7


  • Учителю
  • Урок-проект 'Создание виртуальной книги'Мой любимый поэт Серебряного века'

Урок-проект 'Создание виртуальной книги'Мой любимый поэт Серебряного века'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Степанова Ж.А. (г.Нижний Новгород)

Проектировочная деятельность учащихся на уроках литературы с применением мультимедийных технологий.


XX век обострил проблему инновационности жизни. Большое количество открытий, стремительность развития науки и техники требует от человека развитого исследовательского, творческого мышления. Изменяется позиция человека и в образовательном пространстве: он становится субъектом образования. Такая смена влечёт за собой смену целей и смысла образования, высшей ценностью которого становится образованность и осознание собственной индивидуальности через личностный опыт по общеизвестной формуле: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь».

В современной педагогике разрабатывается так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Проектные идеи представляют собой свободное исследование предмета учениками. Последнее особенно важно при преподавании литературы в школе, так как «изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина и направлено на формирование свободы общения с искусством слова… » (В.Г.Маранцман).

Рассмотрим проектировочную деятельность учащихся на уроках литературы.

Создание виртуальной книги «Мой любимый поэт Серебряного века».

Идея проекта.

«Неслыханные перемены, невиданные мятежи…»- так отозвался А.Блок

о своём великом времени - рубеже XIX-XX веков, вошедшем в историю рус-ской культуры под названием Серебряного века. Поскольку речь в данной работе пойдёт об искусстве и его ведущем виде - литературе, фразу поэта я интерпретирую традиционно: «невиданные мятежи», прежде всего, мятежи человеческого духа. Революция человеческого духа, повлекшая за собой все остальные катаклизмы той эпохи. Не случайно начало XX века в России именуется «русским духовным» ренессансом. «Начало XX века было у нас временем большого умственного и духовного возбуждения…Целые миры раскрывались для нас в те годы…Начало XX века ознаменовалось для нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда ещё русская культура не достигала такой утончён-ности,» - писал Н.Бердяев в статье, посвящённой тому времени. Подтвер-ждение этому я нашла и у другого свидетеля той эпохи - у Б.Пастернака. «Все эти мальчики и девочки нахватались Достоевского и Соловьёва, социализма, толстовства, ницшеанства и новейшей поэзии. Всё это перемешалось у них в кучу и уживалось рядом…Всё это приблизительно и составляло нашу совре-менность,» - читаем мы в романе «Доктор Живаго».

«Перемешалось…в кучу» - одни из ключевых слов этого отрывка, пока-зывающие, насколько было трудно современникам ориентироваться в обще-ственных и эстетических течениях той эпохи.

А перед нами на уроке литературы - семнадцатилетний подросток, жи-вущий как раз столетием позже. Что станет для него путеводной звездой в том море наинтереснейших мыслей, фактов, всевозможных «измов», которое зовётся Серебряным веком? Как не отпугнуть ученика объёмом и сложностью знаний от того, что оставило такой яркий след в истории русской культуры? Как передать любовь к Слову того времени?

Традиционная лекция? Да, безусловно. Без теоретической базы мате-риал такого уровня сложности воспринят скорее всего не будет.

Не менее традиционное семинарское занятие, предполагающее работу с художественным текстом? Конечно, так как обучение анализу лирического произведения остаётся актуальным и в одиннадцатом классе.

Однако традиционные формы и методы обучения не совсем отвечают запросам сегодняшнего дня: формированию ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности. Такую задачу в совре-менной педагогике призван решить метод проектов.

Именно так возникла идея медиапроекта в рамках урока литературы в одиннадцатом классе «Мой любимый поэт Серебряного века» - создание вир-туальной книги с одноимённым названием.

Цели проекта.

  • Расширение филологической компетентности.

  • Формирование у учащихся культуры исследования.

  • Развитие коммуникативных навыков и навыков языковой рефлексии.

  • Создание условий для социальной адаптации учащихся.

  • Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию и умеющей представить продукт своей деятельности.

Актуальность проекта.

  • Данный проект актуализирует и расширяет знания учащихся в области истории и культуры Серебряного века.

  • Способствует дальнейшему развитию навыков анализа художественного текста.

  • Создаёт у ученика целевую установку на усвоение данного раздела школьной программы.

  • Повышает речевую и общую культуру обучающихся, развивает интеллект.

  • Индивидуализирует обучение, так как позволяет каждому учащемуся раскрыть свои творческие возможности и выразить свои мысли в удобной для него форме и на интересующие только его темы.

Концепция проекта.

В «Программе общеобразовательных учреждений по литературе» под редакцией В.Г.Маранцмана читаем: «Развивая чувства и воображение читателя-школьника, глубину понимания содержания литературного произведения и мотивированную оценку художественной формы, изучение литературы призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности». Иначе говоря - воспитание гражданина. Не в современном значении этого слова, как даёт словарь Ожегова, а в некрасовском понимании этого слова ( да не убоимся высокого пафоса!): гражданин - человек неравнодушный, человек активной жизненной позиции. Без знания же родной истории, родного языка, родной культуры человек как гражданин состояться не может. В этом отношении очень важен процесс восстановления культурной памяти, возвращения забытых имён, великих духовных ценностей, который начался ещё в период Перестройки. Культура Серебряного века, возвращённая русскому обществу в последние десятилетия XX века, принадлежит к разряду «белых пятен» нашей истории, а потому мало знакома широкой читательской аудитории.

А между тем наследие Серебряного века, и творческое, и духовное, столь богато, что и спустя столетие проявляется в разных видах искусства. Голос Серебряного века продолжал звучать на протяжении всего XX века, обогатив не только искусство Русского зарубежья, но и всю мировую культуру. В России же этот голос становился всё тише. Официальная идеология Советского государства прервала развитие новых течений в архитектуре и живописи, в театре и музыке, в поэзии. И всё же, как пишет Л.А.Рапацкая, «в каждом крупном событии русского искусства XX оживает крупица «культурного ренессанса», заставляющая вновь вспомнить великие свершения прошлого». Один тот факт, что в последнее время не раз поднимался вопрос о возрождении знаменитых дягилевских «Русских сезонов» в Европе, говорит о многом. Д.С.Лихачёв подчёркивает эту же мысль: «Часть этих культурных явлений продолжает жить в современности…а другая живёт в сбережении музеев, книг, памятников архитектуры».

Очевидная, общеизвестная истина: без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Именно поэтому так важно, чтобы школьники пристальнее «всмотрелись и вслушались» в искусство Серебряного века: узнавая собственную историю (в том числе и историю русской литературы), мы глубже понимаем современность и своё место в окружающем мире.

И ещё одно обстоятельство, подтверждающее необходимость и важность обращения к искусству Серебряного века, также подсказанное Д.С.Лихачёвым. Размышляя о наследии «культурного ренессанса», учёный пишет: «Это наследие (особенно если оно действительно сберегается как наследие) может оказывать влияние на свободу творческого выбора». (Курсив мой). Многообразие научных идей, философских учений, эстетических течений в эпоху Серебряного века поражает воображение исследователя, изучающего то сложное и интересное время. Однако удивительно и другое: их мирное сосуществование рядом друг с другом. Свобода творческого выбора - это примета времени, причём примета знаковая, особенно в контексте XX века. Свобода творческого выбора - это то, чему должны научиться учащиеся, работая над данным проектом, и что они должны продемонстрировать во время его презентации. Свобода выбора и ответственность за него - это то, что отличает личность, адаптированную к жизни в социуме, что, в свою очередь, и является конечной целью школьного образования.

ХОД ПРОЕКТА.

В ходе работы над инновационным проектом выделяют три уровня.

Первый уровень - ВОСПРИЗВОДЯЩАЯ АКТИВНОСТЬ. На этом уровне ученик под руководством учителя стремится понять, запомнить, воспроизвести новую информацию и овладеть способом её применения по образцу. Этот уровень характеризуется неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа «Почему?».

Второй уровень - ИНТЕРПРЕТИРУЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ. Он характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изученного содержания, стремлением познать связи между явлением и процессом, овладеть способами знаний в изменённых условиях. Характерный показатель этого уровня: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - ТВОРЧЕСКИЙ. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко сущность явлений и взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Особенностью этого уровня проекта является проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласованности между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением.

Метод проектов предполагает, что вначале некоторое количество занятий посвящается преподаванию теоретического материала. Этот этап соответствует первому уровню инновационного проекта - воспроизводящей активности. На данных уроках я знакомлю школьников с историей и с искусством Серебряного века, с основными литературными течениями той эпохи и анализирую вместе с ними стихотворения отдельных поэтов. Содержанием первого уровня проекта становится материал трёх лекций по следующим темам:

1.Срербряный век русской литературы. Символизм как литературное

течение.

2. «К земному источнику поэтических ценностей…» Акмеизм как лите-

ратурное течение.

3. «Гениальные дети современности». Футуризм как литературное те-

чение.

В качестве домашнего задания на данном этапе проектировочной деятельности учащимся предлагается выбрать по одному стихотворению каждого литературного направления для заучивания наизусть с аргументацией того, почему выбрано то или иное произведение того или иного поэта. Таким образом, литературные пристрастия обучающихся определяются уже на первом уровне проектировочной деятельности.

Второй уровень - интерпретирующая активность. По тематическому планированию ему соответствует двухчасовой урок-практикум «Поэтические индивидуальности Серебряного века. Анализ лирического произведения». Для работы одиннадцатиклассникам были предложены следующие тексты:

К. Бальмонт «Фантазия».

В. Брюсов «Кинжал».

Н. Гумилёв «Жираф».

О. Мандельштам «Петербургские строфы».

И. Северянин «Эпилог».

Доминирующей деятельностью на данном этапе стала групповая форма работы, которая носила исследовательский характер, была достаточно самостоятельна, показала владение учащимися навыками литературоведческого анализа текста и знание теории по данной теме. Работа в группах позволила значительно повысить интерес школьников к данному виду работы - анализу текста. Внешняя же положительная мотивация развивается за счёт одобрения окружающих и чувства соперничества.

После урока-практикума учащиеся переходят к третьему уровню проектировочной деятельности - творческому. В рамках данного проекта - создание собственной книги с последующей медиапрезентацией.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

1 ЭТАП - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ.

Общая тема проекта сообщается учащимся в самом начале изучения данной темы, чтобы в процессе работы они смогли определиться со своими литературными пристрастиями. Готовясь к созданию виртуальной книги, ученики выбирают темы индивидуальных групповых проектов.

После выбора темы осмысливаются и формулируются цели и задачи проекта. Перед одиннадцатиклассниками был поставлен вопрос: зачем нужно создавать данную книгу? Поиск ответа не вызвал затруднения у ребят: более углублённое знакомство с поэтическим наследием Серебряного века. Как учитель, я обозначила данную цель таким образом: расширение филологической компетентности.

Следующий вопрос: помимо предметных знаний, какие ещё умения и навыки потребуются в процессе работы над проектом? Ответ на данный вопрос учащиеся смогли найти уже при помощи учителя: навыки исследовательской деятельности (поиск, анализ, классификация, структурирование информации), коммуникативные навыки и навыки языковой рефлексии.

Воспитательный характер этого проекта заключался не только в воспитании творчески активной личности, но и в том, что данная работа способствовала социальной адаптации школьников, так как в процессе создания книги учащиеся «примеривали» на себя три социальные роли: издателя, слушателя, читателя.

На этом же этапе подготовки проекта были выявлены возможные источники информации: домашние и общественные библиотеки, электронные ресурсы, интернет-ресурсы, консультации педагогов и родителей.


2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Учащиеся разбиваются на группы, распределяют функции каждого участника команды, выбирают формы и способы презентации своей работы.

3 ЭТАП - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

Поиск и подбор материала по выбранной теме; структурирование, анализ, классификация полученной информации. Одиннадцатиклассники должны были отобрать 15 стихотворений какого-либо поэта. Принцип отбора заранее не оговаривался, напротив, во время презентации сами ребята объясняли, по какому принципу происходил отбор стихотворений. Это первая задача проекта.

Естественно, в 11 классе ученики понимают, что творчество любого поэта неразрывно связано с его судьбой, поэтому ещё одна задача при подготовке книги - познакомиться с биографией поэта и отразить её в своём сборнике. Как, каким образом - опять ребята решали самостоятельно.

Театр начинается с вешалки, а книга - с названия. Третья задача (кстати, одна из самых трудных, как отмечали сами ребята) - подобрать название для книги.

Таким образом проходила работа на данном этапе.

4 ЭТАП - ТЕХНИЧЕСКИЙ.

Работа осуществляется также самостоятельно: ученики готовят медиапрезентацию.

5 ЭТАП - ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

Представление своих книг школьниками осуществлялось публично на двухчасовом семинаре.

В качестве объекта исследования было выбрано творчество А. Ахматовой, В.Брюсова, К.Бальмонта, Р.Ивнева, З. Гиппиус, О.Мандельштама, Н.Гумилёва, И.Северянина, М.Цветаевой, М.Кузьмина.

Мотивация выбора была самой разнообразной: от традиционных - близкая женская тематика (А.Ахматова, М.Цветаева), близость восприятия мира и стилистики (З.Гиппиус), поразила судьба поэта (О.Мандельштам, Н.Гумилёв) - до почти оригинальных - менее всего известен (Р.Ивнев, М.Кузьмин), не понравилось творчество при первом знакомстве и попытались познакомиться с поэтом ближе (И. Северянин).

Одиннадцатиклассниками были созданы следующие книги:

«Женщина земная» (о творчестве А.Ахматовой).

«Бессилие» (о творчестве З.Гиппиус).

«Король поэтов» (о творчестве И.Северянина).

«Юноше двухтысячного года» (о творчестве Р.Ивнева).

«Любимый поэт Серебряного века» (о творчестве В.Брюсова).

«Поэт и время» (о творчестве М.Цветаевой).

«Любовь и творчество глазами женщины» (о творчестве А.Ахматовой).

«Путь жизни» (о творчестве К.Бальмонта) и другие.

На этом этапе проектировочной деятельности ребята продемонстрировали презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении (раздаточный материал, плакаты), умение отвечать на незапланированные вопросы. Защита проектов показала и уровень овладения учащимися знаниями по данной теме.

6 ЭТАП - РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

Конечно, данный проект проводился в рамках урока литературы, и главной его целью было расширение филологической компетентности, однако хотелось узнать, какой опыт получали школьники в ходе работы над данным проектом не только в предметной области, поэтому в качестве домашнего задания было предложено написать эссе по теме: «Какой опыт я получил как издатель, слушатель, читатель?».

Из ученических работ:

«Пожалуй, стоит начать рассматривать всё происходящее с позиции читателя. Прочитав стихотворения трёх направлений: акмеизма, футуризма, символизма, - я в очередной раз убедилась в том, что русский язык широк, безграничен, а главное - неиссякаем. «Найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое…» - говорил В.Хлебников. А сколько таких корней не найдено и все их найти не удастся никогда!

Из трёх же литературных направлений наиболее яркое впечатление на меня произвёл футуризм: в стихах поэтов этого направления при кажущейся объёмности зачастую отсутствуют смысл и содержание. «Волшебный камень превращенья» воплощён виртуозно, а «камень» смысла утрачен, кажется, безвозвратно. Но именно такие стихи несут колоссальную эмоциональную нагрузку, значит, не обязательно произведение должно быть наполнено содержательно, чтобы передавать чувства автора. Я говорю только о футуристических стихотворениях…»

«Для меня больше всего важен опыт, полученный мною в роли читателя: я для себя открыл целую литературную эпоху… Работая в качестве издателя и создавая проект о жизни и творчестве О. Мандельштама, я начал по-особому относиться и к самому поэту, и к его нелёгкой судьбе. Используя интернет, мы смогли достать довольно-таки редкий материал о творчестве О.Мандельштама…»

«Я - слушатель. Из всех проектов я бы выделил книгу Егора М. и Саши Ч. У ребят получился захватывающий рассказ не только потому, что интересна судьба поэта, но было заметно и их неравнодушное отношение к тому, о чём они рассказывали. Теперь и я много знаю о трудных, ставших трагическими отношениях Осипа Мандельштама с властью. Немыслимо, каким мужеством нужно обладать, чтобы совершить своеобразное «самоубийство» во имя правды, заключённой всего лишь в нескольких строфах, обличающих сталинский режим. Бороться и не смиряться - вот чему учит судьба этого поэта, а, придя домой, я открыл книгу стихов О.Мандельштама…»

«Я считаю, что проведение подобных уроков полезно, ведь здесь мы можем увидеть способности и достижения своих одноклассников, оценить их умение отстаивать свою точку зрения, а также учимся дискутировать, учимся публичным выступлениям…»

«Конечно, все проекты были сделаны на достаточно хорошем техническом уровне, так как над ними трудились и их редактировали не один день. Как издатель же я узнал, для того чтобы привлечь внимание к своему проекту, заинтересовать слушателя и читателя, мало использовать одни технические средства. В современном мире необходимо вносить что-то новое и неординарное в любую выполняемую работу…»

«…Наконец хочется сказать несколько слов об опыте, который я получил как издатель. Для меня этот опыт был просто чудовищно громаден, потому что это был мой первый мультимедийный проект. Я считаю, что его презентация прошла далеко не так гладко, как я рассчитывал. Я мечтал создать что-нибудь действительно впечатляющее, грандиозное, а получилось так, что я потратил четыре недели работы впустую лишь только потому, что устная защита была далеко не на высоте. Печально, но факт: говорить труднее, чем создавать презентацию… Я буду всеми силами стараться, чтобы мой следующий проект получился в разы лучше предыдущего!»

Заключение.

Анализируя размышления, представленные ребятами в их эссе, хочется отметить следующее.

Во-первых, большинство учащихся отметили, что главный опыт, который они получили, - это всё-таки опыт читателя. И он же самый сложный. Трудна для восприятия неискушённого читателя эстетика символизма, ещё более непросты языковые изыски футуристов, да и творчество поэтов-акмеистов при их внешнем стремлении к простоте образов не всегда сразу становится понятным. Чтение - это тяжёлый интеллектуальный труд, естественно, при одном условии - желании понять читаемое, «во всём дойти до самой сути». Отрадно, что одиннадцатиклассники продемонстрировали не только понимание первого, но и стремление ко второму.

Во-вторых, приятно удивило и то, что это «поколение большого пальца» (термин японских психологов), возросшее не у телевизоров , а у компьютеров, прекрасно понимает: «навороченные игрушки» ( определение, взятое из работы учащегося) не цель, а только инструмент познания, дающий неограниченные возможности для приобретения информации , с одной стороны, и для презентации собственных исследований - с другой.

В-третьих, было опасение, что опыт, полученный в роли слушателя, превратится в сплошное критиканство. Однако поразило то, что в большинстве случаев ребята критиковали собственные проекты, чаще останавливаясь на своих неудачах, нежели на других; отмечая же ошибки и просчёты, выстраивали перспективу и планировали работу будущих проектов.

Таким образом, мы видим, что ученики, выполнившие серьёзную работу от начала до конца, получили хороший стимул для дальнейшей учёбы, пройдя очередной этап самоутверждения в жизни. Это доказывает, что проектное мышление необходимо и взрослым, и детям. Сегодня любой человек должен предвидеть будущее, идти навстречу новому, то есть «быть способным проектировать взаимодействие с постоянно меняющимся миром». Именно учебные исследовательские проекты учат грамотно разрешать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растёт и развивается личность.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал