7


  • Учителю
  • конспект урока по литературе «В мире, расколотом надвое» (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова,)

конспект урока по литературе «В мире, расколотом надвое» (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова,)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Вспомним стихи, песни, фильмы о ней: «Гренаду» М.Светлова, «Там вдали, за рек», «комиссаров в пыльных шлемах» Б.Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей»… В ряде произведений начала 20-х годов
предварительный просмотр материала

Дворницына Любовь Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Брединской СОШ №97

Урок литературы

«В мире, расколотом надвое»

Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова


Цели:

  • показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа;

  • привлечь внимание школьников к литературе о гражданской войне, расширять их литературный и общекультурный кругозор;

  • формировать у учащихся умение исследовательской работы, анализа прозаического текста, выявление особенностей языка и стиля рассказов;

  • развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся;

  • на примере исторического материала, судеб героев «Донских рассказов» проследить трагедию народа в годы гражданской войны и показать приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;

  • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, духовности, любовь к поэзии, положительное отношение к предмету.


Возраст учащихся - 11 класс.


Оборудование: тексты «Донских рассказов» М.Шолохова у учащихся, компьютер, проектор, экран, мультимедиа презентация.


Оформление доски:

  • портрет М.Шолохова,

  • Строчки стихотворений:

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Презентация,

№ слайда

Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Посмотрите на тему урока.

- Подберите ассоциации, связанные со словом «война». Составление кластера

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Вспомним стихи, песни, фильмы о ней: «Гренаду» М.Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Б.Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей»…

В ряде произведений начала 20-х годов героем была сама новая армия - революционная толпа, «множества» героически настроенные, устремленные к победе. То, что путь этот был кровавым, сопряженным с гибелью тысяч людей,- отодвигалось на задний план

Мы не могли представить всей полноты картины того времени, потому что целый ряд художественно значимых, но не отвечавших официальным представлениям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, произведений был изъят из литературного процесса. Возвращение публицистики и художественных произведений И.Бунина, М.Горького, В.Короленко, М.Булгакова, И.Бабеля, А.Платонова, книг эмигрантов И.Шмелева, М.Осоргина, М.Алданова, более глубокое прочтение классики советского периода во многом изменили представление и об истории, и о литературном процессе XX века.

Художники стремились осознать происходящее в исторической перспективе, исследовать истоки конфликтов, увидеть будущее России, ее место в мировой истории. Мысль о России, которая, по словам Н.Бердяева, «бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений», стала центральной в литературе века.

Художники не могли не размышлять также о судьбе человека и вечных ценностей в переломную историческую эпоху. Несмотря на различия во взглядах, естественные для того времени непримиримость и остроту политических дискуссий, писатели в лучших произведениях брали верх над исторической ограниченностью собственных убеждений и пристрастий.

Исторический вихрь разрушил не только прежние социальные отношения. Революция привела к переоценке нравственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили, и это был нелегкий, зачастую мучительный процесс, о котором тоже рассказало искусство.

Борис Васильев писал об этом так: «…Гражданская война была войной за завтрашнюю Россию как с «красной», так и с «белой» стороны. Вчерашней России уже не существовало…

Населяющие ее народы раскололись не по социальному имущественному и т. п. признаку, а по своему представлению о завтрашнем дне Родины. …Гражданская война была отчаянным поиском утерянной родины для всего населения взорванной Российской империи… В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все. Весь народ, вся Россия».

Сейчас всем доступны такие публикации, как «несвоевременные мысли» М.Горького, «Окаянные дни» И.Бунина, «Письма к Луначарскому» В.Г.Короленко. В каждом из них - предостережение, тревога, боль…

В трагическое время братоубийственной гражданской войны они возвысили свой голос в защиту общечеловеческих ценностей. Именно их называл С.Залыгин в своем предисловие к публикациям В.Короленко «Письма к Луначарскому» «рыцарями морали и справедливости»: «Нам нужно помнить и тех рыцарей морали и справедливости, которые находились всегда и везде в самые трагические моменты, и действовали так, как подсказывала им собственная совесть и ничто другое. Ведь в самый разгар и таких человеческих бедствий, как терроризм, находились люди, которые по мере своих сил противостояли подобным бедствиям».

М.Шолохов - один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия.

Открытие донского цикла в том и состояло, что в своем сборнике «Донские рассказы» Шолохов показал преступность гражданской войны, ее губительные, разрушительные последствия не только для судеб «тихого Дона», но и для всей России в целом. Он показал бессмысленность и греховность братоубийства, которые потрясают душу читателей.


Актуализация опорных знаний

Что вы знаете о работе М.Шолохова над сборником «Донские рассказы»?

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» с 1923 года. Их автор молод, ему всего 21 год, но за его плечами уже была суровая школа гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону, школа, которая в одно мгновение перечеркнула детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской на хуторе Кружилине.

Михаил Шолохов принимал активное участие в становлении Советской власти на своей родине. С февраля 1920 г. он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых на хуторе Латышеве; с середины года - журналистом Каргинского станичного Совета, затем - учителем в начальной школе; с середины 1921 г. - станичным статистиком; с января 1922 г. - делопроизводителем станичной конторы, а спустя некоторое время - производителем станицы Букановской.

В конце сентября 1920 г. в пределы округа вступил многотысячный отряд Махно. Однажды ночью банды заняли станицу Каргинскую и разграбили ее. Во время боя под хутором Коньковом бандиты взяли в плен Шолохова. Допрашивал его Нестор Махно. В случае новой встречи он пригрозил юноше виселицей.

1921 год был на Дону, как и в Поволжье, очень тяжелым - засушливым и голодным. На Дону действовали местные банды. Особенно жестоко зверствовала банда Якова Фомина, не раз занимавшая и грабившая станицу Каргинскую. В это время Шолохов принимал активное участие в борьбе с бандами, оставаясь на Дону до тех пор, пока они не были полностью разгромлены.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

В октябре 1922 г. Шолохов приехал в Москву, где собирался продолжить учебу. Но поступить на рабфак, как он хотел, не удалось. Занимаясь самообразованием, Шолохов работал грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом. Именно в это время, по словам самого писателя, и возникла «настоящая тяга к литературной работе». В 1924 г. в журналах стали печататься рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (сборник «Лазоревая степь» был дополнением первого сборника, вышел тоже в 1926 году, в нем было всего три рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая кровь»). В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. Темы этих рассказов - гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, преобразования в деревне.

Первый сборник - «Донские рассказы» - показал, что в русскую литературу вошел писатель, способный заметить в обычной жизни важные веяния своего времени.

Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию, кровью умытую», - он нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба - война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей.

Определение целей и задач

Постановка проблемных вопросов

- Так почему же М.А.Шолохов, который сражался на стороне красных, на протяжении всего цикла сборника «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны?

- Какова главная идея сборника?

- Что становится центром идейного столкновения в рассказах М. Шолохова?

- Как повлияла гражданская война на судьбы людей?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, вам предстоит проанализировать следующие рассказы М.Шолохова: «Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь», «Жеребенок».


Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений

Работа учащихся по группам

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа, Интернет-ресурсами. Представитель от группы обобщает результат работы и оценивает работу других членов группы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

Выступление представителя группы оценивается учителем.


1-ая группа рассказ «Родинка»:

  • Какой принцип построения сюжета использует автор в рассказе? (в рассказе используется хроникальный принцип построения сюжета, с отступлениями в прошлое (повествование о детских годах Николки, о его пропавшем в германскую войну отце).

  • Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве?

  • Найдите размышления Николки о «покривившемся» ходе его жизни накануне трагического поединка с отцом. («Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, а я уж уморился так жить... Опостылело все…» Эта оценка гражданской войны дополнена деталью: нарочный загнал коня).

  • Как сложилась жизнь атамана банды, отца Николая Кошевого? Что вы можете сказать о его душевном состоянии? (чувствует, что его душу «точит изнутри боль, чудная и непонятная»)

  • Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы?

  • Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? (усталость)

  • Почему рассказ назван «Родинка»? Как вы понимаете смысл названия рассказа? (Родинка - это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына. Это знак родства людей, их былого единства, ставших теперь непримиримыми врагами.)

  • В рассказе есть точки зрения еще одного персонажа - старого мельника Лукича. (Лукич - представитель народа, народу война не нужна: «Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей, бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал»).

  • Какова главная тема рассказа? (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

  • На чьей стороне автор? (Позиция автора - в зарисовке пейзажа, которой завершается расска)

  • Как вы думаете, с какими мыслями ушел из жизни потрясенный содеянным белогвардейский атаман? (прозрением, сознанием своей запутанности).


2-ая группа: рассказ «Алешкино сердце»:

  • Охарактеризуйте главного героя рассказа «Алешкино сердце». Какова его судьба?

  • Как Алешка относится к окружающей его жестокости?

Кто изображен в рассказе негативно, а кто изображен в качестве положительного героя?

  • Почему Алешка тянется к политкому Синицыну? (только он разделяет боль мальчика, только в нем Алешка чувствует доброту, душевность)

  • Как мотив человеческого сердца проявляется в кульминационном моменте? Можно ли назвать подвигом поступок Алешки?

  • Объясните смысл названия рассказа.

  • Почему именно ребенок, Алешка, становятся главным героем рассказа?


3-я группа рассказ «Шибалково семя»:

  • Подберите родственные слова к слову «семя».

  • Охарактеризуйте героя рассказа М. Шолохова «Шибалково семя».

  • Как изображает автор красных казаков в рассказе?

  • Как относятся красные казаки к ребенку Шибалка? («За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?»)

  • Как характеризуют Якова Шибалка его поступки - убийство Дарьи и спасение ребёнка? (Нравственный закон не позволяет ему убить ребёнка вслед за матерью-предательницей, и на коленях просит он сотню о милосердии: «Моё это семя, и пущай живым оно остаётся.)

  • В чем, по-вашему, смысл названия? («Мой это сынишка, мое семя…»

  • Какова главная тема этого рассказа М.Шолохова? (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни. Оно сохраняется только у Шибалка: «А мне жалко постреленка до крайности…»).


4-ая группа рассказ «Чужая кровь»:

  • В начале рассказа автор заостряет наше внимание на деталях казачьего быта. Почему?

  • Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти? За что он не любит советскую власть?

  • Как, при помощи каких выразительных средств автор передаёт душевное состояние героя, который потерял во время гражданской войны единственного сына?

  • Почему он спасает продотрядовца? Как меняется его психологическое состояние?

  • Почему Шолохов заканчивает рассказ картиной расставания стариков с обретенным сыном? Может ли у рассказа быть другой, благополучный финал?

  • Объясните смысл названия рассказа.

  • Чем дед Гаврила отличается от отца-атамана и других героев «Донских рассказов»? (В нем победу одержала любовь, простое человеческое сострадание. Оно заставляет героя взять в дом тяжело раненного, хотя он для старика - чужой, не свой. Не каждый способен на такой поступок, именно он проходит трудный путь вочеловечивания).

  • Какие черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? (стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм).

  • Классовый или общечеловеческий характер носит идея рассказа?


5-ая группа рассказ «Жеребенок»:

  • Что значит для казака конь?

  • Какую сцену мы наблюдаем в самом начале рассказа? О чем его первые строки? (Совсем мирная сцена - рождение жеребенка. «Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы...»)

  • Что видит и слышит только что появившийся на свет жеребенок? Какие чувства он испытывает? («прямо над собой увидел комочек шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его под ноги матери. Ужас был первым чувством…»)

  • С помощью каких языковых средств автор «очеловечивает» мир животного? (мамашина утроба, мокренькое тельце, ноги матери, мать жеребенка...).

  • Что чувствует Трофим при виде жеребенка?

  • Почему Трофим сразу не исполнил приказ эскадронного - «пристрелить жеребенка»? (ему жалко жеребенка «Жеребенок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конек», а второй раз не смог, сказал эскадронному, что боек испортился)

  • Почему эскадронный тоже не принимает решительных мер? («пущай при матке живет… кончится война - на нем еще того… пахать».

  • Прочитайте финал рассказа. О чем автор заставляет нас задуматься? (На пике в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».)

  • Какие две стихии сталкивает автор в рассказе «Жеребенок»? (войну и мир)

Рефлексия Подведение итогов.

- Сборник назван «Донские рассказы». Попробуйте выбрать из названий всех рассказов сборника одно, которым можно было бы назвать весь сборник (рассказ «Коловерть»).

- Как вы думаете, какой смысл вкладывал автор в это слово? (Коловерть - сильное кружение воды; водоворот, коловорот; такое значение слова дает Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой).

- Что утрачивается людьми во время гражданских войн?

- Символом чего использует Шолохов родинку из одноименного рассказа?

- Почему рассказ «Родинка» начинает, а рассказ «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону? Какую надежду читателю дает М.Шолохов?

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Вывод:

Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Больше всего волнует автора утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ. Гражданская война несет страшное зло в человеческий мир прежде всего потому, что калечит души. Это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Род, родня, родина, старинный, сформированный веками уклад жизни - всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Общая массовая деградация, расчеловечивание - вот следствие братоубийственных войн.

М.Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. «Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает...» (отрывок из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённый в книге В.О. Осипова «Серый поток»). И в этом состоит не только правда жизни, которую запечатлела рука донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».

А сейчас я предлагаю вам составить синквейн. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Пусть каждая группа в составленном синквейне выразит свое отношение к тому, о чем мы с вами говорили на уроке.

Пример синквейна:

Гражданская война.

Братоубийственная, безжалостная,

Уничтожает, разрушает, убивает.

Война своих против своих.

Национальная трагедия.

Информация о домашнем задании

Дифференцированное домашнее задание:

1. Ответить на вопрос: Два уровня сознания в героях «Донских рассказов»: поверхностный, «политизированный», лозунговый, «ура-классовый» и глубинный, общечеловеческий, отвергающий культ безжалостного насилия... Kaк сказывается эта сложность в поединках сердца, в решениях, даже в лексике героев сборника?

2. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Человек в огне Гражданской войны» (По произведениям писателей XX века).

3. Прочитать стихотворения М.Волошина «Гражданская война», «Потомкам» из цикла «Усобица» и ответить на вопросы:

- Какой художественный прием лежит в основе этих стихотворений?

- В каких строчках слышен голос поэта-патриота об опасности усобицы?

Ресурсы:

  • http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/99/1/1092350.pdf

  • http://licey.net/lit/don/bio

  • журнал «Новый мир» №10-1988г.

  • Журнал «Родина» №10-1990

  • Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006.

  • С.Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005.

  • Шолохов М.А. Донские рассказы. - М.: Дет.лит., 1979

  • Шолохов в школе: Книга для учителя/ Авт.-сост. М.А.Нянковский. - М.: Дрофа, 2001

  • Сатарова Л.Г. Брат на брата, сын на отца // Литература в школе. 1993. №4




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал