- Учителю
- Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 6 класса с русским языком обучения
Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 6 класса с русским языком обучения
№ |
Программный материал |
Количество часов |
сроки |
Примечание |
1 |
Введение - 2 часа (Понятие о мифах. Мифы и легенды. |
1 |
|
|
2 |
Использование мифов в литературе и искусстве. Гесиод. «Труды и дни» (отрывок из поэмы о пяти веках), Овидий. «Метаморфозы» (фрагмент), А.А. Фет. «Золотой век») |
1 |
|
|
Античная мифология и литература | ||||
3 |
«Происхождение мира и богов» - 1 час (Овидий. «Метаморфозы» (фрагмент). Представления древних греков об устройстве мира. Структура греческой мифологии. Титаны, боги, герои. Олимпийские боги: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Афина, Афродита. Эрот - сын Афродиты. Спор богинь - яблоко раздора |
1 |
|
|
4 |
«Образы античной мифологии в литературе» - 1 час (Д.С. Мережковский. «Титаны», А.А. Фет. «Венера Милосская», «Диана», А.А. Блок. «Амур» («Вспомнил я старую сказку…») |
1 |
|
|
5 |
Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) - 2 часа (Отражение в поэмах быта, нравов и верований древних греков. Основа мифа - общечеловеческие типы и вечные жизненные конфликты. Отвага и смелость героев. |
1 |
|
|
6 |
Композиционная динамичность, отображающая постижение мира в поэме странствий, и плавность звучания поэмы. Прием контраста (парадоксальное сочетание эпитетов: «хитростей царь Одиссей» - «благородный»). Особенности изображения героев и богов в поэмах (гиперболизация, повторы, постоянные эпитеты) Р.Р.Поэма как лиро-эпический жанр |
1 |
|
|
7 |
«Гомеровские герои в литературе» - 1 час (А.А. Тарковский. «Мщение Ахилла», В.Я. Брюсов. «Одиссей») |
1 |
|
|
8 |
Эсхил. «Прикованный Прометей» (фрагменты) - 1 час (Особенности античного театра и античной трагедии. Смелость, мужество титана, его любовь к людям; |
1 |
|
|
9 |
«Образ Прометея в литературе» - 1 час (Д.Г. Байрон. «Прометей»; Г.У. Лонгфелло. «Прометей»);
|
1 |
|
|
10 |
«Мифы об Орфее и Арионе. Подвиг служения искусству. Образы певцов в древней мифологии и их преломление в литературе» - 1 час (Аполлоний Родосский. «Аргонавтика» (фрагмент), А.С.Пушкин. «Арион»); |
1 |
|
|
11 |
«Бог Аполлон и музы» - 1 час (Аполлон - бог искусства и покровитель муз. Основные музы. Каллиопа (муза эпической поэзии), Эвтерпа (муза лирической поэзии и музыки), Эрато (муза любовной лирики), Мельпомена (муза трагедии), Талия (муза комедии), Полигимния (муза гимнов) |
1 |
|
|
12 |
« Образ Музы в лирике Х1Х-ХХ веков» - 1 час (А.С. Пушкин. «Муза»; Е.А. Баратынский. «Муза»; А.А. Фет. «Муза», «Музе»; М.А. Кузмин. «Муза»; С.Я. Надсон. «Долго муза, таясь, перед взором моим...»; Д.С. Мережковский. «Когда я с музой начинал мой путь...» (по выбору учителя) |
1 |
|
|
13 |
«Боги и герои Эллады в литературе других эпох» - 2 часа (Д.С. Мережковский «Леда»; И.Л. Сельвинский. «Лувр. Голова Венеры»; Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»; В.Я. Брюсов. «Тело Гектора»; |
1 |
|
|
14 |
В.А. Луговской. «Как человек плыл с Одиссеем». Л. Фейхтвангер. «Одиссей и свиньи, или о неудобстве цивилизации» (фрагменты) |
1 |
|
|
15 |
Внеклассное чтение В. Смирнова. «Герои Эллады»;
|
|
|
|
16 |
«Подвиги Геракла» - 1 час («Яблоки Гесперид». Мужество и находчивость Геракла. Геракл как прародитель скифов. Кентавры (1 час). Кентавр Хирон как наставник и учитель греческих героев. Воплощение в образе кентавра (человек, слитый с лошадью) степняка-кочевника. А. Белый. «Игры кентавров»; Д. Апдайк. «Кентавр» (фрагмент); Р.Р. Домашнее сочинение «Геракл-античный герой»
|
1 |
|
|
17 |
«Миф о Нарциссе» - 1 час (Прославление любви и красоты. Осуждение самодовольства и самовлюбленности); |
1 |
|
|
18 |
«Миф об аргонавтах» - 1 час (Происхождение золотого руна. Символика образа золотого руна. Героический поход аргонавтов. Судьба Ясона. Отражение мифа в литературе).
|
1 |
|
|
Славянская и древнетюркская мифологии и литература | ||||
19 |
«Представления древних славян об устройстве мира» - 2 часа
|
1 |
|
|
20 |
(Структура славянской мифологии. Пантеон славянских богов. Образы низшей мифологии); |
1 |
|
|
21 |
«Отражение славянских мифов в русской поэзии XIХ-ХХ веков» - 2 часа (А.С. Пушкин. «Домовому», «Бесы». М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна». К.Д. Бальмонт. «Русалка». А.А. Блок. «Старушка и чертенята». Е.В. Курдаков. «Леший». И.А. Бродский. «В деревне бог живет не по углам...». |
1 |
|
|
22 |
Художественные особенности стихотворений. Поэтическое мастерство авторов) |
1 |
|
|
23 |
«Древнетюркские мифы и предания» - 1 час (Миф о происхождении Тенгри, мифы о происхождении божеств и космическом мироустройстве, миф о происхождении человека. Тенгрианство - древнейшая религия тюрков. Общее и особенное в античных, славянских и древнетюркских мифах);
|
1 |
|
|
24 |
Внеклассное чтение А.И. Афанасьев. «Древо жизни», «Живая вода и вещее слово» (фрагменты);
|
1 |
|
|
25 |
А.С. Пушкин. «Метель» - 3 часа (.
|
1 |
|
|
26 |
Герои повести, мотивы их поступков |
1 |
|
|
27 |
Тема бесовщины в произведении. Особенности композиции); |
1 |
|
|
28 |
Р.Р. подготовка к сочинению |
1 |
|
|
29 |
Р.Р. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Метель» |
1 |
|
|
30 |
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» - 3 часа (Фольклор и народная мифология как тематическое содержание повести |
1 |
|
|
31 |
Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении |
1 |
|
|
32 |
Поэтизация верности и бескорыстной любви. Юмор Гоголя); |
1 |
|
|
33 |
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке» - 2 часа (;
|
1 |
|
|
34 |
Особенности построения сюжета произведения. Мастерство Лескова-рассказчика) |
1 |
|
|
35 |
А.Н. Островский. «Снегурочка» (в сокращении) - 2 часа (Герои весенней сказки Островского. Пролог: спор Весны и Мороза. Конфликт в душе Снегурочки: «любовь» и «сердечная остуда» (гибельность безграничной любви и холодная чистота одиночества).);
|
1 |
|
|
|
Образы славянской мифологии в произведении А.Н.Островского «Снегурочка» |
1 |
|
|
36 |
Образы славянской мифологии в поэзии ХIХ-ХХ веков - 1 час (М.Ю. Лермонтов. «Русалка»; К.Д. Бальмонт. «Русалочка»; З.Н. Гиппиус. «Песни русалок»; С.А. Есенин. «Русалка под Новый Год»; Е.В. Курдаков. «Пряха»); |
1 |
|
|
37 |
Урок развития речи. Анализ лирических произведений |
1 |
|
|
Отражение библейско-коранических сказаний в литературе | ||||
38 |
«Мифы и легенды Ветхого Завета» - 2 часа («Сотворение мира», «Адам и Ева», «Потоп», «Содом и Гоморра».
|
1 |
|
|
39 |
Мифы о сотворении мира и человека в Ветхом Завете. Жизнь первых людей на земле. Всемирный потоп, разрушение Содома и Гоморры как наказание за грехи людей. Дидактичность библейских легенд); |
1 |
|
|
40 |
«Интерпретация библейских легенд в литературе» - 1 час (А.С. Пушкин. «Ангел»; М.Ю. Лермонтов. «Демон» (фрагменты); А.А. Ахматова. «Лотова жена»); |
1 |
|
|
41 |
Р.Р. Анализ лирических произведении |
|
|
|
42 |
«Легенды и притчи Нового Завета: «Рождение Иисуса Христа», «Притча о блудном сыне» - 2 часа (
|
1 |
|
|
43 |
Нравственные идеалы и уроки евангельских притч); |
1 |
|
|
44 |
Р.Р.Подготовка к сочинению |
1 |
|
|
45 |
Р.Р. Сочинение «Уроки прочитанных притч» |
1 |
|
|
46 |
Внеклассное чтение Н.С. Гумилев. «Блудный сын», «Крыса» |
1 |
|
|
47 |
Отражение легенд и притч Нового Завета в литературе - 1 час (Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда», «Гефсиманский сад» (фрагменты по выбору учителя); Д.С. Мережковский. «Бог»; В.Ф. Ходасевич. «Рай»);
|
1 |
|
|
48 |
Р.Р. Анализ лирических произведении |
|
|
|
49 |
«Коранические сказания» - 1 час (Творение мира и человека; пророки Аллаха - Иса и Мухаммед. Сходство и различие сюжетов Библии и Корана); |
1 |
|
|
50 |
«Отражение коранических тем, мотивов и образов в поэзии ХIХ-ХХ веков» - 1 час (А.С. Пушкин. Подражание Корану. V. «Земля недвижна; неба своды…». И.А. Бунин. «Магомет в изгнании», «Ночь Аль-Кадра»; О.О. Сулейменов. «Ночь свершения желаний»);
|
1 |
|
|
51 |
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - 3 часа (
|
1 |
|
|
52 |
Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина. |
1 |
|
|
53 |
Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести. Особенности композиции и формы повествования); |
1 |
|
|
54 |
Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» - 2 часа (Трагедия маленьких детей из социальных низов).
|
1 |
|
|
55 |
«Легенды и притчи Ветхого и Нового Заветов» «Каин и Авель», «Вавилонская башня», |
1 |
|
|
56 |
«Моисей», «Суд Соломона», |
1 |
|
|
57 |
«Притча о заблудившейся овце и потерянной монете», «Притча об Ионе», «Тайная вечеря», |
1 |
|
|
58 |
«Ночь в Гефсиманском саду» (или другие по выбору учителя) |
1 |
|
|
59 |
Н.К. Рерих. «Царь Соломон» - 1 час (Вечные темы, мотивы и образы Библии); |
1 |
|
|
60 |
«Кораническая тема в стихотворениях русских поэтов XIX века, их сходство и отличие» - 1 час (А.С. Пушкин Подражание Корану. IX. «И путник усталый на Бога роптал…», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»);
|
1 |
|
|
61 |
Л.Н. Андреев «Ангелочек» - 1 час (Проблема становления личности и христианская мораль). |
1 |
|
|
Мифы других народов мира и литература | ||||
62 |
«Мифы и легенды об исчезнувших мирах и цивилизациях» - 2 часа (Н.К. Рерих. «Миф Атлантиды» (из «Сказок»), Р. Стивенсон. «Вересковый мед», Т. Мэлори. «Смерть Артура» (фрагменты), баллады о Робин Гуде. Многообразие исчезнувших миров. |
1 |
|
|
63 |
Присутствие древних верований в литературе. Образы рыцарей и благородных разбойников) |
1 |
|
|
64 |
Внеклассное чтение В. Смирнова. «Скандинавские сказания о богах и героях» |
1 |
|
|
65 |
«Новые мифы» (обзор) - 1 час (А. Конан Дойл. «Затерянный мир» (фрагменты), Г.А. Беккер. «Гном», О. Уайльд. «Кентервильское привидение». Фантастические существа и миры новой мифологии. Параллельный мир в литературе) |
1 |
|
|
66 |
«Жанры фантастики и фэнтези в современной литературе» (обзор) - 2 час (Г. Уэллс. «Машина времени», Р. Брэдбери. «Каникулы», Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно», К. Льюис. «Нарния» (фрагменты). |
1 |
|
|
67 |
Р.Р. Жанры фантастики и фэнтези, их отличие от мифов. |
1 |
|
|
68 |
Заключение -1 час (Итоги изучения темы «Миф и литература»).
|
1 |
|
|
Список произведений для заучивания наизусть:
-
А.С. Пушкин. «Арион»;
-
Е.А. Баратынский. «Муза»;
-
В.Ф. Ходасевич. «Рай»;
-
Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда», «Гефсиманский сад» (отрывок по выбору учителя);
-
И.А. Бродский. «В деревне бог живет не по углам...»;
-
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед».