- Учителю
- Контрольный тест по творчеству М. Ю. Лермонтова. Материалы к уроку литературы в 9 классе
Контрольный тест по творчеству М. Ю. Лермонтова. Материалы к уроку литературы в 9 классе
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Вариант 1.
-
Лермонтов жил в:
А. 1814-1841
Б. 1824-1849
В. 1799-1837
-
Выбрать признаки, характеризующие романтизм:
А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»
Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой - человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов
В. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в повседневности; культ чувства, трогательность, чувствительность, «жизнь сердца», искание идеального образа жизни «вне цивилизаций»; стремление к естественности в поведении человека, к таинственному и ужасному, идеализация средневековья
3. Что такое лирика?
А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора
Г. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом
4. Указать, что не явилось уделом ЛГ ранней лермонтовской поэзии
А. Трагический разлад между мечтой и действительностью
Б. Эпикурейские мотивы
В. Сознание невозможности употребления сил и дарований
Г. Глубокая разобщенность между землей и небом
Д. Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество
5. Соотнести фрагменты из произведений и их названия
А. Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Б. А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
В. Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
1) «Дума» 2) «Нищий» 3) «Смерть поэта»
6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям
А. «Письмо», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии
Б. «Кладбище», «Исповедь», «Земля и небо» 2) Любовная лирика
В. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт» 3) Мотив богоборчества
Г. «Жалобы турка» 4) Тема Родины
Д. «Парус», «Прощай, немытая Россия» 5) Тема природы
Е. «И скучно, и грустно», «Узник», «Утес» 6) Философская лирика
Ж. «Я к вам пишу», «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»
7. Укажите дополнительные элементы композиции литературного произведения
А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка
Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления
8. Восстановить по порядку (1-5)композиционные части стихотворения «Смерть поэта», которые, последовательно возвышаясь, создают эмоциональный накал
А. Обращение к свету В. Раздумья об отношениях поэта со светским обществом
Б. Картина гибели поэта Г. Проклятия палачам свободы
Д. Дуэль
9. По данным аннотациям определить название произведения
А. В основу поэмы положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая
Б. История мальчика, который оказался в плену и предпочел смерть вечной неволе
1) «Мцыри» 2) «Демон»
10. Назовите произведение по данному отрывку
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал, А. «Песня про купца Калашникова»
Как за минутою минута, Б. «Мцыри»
Однообразной чередой. В. «Демон»
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья -
И зло наскучило ему.
11. Соотнесите характеристики и героев
А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуниженья, смиренный, верноподданный
Б. «Эталон идеальных фразеров», не способный «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением
В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критичный и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный
Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно любящая
Д. Умная, начитанная, благородная, нравственная, чистая натура
1) Грушницкий 2) Княжна Мери 3) Максим Максимыч 4) Вернер 5) Бэла
12. О ком из героев романа идет речь?
Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут - а ему ничего. <�…> Да-с, с большими был странностями.
А. Грушницкий Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. Вернер
13. Определить героя по портрету
Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист, а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.
А. Грушницкий Б. Печорин В. Вернер Г. Максим Максимыч
14. От чьего лица НЕ ведется повествование?
А.Писатель-офицер Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. М.Ю.Лермонтов
15. По приведенным признакам речи определить героя
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальная
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывистая, четкая, бесстрастная
В. Изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности.
1) Максим Максимыч 2)Печорин 3) Грушницкий
16. Выбрать мотив лирики, к которому можно отнести стихотворение, фрагмент из которого дан ниже
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…
............................................
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
А. Свободолюбивая лирика В. Тема природы
Б. Тема поэта и поэзии Г. Тема одиночества
17. Соотнести художественные приемы, средства выразительности и приведенные строки произведений
А. «В пространстве брошенных светил» 1) звукопись
Б. «Под ним Казбек, как грань алмаза» 2) метафора
В. «Один как прежде… и убит! Убит!» 3) антитеза
Г. «Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской» 4) сравнение
Д. «Чернея на черной скале» 5) подхваты
18. В чем трагедия Печорина?
А. В конфликте с окружающими
Б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственном ему индивидуализме и скептицизме
В. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям
Г. В эгоистичности
19. Зачем Лермонтов «перемешал» главы романа, нарушив хронологическую последовательность?
А. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа и повысить его напряженность
Б. Чтобы усилить впечатление странности и противоречивости характера героя
В. Чтобы показать яркие, но трагичные возможности его загубленной натуры
Г. Все перечисленное
Д. Без всякого смысла
20. Психологичность пейзажа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи…
А. Дуэль Печорина и Грушницкого
Б. Похищение Карагеза
В. Гибель Бэлы
Г. Выстрел Вулича
21. Объяснить смысл названия романа
А. В типичности изображаемых героев
Б. В объективном изображении существующей реальности и обстоятельств жизни
В. В героическом начале главного персонажа
Г. Печорин - герой любого времени
Д. В критическом подходе автора к существующей общественно-политической обстановке в России того времени
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Вариант 2.
-
Лермонтов родился в:
А. Петербурге Б. Москве В. Тарханах Г. Пятигорске
-
Выбрать определение художественного метода, характеризующего реализм
А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»
Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой - человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов
В. Выявление социальных законов, метод, требующий изображения диалектических взаимосвязей и характеров, и обстоятельств
-
Соотнести определения с понятиями
А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение
1) лирика 2) лирические отступления 3) лирическая оценка
-
Соотнести названия стихотворений ранней поэзии Лермонтова с мотивами лирики
А. «1831-го июня 11 дня», «Чаша жизни»
Б. «Монолог»
В. «Земля и небо», «Ангел»
Г. «Одиночество», «К*»
1) Трагический разлад между мечтой и действительностью
2) Сознание невозможности употребления сил и дарований
3) Глубокая разобщенность между землей и небом
4) Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество
-
Определить названия произведений по фрагментам
А. Что страсти? - ведь рано иль поздно
Их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка…
Б. Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания,
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В. Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
1) «Родина» 2) «И скучно, и грустно» 3) «Тучи»
6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям
А. «Ангел», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии
Б. «Кладбище», «Исповедь», «Смерть» 2) Любовная лирика
В. «Журналист, читатель и писатель»,
«Пророк» 3) Мотив богоборчества
Г. «Желание», «Прощай, немытая Россия» 4) Тема Родины
Д. «Родина», «Бородино» 5) Тема природы
Е. «На Севере диком», «Сосед», «Пленный рыцарь» 6) Философская лирика
Ж. «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»