7


  • Учителю
  • Урок литературы в 10 классе 'О ком плачет скрипка?' (По рассказу А. П. Чехова 'Скрипка Ротшильда')

Урок литературы в 10 классе 'О ком плачет скрипка?' (По рассказу А. П. Чехова 'Скрипка Ротшильда')

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: «О чем плачет скрипка?» (по рассказу А. П. Чехова «Скрипка    Ротшильда») Цель занятия:   Анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» и формирование на его основе алгоритма жизненного выбора и его последствий. (слайд 2)человеческой жизни, активной жизненной позиции  ст
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 10 классе


Тема урока: «Смысл, содержание, ценность человеческой жизни» (по рассказу А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»)


Цель урока: формирование ценностных представлений о главном смысле человеческой жизни на материале анализа рассказов А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

Задачи:1.Способствовать пониманию ключевых проблем изученния произведения.

2. Совершенствовать навык анализа произведения малой прозаической формы (развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, структурировать материал, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков).

3. Способствовать совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, воспитание ценностных представлений о главном смысле человеческой жизни, активной жизненной позиции старшеклассников.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.


Оборудование:

  • тексты рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»

  • фрагмента спектакля Кама Гинкаса (последняя часть трилогии "Жизнь прекрасна. По Чехову"; в ролях - Валерий Баринов, Арина Нестерова);

  • задания для экспертных групп;

  • мультимедийная презентация;

  • маркеры, 2 листа формата А3, клей, полоски цветной бумаги, заготовка линованной бумаги для построения графика.


Ход урока


  1. Мотивация


-В человеке все должно быть прекрасно

-Что вы можете сказать о творчестве А.П.Чехова Слайд

1.Работа с текстом до чтения.

- Как вы думаете, о чем будет рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»?

( о скрипке, антиквариате, о Ротшильде, который сделал скрипку…)

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста по цепочке

3. Работа с текстом после чтения

- Скажите, ваши предположения по поводу названию рассказа подтвердились? (нет)

-Какие ассоциации у вас возникают со словами названия рассказа?

(скрипка - это искусство, духовность, душа; Ротшильд- богатство, деньги, роскошь) - Слайд

- В этом рассказе, как в капле воды, отражается чеховское видение мира.

- Каким вопросом задается А.П. Чехов?

(вопрос о жизни и смерти души, о ее болезнях и путях выздоровления.)

- Своих «героев» он рассматривает не с точки зрения абстрактной правильности или неправильности их мыслей, чувств и поведения, а с точки зрения того, жива ли их душа.

II. Анализ рассказа.

1.- Назовите имя главного героя чеховского рассказа «Скрипка Ротшильда» (Яков Матвеевич Иванов, или Яков Бронза).

- Кто такой Ротшильд и почему его имя фигурирует в заголовке? (Ротшильд - рыжий тощий музыкант из еврейского оркестра, по иронии судьбы носивший фамилию известного богача Ротшильда, вместе с которым Бронза играет в оркестре и которому после смерти завещает свою скрипку).

- Саша, посмотри в интернете, кто такой Ротшильд? Какой след он оставил в истории.



2. Яков Бронза? Кто он: жив он или мертв?

( в группах определяют, что может значить прозвище Бронза?) -3 мин

(Прозвище. «Если бы Яков Иванов был гробовщиком в губернском городе, то, наверное, он имел бы собственный дом и звали бы его Яковом Матвеичем; здесь же в городишке звали его просто Яковом, уличное прозвище у него было почему-то Бронза». Почему?

(Возможный ход рассуждений:

бронза - это сплав меди с разными химическими элементами, главным образом металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др.). Самый древний сплав бронзы (оловянная бронза) был выплавлен человеком в Бронзовый век, за 3 тыс. лет до н.э. Сейчас используются более дешёвые виды сплавов (безоловянные). Вряд ли Чехов, давая имя своему герою, вдавался в такие подробности, однако было бы странно предполагать, что герой назван словом, не вызывающим ассоциаций. Говоря о бронзе, автор, очевидно, говорил о древнем, очень прочном виде металла, зеленеющем от времени, но не теряющем своих свойств, из которого делаются пушечные ядра и церковные колокола, медали и монеты, скульптуры и памятники. Большинство изделий из бронзы отливают золотом!)


-Саша готов нам рассказать о Ротшильде.

(Ротшильд - международная династия банкиров и общественных деятелей. Основатель династии - Майер Амшель Ротшильд (1744-1812гг.), создавший банк во Франкфурте - на - Майне. Далее пятеро его сыновей контролировали 5 банков в крупнейших городах Европы: Париже, Лондоне, Вене, Неаполе и Франкфурте - на -Майне. Это всемирно известная фамилия, ассоциирующаяся с большим состоянием, богатством, именем и весом в обществе, банковским делом.)


-Что значит в вашем понимании бронза?


- Какие ассоциации с характером главного героя возникают у вас теперь?

(Очевидна

  • семантика силы (прочность) - «выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке»;

  • времени (древность)- «ему было уже семьдесят лет»;

  • материального (монеты, золото и медали);

  • неживого (памятники) - «бронзовость» - грубость и бездушие.)


- Раскрыть значение прозвища поможет род занятий Бронзы. Кто такой Бронза? (Он - гробовщик)

- Что говорится в рассказе о настроении Якова? («Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки. Например, в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник - тяжелый день, и таким образом в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки. А ведь это какой убыток! Если кто-нибудь и городе играл свадьбу без музыки или Шахкес не приглашал Якова, то это тоже был убыток. Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер. Вот вам и убыток, по меньшей мере рублей на десять, так как гроб пришлось бы делать дорогой, с глазетом.»)


- Всю свою жизнь, последние 50 лет Яков считает убытки. Как вы понимаете значение этого слова, и сколько раз употребляется оно в тексте (работа с опорой на словари)? (Слово «убытки» встречается в тексте рассказа 19 раз + однокоренное слово «убыточная» (жизнь). Прямое значение: убыток - выраженный в денежной форме ущерб (Толковый словарь русского языка Ожегова С., Шведовой Н.).

Это слово является ключевым в характеристике героя на данном этапе.

По ходу беседы заполняется таблица:


Параметр

Реалии рассказа

Ассоциации

Прозвище

Бронза

  • сплав (что-то неоднородное, неоднозначное)

  • сила, долговечность

  • «бронзовость - только ли грубость и бездушие?

  • «отливает золотом» - намек на что?

Главное занятие

гробовщик

расчетливый, скряга

Характер

никогда не бывал в хорошем расположении духа

угрюмый

Ключевое слово

убыток

главная жизненная установка

Обращаемся к тексту, расставляем последние акценты, необходимые для вывода по этой части урока:

Бронза

  • ждет с нетерпением смерти других и сердится, что умирают редко («досадно»);

  • «делал гробы хорошие, прочные» и считал это смыслом жизни;

  • «для мужиков и мещан он делал их на свой рост и ни разу не ошибся». По обычаю нельзя снимать мерки для гроба с живого человека. Сколько раз Бронза делал гроб по себе, по своим меркам!

  • мера жизни - мертвая, аршин, который нужен, чтобы сделать гроб;

  • вся его жизнь - жизнь среди гробов: «жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двухспальная кровать, гробы, верстак и всё хозяйство». Человек и вещь уравнены друг с другом, не исключая и самого Якова! Вещи одушевляются, люди овеществляются.

  • Не замечает перемен (лет 40-50 не был на реке)



Вывод по данной части урока:

Живущий в узком пространстве маленького городка, а практически - только собственного дома (в течение полувека Яков не замечает перемен в городке), постоянного круга людей и ждущий с нетерпением смерти других, герой на протяжении полувека духовно мертв, замкнут в тисках ложных жизненных установок, дурных чувств и мучительных, чаще всего - иллюзорных, расчетов. Будучи гробовщиком, он сам пребывает в гробу. В художественном мире Чехова эта метафора тяжелого, убогого и ложного существования как гроба есть инвариант образа футляра, в который заключена жизнь человека.



  1. Как происходит оживление - преображение героя (переломный момент в развитии характера)


Слайд 4. Преображение героя.

Учитель:

И живет такой жизнью Яков уже больше 50 лет. Но особенность манеры Чехова - показать героя в переломный момент его жизни.

Показать, как меняется герой на протяжении рассказа, используя символику цвета, попросим 1 группу экспертов, символику звука - другой группе.


Задания экспертам:

  1. Составить цветовую диаграмму восприятия чеховского рассказа с помощью полосок цветной бумаги, выделив в тексте слова со значением цвета (задания экспертам 1)

  2. Построить график звуковых ассоциаций, характеризующих преображение Якова (задания экспертам 2)

Параллельно идет работа с классом: характеристика героя по поступкам, действиям.

- Какой момент можно считать первым шагом на пути возрождения героя? (Смерть жены Марфы. Именно смерть жены становится исходной точкой в постепенном прозрении героя, отправной точкой эволюционного пути его характера, его преображения. Только теперь, когда Марфе осталось жить ровно сутки, он вдруг «понял, отчего у нее теперь такое странное, радостное лицо, и ему стало жутко». С этого момента появляются элементы рефлексии, анализа и самоанализа).


(просмотр фрагмента спектакля Кама Гинкаса (последняя часть трилогии "Жизнь прекрасна. По Чехову"; в ролях - Валерий Баринов, Арина Нестерова)


- Но преображение происходит не сразу. Найдите эпизоды, в которых Бронза ведет себя так, как привык вести себя за последние 50 лет:


  • Яков везёт на лошади соседа Марфу в больницу, где понимает, что «Марфа помрет очень скоро, не сегодня-завтра». « Вот, изволите видеть, захворал мой предмет. Подруга жизни, как это говорится, извините за выражение…»

  • Оказавшись дома, Яков «со скукой» вспоминает, что следующие четыре дня нельзя будет работать, «а наверное, Марфа умрет в какой-нибудь из этих дней; значит, гроб надо делать сегодня». Снимает мерку с живой Марфы;

  • сделав гроб для ещё живой старухи, записывает в свою книжку: «Марфе Ивановой гроб - 2 р. 40 к.»;

  • На утро Марфа умирает, а Яков остаётся очень доволен тем, что похороны обошлись «так честно, благопристойно и дешево и ни для кого не обидно»;.

  • На кладбище не совсем понятно, с кем (чем) прощается Яков, с женой или с гробом, сделанным им: «Прощаясь в последний раз с Марфой, он потрогал рукой гроб и подумал: «Хорошая работа!»


- А следующий абзац начинается с противительного союза «но», говорящего о продолжении развития героя. Что случилось с Бронзой после похорон? Назовите ключевое слово. (Это «сильная тоска», в которой есть что-то болезненное: «Ему что-то нездоровилось: дыхание было горячее и тяжкое, ослабели ноги, тянуло к питью».)



Работаем со словарем:

ТОСКА
«стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

- Куда идет Яков после похорон (не домой, а на речку, как будто ведомый неясным указаниям жены. Важна символика имени - Яков, согласно Библии, был близнецом Исава и родился, держась за пятку старшего брата. То есть Яков дословно - последователь, следующий).


- Роль пейзажа особенно важна на этом этапе развития образа Якова. Назовите время года. (Чехов рисует перед нами весёлую, светлую и счастливую картину весны, которая уже в самом разгаре: «Тут с писком носились кулики, крякали утки. Солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверканье, что было больно смотреть».


- Обратимся к символике цвета в данном эпизоде


Ответ учащегося-эксперта№1.


Солнце - золотой

от воды шло такое сверканье - искрящийся(голубой?)

верба - зеленая, тихая, грустная

березка, молоденькая и стройная- зеленый, белый

громадные стада белых гусей - белый

младенчик с белокурыми волосами- белый


Сравним:

  1. Эпизод « Бронза в оркестре»

  • багровело лицо

  • рыжий тощий жид

  • красных и синих жилок на лице

  1. Эпизод «Смерть Марфы»

  • рассвет, горела утренняя заря - бледно - розовый

  • лицо у нее было розовое от жара


Эксперты выстраивают диаграмму на ватмане, прикрепляют на доску:


От агрессивного багрово - красного, через нежно - розовый - к голубому, зеленому, белому… (голубой для христиан символизировал небо, был цветом вечности, зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности)


- Все ли согласны с такой интерпретацией? Можем ли мы сказать, что чеховский рассказ - светлый? (комментарии учащихся)

Слайд 5. Верба.

На берегу Яков видит вербу, широкую старую, «с громадным дуплом, а на ней вороньи гнезда…» Верба представляется Якову подругой юности: «Как она постарела, бедная!».

- Символичен ли образ дерева в рассказе? (Дерево - один из самых универсальных духовных символов, оно символизирует центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения. Дерево, под которым стоит Яков - верба. С незапамятных времен славяне относились к вербе с особенным чувством. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой.

Слайд 6. Цветущая верба.

После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают. Верба - символ духовного прозрения героя.

Именно у подножия вербы, глядя на сверкающую воду реки - (река мощный символ уходящего времени и жизни) герой прозревает. Он вспомнил всё: и «крупный берёзовый лес» (Слайд 7. Березы, гуси)), и «старый-старый сосновый бор», и барки, и «громадные стада белых гусей», и младенчика «с белокурыми волосиками».


- Возникал ли прежде в рассказе образ ребенка?

(Образ ребёнка - один из важнейших образов рассказа - он уже возникал ранее при первом знакомстве читателя с Яковом: «Заказы на детские гробики принимал он очень неохотно и делал их прямо без мерки, с презрением, и всякий раз, получая деньги за работу, говорил: «Признаться, не люблю заниматься чепухой». У героя у самого «умерла девочка», а он, хоть и «напрягал память, но никак не мог вспомнить». Вопрос, почему герой не помнит, возможно, самой страшной потери в своей жизни, автор оставляет открытым. Мы можем предполагать, что это следствие «забытья», в котором пребывает герой вот уже пятьдесят лет, как в литургическом сне. Но мы узнаём из второго и последнего монолога Марфы, что тогда, пятьдесят лет назад, когда бог дал им ребёночка, они «всё на речке сидели и песни пели… под вербой». Значит, тогда ещё была жизнь? Возможно, «убыточная жизнь» героев началась когда-то после смерти ребёнка…)

- И вот теперь сидит герой под грустной вербой на берегу реки, как пятьдесят лет назад, только один, без Марфы, и вспоминает, и думает, сколько можно было бы сделать, сколько «пользы» можно было принести людям, как весело, благополучно можно было бы жить! Какую ключевую фразу произносит герой? Слайд 8. Река

(выразительное чтение отрывка учащимся:

«Он недоумевал, как это вышло так, что за последние сорок или пятьдесят лет своей жизни он ни разу не был на реке, а если, может, и был, то не обратил на нее внимания? Ведь река порядочная, не пустячная; на ней можно было бы завести рыбные ловли, а рыбу продавать купцам, чиновникам и буфетчику на станции и потом класть деньги в банк; можно было бы плавать в лодке от усадьбы к усадьбе и играть на скрипке, и народ всякого звания платил бы деньги; можно было бы попробовать опять гонять барки - это лучше, чем гробы делать; наконец, можно было бы разводить гусей, бить их и зимой отправлять в Москву; небось одного пуху в год набралось бы рублей на десять. Но он прозевал, ничего этого не сделал. Какие убытки! Ах, какие убытки! А если бы всё вместе - и рыбу ловить, и на скрипке играть, и барки гонять, и гусей бить, то какой получился бы капитал! Но ничего этого не было даже во сне, жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад - там ничего, кроме убытков, и таких страшных, что даже озноб берет. И почему человек не может жить так, чтобы не было этих потерь и убытков? Спрашивается, зачем срубили березняк и сосновый бор? Зачем даром гуляет выгон? Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно? Зачем Яков всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену и, спрашивается, для какой надобности давеча напугал и оскорбил жида? Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.»

- В каком значении употреблено в этом отрывке слово «убытки»? (С одной стороны, речь идёт о материальных убытках и о неиспользованной возможности прибыли (рыбу продавать купцам, играть под усадьбами и брать деньги, бить гусей и продавать мясо и пух в Москву); но с другой стороны, речь идёт и об убытках духовных: можно было бы вести подвижный, интересный, разнообразный, общественно значимый и во всех смыслах прибыльный образ жизни, быть по-настоящему известным и уважаемым в городе (не за гробы), но он «прозевал» всё это, прозевал жизнь: настоящую работу, положение в обществе, ребёнка, жену, радость, общение, счастье - жизнь. Всё это промелькнуло теперь перед ним как когда-то возможное, но теперь безнадёжно потерянное, ушедшее, как один огромный, ни с чем не сравнимый УБЫТОК).

- Это трагическое открытие, осознание Яковом разрыва своих связей с миром и есть прозрение героя.


Яков уже не может жить, как раньше. Он изменился. Но по-другому жить он тоже не в силах: понимание пришло слишком поздно. Вороньи гнезда на вербе - символ близкой смерти.


О том, как Чехов показал изменение героя через звуковые образы, готовы рассказать наши эксперты.

Ответ учащегося-эксперта№2.

Презентация работы со звуковыми образами рассказа: эксперты представляют звуковую диаграмму рассказа, основываясь на анализе звуковых образов ( задание для экспертов 2)

Вывод по итогам работы экспертов 2 группы: удивительно то, что Чехов почти всегда начинает с самого высокого звука: лопнувшая струна, гудок, визг, с напряженной высокой ноты. Но тем труднее после такой ноты продолжить произведение. К финалу рассказа автор находит силы продолжить и повести мелодию вверх.

III. Жизнь после смерти (Слайд 9)

Образ скрипки - один из главных образов рассказа.

- В самом начале повествования мы узнаем , что Яков иногда играл на скрипке. В финале рассказа он не боится умереть. Докажите, обращаясь к тексту, что единственное, что мучает его теперь - на кого оставить скрипку («Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой…)

- Какую параллель можно провести, говоря об образе скрипки в рассказе и его значении для героя? (В конце произведения мы видим отношение к ней Якова - как к ребёнку, которого он потерял пятьдесят лет назад. Яков, «прижимая её к груди», как будто баюкает скрипку; успокаивая её, он успокаивает себя. Когда Якову было особенно тяжело и тоскливо, «…он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче».Всю жизнь, все эти пятьдесят лет, роль, того, о ком надо заботиться, того, кто развеселит или просто облегчит страдания, кто «утешит в старости», выполняла скрипка. И Марфа подсознательно чувствовала это, когда «с благоговением вешала его скрипку на стену»).

- И теперь только она (скрипка) осталась у Якова, она единственный друг, который поддержит теперь его, поймёт и выразит всё то, что происходит в душе Якова. Ей не нужно ничего объяснять, она понимает без слов и передаёт на своём универсальном, понятном всем языке. Этот язык - музыка: «Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка».

Скрипка - это сам Яков, его лучшая часть, его душа. Его «бронзовость - грубость и бездушие, как скорлупа, окончательно слетают с него, и обнажается душа, страдающая и щедрая.

(Звучит скрипка

Финал рассказа логичен. Герой завещает скрипку бедному музыканту Ротшильду.

Вывод по третьей части урока: грубиян и ненавистник рода человеческого, жестокий по отношению к своей жене и более слабым, забывший все на свете, кроме подсчетов прибыли и убытков, провинциальный гробовщик Яков Иванов по прозвищу Бронза оказался богат, как Ротшильд. Наследство, оставленное им, бесценно и вечно. Проживший неистинную жизнь, герой не просто переродился, но остался жить в своей мелодии, смертью смерть и абсурдность бытия поправ.

- Так о ком же плачет скрипка? (ответы учащихся)

Общий вывод: жизнь и музыка были всегда. Но их ценность герой осознал лишь на пороге смерти. У каждого из нас - свой дар: слово, мелодия, ребенок…Осознайте это! Воспользуйтесь этими дарами сейчас, не тогда, когда вам будет 70.


Комментарий для учителя: по ходу урока учащиеся заполняют особую форму - диамант - в опорном конспекте, позволяющую концептуализировать смысл рассказа Чехова и наглядно показать путь «прозрения» героя.

Для работы с диамантом необходимо учитывать следующие принципы его построения:

Диамант состоит из 7 строк.


Алгоритм написания:

  • Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.


  • Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.


  • Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие.


  • Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее диамант.


  • Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.


Вариант выполнения задания:



Бронза

Расчетливый, угрюмый

Забывает, делает (гробы), подсчитывает (убытки)

Умирает со смертью ребенка - живет вечно в музыке

Вспоминает, сочиняет, дарит

Щедрый, счастливый

Яков



Задание на дом (выберите один из вариантов):

1) опираясь на «свернутую» запись, расскажите о пути прозрения героя и обретения им смысла жизни

2) сочинение- миниатюра «Мой дар - это…»

3) Проиллюстрировать рассказ



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал