- Учителю
- Рабочая программа по литературе 9 класс Коровина
Рабочая программа по литературе 9 класс Коровина
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево
имени Сергея Бондарева
На заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №____
«____» _________ 2015г
______________А.В. Лунева
«Согласована»
Зам директора по УВР
_______С.В. Ракосеева
«____» _________ 2015г
«Утверждена»
Приказ №____от«____» _______2015г
Директор МАОУ СОШ № 1 пгт Серышево имени С. Бондарева
__________О.Н. Щербина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература »
для 9 «АБВ» классов
3 часа в неделю
Базовый уровень
Срок реализации программы
2015-2016 учебный год
Учитель: Малышева Евгения Александровна
Серышево, 2015
Структура программы:
1.Пояснительная записка
2. Содержание рабочей программы
3. Учебно-тематический план
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Литература и средства обучения
6. Календарно-тематический план учителя
1.Пояснительная записка
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
-
Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
-
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
-
Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования».
-
Положение о рабочих программах учебных предметом МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева, создана на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2014г.).
Учебно-методический комплект
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Литература: 9 класс. В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин - М.: Просвещение, 2011
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева. Поурочные разработки по литературе - М.: «Вако», 2010
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе - 102 ч, в 6 классе - 105 ч, в 7 классе - 70 ч, в 8 классе - 70 ч, в 9 классе - 102. ч.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Организация сопровождения учащихся направлена на:
-
создание оптимальных условий обучения;
-
исключение психотравмирующих факторов;
-
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
-
развитие положительной мотивации к освоению программы;
-
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Формы организации работы учащихся:
-
Индивидуальная.
-
Коллективная:
-
фронтальная;
-
парная;
-
групповая
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В образовательном процессе используются как традиционные, так и современные образовательные технологии: игровая технология, технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, технология интенсификации обучения, ИКТ, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, учебное исследование, проблемно-поисковая технология, интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
-
Традиционные уроки
-
Практикумы
-
Мини - лекции
-
Уроки контроля
-
Самостоятельные работы
-
Игры
-
Диалоги и беседы
-
Тесты
-
Уроки развития речи
-
Проектные работы
Виды деятельности учащихся по освоению литературных произведений
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
-
Анализ и интерпретация произведений.
-
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
-
Написание изложений с элементами сочинения.
-
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
-
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
-
Работа с источниками, подготовка устных и письменных сообщений
-
Творческие работы
-
Защита презентаций
-
Защита проектов
-
Рефлексия
Виды контроля
-
Вводный;
-
Промежуточный;
-
Текущий;
-
Тематический;
-
Итоговый.
Методы контроля
-
Письменный
-
Устный
-
Компьютерный
Формы контроля
-
Тесты
-
Устный опрос
-
Самостоятельные работы
-
Творческие работы (сочинения, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода)
-
Работа с учебником
-
Пересказ (подробный, сжатый, выборочный)
-
Выразительное чтение, комментирование
-
Характеристика литературного героя
-
Инсценирование
Оценка устных ответов учащихся
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими
основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и
глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить
взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями
и навыками разбора при анализе художественного произведения,
привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь
произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической
литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание
и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и
роль основных художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться
основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе
прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для
обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью.
Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о
знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить
взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения; знания основных вопросов теории, не
недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе
произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении
привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам,
установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий
незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение
объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
слабое владение монологической литературной речью и техникой
чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть
положены следующие главные критерии в пределах программы данного
класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная
передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев
исходя из идейно-тематического содержания произведения,
доказательность основных положений, привлечение материала, важного
и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и
обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст
сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность
частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными
средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в
соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку».
"5" ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об
отличном знании текста произведения и других материалов,
необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно
анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении
мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически
соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два
речевых недочёта.
"4" ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее
хорошее знание литературного материала и других источников по теме
сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а
также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически
соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные
отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых
недочётов.
"3" ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но
односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены
отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического
материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные
нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти
речевых недочётов.
"2" ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о
поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного
пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих
положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием
связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок
следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и
компетентности учащегося, является основной формой проверки умения
учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать
дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы,
проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа
включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и
оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами,
предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы
проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые
средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и
задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил
правописания; качество оформления работы, использование
иллюстративного материала; широта охвата источников и
дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по
следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой
работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых
источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы
приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
"5" ставится, если содержание работы полностью
соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание
изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря,
точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста,
иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет
в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
"4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные
фактические неточности; имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные
непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается
не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых
недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
"3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от
темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
нарушения последовательности изложения; оформление работы не
аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил
библиографического и иллюстративного оформления. В работе
допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых
недочетов, 4 грамматических ошибки.
"2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много
фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех
частях работы; отсутствует связь между ними; работа не
соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое
единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления
работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность,
оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и
стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не
влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором
является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются
следующим образом:
- "5" - если все задания выполнены;
- "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;
- "3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины
работы;
- "2" - выставляется за работу в которой не выполнено более
половины заданий.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2.Содержание рабочей программы
102 ч (3 часа в неделю)
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Литература XX века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий.«В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Список литературы для самостоятельного чтения
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.
ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
3. Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
Введение
1
Древнерусская литература
3
Русская литература 18 века
8
Шедевры русской литературы 19 века
63
Литература XX века
19
Промежуточная аттестация
1
Из зарубежной литературы
6
Итоговое занятие
1
Итого
102
4.Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры; формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции; воспитание культуры речи учащихся.
Устно: Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» - «неверно», «достаточно» - «недостаточно»;
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе
Художественная литература как искусство слова.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
-
Художественный образ.
-
Фольклор. Жанры фольклора.
-
Литературные роды и жанры.
-
Основные литературные направления: классицизм,
-
сентиментализм, романтизм, реализм.
-
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея,
-
проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия:
-
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое
-
отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-
-
повествователь, литературный герой, лирический герой.
-
Язык художественного произведения. Изобразительно-
-
выразительные средства в художественном произведении:
-
эпитет, метафора. Сравнение. Гипербола. Аллегория.
-
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер,
-
ритм, рифма, строфа.
5. Литература и средства обучения
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учащихся
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.
Словари и справочники:
-
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
-
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.
-
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
-
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.
-
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.
-
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
-
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.:
Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей www.it-n.ru/
3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. www.openclass.ru/</<font color="#000000">
: