7


«К истокам нартского эпоса»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п.Краснооктябрьский

Муниципальный конкурс исследовательских работ

«Первые шаги в науку»



«К истокам нартского эпоса»

Путешествие во времени: исследования в области литературы.





Выполнила:

Бондаренко Виолетта

ученица 5б класса МБОУ СОШ №2

Учитель-консультант:

Михайленко Виктория Александровна

Содержание:

I. Введение

II. Основная часть

1 . Исследование научно-популярной литературы.

2. Понятие сказания, три группы конфликтов в нартских сказаниях

3. Анализ и сравнение исследуемых сказаний

4. Анкеты и беседы с людьми

III. Заключение.

IV. Приложение (презентация)

V. Список использованной литературы и интернет ресурсы.

Введение



«Каждый образованный человек должен иметь достаточное представление о бессмертных созданиях величавой древности»

(А.С.Пушкин)



У каждого человека есть своя родина, свой народ. Я проживаю в Республике Адыгея-это моя родина. И у адыгского народа тоже есть выдающийся фольклорный памятник - адыгский эпос - «Нарты».

С самого раннего детства я знакома с нартскими сказаниями. Любое начатое сказание мне всегда хотелось дослушать до конца, чтобы узнать, чем всё закончится. Я всегда хотела, чтобы плохие герои были наказаны, а положительные герои торжествовали.

Когда я пошла в школу и научилась читать, на уроках литературы мы окунулись в мир мифов и сказок. Меня очень заинтересовал мифологический эпос Нартов. Появился интерес к словесному творчеству и изучению художественных произведений адыгейской литературы, которые тесно связаны с другими предметами: русской литературой, историей Адыгеи, географией и др. Эти знания, как мне кажется, необходимы для воспитания высокообразованных и культурных людей, живущих в мире и согласии, уважающих культуру и язык всех народов, принимающих активное участие в строительстве новой жизни на благо Республики Адыгея.

На уроке литературы учитель нам предложила провести исследовательскую работу по теме «Нартский эпос». Я с радостью откликнулась, потому что давно интересовалась этим вопросом.

Мы поставили перед собой следующие цели и задачи исследования:

-выяснить какие произведения о нартах составляют Кавказскую Нартиаду?

-определить какие имеют между собой общие и особенные черты эти произведения.

-доказать актуальность Нартского эпоса в наше время.

Гипотеза: Нартиада- это произведения различных народов Кавказа, которые объединены по общим признакам.

Методы исследования:

-изучение литературы по теме,

-чтение сказаний,

-сравнительный анализ сказаний,

-метод опроса.

Основная часть

Ход исследования

1 . Исследование научно-популярной литературы.

Я прочитала материал из Википедии - свободной энциклопедии . В этой статье рассказывается о зарождении нартского эпоса.

Зародившийся в глубокой древности, адыгский эпос дошел до современности в устном бытовании. Более того, его произведения «перешагнули круг своего национального бытования, и вышли на многонациональную орбиту». При формировании и развитии эпоса у народов Кавказа шло интенсивное взаимное влияние и взаимное обогащение. Эпос постоянно вбирал в себя и «свои» и «чужие» сюжеты из всего доступного ему сказочного репертуара. Изучение эпоса должно вестись с учетом всех особенностей развития истории создавшего его народа.

Первое упоминание о нартском эпосе мы находим в русской литературе в 40-х гг. XIX в.

«Древние песни и предания о знаменитых воинах, известных под именем Нартов, чрезвычайно любопытны, - писал на страницах журнала «Русский вестник» в 1841 г. адыгейский публицист и известный этнограф Хан-Гирей, - Они любили странствия, поединки, крепкие напитки, обожали женщин». Именно Хан-Гирей стал первым, кто обратил внимание на «песни и предания» героического эпоса «Нарты». Нартский эпос популярен среди многих народов Кавказа. Он с давних пор привлекал и продолжает до настоящего времени привлекать внимание ученых.

Кавказ - край уникальных культур, народной мудрости, частью которой является и эпос «Нарты», кавказский по своему происхождению и бытованию. Он популярен в устно поэтическом творчестве адыгов, убыхов, абхазов, абазин, осетин, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, грузин и народов Дагестана, т. е. практически у всех кавказских народов. В процессе творческого влияния и взаимного обогащения произведения нартского эпоса сближают и духовно роднят культуры народов Кавказа. Эти обстоятельства породили в произведениях народов о нартах общее созвучие образов и сюжетов, типологическое сходство; вместе с тем, у каждого народа четко определилось отличительное национальное своеобразие, т. е. то, что мы сегодня в сравнительно-сопоставительном плане оценки называем «общим» для всех и «особенным» для каждого народа.

2. Понятие сказания

Адыги создали богатый фольклор, в котором представлены произведения различных категорий. Одними из ведущих жанров адыгского фольклора являются сказания и сказки, обладающие как сходными, так и отличительными признаками. Если в сказке вымысел играет решающую роль, то в сказании служит лишь средством оттенения выдающихся качеств главного героя, подчеркивая исключительность его подвигов.

В нартских сказаниях выражены социальные и нравственные идеалы адыгов, их мечты о справедливой и счастливой жизни, о лучшем будущем. Поэтому в них происходит борьба добра со злом.

Виды сказаний

В адыгском нартском эпосе выделяют три группы конфликтов. Первая группа - борьба нартов с иныжами - великанами за огонь, скот, за возвращение похищенного у нартов добра. Вторая группа - борьба против иноплеменных захватчиков. Сказания третьей группы повествуют преимущественно о внутриродовой борьбе и о многочисленных состязаниях и поединках между самими нартами.



3. Анализ и сравнение исследуемых сказаний

Для исследования я взяла сказания из разных групп . Прочитав сказания , можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждого сказания и его основные мысли.



1.Как Саусырыко добыл огонь

(первая группа)





Главные персонажи:

Саусырыко, иныж.

Положительные черты:

смелость, мудрость.

Отрицательные черты:

глупость, хитрость, коварство

Основные мысли сказания:

Говори подумавши, садись оглядевшись. Выручай друга из беды; не мирись со злом, умей ему противостоять.

2.Светлорукая Адыиф

(третья группа)




Главные персонажи:

Адыиф, её супруг.

Положительные черты:

доброта, храбрость.

Отрицательные черты:

злость, месть.

Основные мысли сказания:

Рана от сабли заживет, от языка - нет.



3.Легенда о трех камнях

(третья группа)



Главные персонажи:

Сэтэнай-гуащэ,Ерыщэко,Акуандэ,Горыщэко.

Положительные черты:

смелость, храбрость, щедрость, находчивость, ум.

Отрицательные черты:

жадность, коварство, злодейство.

Основные мысли сказания:

Умей разбираться в людях.

4.Рождение Саусырыко

(третья группа)




Главные персонажи:

Саусырыко, Сатаней-гуащэ, нартский пастух,Тлепш.

Положительные черты:

находчивость, смелость.

Отрицательные черты:

хитрость, коварство.

Основные мысли сказания:

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.


5.Пшинатль о Бадыныко-Шабатнуко

(вторая группа)

Главные персонажи:

Бадыныко-Шабатнуко,Сатаней-гуащэ,нарты,чинты,кинты.

Положительные черты:

смелость, терпеливость, храбрость, упорство в достижении цели.

Отрицательные черты:

хитрость, коварство, злодейство.

Основные мысли сказания: Если орел часто бьет крыльями - крылья ломаются.



6.Как Шабатыныко спас своего отца

(вторая группа)




Главные персонажи:

Шабатыныко,Сатанай-гуащэ,Озермедж,Акуанда

Положительные черты:

доброта, готовность прийти на помощь тому, кто слабее, честность.

Отрицательные черты:

злодейство, коварство.

Основные мысли сказания:

Лиса перехитрит семь волков.

7.Как погиб Саусорыко

(первая группа)



Главные персонажи:

Саусырыко,иныж.

Положительные черты:

доброта, готовность прийти на помощь тому, кто слабее, честность.

Отрицательные черты:

злодейство, коварство.

Основные мысли сказания:

У мудрого завистников много.

8.Ашамез

(первая группа)




Главные персонажи:

Ящэ,Ашамез,Тлегуце-жаче.

Положительные черты:

доброта, готовность прийти на помощь тому, кто слабее, честность.

Отрицательные черты:

злодейство, коварство.

Основные мысли сказания:

Если не ответишь тому, кто бьет тебя, он так и не узнает, есть ли у тебя руки.

9.Нарт Шабатыныко в молодости

(Нарт Шэбатныкъо икIэлэгъур)

(вторая группа)



Главные персонажи:

Шабатыныко,Лябицо-Чако,мать Шабатыныко.

Положительные черты:

доброта, готовность прийти на помощь тому, кто слабее, честность.

Отрицательные черты:

злодейство, коварство.

Основные мысли сказания:

Доля слабого - остатки. Всегда помогай другим; на добро и зло отвечай добром; поплатишься за своё коварство.

Мы выяснили, что многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место.

Также есть различия в именах героев эпоса.

осет.

адыг.

вайнах.

абхаз.

кабард.

карач.-балк.

Сослан/Созрыко

Саусырыкъо

Сеска Сосла/Соска Сосла

Сасрыкуа/Сасрыква

Сосрыкъуэ

Сосуркъа

Сатана/Шатана

Сэтэнай-гуаще

Села Сата/Сели Сата

Сатаней-Гуашьа/Сатаней

Сэтэней-гуащэ

Сатанай

Батрадз

ПӀэтӀрэз

Патарз/Патриж

Цвицв

Батэрэз

Батыраc

Сырдон/Ширдон, сын Гатага

--

Боткий Шертга/Шертщко

Батакуа

--

Шырдан

Ацамаз

Ащамэз/Ачэмэз

Ачамаз/Ачамза

Щамаз

Ашэмэз

Ачемез

Урызмаг

Озырмэдж

Урузман/Орзми

---

Уэзырмэдж

Ерюзмек

Хамыц

Хъымыщ

Хамчи

Хмышь

Хъымыщ

Хымыч

Саууай/Шаууай

Шъэуей

Кинда Шоа/Киндий Шоа

--

Щэуей

Къарашауай



Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов - Адиюх (Адииху/Адыиф), Ахумида (Ахумыдэ), Бадыноко (Бэдынокъуэ/Шъэбатынокъо); у осетин - Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу.



Общими чертами этих произведений являются:

- одни и те же личные имена главных героев - Сэтэнай, Сусырыкъо, Пэтэрэз;

- общий мотив чудесного рождения нарта Сусырыкъо (Сасрыкъо, Сосрыкъо и т. д.);

- борьба героев с великанами и драконами, олицетворяющими темные силы природы;

- образ героя, прикованного к горе (или заключенного в пещеру) - кара бога за непослушание (у адыгов - Телал, Нэсрен; у грузин - Амирани; у армян - Мгер, у абхазов - Абрскил);

- отсутствие торговли и товарообмена.



Итак, из выше изложенного можно сделать вывод. Произведения о нартах различных народов Кавказа, имеют между собой общие и особенные черты, ныне составляют кавказскую Нартиаду.

4. Анкеты и беседы с людьми.

Человек рассказывал и читал сказки, мифы во все времена. Интересно было узнать, насколько хорошо ознакомлен современный читатель с нартским эпосом. Я предложила анкету ученикам 5-6х классов:

С этой целью был проведен небольшой опрос, в котором приняло участие 50 респондентов разных возрастных групп. Каждому респонденту предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • 1. Какие сказания о нартах вы читали?

  • 2. Знакомы ли вам имена Сэтэнай, Сусырыкъо, Пэтэрэз, Телал, Тлепш?

  • 3. Какие сказания о нартах вы можете назвать?

Получили следующие результаты:





С помощью проведенного опроса выяснилось, что знание сказаний из цикла Нартского эпоса удовлетворительное. Современный читатель с данными произведениями знаком поверхностно, его знакомство с ними ограниченно лишь самыми известными произведениями.



Заключение



Сделаем выводы:

  • Мы выяснили, что многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место.



  • из выше изложенного мы можем сказать, что произведения о нартах различных народов Кавказа, имеют между собой общие и особенные черты, ныне составляют кавказскую Нартиаду.



  • входе исследовательской работы выяснилось что, сказка и сегодня нужна нам. Она не только забавляет и развлекает, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде, потому что наше время - время небывалых свершений и открытий.



IV. Приложение (презентация)

V. Список использованной литературы и интернет ресурсы.

  1. А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.

  2. В.К. Чич. Адыгейский этикет. Учебное пособие для учителей I-VIII классов общеобразовательных учреждений. - М., 2002.

  3. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., 1991.

  4. А. А. Схаляхо. Немеркнущие звезды. Историко-героические песни-плачи и рассказы. М., Ад. отд. кн. изд., 1994.

  5. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

  6. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

  7. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.

  8. З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.

  9. Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.

  10. А.М. Гадагатль. Героический эпос «Нарты». М., адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1987.

  11. А.М. Гадагатль, М.А. Джандар, М.Н. Хачемизова. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., «Адыгея», 1990.

  12. М.М. Савченко, К.Г. Шаззо, А.А. Схаляхо. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.



  1. mifolog.ru/books/item/foo/soo/zoooo…

  2. iriston.com/nogbon/news.php?newsid=…

  3. ru.wikipedia.org/wiki/Нартский_эпос





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал