена как прилегла в детской на диване - так и заснула: ничто так не выматывает, как больной ребенок. И хорошо, пусть там и спит. Игнатьев прикрыл ее пледом, потоптался, посмотрел на разинутый рот, изможденное лицо, отросшую темноту волос - давно не прикидывалась блондинкой, - пожалел ее, пожалел хилого, белого, опять вспотевшего Валерика, пожалел себя, ушел, лег и лежал теперь без сна, смотрел в потолок.

Каждую ночь к Игнатьеву приходила Тоска. Тяжелая, смутная, с опушенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку - печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами - рука в руке.

Игнатьев плакать не умел и потому курил. Маленькими, игрушечными зарницами вспыхивал огонек. Игнатьев лежал, тосковал, чувствовал табачную горечь и знал, что в ней - правда. Горечь, дым, крошечный оазис света во тьме - это мир.



ЭУрок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый листто было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

-...Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

- Ну, и что же - довел?

- Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал - и несся вон из мира трамвай.



Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист



После работы Игнатьев не сразу шел домой, а пил с другом в погребке пиво. <…>

- Я в отчаянии, - говорил Игнатьев, - я просто в отчаянии. Я запутался. Как все сложно. Жена - она святая. работу бросила, сидит с Валерочкой. Он болен, все время болен. Ножки плохо ходят. Маленький такой огарочек. Чуть теплится.<…> Я домой идти просто не могу. <…> Каждый день даю себе слово: завтра стану другим человеком, взбодрюсь, заработаю кучу денег, Валерочку вывезу на юг… Квартиру отремонтирую, буду бегать по утрам… А ночью - тоска.

- Я не понимаю, - говорил друг, - ну что ты выкобениваешься? У всех примерно такие обстоятельства, в чем дело? Живем же как-то.

- Ты пойми: вот тут, - Игнатьев показал на грудь, - живое, живое, оно болит!

- Ну и дурак, - друг чистил зуб спичкой. - Подумаешь, мировой страдалец. Ты просто сам не хочешь быть здоровым, бодрым, подтянутым, не хочешь быть хозяином своей жизни.

- Я дошел до точки, - сказал Игнатьев, впился руками в волосы и тускло смотрел в измазанную пеной кружку.

- А коли так, отдай себе отчет: больной орган необходимо ампутировать. Как аппендикс.

Игнатьев поднял голову, изумился.

- В каком смысле ампутировать?

- В медицинском. Сейчас это делают.

Друг оглянулся, понизив голос, стал объяснять: есть такой институт, это недалеко от Новослободской, так там это оперируют; конечно, пока полуофициально, частным образом, но можно. Конечно, врачу надо дать на лапу. Люди выходят совершенно обновленные. <…>

- Но ведь это ужасно!

- А чего тут ужасного. Великолепные результаты: необычно обостряются мыслительные способности. Растет сила воли. Гармония тела и… э-э-э…мозга. Ты сразу наметишь цель, бьешь без промаха и хватаешь

высший приз.

















Впечатления

от диалога

























ИУрок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щелочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.

- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще?

- А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.





Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист

И жаль, жаль, жаль, жаль остающихся, и я бегу вверх, и, накреняясь, пронесся дачный перрон, и на нем мама и я - маленьким мальчиком, нет, это Валерик - обернулись, кричат, но не слышно.

Он лежал в кресле, ремни отстегнуты, во рту сухо, кружилась голова. В груди - приятное, спокойное тепло. Хорошо! <…>

Доктор поднял взгляд от бумаг. Ну, это - ваще, финиш, офигеть можно. Вместо глаз - дырки.

- Ты чё, шеф, гляделки посеял? - засмеялся Игнатьев. Ему понравился новый собственный смех - вроде визгливого лая. Такой доходчивый очень. - Ну, ты, шеф, даешь! Я в отпаде. Не споткнись, когда к бабам пойдешь. <…> Хлопнул доктора по плечу. Крепкими пружинистыми шагами сбежал с потертых ступеней, лихо заворачивая на площадках. Сколько дел - это ж ё моё! И все удастся. Игнатьев засмеялся.

-Ща в собес или куда следует. <…> Так и так, не могу больше дома держать этого недоноска. Антисанитария, понимаешь. Извольте обеспечить интернат. Будут кобениться, придется дать на лапу. Эт уж так заведено. Эт в порядке вещей.















Впечатления

от монолога.









Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый листХРОНОТОП

Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый листУрок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист









Урок на тему Философско-нравственная проблематика рассказов Е.Замятина Дракон и Т.Толстой Чистый лист







Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

Игнатьев толкнул дверь почты.

- Что вам? - спросила кудрявая девушка.

- Чистый лист, - сказал Игнатьев. - Просто чистый лист.





Задания для самостоятельной работы

  1. Устно ответьте на вопрос: «О чем пророчествует русская литература в переломные моменты истории?»

  2. Заполнить до конца информационную карту урока1.

  3. Индивидуальное задание. Закончить презентацию.

Д/з. Составить синквейн, первой строчкой которого будет являться ключевое слово в формулировке темы урока.

























 Данный урок был представлен на муниципальном этапе конкурса «Учитель года 2012» и получил высокую экспертную оценку. Опубликован на сайтах педагогических сообществ: www.proshkolu.ru; pedsovet.org. На данных сайтах можно увидеть количество просмотров урока и отзывы.

1 Высказывания для эпиграфа.

I.

  • Русская литература… полна предчувствий и предсказаний, ей свойственна тревога о надвигающейся катастрофе (Н.А.Бердяев).

  • У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром (В.Распутин).

  • Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и маленькой (Д.С.Лихачев).

II.

  • Нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н.Толстой).

  • Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она "затягивает" (Д.С.Лихачев).

III.

  • Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает (Л.Н.Толстой).

  • Жажда покоя убивает духовность (А.И.Солженицын).

  • Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья (Жорж Санд).

  • Обитель для души может быть возведена лишь на очень прочном фундаменте нескончаемого отчаяния (Бертран Рассел).

IV.

  • Душа - дыхание Божие и образ Божий в человеке (Алексий II).

  • Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души (Иоанн Златоуст)

  • Совесть - таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)

  • Нравственность - основа всех человеческих ценностей (Эйнштейн Альберт</</u>).

  • В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,- не только не блага, но несомненное и очевидное зло (Л.Н.Толстой).

  • Нация, которая не ценит духовность, обречена на гибель (Д.С.Лихачев).

  • Бездуховность крайне агрессивна (Д.С.Лихачев).





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал