- Учителю
- Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень ( и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа - литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Программа рассчитана на 136 часов учебного времени ( 4 часа в неделю)
Развитие речи - 17
Внеклассное чтение - 10
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля Промежуточный:
-
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
-
выразительное чтение текста художественного произведения;
-
заучивание наизусть стихотворных текстов;
-
устный или письменный ответ на вопрос;
-
устное словесное рисование;
-
комментированное чтение;
-
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
-
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
-
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
-
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
-
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
-
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
-
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
-
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
-
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
№ урока по теме
Тема урока
Региональный компонент
Домашнее задание
Теория литературы
дата:
план
Дата: факт
1
1
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека)
Пользуясь «Словарём литературоведческих терминов», вспомнить определения и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма.
Учебник. Стр.3-5 (1часть), 5-10 (2 часть), подг. разв ответ, заполнить таблицу
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
2
2
Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы.
Задания по вариантам: жизнь и тв-во Пушкина
Содержание и форма.
Русская литература первой половины XIX века.
А.С.Пушкин (17 часов)
3
1
А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка.
Пушкин и Жуковский.
Чтение, анализ цикла «Подражания корану», 1стих.
Учебник.
,
Романтизм
4
2
Романтическая лирика А. С. Пушкина.
«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление
Инд.е задание: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее); выразительно читать стихотворения «Погасло дневное светило», «Элегия». Наизусть стих-я.
Классицизм
ода
5
3
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .
«Поэт», «Поэту», «Пророк», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Пушкин и декабристы». Наизусть стих-я.
6
4
Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.
Наизусть стихотворения.
Ода
гражданственность поэзии
7-8
5-6
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...». «Отцы пустынники и жены непорочны».
Прочитать поэму «Медный всадник», ответить на вопрос: Какое развитие нашла в поэме тема «маленького человека»?
элегия
9
7
Любовная лирика А.С.Пушкина.», «Я Вас любил»
10
8
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»
«Медный всадник» чтение, ответы на вопросы
Образ Петра 1 в поэме.
Символика Авторская позиция. Художественный образ
11-12
9-10
Образ Петра I-как отца преобразователя в поэме «Медный всадник».социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.
13
11
Роман «Евгений Онегин» Трагизм и энциклопедизм романа.
14
12
Онегинская строфа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина.
15
13
Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.
16-17
14-15
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Прижизненная критика, В.Г.Белинский, Д.Н.Писарев, «органическая» критика- А.А.Григорьев, «почвенники»-Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века.
Подготовиться к классному сочинению
18-19
15-16
Классное сочинениие по творчеству А. С. Пушкина.
Подготовить индивидуаль-
ное сообщение о жизни и творчестве Лермонтова, повторить основные темы и мотивы лирики, роман «Герой нашего времени».
М. Ю. Лермонтов.(15 часов)
20-21
1-2
М. Ю. Лермонтов.Жизнь и творчество(с обобщением ранее изученного) Основные настроения: чувства трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Стихотворение:«Нет, я не Байрон, я другой...», «Поэт», «Пророк»,
.
Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова»; выразительно читать стихотворения «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне
с молитвою.
Романтизм, реализм
22
3
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова(с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;
Выразительно читать стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»).
Лирический герой
23-24
4-5
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,
«Сон», «Завещание».
Учебник, инд.сообщ . Наизусть стих-я.
Лирический герой
25-26
6-7
Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...».Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.
«Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Чтение наизусть отдельных стихотворений.
Средства худ. выразительности.
Лирический герой
27-28
8-9
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Подготовиться к контрольной работе по лирике М.Ю.Лермонтова
Средства худ. выразительности.
Лирический герой
29
10
Тема Родины в творчестве поэта. «Дума», «Родина»
Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
30
11
Поэма «Мцыри» (повторение), «Де»мон». «Маскарад» как романтическая драма. Психологизм. Арбенин-«демон», спущенный на землю. Гибель «гордого ума».
31
12
М.Ю.Лермонтов«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман. Роль автора и рассказчиков в романе. Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
32
13
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-ком-позиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
33-34
14-15
Классное сочинение по творчеству М.Ю Лермонтова.
Подготовить рассказ о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
Н.В.Гогол ь.(11 часов)
35-36
1-2
Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоро-вичем») и эпико-героическое («Тарас Булъба»).
Учебник. Инд. задания
Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект».
Сатира, юмор
37
3
Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.
38
4
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы.
Учебник.
Символ
39
4
«Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Читать повесть «Портрет». Ответы на вопросы.
художественный вымысел, фантастика
40
5
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода.
41
6
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
П
Деталь,
символ
42
7
Драматургия Гоголя. Комедия «Женитьба» и ее смысл. «Ревизор». «Миражная» интрига. Тип Хлестакова. Провинциальный город в «Ревизоре». Художественно-философский смысл.
43
8
«Мертвые души» - поэма о величии России. Трехтомный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Понятие о жанре в свете замысла Гоголя. Причина незавершенности замысла.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.
44
9
Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику.
Понятия героя и антигероя. Понятие о литературном типе.
45
10
Духовный кризис Гоголя и «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский о первом томе «Мертвых душ», общем трехтомном замысле и автобиографических, исповедальных сочинениях Гоголя. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Домашнее сочинение по творчеству Гоголя.
Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Литература второй половины XIX века.(
46-47
1-2
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
И. А. Г о н ч а р о в.
48
1
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.
. Обобщение в литературе.
Типичное явление в литературе
49
2
Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.
Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.
50
3
Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
51
4
«Обломовщина» как общественное явление. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Литературная критика.
А. Н. Островский.(5 часов)
52
1
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Исторические пьесы и пьесы в народном духе «Снегурочка»
Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии.
53
2
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
54
3
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы.
Драматургический конфликт (развитие понятия).
55
4
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
56
5
Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Домашнее сочинение по творчеству А.Н.Островского.
И. С. Тургенев.(11 часов)
57
1
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
58
2
Тургенев создатель русского романа, создания романа «Отцы и дети»
Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
59
3
Базаров герой своего времени. Духовный конфликт героя
Герой- идеолог
60
4
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа.
61
5
Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров в ситуации русского человека на рандеву.
Героини как носительницы историко-символического подтекста
62-63
6-7
Сторонники и противники Базарова. Трагическое одиночество героя.
64
8
Анализ эпизода «смерть Базарова»
65
9
Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
66-67
10-11
Классное сочинение по роману «И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Ф. И. Тютчев. (3 часа)
68
1
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»
Углубление понятия о рифме. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
69
2
Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»)
70
3
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
А. А. Фет.(3 часа
71
1
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика Жизнеутверждающее.начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
Углубление понятия о лирике.
72
2
Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».
Композиция лирического стихотворения.
73
3
Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др
Алексей Константинович Толстой.
74
1
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,
Н. А. Некрасов.( 8 часов)
75-76
1-2
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).. Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
77-78
3-4
Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярморка».
. Понятие о народности искусства
79-80
5-6
Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта
Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия),
81-82
7-8
Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н.(4 часа
83
1
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий).
84
2
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории.
Сатира как выражение общественной позиции писателя.
85
3
Терпение народа как национальная отрицательная черта
Жанр памфлета (начальные представления).
86
4
Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа
Л. Н. Толстой.(17 часов)
87
1
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Л. Н. Толстой. Жизнь в Ясной Поляне
88
2
Начало творческого пути. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.
89
3
Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
90
4
«Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Углубление понятия о романе. Роман-эпопея.
91-92
5-6
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
Внутренний монолог (развитие понятия).
93
7
Женские образы в романе «Война и мир». Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.
94
8
Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства.
95-96
9-10
Тема народа в романе «Война и мир». Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий.
97
11
Философский смысл образа Платона Каратаева
98
12
Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.
99
13
Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души»,
100
14
Анализ одного из эпизодов романа «Война и мир»
101
15
Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
102-103
16-17
Классное сочинение по роману Толстого «Война и мир».
Ф. М. Достоевский.(15 часов)
104
1
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор,) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
105
2
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.
Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический).
106
3
Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.
Психологизм и способы его выражения в романе Достоевского.
107-108
4-5
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
109
6
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
110
7
«Двойники» Раскольникова Исповедальное начало как способ самораскрытия души.
111
8
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
112
9
Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.
113
10
Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
114
11
Роман «Бедные люди".Его высокая оценка Белинским. Кружок Петрашевского. Арест, каторга и ссылка. Формирование идеологии «почвенничества". «Записки из мертвого дома». Возвращение из ссылки и новые произведения («Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья»). Полемика с революционными демократами.
115
12
Роман «Идиот». История замысла и образа князя-Христа. Идея «положительно прекрасного человека». Князь Мышкин и его судьба. Трагедия «добра» и «красоты» в мире. Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности. Проблемы веры и неверия. Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Другие образы и их художественная роль в романе. Россия и Запад в раздумьях писателя.
116
13
«Бесы» как роман-хроника и роман-памфлет.
117
14
Роман «Подросток» и традиция «романа воспитания».
118
15
Роман «Братья Карамазовы» как итог творчества писателя.
Домашнее сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского.
Н. С. Л е с к о в.(3часа)
119
1
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
край
Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации
120
2
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
121
3
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость - основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
А. П. Ч е х о в.(10 часов)
122
1
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры - сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». «Человек в футляре»
Чехов и Толстой
Углубление понятия о рассказе.
123-124
2-3
Проблематика и поэтика рассказов 90-х Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» , «Душечка»
Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
125
4
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
126
5
Особенности драматургии А.П.Чехова.
127
6
«Вишневый сад». история создания, жанр, система образов.
Композиция и стилистика пьес.
128
7
Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.
129
8
Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей.
130
9
Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение».
Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.
131
10
Своеобразие чеховского стиля.Значение художественного наследия А.П.Чехова для русской и мировой литературы
Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России
132
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
133
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
134
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
135
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
136
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.