- Учителю
- Урок литературы 'У кого нет памяти, у того нет жизни' (по повести В. Г. Распутина 'Прощание с Матёрой')
Урок литературы 'У кого нет памяти, у того нет жизни' (по повести В. Г. Распутина 'Прощание с Матёрой')
Урок литературы в 11 классе
Тема: «У кого нет памяти, у того нет жизни» (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»)
Цель: на основе анализа конфликта повести показать губительность для человеческой души забвения памяти.
Задачи:
- активизация мыслительного поиска проблемы путем информативно- проблемных вопросов;
- развитие умений аргументации собственной точки зрения;
- воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине
Тип урока: урок изучения нового материла.
Используемые технологии: информационно - коммуникативные, групповые, личностно ориентированные, проблемные, здоровьесберегающие
Оборудование: проектор, компьютер, словари, раздаточный материал (задания для групп), тексты повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
Ход урока.
-
Мотивационное начало урока (прием «яркое пятно»)
На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» чтение стихотворения С. Куняева «Распутину» (читает подготовленный ученик)
На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матёра! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей -
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть…. Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя, прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…
Учитель: Ребята, как выдумаете, почему мы начали сегодняшний урок со стихотворения С. Куняева «Распутину»? (Мы сегодня будем говорить о В.Г. Распутине)
- Определите ключевое слово стихотворения? (Матёра)
- О каком произведении В.Г. Распутина мы будем говорить? (О повести «Прощание с Матёрой».
Эпиграфом к уроку мы возьмем слова А.С. Пушкина: Слайд №1
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
-С чем у вас ассоциируются эти строки стихотворения А.С. Пушкина? (с малой родиной, с памятью, жизнью).
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «У кого нет памяти, у того нет жизни» (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой») - Слайд №2
-
Постановка проблемы: В чем заключается основной конфликт повести?
Учитель: Это главный вопрос, на который мы должны ответить, проанализировав произведение.
3. Индивидуальное сообщение
- Послушайте сообщение о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР. Слайд № 3
-Обратимся к названию произведения, которое по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий можно назвать философской притчей. «Прощание с Матёрой». Определим лексическое значение слов.
Слайд №4
Лексическое значение слов (из толкового словаря Ожегова) (словарную статью читает ученик)- (индивидуальная работа)
«Прощание» от слова «проститься».
«Проститься»: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании;
2) покинуть что-нибудь, расстаться.
- Что же такое «Матёра»? Заглянем в словарь В.И. Даля.
«Матёра - материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша».
«Матереть - становиться матерью, рожать детей».
Учитель: В повести Распутина Матёра - это остров, и одноименная деревня.
4.Самостоятельная работа
-
Составьте синонимический ряд к слову «Матёра»?
Матёра - мать - сыра Земля, Родина, Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина …Слайд № 5
5. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения.
- Каков сюжет повести?
- Какие чувства вызывает у вас сюжет?
Учитель: Итак, Матера доживает свое последнее лето, свои последние дни… - Но с чего начинается повесть? (с весеннего пейзажа).
- Давайте прочитаем начало повести и ответим на вопрос: «Почему повесть начинается с весеннего пейзажа?» Слайд № 6.
-Обратимся к 7 главе и ответим на вопрос: какое впечатление производит Матёра? (Деревня Матёра имеет свою богатую историю. Многое повидала на своем веку…)
- Послушаем сообщение об истории острова. Слайд № 7
Учитель: Да, богата матёринская земля: плодородна земля, в реке много рыбы, в лесах - дичи, но почему так «смутно» и «тревожно» на душе её жителей? Что всех беспокоит? Какая уготована судьба острову?
(Произойдет «убиение» Матёры: не только разрушение векового уклада, истребление памяти о минувших поколениях, но и буквальное стирание с лица земли. Деревне суждено погибнуть под водой. Для её жителей она - первооснова, на которой держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее. Не случайно слово Матёра семантически связано с лексемой «мать». Для всех жителей Матёра как родная мать).
-
Что значит для жителей острова прощание с Матёрой?
(Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленным ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев).
-
Похоже ли на то, что остров скоро затопят воды Ангары? (Остров собирался жить долго).
Учитель: Ребята, деревня скоро исчезнет, ее затопят воды Ангары, так зачем автор очень подробно рассказывает нам ее историю? Может, не стоит говорить о прошлом? (Говорить о прошлом нужно, иначе мы станем иванами, родства непомнящими)
Учитель: Обратимся к самым ярким и драматическим эпизодам повести
6. Работа в группах (учащиеся по группам отвечают на вопросы)
Группа 1. Эпизод «На кладбище» (гл.3)
1.О чем этот отрывок? (Автор показывает, как жители острова- старухи, старики, дети - дают отпор тем, кто пришел разрушить сельское кладбище).
2. Обратите внимание на лексику. Как этих людей называют жители острова? («Черти», «нечистая сила», «ироды», «обсевки», «нехристи»…).
3. Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, так называют? (Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось святотатством).
4. Что такое «святотатство»? (Толковый словарь Ожегова)
-
Святотатство - кощунство, поругание, посягательство на святыню, богохульство, преступление. Слайд № 8
5. Что для Дарьи значат могилы близких ей людей? (Дарья улавливает ту идеальную, духовную связь между высшим миром и материальным. Она чувствует ответственность перед умершими. И эта ответственность придает ей жизненные силы. Она не боится смерти и считает ее неотъемлемой частью духовного круговорота. Героиню страшит только беспамятство, духовная смерть, поскольку именно память - личная и родовая - является тем, что определяет индивидуальность каждого человека, связывает его с прошлым, с жизнью).
Группа 2. Эпизод прощания Дарьи с родными могилами (глава 18)
-
Прочитайте выразительно отрывок «Разговор Дарьи с родителями».
-
Что ей «пришло на ум»? (Прибрать избу).
-
На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил?
(Человек - лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек - часть семьи, семья - часть рода, род - часть - народа, народ - часть Родины… Рождение, родители, род, народ, родина - однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки…)
Группа 3. История «царского лиственя» (гл.19) Слайд №9
-
Почему это дерево так называли в деревне? (С этим деревом связано много историй. «Говорить «она» об этом дереве никто… не решался…»). Расскажите эти истории.
-
Что с ним произошло во время санитарной обработки острова? («Царский листвень» не поддавался огню).
-
Как вы думаете, в чем смысл этого эпизода? («Царский листвень» является символическим образом крепости жизни на острове. С давних пор существовало поверье: «покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра».
Группа 4. Эпизод прощания бабки Дарьи с избой (гл. 20)
-
О чём вы подумали, читая этот эпизод, к какому выводу пришли?
(Дарья белит, обряжает избу, как обряжают покойника)
2. Что значит дом для старухи? (Это то место, где она родилась, выросла, где прошла ее жизнь…)
3. Как чувствует себя Дарья, прибирая избу? (Она не чувствовала усталости, светлое настроение не покидало ее, ей казалось, что кто - то невидимый следит за ней и руководит ее действиями).
4. Почему сцена прощания Дарьи с домом становится идейно-художественным центром повести? (То, что она делала, примирило ее с «родом- племенем». Изменить ход событий Дарья не в состоянии. Однако простая нехитрая работа - это источник душевных и физических сил, прилив которых так радует ее).
7. Релакспауза.
8. Аналитическая беседа с классом
-
Что значит дом для автора? (Дом - это не четыре стены и крыша, это семья, род…).
-
Каких «трех хозяев» всегда почитали в доме? («самого», т. е. хозяина дома, русскую печь и самовар).
Учитель: Дом - основа родовой укорененности человека посредством памяти о прошлом, о тех, «кто был до нас», ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дом - это незыблемые нравственные заповеди. Дом - это открытость миру, причастность к общей жизни. В этом Доме прожила свою жизнь Дарья Пинегина, и прощается она с Домом, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата Дома, по мнению В. Распутина, - трагедия национальная.
-
К кому Дарья обращалась в тяжелые минуты жизни? (К Богу).
-Что, по мнению Дарьи, дает человеку опору в жизни? (Ее многочисленный род, не просто родня - духовные корни)
- В чем уверена Дарья? («У кого нет памяти, у того нет жизни») Слайд № 10
- Как вы понимаете эти слова?
Учитель: Главное для человека - память. Дарье по - новому открылись слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Проблемный вопрос
- Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?
(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же матёринцев и ещё тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света?)
Учитель: Конечно, все это необходимо: ведь мы не противники прогресса. Но надо было все делать по - человечески: ведь уничтожение кладбища - это надругательство над памятью, кощунство, святотатство. Надо было предусмотреть, как отразится воплощение планов на жизни тех людей, кого это непосредственно коснется. Благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи несовместимы.
- Как вы считаете, в чем основной конфликт повести? (конфликт старого и нового или родителей и детей)
Учитель: Это вечный конфликт, но от нас зависит, насколько он будет острым и непримиримым.
9. Задание творческого характера (Сочинение - миниатюра). - Что дала мне встреча с Матёрой?
10. Основные выводы
Учитель: Затопление Матёры напоминает библейскую историю о вселенском потопе. Погружение во тьму неизбежно сопровождалось отказом от слова, от своего имени и памяти о нем.
Эта повесть о разрушенном и затопленном доме. Причины трагедии получили не только художественное воплощение, а духовное осмысление. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили - и не заметили, как себя потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей. В основу повести был положен реальный факт.
«Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря. Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Уничтожение с корнем векового уклада нашло отражение в очерке «Вверх и вниз по течению». Целый ряд мотивов будущей повести обнаруживаем в этом очерке: азарт разрушения, инстинкт озлобления, плач, вой собак, скота, крики, прощание с родными могилами, обреченными на затопление. Переживание писателя переходит в философское раздумье о судьбе своей земли, о себе самом. Самый главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что нужно беречь свою душу, сохранять духовные ценности народа. Духовная память и духовный опыт человека должны присутствовать в каждом из нас, независимо от возраста.
11. Рефлексия Слайд №11
- Для себя я сделал вывод …..
- Тема памяти…….
- Проблема экологии…
- Человек и природа…
- Моя малая родина…
12. Домашнее задание Слайд №12
- Составить синквейн: Матёра, память; прочитать повесть «Пожар»
13. Заключительное слово учителя
Ты молилась ли на ночь, береза?
Вы молились ли на ночь,
Запрокинутые озера
Сенеж, Свитязь и Нарочь?
Вы молились ли на ночь, соборы
Покрова и Успенья?
Покурю у забора.
Надо, чтобы успели.
У лугов изумлявших -
Запах автомобилей…
Ты молилась, Земля наша?
Как тебя мы любили!
Звучит песня «Малиновый звон»
Используемая литература и Интернет - ресурсы
-
Распутин В.Г. Повести. Рассказы, т. 2- М.: «Дрофа», 2002
-
Савина Л.М. Литература XX века, 11 класс, ч. 2 - Волгоград, 2005
-
-
-
-