7


  • Учителю
  • Урок чтения для 9 класса «Биография и творчество Л. Петрушевской»

Урок чтения для 9 класса «Биография и творчество Л. Петрушевской»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Конспект урока по изучению биографии писательницы и анализу произведения. Урок разработан для ежегодного урока чтения, который был проведен в 9 классе. Творчество Л.Петрушевской не изучают по программе, но в ее прозе (на мой взгляд)ощущается нравственное падение героев,
предварительный просмотр материала


Урок чтения в 9 классе

Тема: «Талантлива, но уж больно мрачна. Нельзя ли посветлей?» (биография и творчество Л. Петрушевской).

Тип занятия: лекция - беседа.

Цель: познакомить учащихся с биографией Л. Петрушеской.

Задачи:

  1. Ввести учащихся в художественный мир Л. Петрушевской в процессе доклада.

  2. Развитие словесно-логического мышления, аналитических способностей при обсуждении рассказа «Отец и мать».

  3. Воспитание культуры художественного восприятия учащихся.


Этапы

ОТБ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организ.-мотивационный

З. организовать деятельность учащихся

М. беседа

Ф. фронт.

Р. настрой на работу

Приветствие, фиксация отсутствующих.

Активизация внимания, настрой на деятельность

Целеполагание

З. Сообщение цели занятия

М. беседа

Ф. фронт.

Сегодня мы начнем изучать творчество замечательного писателя - Л.С. Петрушевской, поэтому цель занятия- познакомиться с биографией и нравственной позицией писательницы.

Восприятие информации

Актуализация знаний

З. Актуализация знаний учащихся

М. опрос

Ф. фронт.

Р. ответы на вопросы

Вопросы:

  • Что вы прочитали?

  • Понравились ли вам рассказы?

  • Какую тему и проблематику можно выделить в произведениях Л. Петрушевской?

Актуализация знаний

Усвоение новых знаний

З. Ввести учащихся в художественный мир Л. Петрушевской

М. лекция

Р. получение новых знаний

М: доклад


М. чтение и анализ

Ф. фронт.

Слово учителя.

Всякое искусство исторично: оно возникает как ответ на вопросы времени, давая свое содержание и форму.

В конце 80-х годов XX века постмодернизм приходит в Россию, он отменил все высшие идеалы, все стало равнозначно и все одинаково дозволено.

Постмодернизм конца XX века в большей мере отделяет литератур от реального мира.

А. Солженицын так сказал о натиске постмодернизма: «Для постмодернистов мир не содержит реальных ценностей. Даже есть выражение «мир как текст» - как текст произведения, созданный автором. Только это и есть настоящая реальность…».[11.22]

Сообщение по биографии писательницы: Родилась Людмила Стефановна Петрушевская в 1938 году. Детство ее было трудным, некоторое время жила в детском саду, - она - дитя улицы.

В середине 60-х году начинает писать рассказы, а в 70-е годы пишет первые свои пьесы. Петрушевская долгое время играла на сцене. Вот, что она говорит: «Не знаю, что бы со мной стало, если бы меня не выгнали из студии «Наш дом». Была бы сейчас артисткой на пенсии…»[34.10]

Начав писать рассказы, Петрушевская вводит нового героя в своих повествованиях: «это у меня маленькие людишки копошатся, ходят по кухни, занимают деньги. Ни один из этих людей не начальник. Так себе персонажи. Отсюда мелкотемье. Рождаются дети, иногда и без отца. Взрослый сын пришел из армии с готовой невестой. Иванов явился из тюрьмы… я хочу защитить их. Они единственные у меня. Больше других нет. Они мне даже не кажутся мелкими. Они мне кажутся людьми…»[34.73]

Сначала Петрушевскую признавали лишь как драматурга и уже значительно позже признали как прозаика.

«Однажды мне позвонил Женя Попов и предложил дать «Митрополю» свои пьесы. «А рассказы?» - «Нет, рассказы не надо». - «тогда не дам ничего». И лишь через три года после этого случая, рассказы Петрушевской начали печатать.

80-е годы - опасные годы: телефон Петрушевской прослушивают, за ней по пятам ходят агенты, ее везде запрещают печатать - затруднительное материальное положение: «Смешно даже, старая юбка, пиджак моей невестки … Туфли у меня уже есть.

- Хорошо, - задумчиво сказал этот терпеливый человек.

потом позвонила Инна Чурикова:

- Люся, не удивляйтесь, к вам сейчас приедет человек, вы его впустите и возьмите у него коробку. А в коробке костюм от Славы Зайцева черный, шелковый, в белый горошек. С красной розой на плече. Моя невестка кому-то взахлеб говорила по телефону:

- Стефоновна в этом костюме стройная и не су-ту-лая!»

Л. Петрушевская закончила факультет журналистики МГУ и МХАТ, но в школе училась плохо: «Я была двоечница, постоянный нарушитель дисциплины и житель первой парты». [34.48]

Долгое время работала корреспондентом общественно-политического отдела, но вынуждена была уйти из-за разногласий с начальством.

У Л. Петрушевской было много друзей в сфере искусства: актеры, режиссеры, писатели. Особенно важным лицом в жизни Л. Петрушевской был А.Т. Твардовский: «был тем замечательным лицом, от которого действительно зависела дальнейшая судьба». В свои тридцать лет Л. Петрушевская была очарована Твардовским, он был ее цензором: «Талантлива, но уж больно мрачна. Нельзя ли посветлей?»

Весь 1991 год прошел в укрывательстве от органов правосудия, т.к. совет народных депутатов г. Ярославля возбудил против нее дело. Но и это обстоятельство не сломило писательницу - в 1992 году удостоена была удостоена премии Букера за повесть «Время ночь».

Творчество Л. Петрушевской отличается лаконичностью. Но в этой статичности раскрываются человеческие трагедии. Мы слышим голос рассказчицы в повествовании, но это и есть голос автора.

Л. Петрушевская пишет тем языком, который слышит. Язык толпы - энергичен, поэтичен, остроумен. Л. Петрушевскую занимает лишь одно - перипетии изначальных природных зависимостей в сегодняшней жизни - это ее версия вечности. Порок между жизнью и смертью - вот самая устойчивая площадка ее прозы. Ее главные коллизии - это рождение ребенка и смерь человека, данные в нераздельной слитности. Даже рисуя совершенно проходную ситуацию, Л Петрушевская, во-первых, все равно делает ее пороговой, а во-вторых, неизбежно помещает ее в масштабы космоса.

Слово учителя:

Сегодня мы остановимся на рассказе «Отец и мать», где из слез, ненависти, боли, болезненного подозрения расставшихся наконец супругов, возникает пространство, в котором и живет потом всю жизнь счастливо их дочь Танька: «Танька, впрочем, тоже не долго прожила в семье после ухода отца, а именно год, до своих семнадцати лет, когда ее заметил командировочный Виктор, электромонтажник…»

Класс делится на 2 группы, которые делают анализ каждый своего эпизода:

  • Образ матери

  • Образ отца

Вопросы:

  • Почему Танька уходит в неизвестную жизнь?

  • В чем смысл финала рассказа?

  • Как проявляется авторская позиция?

  • Над какими проблемами заставляет задуматься рассказ?

Слово учителя:

Танькина светлая жизнь создалась тем простым обстоятельством, что она в своей семье «нахлебалась» такого, после чего все остальное воспринимается просто как незначительная помеха: «Все, все, что в дальнейшем ни встречала Танька, - все она принимала легко, со счастьем, всюду она семенила своей аккуратной походочкой, и никогда даже тень отчаяния и сомнения не посещала ее - никогда».

Рассказ небольшой по объему, но очень характерный для «новой прозы», прекрасно, на мой взгляд, представляет и художественные, и нравственные особенности современной прозы.

Восприятие информации и ее запись


Развитие устной речи

Конспектирование новых знаний

Развитие навыков конспектирования

Развитие устной речи

Умение выделять главное


Развитие долговременной памяти


Развитие словесно-логического мышления

Развитие аналитических способностей

Умение подводить итоги

Информация о д/з

З.Дать информацию о д/з

М. беседа

Ф. фронт.

Написать отзыв на рассказ «Отец и мать»

Восприятие и запись информации




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал