7


  • Учителю
  • Конспект урока «Интерпретация стихотворения Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (11 класс) .

Конспект урока «Интерпретация стихотворения Н. С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (11 класс) .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:      Данный урок представляет собой филологический анализ данного текста с элементами лингвостилистического анализа.     Цель урока: расширить представление о поэзии Н.С. Гумилёва,  выделить основные черты художественного мира в произведении, рассмотреть особенности
предварительный просмотр материала

Конспект урока для 11 класса по теме

«Интерпретация стихотворения Н.С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай».


Наумова Марина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г. Радужный ХМАО-Югры

Цель урока: расширить представление о поэзии Н.С. Гумилёва, выделить основные черты художественного мира в произведении, рассмотреть особенности пространственно-временной организации текста.

Оборудование урока: портрет Н.С. Гумилёва, репродукция с картины К. Юона «Новая планета», фотография скульптуры Э.М. Фальконе «Памятник Петру Первому», творческие работы учащихся (плакатная живопись), музыкальное сопровождение (Вольфганг Амодей Моцарт «Реквием»), репродукция с картины С. Дали «Всадник смерти на коне».


Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение, анализ и интерпретация стихотворения.


План урока

I. Вступление. Слово учителя о поэте.

II. Работа над лирическим произведением.

1. История создания произведения. Чтение прозы наизусть (отрывок воспоминаний из книги Ирины Одоевцевой «На берегах Невы»).

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

3.Комментированное чтение и аналитическая беседа, работа в группах по карточкам (реализация предварительного домашнего задания).

4. Творческая лаборатория учащихся.

5. Сообщение учащихся по картине К. Юона «Новая планета».

III. Заключительное слово учителя

IV. Домашнее задание, вытекающее из основных выводов урока.

Ход урока

I. Слово учителя.

Учитель читает четверостишие наизусть под музыкальное сопровождение музыки Моцарта.


И умру я не на постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще…


Так пророчествует о своей гибели поэт Николай Гумилёв. Поэт-акмеист, который смог преодолеть ставшие тесными для него рамки этого литературного течения и занять достойное место в ряду русских писателей-мучеников.

Сегодня мы обратимся к последнему сборнику стихов с символическим названием «Огненный столп», изданному после смерти Гумилёва. Поистине этот сборник являет собой поэтическое и духовное завещание писателя. Неумолимые шаги истории, революционной эпохи и пророческое озарение запечатлены в этом сборнике.

Здесь лирический герой испытывает четыре душевных метаморфозы («Память»), отдаёт дань трудным мукам рождения поэзии («Шестое чувство»), возводит в ранг Божественной силы Слово («Слово»), узрит собственную гибель и крушение мира («Заблудившийся трамвай»).


II. Работа над лирическим произведением.

Наша задача - увидеть трансформацию образов в поэзии Н.Гумилёва через интерпретацию центрального произведения сборника - стихотворения «Заблудившийся трамвай».

1. История создания произведения (сообщение учащегося, чтение прозы наизусть).

Есть различные воспоминания знакомых, учеников мэтра поэзии об истории его создания. Точная дата написания неизвестна, поэтому в некоторых сборниках стоит 1919 год, а в некоторых 1920. Ирина Одоевцева в книге мемуаров «На берегах Невы» приводит слова Гумилёва о том, как родилось стихотворение «Заблудившийся трамвай».

- Поздравить вы меня можете с совершенно необычными стихами, которые я сочинил, возвращаясь домой. И так неожиданно. Я и сейчас не понимаю, как это произошло. Я шёл по мосту через Неву - заря и тишина кругом. Пусто. Только вороны каркают. И вдруг мимо меня совсем близко пролетел трамвай. Искры трамвая, как огненная дорожка на розовой заре. Я остановился - меня что-то вдруг пронзило, осенило. Я оглянулся, не понимая, где я и что со мной. Я постоял на мосту, держась за перила, потом медленно двинулся дальше, домой. И тут-то и случилось. Я сразу нашёл первую строку, как будто получил её готовой. Я продолжал произносить строчку за строчкой, будто читаю чужое стихотворение: ………


2. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Вывод. Несомненно, в этом трагическом стихотворении заключено восприятие поэтом революции и предвидение собственной гибели.


3. Комментированное чтение и аналитическая беседа, работа в группах по карточкам.

- Какое ощущение вызывает прочитанное? Какие чувства испытывает герой?

Стихотворение вызывает чувство ужаса, ощущение затянувшегося страшного сна - хочется поскорей проснуться. Лирический герой переживает всю гамму чувств от ужаса - до успокоения, свойственного мужественным людям перед лицом смерти.

- Как это подтверждает графическое оформление и как отражено на уровне синтаксиса?

Эмоциональное состояние героя подчёркивает графическое оформление: так, паузы, разделяющие повествование и отношение героя к происходящему обозначены многоточиями; внутренний диалог героя с самим собой вызывает рождающиеся по мере страшного пути вопросы: где я? где же теперь твой голос и тело, может ли быть, что ты умерла? видишь вокзал, на котором можно в Индию Духа купить билет? Мольба и отчаяние героя заключены в рефрене: «остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон!» И заканчивается произведение на особом душевном взлёте восклицательным предложением: «Машенька, я никогда не думал, что можно так любить и грустить!» Особый интерес представляет синтаксический строй произведения: в основном автор использует простые и бессоюзные предложения - так передана скорость движения трамвая. На фоне этого особую значимость приобретает использование односоставных предложений. После крика души героя с просьбой остановиться следует страшный вывод: «Поздно». Назывные предложения «Вывеска…», «А в переулке забор дощатый, дом в три окна и серый газон…» ведут нас вслед за героем к «зоологическому саду планет».

- Докажите, что зловещий колорит нагнетается с самого начала произведения.

Трагическая нота и зловещий колорит появляется уже в начале произведения: герой слышит вороний грай - символ надвигающегося несчастья, звоны лютни - символ земного и дальние громы - символ небесного. Герой не властен в себе: для него самого загадка, почему он вскочил на подножку трамвая, оставляющего огненную дорожку при свете дня.

- Почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай»? Как вы понимаете слова В.Иванова «Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времён»? Аргументируйте свой ответ.

Трамвай легко отрывается от петербургских реалий (от Невы) и уносит героя через три моста в ирреальный мир, где легко узнаваемая «Зеленная» превращается в эшафот. Далее - космическое пространство, где «люди и тени стоят у входа в зоологический сад планет». Примечательно то, что следующее смещение - это путь в реалию Петербурга. Навстречу герою летят два символа этого города: Исаакий и Медный всадник. Такие же смещения наблюдаются во времени: герой занимает такую позицию, что одновременно видит прошлое («Я же с напудренной косой шёл представляться Императрице») и будущее (свою неминуемую гибель).

- Докажите, что путь заблудившегося трамвая - это путь в город и мир мёртвых.

Гумилёв несколько раз употребляет слова, связанные со смертью: перед читателем - нищий старик, что умер год назад в Бейруте, давно исчезнувшая с лица земли (но не из души героя!) Машенька. Также появляется образ палача, несущего смерть. Не откликается на призывы лирического героя вагоновожатый. Да и копыта коня грозят смертью.

- Исследуйте, как автор использует необычную расстановку слов, определённый подбор гласных и согласных звуков, ускорение и замедление ритма.

Прежде всего, автор использует такой приём, как инверсия. Он сознательно нарушает обычный порядок слов («шёл я», «мчался он бурей», «сердце моё стучит в ответ»). Это служит для создания тона повествования. Также в стихотворении использована звукопись. Так, в первой строфе звучит строка, передающая крик вороньей стаи, «и вдруг услышал вороний грай» или в шестой строфе, передающая стук сердца «так томно и так тревожно сердце моё стучит в ответ». Это даёт возможность читателю войти в образ лирического героя. Интересна ритмическая инструментовка произведения: Гумилёв использует дактиль, который перемежается с пиррихием и спондеем и создаёт ощущение стука колёс. Кстати, этот ритм с такой же целью был использован Н.Некрасовым в стихотворении «Железная дорога» - «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою».

- Литературоведы отмечают: «Начав с «преодоления символизма», Гумилёв вернулся к нему, используя символы; акмеистическое бесстрастие к общественной жизни уступило место надлому души, полной ощущения надвигающегося катаклизма». Найдите символы и докажите справедливость данного утверждения.

Символическое звучание приобретают многие предметы и явления в произведении Гумилёва. Так, заблудившийся трамвай - символ жизни, сошедшей с накатанной колеи, вагоновожатый - не то палач, не то бесплотный призрак - представитель мёртвого мира, Медный всадник - символ русской истории, Исаакиевский собор - символ веры и православия. Для лирического героя всё происходящее - это откровение, видение собственной гибели. Напрасно он мечтает купить билет-пропуск в иной мир - Индию духа. Трамвай и его пленник «летят» навстречу неминуемой гибели, ведь вагоновожатый глух к мольбам. Символично и то, что герою суждена гибель под копытами всадника, олицетворяющего русскую историю. Единственная устойчивая точка в этой апокалиптической картине - Исаакиевский собор - верная твердыня православья: именно здесь герой хочет услышать панихиду по себе.

- Обратите внимание, что данному произведению свойственна особая метафоричность. Приведите примеры метафор. Чего добивается поэт, используя данное художественное средство? Что стремится подчеркнуть?

В целом, произведение представляет собой развёрнутую метафору. Метафорическим эпитетом является уже название произведения - «Заблудившийся трамвай». Такие метафоры, как «Индия духа», «врезан Исакий в вышине», «зоологический сад планет» будят воображение читателя, создают образы вселенского масштаба и придают происходящему особую трагичность.

- «Зоологический сад планет» - действительно, удивительный образ. Творческим группам было предложено перевести эту метафору на язык живописи и поделиться с нами своими ассоциациями.


4. Сообщение творческих групп.

Такие необычные ассоциации, сочетание логически несочетаемых предметов и признаков называется сюрреализмом.

- Вспомните, а ещё какое литературное и художественное течение предшествовало сюрреализму?

Главная цель импрессионизма - погоня за впечатлением. Неподражаемый поэт Осип Мандельштам в стихотворении «Импрессионизм» писал: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…». Перефразируя Мандельштама, о сюрреализме можно сказать так: «Художник нам изобразил только тени от сирени…» Гениальным художником сюрреалима является Сальвадор Дали. Как образец сюрреализма в живописи, представлена картина «Всадник по имени Смерть». Так видит тему смерти испанский художник. Такой же тип образности и в стихотворении Н.Гумилёва «Заблудившийся трамвай». Поэт предвосхитил явление сюрреализма в своём творчестве.


Информация для учащихся.

СЮРРЕАЛИЗМ - литературное и художественное течение начала 20 века, для него характерна алогичность образов и нестандартное мышление.

- Творческим группам в домашней работе было предложено в сюрреалистическом духе представить метафорическую картину «Зоологический сад планет» как в живописи, так и в художественном слове. Какова ваша интерпретация данного образа? (Творческие работы прилагаются).


- Теперь неудивительно появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь? (Варианты ответов учащихся).


Информация учителя.

По свидетельству Ирины Одоевцевой, образ Машеньки - это дань уважения Пушкину, подразумевается Маша Миронова из «Капитанской дочки».


- Вернёмся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их?

Два слова здесь являются ключевыми «навеки» и «никогда». Это исключающие друг друга временные понятия. Это трагично: с этим действительно «и трудно дышать, и больно жить». Вот оно ощущение катастрофы крушения мира! Вот оно пророческое предчувствие собственной смерти!


Такое чувство терзает не только поэта Николая Гумилёва, это испытывает и вся творческая интеллигенция той эпохи: примером этому является живописное полотно К.Юона «Новая планета».


4. Сообщение по картине К. Юона «Новая планета» (прилагается).

- Как вы считаете, что общего между двумя произведениями, что их объединяет? Какими строками из стихотворения можно раскрыть смысл картины К.Юона?

Прежде всего, общее здесь - восприятие эпохи, предчувствие грядущего апокалипсиса, ощущение непрочности мироздания и хрупкости человеческой души и жизни. Смысл картины раскрывают следующие строки:

Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.


4. Вывод. Домашнее задание.

Так, стихотворение «Заблудившийся трамвай» стало знамением времени и увековечило имя его создателя. А трамвай стал символом роковой эпохи и кочевал из произведения в произведение.

В домашней работе ваша задача - прочитать стихотворение Осипа Мандельштама «Нет, не спрятаться мне от великой муры…». Сравнить символический образ трамвая в стихотворениях О.Э. Мандельштама и Н.С. Гумилёва.






















Приложение №1

Вопросы для аналитической беседы.

1. Какое ощущение вызывает прочитанное? Какие чувства испытывает герой?

Как это подтверждает графическое оформление и как отражено на уровне синтаксиса?

2. Докажите, что зловещий колорит нагнетается с самого начала произведения.

3. Почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай»? Как вы понимаете слова В.Иванова «Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времён»? Аргументируйте свой ответ.

4. Докажите, что путь заблудившегося трамвая - это путь в город и мир мёртвых.

5. Исследуйте, как автор использует необычную расстановку слов, определённый подбор гласных и согласных звуков, ускорение и замедление ритма.

6. Литературоведы отмечают: «Начав с «преодоления символизма», Гумилёв вернулся к нему, используя символы; акмеистическое бесстрастие к общественной жизни уступило место надлому души, полной ощущения надвигающегося катаклизма». Найдите символы и докажите справедливость данного утверждения.

7. Обратите внимание, что данному произведению свойственна особая метафоричность. Приведите примеры метафор. Чего добивается поэт, используя данное художественное средство? Что стремится подчеркнуть?

8. «Зоологический сад планет» - действительно, удивительный образ. Творческим группам было предложено перевести эту метафору на язык живописи и поделиться с нами своими ассоциациями.

9. Вспомните, а ещё какое литературное и художественное течение предшествовало сюрреализму?

10. Теперь неудивительно появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь?

11. Вернёмся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их?





Приложение №2

СООБЩЕНИЕ ПО КАРТИНЕ К. ЮОНА «НОВАЯ ПЛАНЕТА».

К. Юон - русский художник начала 20 века, современник Н. Гумилёва. Картина «Новая планета» написана в 1921 году. Она представляет собой символико-аллегорическую композицию в жанре плаката.

Кроме того, следует помнить, что творчество художника формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был главенствующим течением. События Октября представлены здесь в космическом масштабе. Новая планета - советская Россия, появление которой потрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей.

Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов.















Приложение №3

Раздаточный материал

Николай Гумилёв

Поэтика позднего Гумилева загадочна. Как известно, автор "Огненного столпа" отходит от "чистого" акмеизма и возвращается - по крайней мере частично - к символизму, хотя в то же время некоторые черты акмеистической поэтики сохраняются и в его позднем творчестве.

Задание. Прочитайте стихотворение из сборника «Огненный столп».


Заблудившийся трамвай


Шел я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы, -

Передо мною летел трамвай.


Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.


Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.


Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трем мостам.


И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, - конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.


Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?»


Вывеска... кровью налитые буквы

Гласят: «Зеленная», - знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.


В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.


А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.


Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла?


Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шел представляться Императрице

И не увиделся вновь с тобой.


Понял теперь я: наша свобода -

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.


И сразу ветер знакомый и сладкий,

И за мостом летит на меня

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.


Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравье

Машеньки и панихиду по мне.


И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить...

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

Март 1920

- Почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай»? Как вы понимаете слова В.Иванова «Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времён»? Аргументируйте свой ответ.

- Докажите, что путь заблудившегося трамвая - это путь в мир мёртвых.

- Литературоведы отмечают: «Начав с «преодоления символизма», Гумилёв вернулся к нему, используя символы; акмеистическое бесстрастие к общественной жизни уступило место надлому души, полной ощущения надвигающегося катаклизма». Найдите символы и докажите справедливость данного утверждения.

- Обратите внимание, что данному произведению свойственна особая метафоричность. Приведите примеры метафор. Чего добивается поэт, используя данное художественное средство? Что стремится подчеркнуть?

- Чем обусловлено появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь?

- Обратимся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их? Какие слова здесь ключевые? Почему?




Приложение №4

Творческие работы учащихся.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ОЛЬГИ КОНЦЕДАЛ НА ТЕМУ

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ САД ПЛАНЕТ»

Ведущая тема произведения Гумилёва «Заблудившийся трамвай» - тема смерти, предчувствие апокалипсиса, катастрофы. Поэтому центральным образом стихотворения можно считать «Зоологический сад планет». Это метафора-символ и метафора-предмет. Здесь сплетаются воедино акмеизм и символизм. Этот образ - «смысловая воронка», ключ ко всему произведению, ответ на вопрос «Куда «улетел» заблудившийся трамвай?».

«Зоологический сад планет» рождает сложные ассоциации: всё в этом саду претерпевает гибельные изменения. Скалится череп Сатурна; воет волчицей Луна; растекается кровавой лужей Марс; ледяным, мертвящим холодом обдаёт Плутон. Из перевёрнутого звёздного ковша падают срезанные палачом головы.

Вот крушение космического масштаба! Это царство смерти, от него веет холодом и никого не греет «только оттуда бьющий свет».

Лирический герой парит над этим миром зла и ужаса, обозревая прошлое и будущее. Что же он видит? - «Люди и тени стоят у входа в «Зоологический сад планет».

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ВАЛЕНТИНЫ ЗАВРИЧКО НА ТЕМУ

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ САД ПЛАНЕТ»

Образ «Зоологический сад планет» можно представить в виде аллегории.

Древние мифы гласят: «Земля держится на слонах».

Этот слон - символ цветущей, прекрасной Земли. Мир радости, гармонии, света передают тёплые, жизнеутверждающие тона. В этом мире есть место и дому в три окна и серому газону и разноцветному ковру, тканному Машенькой.

Но этот мир хрупок.

Мгновение... И рушится «состав частей земных»!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал