7


  • Учителю
  • Литературная композиция посвященная творчеству Марины Цветаевой

Литературная композиция посвященная творчеству Марины Цветаевой

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Марина Цветаева.

Ученица от имени Цветаевой:

портретМузыка: Бетховен «Лунная соната»

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

***

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их не брал никто и не берет!)

моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Из дневника дочери Ахматовой:

Моя мать была невелика ростом, с фигурой египетского мальчика - широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Строгая, стройная осанка была у нее. Волосы золотисто- каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть; светлы и немеркнущи были ее глаза - зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневыми веками. Две вертикальные бороздки разделяли русые брови.

"Золото моих волос

Тихо переходит в седость.

Не жалейте! Все сбылось,

Все в груди смелось и спелось".

Медленная музыка. Бетховен «Лунная соната» (продолжение)

Поэт Марина Цветаева.

«Обращаюсь к Вам, потому что Вы смотрите мои стихи... Незнакомый человек - это все возможно, то, от кого все ждешь, кого еще нет, он только завтра будет (завтра, когда меня не будет)»

Волошин (Подходит к Цветаевой и читает ей свое стихотворение, посвященное ей)

- Друг! Не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики...

־ Ртом не достать! Через летейски воды

Протягиваю две руки.

Романс. Рахманинов «Элегическое».

Со мной в руке - почти, что горстка пыли -

Мои стихи! - Я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я - или

В котором я умру...

Чтец Она родилась в Москве 26 сентября 1892 года, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в угловом доме.

Поэт

Ты, чьи силы еще непробудны,

Чьи движенья еще тихи,

В переулок сходи Трехпрудный,

Если любишь мои стихи.

О, как солнечно и как звездно

Начат жизненный первый том,

Умоляю, пока не поздно,

Приходи посмотреть наш дом!

Этот мир невозвратно-чудный

Ты застанешь еще, спеши!

В переулок сходи Трехпрудный,

В эту душу моей души.

Чтец Дом в Трехпрудном она любила словно родное существо. Любила за то, что в годы ее

детства и юности был родным гнездом.

Стихотворение «Книги в красном переплете».

Чтец Марина читала много, т.к. домашний мир и быт были пронизаны постоянным интересом к искусству. Отец был искусствовед и филолог, профессор МГУ, создатель Музея изобразительных искусств. Мать - талантливая пианистка, ученица Антона Рубенштейна.

Она сочетала в себе кровь польскую, немецкую и чешскую, что сказалось на взрывчатости темперамента Марины Цветаевой.

Чтец. На книжных полках, на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, с годами сделавшиеся как бы членами семьи. Не случайно у Цветаевой много мифологических образов. Для ее поэзии античная мифология оказалась необходимой и привычной духовной атмосферой. Впоследствии она написала пьесы «Федра», «Тезей», а дочь назвала Ариадной.

Стихотворение «Але».

Чтец. Из двух начал, которым было подвлиянно ее детство - изобразительного искусства (сфера отца) и музыки (сфера матери), - Марина восприняла музыку. Музыкальность оказалась в стихе. Музыке Цветаевой «соответствовал Скрябин, не мог быть чужд Стравинский, а позже Шостакович, написавший несколько произведений на ее стихи. На ее стихи написаны романсы.

( Романс «Мне нравится, что Вы больны не мною» - исполняют родители или в записи.)

Чтец. Училась она много: сначала маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом - в католических пансионатах в Фрейбурге, в Ялтинской женской гимназии. Окончила в Москве 7 классов частной гимназии. В возрасте 16 лет, совершив самостоятельную поездку в Париж, прослушала в Сорбонне курс истории старофранцузской литературы.

(песня о Париже, на фоне песни стихи о Париже «В Париже»)

Чтец. В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник - «Вечерний альбом». Его заметили.

Сценка

Ведущий: Из книги Марины Цветаевой «Живое о живом»

М.Ц.: Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трехпрудном. Звонок, открываю, на пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе выдающейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.

Волошин: (в цилиндре, с бородой)

- Можно мне видеть Марину Цветаеву?

МЦ. - Я.

В: ־ А я Макс Волошин. К вам можно?

М.Ц. - Очень.

В: - Вы читали мою статью о вас?

МЦ. - Нет.

В: - Она давно появилась, больше месяца назад, неужели вам никто не сказал?

МЦ. - Я газет не читаю и никого не вижу. Отец молчит, в гимназии тоже молчат.

В: - А вы в гимназии? Да вы ведь в форме. А что вы делаете в гимназии?

М.Ц. - Пишу стихи.

Через день письмо, открываю: стихи.

(Читает Волошин)

К вам душа так радостно влекома!

О, какая веет благодать

От страниц Вечернего Альбома!

(Почему альбом, а не тетрадь?)

Кто вам дал такую ясность красок?

Кто вам дал такую точность слов,

Смелость все сказать от детских ласок

До весенних новолунных снов?

Ваша книга - это весть оттуда,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: чудо есть!

М.Ц. - Спасибо тебе, Макс, за все. Спасибо за Сережу.

Ведущий: Из дневника Сергея Эфрона.

(Портрет держит ученик, говорящий слова Эфрона)

Эфрон: Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь. Я родился в

один день с Мариной, но годом позже - 26 сентября 1893 года.

Чтец: Одиночество его разомкнула только Марина. Они обвенчались в январе 1912 года.

Чтец: А 5 сентября родилась дочь Аля.

Звучит вальс №3 Шопена.

Стихотворение «Белое солнце и низкие, низкие тучи»

Чтец: «Да, поезд прошел, завыли, завыли солдаты, и запылил, запылил отступающий путь...», путь на войну, первую Мировую войну 1914 года.

Чтец: Вместе с этим поездом и Сергей Эфрон, студент 1-го курса МГУ, отправляется на фронт братом милосердия.

Чтец: Эти годы - годы стремительного подъема в творчестве поэтессы. Она жила в Москве, много писала, но мало печатала, увлекается Ахматовой.

«В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит певец бродячий...

־ И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! - и сердце свое в придачу».

Чтец: А между тем был уже канун Революции. Она стала писать стихи, в которых гудит и свищет ветер России. В эти годы она слушает народную речь, жадно пьет из этого источника, поит ею свое слово. Стихи 1916-1917 года и дальнейших годов составили книги «Версты» (их было две - «Версты I» и «Версты И»)

Чтец: В отличие от Блока и Маяковского она не разглядела и не поняла тогда всего смысла надвигающейся грозы, но соленые брызги стихии уже падали на ее стихи и вызывали образы и мотивы, почти незнакомые ей прежде.

Стихотворение «И справа и слева».

Чтец: 13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь - Ирина. Мать ее хотела назвать Анной (в честь Ахматовой) - но ведь судьбы не повторяются!

Марина Цветаева:

«Наиболее трудными для меня оказались 1919-1920 годы, запомнившиеся как «самые черные, самые смертные». С родителями порвалась связь полностью, писем почти не было. А от мужа никаких известий. До марта 1919 года я не знала, что он жив. С остатками разбитой белой армии он эвакуировался в Турцию»

Дочь Ариадна: «Живем с мамой в Борисоглебском переулке, против двух деревьев, в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет.

Стихотворение «Чердачный дворец мой»

Дочь: А 2-го марта 1920 года умирает вторая дочь мамы - Ирина - умирает от голода.

Стихотворение «Две руки, легко опущенные».

Музыка Бетховена или Шопена.

Дочь: Илья Эренбург разыскал моего отца. Он жив и находится в Праге. Обучается в Пражском университете. Мама приняла решение ехать к мужу, поскольку ему, недавнему белогвардейцу, в те годы обратный путь был заказан - и невозможен.

Сценка (Дочь, мать и отец). Разговор между ними.

II часть

А теперь разомнемся. Игра - путешествие «Эмиграция Марины Цветаевой». Раздаем присутствующим схему-опору.

Берлин 1922г.

Учащиеся: Яркий солнечный день 15 мая. Черепичные крыши, свет, цветы, скверы. Дома высокие и очень широкие. Много лавок, газетных киосков, продавщицы цветов в шляпках, дамы, кафе, модные магазины. Народу много. Вынимаем вещи, как вдруг из подъезда выходит сам Эренбург. Так началась чужбина. Здесь она встретилась с Андреем Белым, которому показала свой сборник стихов «Разлука» (стихотворение из сборника), с Максимом Горьким, с Чуковским, Пастернаком, Маяковским, Алексеем Толстым и др.

7 июня приехал туда Сергей Эфрон. Четыре года разлуки пролегли между ними. Но пробыл он там недели 2. Причины этому разные. По словам самой Цветаевой в одном из писем главной причиной явились отношения с Вишняком - «Гелиновым». Эти встречи вовлекли Цветаеву в состояние сердечной смуты:

«Думалось: будут легки

Дни и бестрепетна смежность

Рук... Взмахом руки,

Друг, остановимте нежность!

Не поздно еще!

В рассветные щели

Не поздно еще -!

Нам птицы не пели...

Здесь же выходит сборник «Ремесло», статья о поэзии «Световой ливень». Отсюда входит в жизнь М. Цветаевой поэт и человек - Борис Пастернак. Отныне годы и годы он будет присутствовать в ее судьбе - как и она в его.

(Стихотворение «В час, когда мой милый брат» из сборника «Правда» стр.129)

Ведущий

Итак, вы все догадались, что речь идет о .... Поставьте на карте точку и поехали поездом дальше.

Симфония Моцарта N240.



Чехия, ноябрь 1922 год.

Ведущий

Ваш поезд с грохотом пересекает мост над широко разлившейся речкой Бероункой. Она поблескивает в лучах утреннего солнца, плакучие ивы свисают над водой, рыбачья лодка замерла недалеко от берега. Сколько тут неба!

(Стихотворение о Чехии «Горы - турам поприще»)

Ведущий:

Пройдем от станции Вшеноры 1 км, а потом поднимемся вверх, деревня Мокропсы. Войдем в одноэтажную «халупку» под номером 051. Здесь она прожила почти год с ноября 1922 по сентябрь 1923года. Эфрон учится в университете, сдает экзамены. Жена приезжает в город не часто - раз или два в месяц. Друзья Цветаевой смогли выхлопотать ей пособие. Вы все догадались, что М. Цветаева прибыла в Чехию. Дочь Аля каждый день заполняет 3-4 странички своего дневника. Встреча с мужем с самого начала очертила некие неодолимые грани. Через месяц после приезда сюда Марина пишет стихотворение «Берегись».

Часть стихотворения «Берегись»

После отъезда из Берлина - поиски жилья, ночлеги в чужих домах, перетаскивание вещей. Но уже через неделю написаны первые стихи цикла «Сивилла», а затем «Деревья», «Бог», «Заводские». В октябре поток стихотворений прекращается и М. Цветаева принимается за поэму «Молодец».

(Стихотворение «Заводские»)

Двадцать третий год начинался неплохо: спартанский, но не слишком перегруженный хлопотами быт, дивные прогулки, возможность ежедневной работы и невиданный покой горной деревушки. Продолжается переписка с Пастернаком. Но вот доходит слух: Пастернак собирается возвращаться в Россию. Взрыв отчаяния сотрясает Цветаеву. Она наводит справки о визе, но все напрасно.

(Медленная музыка, вальс Шопена или Чайковский «Симфония N26 (часть II))

Вся весна будет заполнена стихами к Пастернаку. Летом вспыхнет еще одна переписка с другим корреспондентом - Константином Родзевичем. Радостный, уверенный, земной, он покорил Цветаеву.

«Не обман - страсть, и не вымысел!

И не лжет - только не дли!

О когда бы в сей мир явились мы

Просто люди на миг любви!»

Январь 1924 год. Боль конца с Родзевичем - кровоточащая рана. Марина с головой ушла в «Поэмы Горы»; едва закончив ее, она начнет поэму конца, посвященную любви к Родзевичу.

(Стихотворение «Древняя тщета течет по жилам»),

К концу октября Эфрон случайно узнает о происходящем. Он убит, раздавлен. Он находит силы рассказать об этом Волошину, пишет ему исповедальное письмо.

(Юноша читает это письмо «Версты и дали»)

Эфрон полон решимости разорвать семейные узы, но ему страшно за жену, он видит ее состояние. Это происходит в ноябре 1923 года.

Голос Цветаевой

«12 декабря - конец моей жизни. Хочу умереть в Праге, чтобы меня сожгли» и далее текст стихотворения «Ты меня любишь». Кому оно посвящено, пока не известно.

Цветаева и Эфрон остались вместе. В Чехии Цветаева прожила три года и три месяца. 1 февраля 1925 года у них родился сын Георгий, а дочь была отдана в русскую гимназию, открывшуюся в Моравии. Решение уехать из Чехии созревало постепенно.

Франция. 1 ноября 1925года. Улица Рувэ, №8.

Итак, мы переносимся к 1 ноября 1925 года. Они на новом месте. Фабричные трубы дополняли вид из окна, копоть залетала в окна, в комнаты. Поблизости канал Сен-Дени загнивал от грязи, рядом не было ни сада, ни даже деревца или кустика. Мы во Франции.

(Музыка и песня о Париже.)

Этот город ей уже знаком, ибо в 1909 году она приезжала сюда слушать лекции. Этот город она не узнает, это не тот город, который она запомнила.

(Стихотворение «В Париже»)

Раздаем карты-путешествия.

Эфрон приехал в конце рождественских праздников. Теперь их было четверо в одной комнате. В доме хоть и царила атмосфера веселости, но в тетради появляются мотивы печали:

Юность - любить.

Старость - погреться:

Некогда - быть,

Некуда деться.

Хоть бы закут -

Только без прочих!

Краны текут,

Стулья - грохочут.

Голос Цветаевой.

Письмо в Прагу («Версты и дали»)

Прошло три с лишним месяца и, наконец, дата вечера - 6 февраля - была объявлена. Вечер Цветаевской поэзии. Вечер вылился в настоящий и неожиданный триумф, полный успеха.

В зиму 1925/26 года в Париж наведывается Святополк Мирский (сын известного царского министра). Он жил в Лондоне и преподавал русскую литературу в Лондонском университете. Горячий, брызжущий энергией, он назвал М. Цветаеву талантливой. Ее имя постоянно присутствует в его статьях и в своей «Истории русской литературы».

10 марта Цветаева по приглашению Мирского уехала в Лондон - погостить, отдохнуть, выступать на вечерах.

Голос Цветаевой

«Лондон чудесный. Чудная река, чудные дети, чудные собаки, чудные кошки и чудные камни, и чудный Британский музей. Не чудный только холод, наносимый океаном»

Марина Цветаева.

«Дай Бог всего хорошего, чего нет, и сохрани Бог - то хорошее, что есть»

М. Цветаева

Москва - Сен-Жиль - Сьер. 1926год.

А теперь отдельная тема. Все та же Франция. Цветаева в роли корреспондента. Ее пристрастие к письмам кажется уникальным. Она пишет не только тем, кто отделен от нее верстами и милями, но и тем, кто живет рядом, почти через улицу.

Этой весной пастернаковские письма приходят на Парижский адрес Цветаевой одно за другим. Это необузданный ливень любви и радости.

Юноша читает письмо Пастернака. «Версты и дали»

Архив располагает только частью цветаевских писем Пастернаку - ее письма не сохранились. Но вскоре переписка с Пастернаком все же прервется - до печального события января следующего года. Решающим оказалось чувство вины, которое испытывал Пастернак перед женой: Евгения Яковлевна тяжело ревновала мужа к Цветаевой. 30 июля Борис Леонидович пишет в Вандею прощальное письмо.

Юноша читает письмо Пастернака. «Версты и дали»

И вот однажды в Париже Цветаева встречает Бориса Пильняка, только что приехавшего из России. Одна новость ее оглушила: Пастернак ушел из семьи. В его жизнь вошла новая любовь - Зинаида Николаевна Нейгауз.

Мёдон 1931г.

В самом конце 1929 года у Эфрона вспыхнул туберкулезный процесс в легких. Почти 10 месяцев он провел в санатории в Савойе. Летом 1930 года туда приехала жена с сыном, а позже - дочь.

А осенью и зимой мы найдем семью Эфронов в Мёдоне, предместье Парижа, маленьком городке. Пятилетие оказалось насыщенным творчески- до конца 30ях годов. В Мёдоне написаны трагедия «Федра», «Поэма воздуха», поэма «Красный бычок» и «Перекоп», эссе «Наталья Гончарова».

Материальное положение семьи особенно ухудшилось в 1929 году. Два конфликта сыграли решающую роль. Первый связан с приездом в Париж Маяковского осенью 1928 года. Цветаева опубликовала на страницах газеты приветствие ему. Это было воспринято эмигрантами как одобрение режима Советской России, поэтому ей не разрешают печатать свои произведения в двух журналах. Но со стороны Маяковского не прозвучало чувство благодарности поэтессе. Публично он высказался о ее стихах с пренебрежением. Просто он спасовал.

Второй конфликт был связан с Эфроном. Журнал «Версты» прекратил свое существование. Он увлекся «Евразийским движением». Евразийцы критиковали Советскую власть, они хотели возродить Россию через православие. Цветаева была далека от политических страстей мужа. В эмигрантском Париже она явно не пришлась ко двору. Конец 1930 года прошел под знаком безуспешных попыток найти хоть какой-нибудь заработок для Эфрона. Он увлекается кинематографом, он снимался в фильмах. «Презреннейший из моих заработков, но самый легкий и самый выгодный, - писал он сестре. - За одну съемку получаю больше, чем за неделю уроков».

Эти месяцы дались самой Цветаевой очень нелегко: На глазах таяла ее прежняя близость с дочерью. Дочь мечтала вырваться из дома.

Известия о Пастернаке, неудачи с публикациями, отъединение Али, безрезультатные попытки мужа найти заработок, груз домашнего быта - все сгустилось этой весной до безысходности. Читательский кризис тяжело переживали русские зарубежные писатели. Тоска по настоящему писателю, оставшемуся в России, росла год от года и у Цветаевой. В ее памяти все еще стояли переполненные залы Политехнического музея. В ближайшие дни она пишет стихотворение «Лучина».

Стихотворение «Лучина»

В июне 1931 года Эфрон подал прошение о Советском паспорте. Однако ни в этом году, ни через год Эфрон не получил ни отказа, ни разрешения вернуться. В семье отъезд отца горячо поддерживает дочь, но упрямо сопротивляется Марина Цветаева. Тоска по Родине ей мучительно знакома.

Стихотворение «Тоска по Родине»

В 30-е годы Сергей Эфрон заразился грандиозностью пятилетних планов в России, подвигов строителей Магнитки и Днепрогэса, Стахановцев и Челлюскинцев, строками Маяковского, фильмами Пудовкина и Эйзенштейна. Но Цветаева не разделяет иллюзий мужа.

В Медоне произошла встреча Марины Цветаевой с композитором Прокофьевым. В конце вечера он заявил, что хочет написать романсы на стихи Цветаевой. Она прочла свою «Молвь».

Стихотворение «Молвь» на фоне музыки

Материальный кризис нарастает. Стихи не покупаются. Цепь отказов из всех редакций. Стихотворение «Не нужен твой стих»

Но жизнь продолжается: Цветаева погружена в работу, к ноябрю она уже закончена: это статья «Поэт и время».

Музыка. Моцарт. Симфония №40.

Кламар - Ванв (1934г)

Перенесемся с вами теперь в другое местечко Франции. Это еще один пригород Парижа - местечко Кламар. Квартиру в Медоне пришлось оставить весной 1932 года - она оказалась слишком дорога. Но Кламара Цветаева не полюбила, он был скучен. Безликие многоэтажные дома казались ей тщедушными. В этом городе она прожила два года безвыездно, с деньгами стало настолько скверно, что кроме табуретов, столов и ящиков в квартире ничего больше не было. Думы и печали ее развеивались при встречах с семьями Черновых и Андреевых.

И все-таки два с лишним года, проведенных Цветаевой в Кламаре, заслуживают нашей благодарности. Потому что именно здесь началась ее замечательная лирическая проза. И все чаще она обращается к прозаическому слову. Эти жанры ее творчества разбираются читателями охотнее. Повести и рассказы с выдуманными героями и сюжетом - это не для нее. В основном это обработанные дневниковые записи, а потом статьи, эссе «Поэт и критика», «Поэт и время», «Октябрь в вагоне», «Мои Службы», «Чердачное».

1932 год. Цветаева работает очерком о Волошине. В Камаре созданы четыре жемчужины: «Живые о живом», «Дом у старого Пчелина», «Пленный дух», «Хлыстовки».

Смерть Андрея Белого послужила поводом работы Цветаевой над очерком о нем. В начале февраля состоялся вечер, посвященный памяти поэта. Цветаева присутствовала на нем, «пришла именно, чтобы не было сказано о Белом злого, лжи, а ушла счастливая и радостная». Спустя 1,5 месяца она на другом уже вечере читала свое эссе о Белом. Летом 1934 года Цветаева написала две прозаические миниатюры - «Страховка жизни» и «Китаец».

Сюжет 1-й миниатюры: нежданный визит страхового агента в семью эмигрантов и разговор с ними в дверях кухни.

Сюжет 2-й - случайная встреча на почте с китайцем, торгующим своими изделиями. Но там и там - тема одна и та же: чужеродность русских во французской среде, невозможность под чужим небом найти общий язык с людьми другой судьбы и культуры. За 13 с лишним лет, которые она проживет во Франции, так и не приживется к этой стране. Русским эмигрантам среди культурных слоев французского общества приходится очень тяжело. Ощущение неслиянности с французами у русских эмигрантов с годами только возрастало.

В конце июля семья разъехалась в разные стороны. Двадцати двух летняя Ариадна отправилась на три месяца на побережье океана. Сергея Яковлевича позвали друзья из Савойи. А сама Марина с сыном поселилась в живописном уголке, недалеко от Версаля. Она здесь воскресла; с природой, с лесом, с просторами, горами у нее была какая-то сокровенная связь. Среди них она выпрямлялась, высвобождалась, обретала новое дыхание. Сыну пошел уже десятый год. Он был блестящих способностей, неугомонного темперамента. Здесь она завершает цикл «Куст» - превосходный образец ее лирики 30-х годов.

Стихотворение «Куст»

Здесь же написано еще одно замечательное стихотворение «Уединение», закончен «Сад».

Стихотворение «Сад»

Буквально в каждом из них мы слышим ноты трагизма, граничащего с отчаянностью.

Осень 1934 года. Семья живет в Ванве. Это недалеко от Кламара. Денег в доме нет. Цветаева обращается в редакцию «Последние новости» с просьбой об авансе. Но главный редактор Милюков ее явно недолюбливал, он ее поэзии не понимал. Поэтому и проза ее уже проходит нелегко. Почти всегда по нескольку месяцев приходится ждать ответа на принятие рукописи. Не пережив таких унижений, Цветаева порывает связи с редакцией. В это время она «объелась и опилась горечью». Тяжкий упадок духа переживает Цветаева в середине 30-х годов.

Погромы, расстрелы, концлагеря в Германии, фашистские мятежи; чернорубашечники в Италии, синерубашечники во Франции - все это заставляло ее почти физически ощущать запах агрессии, разраставшейся в мире. Цветаева не терпит политики и политиков. Каким презрением пронизано стихотворение «Читатели газет» о происходящем в мире.

Стихотворение «Читатели газет».

В цветаевском доме никто не разделял печали Марины. Отношения в семье все более напряженные. Она пишет очередную прозу «Чёрт», снова воскрешающую далекие дни ее детства, старую Москву, любимую Оку, мать. Так она уходит в свою «щель». В это время Сергей Эфрон принимает самое активное участие в деятельности Союза возвращения на Родину. Ася более сближается с отцом, принимает участив в делах «возвращенцев». С матерью ссоры. После очередной ссоры Ариадна уходит из дома.

В ноябре 1934 года Марина впервые ощутила сердце, стала задыхаться при ходьбе даже на ровном месте. «Вера моя разрушилась, надежды исчезли, силы иссякли. Вокруг меня пустота, я никому здесь не нужна.» Единственным человеком, который мог бы ее понять и услышать, был Пастернак. И вот они встретились. В июне 1935 года в Париже проходил антифашистский конгресс.

Советскую делегацию должен был возглавить Горький, но вместо него отправили Пастернака - больного, сомневающегося, с невнятными рассказами и мыслями о России. Конечно, они встретились наедине с Цветаевой. Но слишком долгие годы! Слишком многое переменилось.

Музыка. Бетховен. Соната №23,

«Марина, не езжайте в Россию, там холодно, сплошной сквозняк!» Цветаева назвала это свидание «невстречей».(Музыка. Чайковский. Симфония №6 часть IV.)

Вавы - Париж (1937-1939)

Лето 1937 года Марина Цветаева провела с сыном у моря в Лакано. Ариадна весной уехала в Москву, первой из семьи. В одном из писем она пишет: «Великая Москва, сердце великой страны! Как я счастлива, что я здесь!» Ей нравилось все там, хотя постоянной работы не было, жила у тетки.

В это время в России умирает подруга Цветаевой Софья Голлидэй. И теперь, в Лакано, она пишет свой очередной реквием «Повесть о Сонечке». Это ее последняя проза. Когда настало время возвращаться из Лакано, а это было 20 сентября, повесть была почти закончена.

Жизнь повернула колесо судьбы Цветаевой так круто, что жизнь ее переломилась. Что же происходит? 22 октября в 7 часов утра Марину Цветаеву разбудила полиция с обыском, обвинив Сергея Эфрона участником «кровавого дела».

В чем же обвинялся Эфрон? Московские вербовщики иностранного отдела НКВД вели свою работу с точностью профессиональных психологов. Так Эфрон вступил на первую ступеньку, которая привела его в западню. В это время во Франции таинственно исчезает генерал Миллер. Французская полиция начала расследование. А в Швейцарии было совершено Игнатия Рейсса - в течении 20 лет проживавшего в Голландии и Франции, был видным сотрудником НКВД. А когда в России начались репрессии по делу Ягоды, всех иностранных агентов отзывали на Родину, но Рейсс отказался. Его стали разыскивать. С этого момента начала свою работу специальная группа. В нее вошел и Эфрон. Ему принадлежала роль лишь одного из организаторов преследования, но никак не убийцы. Сергей Эфрон стал скрываться, а где - Марина Цветаева не знала. Коротко проследим за дальнейшей судьбой Сергея Эфрона и его семьи. Параход из Гавра прибыл в октябре 1937 года в Ленинград. Сюда прибыл Сергей, а вечером он уехал в Москву. Он живет в гостиницах. Стало болеть сердце. Пока он числится на службе НКВД и достаточно обеспечен. С октября 1938 года Эфрон поселяется под Москвой в Болыдеве, к нему переезжает дочь Аля. В Россию рвался и сын Эфрона. Поэтому М.Цветаева зимой 1937 г. подала прошение о визе на въезд в СССР. Жизнь на чемоданах затягивается еще на целых 9 месяцев. Но как раз этой осенью Цветаева снова взрывается стихами. То были стихи о Чехии.

(Стихотворение из сборника. Часть I. 1х три четверостишия)

Новый 1939 год принес миру начало второй мировой войны, а Цветаевой с возвращением на Родину - арест мужа и дочери. Почему саму ее миновала тогда та же участь?

Логичного ответа нам ждать не от кого. 18 июля 1939 года Марина Цветаева вернулась в Москву.

Она вернулась в Париж в конце марта, а в апреле собирается с детьми на океан в местечко Сен-Жиль. Это рыбачья деревушка. Домик, в котором поселилась Цветаева с детьми - на самом берегу океана. Его насквозь продувают ветры. Часто гуляет с сыном. И в это же время принимается за поэму «Попытка комнаты». И в это время в Вандее ее настигает буря, разразившаяся в эмигрантской прессе по поводу статьи Цветаевой «Поэт о критике». Критики не понимают творчества Цветаевой, делают на нее выпады.

В конце мая в Сен-Жиль приезжает Эфрон. Он собирается все лето провести в кругу семьи. В это время выходит первый номер журнала «Версты», редактором которого был Эфрон. Происходит бурная перепалка по поводу нового журнала, но «Версты», благодаря этому, распроданы. Тем временем к сентябрю Цветаева заканчивает I часть дилогии «Тезей», начинает работу над второй частью. Она все еще в Вандее. Только в октябре она вернулась в Париж. Но кипение страстей вокруг «Верст» вовсе не утихло. В этих бурях заканчивается первый год жизни во Франции.

Моцарт. Симфония N240.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал