7


  • Учителю
  • Методическая разработка по литературе: “Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы”

Методическая разработка по литературе: “Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы”

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования





Методическая разработка по литературе:

«Использование музыки на уроках литературы»







Выполнил учитель

русского языка и литературы:

Савельева М.В.













Оглавление



I.Введение………………………………………………………..4

II.Роль музыки и литературы в жизни человека………………6

III. Методические приемы использования музыки на уроках литературы…………………………………………………………..12

IV.Конспект литературно-музыкальной композиции "Моим стихам… настанет свой черед…", посвященной творчеству М.Цветаевой…………………………………………………………16

Заключение …………………………………………………….32

Библиографический список…………………………………...33





















I.Введение



Любой вид искусства имеет свои сильные и слабые стороны. В художественной литературе, например, можно описать какое угодно явления жизни, раскрыть характер человека, развернуть действие, нарисовать пейзаж, даже словами воспроизвести образы и чувства, которые возникают при слушании музыки. Но и при очень тщательной детализации в прозе и стихах люди и природа не возникнут перед нами так, же четко, как на полотнах художников.

И ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она главным образом обращена к чувствам людей.

Искусство музыки это искусство организованных, упорядоченных звуков, вызываемых инструментом или человеческим голосом. Они имеют определенную высоту, ритм, лад, гармонию, тембр. Звуки эти, как правило, не имитируют звучание природы в их чистом виде, а выстраиваются в звукоряд композитором по простым, но очень точным правилам. Даже свист ветра и шум волн в музыкальном переложении принимают иное звучание, чем в жизни. Эти звукосочетания передают состояние души человека, слушающего завывание ветра или морской прибой. Вспомните. Сколько различных чувств вложено Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым в жужжание шмеля в опере «Сказка о царе Салтане», - тут и тревога, и надежда и радостное ликование.

«Музыка есть стенография чувств», говорил Лев Николаевич Толстой, считая передачу чувств от одного человека к другому, «заражение» этими чувствами, чуть ли не главной особенностью всякого искусства вообще.

Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания. «Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум, - утверждал Ромен Роллан. Не случайно его соотечественники считали, что главным генералом французской революции была «Марсельеза». Песня звала к подвигам, поднимала боевой дух, помогала одерживать победы.

Однако музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но ее возможности ограничены, как не беспредельны горизонты любого из видов искусств, взятого по отдельности. При всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы «увидеть» что-то в ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии. «Тут с поразительной очевидностью, - замечает Сергей Образцов, - обнаруживается, что самостоятельная жизнь каждого искусства очень относительна и связи между ними куда более прочны и сложны, чем, кажется на первый взгляд. Все виды искусства в разных комбинациях и в разных целях очень часто объединяют свои средства взаимодействия, создавая неразрывные сплавы. И музыка, чтобы обрести большую наглядность и действенность, большую доходчивость, часто выступает в союз с литературой».1























II.Роль музыки и литературы в жизни человека



Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки. Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические понятия, как правило, с малыми ссылками на примеры из музыки.

Важная особенность художественной литературы, отличающая ее от других видов искусств,-возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцеро-ва соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горького, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинского, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положены на музыку.

Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов.

Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическом произведении, передающем движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внутренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. Поэтому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вызываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых образы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше.

Естественно, в литературном произведении речь идет" лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представляем ее звучание посредством словесных образов. Но мастерство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны, путем соответствующей «речевой инструментовки», настроить читателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ничего о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звучания стихов) будет у него музыкальным»,-писал Б. Асатафьев.

В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной... А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься... Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».

Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:

1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.

3. Развернутость во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни.

5. Интонационная природа. Б.Л.Яворский полагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и гласность, оставив лишь одно звучание, то в таком фонографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи - музыкальное произведение»

6. Общность жанров - песня («Песня о Буревестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (баллады Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестровая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).

7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.- написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

8. Параллельность эмоционального воздействия текста (музыкального и литературного) и мыслительной переработки воспринимаемого.

Близка музыке стихотворная речь, содержащая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета;«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область (т.е. музыку)»При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материальной стороной взаимосвязи поэзии и музыки являются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро-ритмическую организацию стиха, особенности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование.

Более того, литература подчас заимствует у музыки сугубо музыкальные средства воплощения содержания. Так, например, в стихотворении «Бал» Н.П.Огарева части предваряются иноязычными обозначениями темпов, принятыми в музыке.

Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкальных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу развертывания (принцип сквозного развития), стремление к конкретности (программная музыка).

Таким образом, связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила постоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.

Так, некоторые литературные произведения имеют музыкальную тематику; например, «Квартет» И.А.Крылова, «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С.Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова.

Также следует отметить писателей, которые не выносили в название своих произведений музыкальной терминологии, но отличались удивительной музыкальностью языка. К примеру, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Гоголя, А.А.Блока, С.А. Есенина.

Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстрации, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музици-рования велика в таких крупнейших произведениях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процессу музицирования. Так, А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые сложнейшие, самых тончайших оттенков я могу передать словами, Получается так, как будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония»,

Другой позицией, обуславливающей естественность синтеза литературы и музыки в учебном процессе, является направленность педагогики на создание у школьников целостного представления о мире.

В настоящее время в научной литературе определены следующие типы взаимодействия искусства, и в частности, литературы и музыки: межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, преподавание отдельных видов искусств на полихудожественной основе - с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусств, а также сочетание обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи - формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения старшеклассников. Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в условиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции - возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли - «не только носителя культуры, но и ее творца























































III. Методические приемы использования музыки на уроках литературы



Музыкальный материал на уроках изучения литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года.

Учитель может показать к примеру взаимопроникновения литературы и музыки во второй половине XIX века, расширяя и углубляя таким образом представление учащихся о культурном наследии. Естественно, что не только литература, но и музыка выражает общественную позицию человека и воспитывает его, обогащая эмоциональный мир, образное мышление.

А. М. Горький, формируя новый художественный метод, уделял огромное внимание народной песне. Писатель всегда заботился об изучении музыкального фольклора, призывал деятелей искусства создавать новые песни. Чтобы пополнить знания учащихся о песне, можно провести урок на тему «Истоки красоты-в песне» или «Размышление над песней». Материалы для урока можно найти большие и благодатные, если учесть, что песня была постоянным спутником в жизни писателей и его героев.

Учитель обязан помочь им понять, что песня позволяет писателю глубже показать внутренний мир человека, его переживания, чувства. Полезно напомнить слова известной актрисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она признавалась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». После разъяснения учителя рассказ о рождении песни воспринимается учащимися с большим интересом, но требуются дополнительные комментарии, для того чтобы ученики глубже вникли в сущность народного творчества, народной музыки.

Почти каждый человек задумывается над тем, как рождается песня в народе, при каких условиях, почему автор ее остается неизвестен, почему она живет веками, переходя от поколения к поколению.

Тема о рождении и жизни песни будет намного содержательней и интересней, если привести известные слова И. В. Гоголя: «По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города».

Интересно сообщить учащимся и о таком явлении в истории культуры. Неграмотная бабушка Федосова сохранила в своей памяти 30 тысяч стихотворных произведений, среди которых немало народных песен. Известный фольклорист П. Демуцкий в двух селах записал около 700 народных мелодий.

О том, как создается песня, рассказывает известный кобзарь Егор Мовчан: «Большое то дело, когда сам что-нибудь создаешь. А сочинять хочется, если человек с музыкою неразлучен и она глубоко запала ему в душу, тогда и самому хочется сказать что-нибудь своею музыкою.

Сидишь и сам себе говоришь, и слова эти поешь. Одно слово, другое, третье... Так я сложил о Ленине «Была зима с оттепелью, а другая лютая». Сижу или хожу, все произношу, а они поются. Раз споешь, другой, еще и еще, и тогда-вышла целая песня. Бери ее и пой. Если хорошая песня, люди ее сердцем слушают... И я, словно дерево весною, оживаю от этого».

Можно привести и другой пример. Известный композитор С. Комитас сумел проследить, как в одной деревне появилась хороводная песня, как шлифовалась мелодия, танец, согласовывалось пение солиста с участниками хоровода. Содержательны его размышления по поводу возникновения песни,

Итак, песня шлифуется веками, проходит процесс эмоционального и художественного обогащения у каждого поколения. Такие свойства песни очень важны в познании духовной жизни народа. «Песня-такой же высокий жанр, как и симфония. Песне доступны самые высокие идеи и самые высокие, сильные и чистые чувства». Она неисчерпаемый источник для создания крупных инструментальных и вокальных произведений. Учитель должен помнить, что когда слушаем песню, то стараемся уловить прежде всего слова, мелодию. Но на этом восприятие не заканчивается. В песне заложены очень важные выразительные средства, которые согласуются с драматическими произведениями: «Песня-своего рода театр: в ней есть драматургия, есть пьеса, есть актер и даже своеобразные декорации,-говорил композитор В. П. Соловьев-Седой. Полезно дать задание учащимся для самостоятельной работы. Реферат на тему «Истоки красоты - в песне» готовит ученик, который интересуется искусством.

Важно сообщить учащимся, что роль музыки в жизни писателя необычайно возросла в настоящее время. Это обусловливается развитием нашего общества. Пренебрежение к музыкальной культуре обедняет эмоциональный мир художника слова, делает серыми его произведения, поскольку отображенная в них жизнь теряет одну из привлекательнейших сторон своих-звуковую.

Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предлагается учащимся при чтении текста обращать внимание на музыкальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко...».

Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пера писателя, отражает определенный исторический период. Сама деятельность писателя протекает во времени. Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с композиторами, художниками и мастерами сцены, его современниками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и внимание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи. Расширяется кругозор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль, писателя в развитии культуры.

Учитель-словесник должен участвовать в воспитании «музыкального человека». Мы употребляем выражение: «такой-то человек музыкальный», но сказать, что у него развит музыкальный слух или он одарен тонким ощущением музыки,-этого мало.

Художественная литература является важным фактором эстетического воспитания учащихся. Учитель литературы призван не только знакомить учащихся с литературными произведениями и литературными понятиями, но и воспитывать у них эстетический вкус. Литература является частью искусства, поэтому взаимодействие её с другими видами искусства, например, живописью, музыкой, театром, кино и так далее, не только целесообразно, но и не обходимо. Я остановлюсь на использовании музыки. Музыка призвана помочь углублённому восприятию и пониманию литературного произведения, поэтому очень важно умелое и целесообразное применение музыки на уроках.

Существуют различные методы использования музыкальных произведений. Остановлюсь на некоторых из них.

  1. Сравнительный анализ музыкальных и литературных образов на заключительном этапе изучения литературного произведения. Например, после изучения повести А. С. Пушкина «Метель» (6класс) слушаем музыку Свиридова к данной повести. После прослушивания ученикам задаем вопрос: какие картины и образы возникают в вашем воображении, когда вы слушаете музыку? Этот метод помогает понять специфику различных видов искусства и развивает образное мышление учащихся.

  2. Включение музыки в обзорные лекции, посвященные жизни и творчеству писателя или поэта. Например, изучая творчество А. С. Грибоедова, мы говорим о том, что это был не только талантливый поэт, но и талантливый музыкант; в своем наследии он оставил нам не только бессмертную комедию, но и несколько прекрасных вальсов. Включаем их послушать.

  3. Музыка как фон (мелодекламация), сопровождение стихов мелодией, для более эмоционального восприятия поэтического текста. Здесь хорошо сочетаются « Времена года» П. И. Чайковского и стихи Ф. И. Тютчева.

  4. Музыка для создания атмосферы эпохи, для более глубокого понимания мыслей, чувств, переживаний героев в данной эпохе или исторической ситуации. Например, изучая роман М. А. Булгакова «Белая гвардия», включаем в урок композицию из песен «белых» офицеров в исполнении Жанны Бичевской. Эти песни помогают почувствовать состояние русских людей, «белых» офицеров, которых лишили Родины, которые должны были покинуть её навсегда или умереть на ней - другого им было не дано.

  5. Использование музыки для того, чтобы подчеркнуть типизацию литературного образа. Например, работая с образом Григория Мелехова из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», включаем песню И. Талькова «Бывший подъесаул», которую он предваряет рассказом о бывшем подъесауле Миронове, перешедшем в 17-ом году на сторону Красной Армии и дослужившегося до звания командарма, а затем расстрелянного большевиками в бутырской тюрьме. Прослушивание этой песни и рассказа помогает учащимся понять, что образ Григория Мелехова не единичный, а типичный для времени революции и гражданской войны.

  6. Ну, и, конечно же, существует ряд уроков, которые невозможно провести без музыки. Это уроки по УНТ, посвященные исторической и лирической песне (8класс). Здесь богатый материал можно найти в репертуаре Н. Кадышевой. В её репертуаре есть и исторические, и различные жанровые направления лирической песни ( ямщицкие, колыбельные, плясовые…). А также уроки, посвященные поэтам-бардам: Галичу, Визбору, Окуджаве, Высоцкому, Цою…

  7. Изучая творчество С. Есенина, М. Цветаевой, Б. Пастернака очень интересно включать в урок романсы и песни написанные на их стихи, показывая тем самым красоту их поэзии.

Использование музыки на уроке способствует более глубокому восприятию литературного произведения, расширяет кругозор учащихся, воспитывает эстетический вкус.























































IV.Литературно-музыкальная композиция "Моим стихам… настанет свой черед…", посвященная творчеству М.Цветаевой.



Основная установка в сопряжении музыкального и литературного материала - принцип общности эмоциональной палитры. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия, Художественное слово несет определенный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же, как предельно эффективный язык, углубляет содержание словесного образа, способствуя большей выразительности его психологического решения,

К тому же немаловажное значение имеет создание определенной ауры - оформление класса как своеобразного подобия музыкальной гостиной, предполагающей некое замкнутое пространство, в котором легче и быстрее можно собрать внимание людей, чем в большом зале.

Литературно-музыкальная композиция - хороший помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, а также формировании у них эстетически-ценностных ориентации.

Подготовительная работа

I. Оборудование.

1. На сцене плакат "Моим стихам... настанет свой черёд."

2. Портрет М.И.Цветаевой.

3. Рисунки: "Дом М.И.Цветаевой", "Дом в Трёхпрудном переулке", "Рябина в кувшине".

4. Магнитофон, записи 2-х романсов на стихи М.И.Цветаевой: "Уж сколько их упало в эту бездну..." и "Под лаской плюшевого пледа".

5. В левом углу сцены столик с гвоздиками, свечами и книжная выставка.

П. Приглашение гостей.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

- Марина Цветаева... Первая встреча с её поэзией сражает сразу и на всю жизнь. А дальше - любовь к её поэзии, непроходящий интерес к её личности и судьбе. Больно и обидно, что о таком большом русском поэте знают немного даже выпускники.Жизнь и трагическая судьба этой необычной женщины почти неизвестна им, оттого поэзия её почти незнакома и непонятна.

Долгие годы имя и творчество Марины Ивановны Цветаевой были незаслуженно забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным: сборники лирики, 17 поэм, 8 драм в стихах, автобиографическая, мемуарная,историко-литературная проза, письма, дневники и записи.

Так распорядилась судьба - безмерно трагичная:после революции - смерть от голода младшей дочери Ирины, семнадцатилетняя эмиграция. О ней Цветаева скажет: "Здесь - без читателя, в России -без книг". Краткое свидание с неждавшей Родиной,репрессии мужа и дочери Ариадны, война, голод,гибель на фронте сына Георгия, о которой Марина Ивановна не узнала, потому что, отчаявшись, в 1941году в далёкой Елабуге покончила с собой.

Так распорядилось время, слишком насыщенное политикой. "Мимо родилась времени", - признаётся сама Цветаева.

Такова была личность поэта - необычайно сложная, противоречивая, а потому влекущая к себе и отталкивающая труднопостижимостью. Такова была душа - грешная и праведная, взлетающая и падающая, рвущаяся из быта в бытие, не знавшая меры ни в чём, и оттого - пугающая. Цветаевскую поэзию невозможно открыть для себя сразу. На это уходят годы, жизнь. Ариадна Эфрон (Аля), выросшая,по словам Марины Ивановны, из её стихов,разделившая с матерью все её горести и беды и сполна испившая горя своего (8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки - и только потом реабилитация), писала: "...Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери!.."

Нам тоже ещё предстоит дорасти до понимания М.И.Цветаевой.

Звучит романс "Уж сколько их упало в эту бездну..."

1 чтец читает стихотворение "Моим стихам,написанным так рано..."

* * *

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам ! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд. М.Цветаева

1 ведущий

Марине Цветаевой был 21 год, когда она написала эти строки, которые, по сути, стали пророческими.Действительно, её стихи можно сравнить с"драгоценными винами", которые лежат где-то в далёком погребе и ждут своего читателя, нас с вами... Таковы стихи Марины Цветаевой о любви, о природе, о Родине, о Москве.

Сегодня мы хотим рассказать, какую роль в жизни Цветаевой играла Москва, каково её отношение к родному городу и как оно отразилось в творчестве.

2 ведущий

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года и до замужества жила в доме № 8 в Трёхпрудном переулке. Если идти от Пушкинской площади по Большой Бронной, то он будет на правой стороне. В1919 году Цветаева, как бы заглядывая в будущее,писала:

Со мной в - руке почти что горстка пыли -

Мои стихи! - я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я -

Или В котором я умру.

3 ведущий

"...Трёхпрудный переулок, где стоял наш дом, это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир - не меньше, а может быть, и больше дома Ростовых...". (М.Цветаева)

2 чтец

Красною кистью

Рябина зажглась

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

1916 г.

1 ведущий

"В доме 11 комнат, за домом зелёный двор в тополях, флигель в 7 комнат... Моя комната с каюту,по красному полю золотые звёзды (мой выбор обоев). ...Узенький диван, к которому вплотную письменный стол. И всё." (М. Цветаева)

2 ведущий

Сестра Марины, Анастасия, вспоминала: "...Стены её комнаты были увешаны портретами Наполеона...Полдня запершись в своей узенькой комнатке,увешанной гравюрами и портретами, окружённая французскими книгами, она с головой уходила в другую эпоху, жила среди иных имён..."

3 чтец читает ст. "Ты, чьи сны ещё непробудны...".

3 ведущий

В войну дом Цветаевых был разрушен бомбой.Старинные домики "заменили уроды - грузные, в 6этажей". Любовь к прежней Москве, к дому детства Марина Цветаева сохранила навсегда.

4 чтец

Меж великанов-соседей, как гномик,

Он удивлялся всему,

Маленький розовый домик,

Чем он мешал и кому?

Чуть помутнеет, в закрытые ставни

Тихо стучит волшебство.

Домик смиренный и давний,

Чем ты смутил и кого?

Там засмеются, мы смеху ответим.

Фея откроет Эдем...

Домик, понятный лишь детям,

Чем ты грешил, перед кем?

Лучшие радости с ним погребли мы,

Феи нырнули во тьму...

Маленький домик любимый,

Чем ты мешал и кому?

("Розовый домик", 1916 г.)

1 ведущий

С середины лета 1914 г., когда война только началась и казалось, что она скоро кончится,Марина Цветаева, счастливая, с мужем и маленькой дочерью Ариадной, стала жить в Борисоглебском переулке - в доме № 6, квартира 3. Переулок назывался по церкви святых Бориса и Глеба,стоявшей рядом на Поварской.

В этом доме она написала много стихов, пьесы из цикла "Романтика", поэмы. Здесь бывали Бальмонт,Эренбург, Мандельштам, Антокольский. Здесь родилась вторая дочь Марины Цветаевой - Ирина, и в этом же доме Марина Цветаева пережила страшное горе - смерть в приюте этой несчастной девочки,которой не было и З-х лет.

2 ведущий

Этот дом, подобно дому в Трёхпрудном переулке, -тоже "целый психический мир". Да ещё в какое время, в какую эпоху: 1-я мировая война,Февральская революция, Октябрьская революция,гражданская война, разруха!

3 ведущий

"... Дом был двухэтажный, и квартира была во 2-м этаже, но в ней самой было 3 этажа. Как и почему -объяснить не могу, но это было так: низ с тёмной прихожей, двумя тёмными коридорами, тёмной столовой, моей комнатой и Алиной - огромной детской. Всё было огромное, просторное,запущенное, пустынное, на простор и пустоту помноженное, и тон всему задавал чердак,спускавшийся на 2-й чердак и оттуда распространившийся на всё помещение вплоть до самых отдалённых и как будто бы сохранных его углов". (М.Цветаева)

5 чтец

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

Войдите. Гора рукописных бумаг...

Так! Руку! - Держите направо, -

Здесь лужа от крыши дырявой.

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

Какую мне Фландрию вывел паук.

Не слушайте толков досужих,

Что женщина - может без кружев!

Ну-с, перечень наших чердачных чудес:

Здесь нас посещают и ангел, и бес,

И тот, кто обоих превыше,

Недолго ведь с неба - на крышу!

Вам дети мои - два чердачных царька,

С весёлою музой моею, - пока

Вам призрачный ужин согрею, -

Покажут мою эмпирею.

- А что с Вами будет, как выйдут дрова?

- Дрова? Но на то у поэта - слова

Всегда - огневые - в запасе!

Нам нынешний год не опасен...

От века поэтовы корки черствы,

И дела нам нету до красной Москвы!

Глядите: от края до края -

Вот наша Москва - голубая!

А если уж слишком поэта доймёт

Московский, чумной, девятнадцатый год,-

Что ж, - мы проживём и без хлеба!

Недолго ведь с крыши - на небо.

1919 г.

1 ведущий

В комнате наверху жили летом, а зимой перебирались вниз, в самую тёплую и тёмную...Жестяная печурка, так называемая "буржуйка",сжирала постепенно всю мебель, которую хозяйка с полным безразличием разламывала, распиливала,раскалывала...

2 ведущий

"Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями, - весь запас..." (М.Цветаева)

3 ведущий

Марина Цветаева ездила по деревням, пыталась менять вещи на продукты. Но всегда у неё получалось не так, как у других. Она была слишком доверчива. Марина терпеливо выстаивала долгие очереди за пайковой селёдкой, за хлебом, тащила на салазках гнилую картошку, которую выгребала из казённого подвала, где выдавали её по списку...Из всего окружающего возникали стихи.

6 чтец

Сегодня ночью я одна в ночи,

- Бессонная, бездомная черница!

Сегодня ночью у меня ключи

От всех ворот единственной столицы.

Бессонница меня толкнула в путь,

- О, как же ты прекрасен, тусклый

Кремль мой!

Сегодня ночью я целую в грудь -

Всю круглую воюющую землю!

Вздымаются не волосы, а мех,

И душный ветер прямо в душу дует.

Сегодня ночью я жалею всех,

Кого жалеют и кого целуют.

1916 г.

1 ведущий

Страшное зрелище представляла собой Москва после революции. Улицы и площади заполнились новыми хозяевами, зазвучали неслыханные доселе речи.

7 чтец

Гришка-Вор тебя не ополячил.

Пётр-Царь тебя не онемечил.

Что же делать, голубка? - Плачу.

Где же спесь твоя, Москва? - Далече.

- Голубочки где твои?- Нет корму.

- Кто унёс его? - Да ворон чёрный.

- Где кресты твои святые? - Сбиты.

- Где сыны твои, Москва? - Убиты.

1917 г.

2 ведущий

1920 год. Умерла младшая дочь Цветаевой - Ирина.Старшая Аля - очень больна...

Теперь они живут в одной комнате, остальные заселены новыми жильцами. Дом разграблен,разгромлен... Трущоба. Из письма князя Волконского Цветаевой:

3 ведущий

"Вы не забыли, как вы жили в Борисоглебском переулке? Печурка не топится, электричество тухнет. Лестница тёмная, холодная, перила донизу не доходят, и внизу предательские 3 ступени. С улицы темь и холод входят беспрепятственно, как законные хозяева... Мы входим в лунный свет. Вы босиком, или почти, - сандалии на босу ногу; в котомке у Вас ржаные сухари и рукопись стихов. На улице лошадиная падаль лежит... а сверху звёзды сияют... кремлёвские купола под луною блестят... Во всём этом какое-то смешение быта и бытия. Как тяжёл был быт, как уродливо тяжёл.

А помните, когда вошёл к Вам грабитель и ужаснулся перед бедностью, в которой Вы живёте?Вы его пригласили посидеть, говорили с ним, и он,уходя, предложил Вам взять от него денег. Пришёл,чтобы взять, а перед уходом захотел дать. Его приход был быт, его уход был бытие...".

В 1915-1916 гг. Марина Цветаева пишет цикл стихотворений о Москве.

8 чтец

Семь холмов как семь колоколов!

На семи колоколах -колокольни.

Всех счётом: сорок сороков, -

Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день

Иоанна родилась Богослава.

Дом - пряник, а вокруг плетень

И церковки златоглавые.

1916 г.

9 чтец

Из рук моих - нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке - всех сорок сороков

И реющих над ними голубков;

И Спасские - с цветами - ворота,

Где шапка православного снята;

Часовню звёздную - приют от зол -

Где вытертый - от поцелуев - пол;

Пятисоборный несравненный круг

Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду

Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,

Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков

Уронит Богородица покров,

И вспомнишь ты, исполнен дивных сил...

- Ты не раскаешься, что ты меня любил.

1916 г.

10 чтец

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси - бездомный.

Мы все к тебе придём.

Клеймо позорит плечи,

За голенищем - нож.

Издалека-далече -

Ты всё же позовёшь.

На каторжные клейма,

На всякую болесть -

Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит,

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

И льётся аллилуйя

На смуглые поля.

- Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

1916 г.

1 ведущий

"... Да, я в 1916 г. первая так сказала Москву. И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего часа и раза. На прощанье. " Там Иверское сердце червонное - горит." И будет гореть вечно". (М.Цветаева)

2 ведущий

После получения письма от мужа - Сергея Эфрона -в июле 1921 г. и до самого своего отъезда из Москвы -из Борисоглебского переулка - Цветаева написала более 100 стихотворений. Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, Марина сказала дочери:"Перекрестись, Аля!" - и перекрестилась. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь,прощаясь с Москвой.

11 чтец

У меня в Москве - купола горят,

У меня в Москве - колокола звонят,

И гробницы в ряд, у меня стоят, -

В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Я молюсь тебе - до зари.

И проходишь ты над своей Невой

О ту пору, как над рекой Москвой

Я стою с опущенной головой,

И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю -

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари.

Но моя река - да с твоей рекой,

Но моя рука - да с твоей рукой

Не сойдутся, Радость моя, доколь

Не догонит заря - зари.

1916 г.

3 ведущий

"Мы уехали из Москвы быстро, неприметно, словно вдруг сойдя на нет. Но дом, столь живший,продолжал жить дальше...но без нас. Как книга, уже не нуждающаяся ни в авторе, ни в читателе". (М.Цветаева)

1 ведущий

Дом в Борисоглебском был для Цветаевой источником и хранилищем жизни. Теперь он стал -историей... Находясь в эмиграции, Цветаева постоянно думала о России.

2 ведущий

"Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот потеряет её лишь вместе с жизнью". (М.Цветаева)

3 ведущий

18 июня 1939 г. - после 17-ти лет эмиграции - Цветаева вернулась на Родину. 21 августа 1941 года Марина приехала с сыном в Елабугу, а через 10 дней - 31августа её не стало.

1 ведущий

Анна Ахматова писала: "... Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии - не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня.Здоровы мы были - безумием было окружающее:аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся..." В своём стихотворении"Поздний ответ" А.Ахматовой писала:

Невидимка, двойник, пересмешник,

Что ты прячешься в чёрных кустах,

То забьёшься в дырявый скворечник,

То мелькнёшь на погибших крестах.

То кричишь из Маринкиной башни:

Я сегодня вернулась домой.

Полюбуйтесь, родимые пашни,

Что за это случилось со мной.

Поглотила любимых пучина,

И разграблен родительский дом.

Мы с тобою сегодня, Марина,

По столице полночной идём,

А за нами таких миллионы,

И безмолвие шествия нет. А вокруг погребальные звоны Да московские дикие стоны Вьюги, наш заметающей след.

Звучит запись романса " Под лаской плюшевого пледа" на стихи М.Цветаевой.



Заключение



В заключении хочется напомнить вам слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».

Сценарий урока показывает, что восприятие музыки связано с нравственным обликом человека. Воспитание. «музыкального человека» означает развить в нем черты нравственной чуткости.

Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «мелодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамотного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образного слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь учащимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художественного чтения.

Главное, от чего зависит успешное использование музыки на уроках литературы,- стремление вызвать у учащихся интерес к музыке вообще. Видный композитор и педагог А. Б. Гольденвейзер писал: «...нужно прежде всего захотеть слушать музыку, чтобы научиться ее понимать. Нужно- научить себя этому...».

Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся. Здесь, на мой взгляд, как раз были выбраны наиболее удачные слова, стихи , песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя словесника.



Библиографический список

  1. Изучение литературы в школе/ под ред. Т.Г. Браже - 2007-256с.

  2. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже - М., 2001

  3. Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы.- М., 2005- 76с.

  4. Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8 - С.23



1</</font>

33



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал