7


  • Учителю
  • Урок русского языка : Авторские знаки в тексте

Урок русского языка : Авторские знаки в тексте

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ТЕМА: Авторские знаки в тексте.

ЛИСИЦЫНА ИРИНА ЮРЬЕВНА , учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык</</p>





Цели урока:

  • познакомить студентов с авторскими знаками, определить их роль в контексте, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова;

  • создать условия для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации, формировать опыт творческой деятельности;

  • воспитывать чувства любви к классической литературе.

Оборудование урока: медиапроектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

Знаки препинания - это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему

рассыпатъся.

К.Паустовский

1. Организационный момент.

Введение в тему (слайд 1).

- К.Паустовский в повести "Золотая роза" вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем...

И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова...

"На следующее утро, - вспоминает К.Паустовский,- я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

- Это чудо! - сказал я.- Как вы это сделали?

- Да просто расставил правильно знаки препинания..."

Сообщение темы и цели урока (слайд 2)

- Готовясь к экзамену по русскому языку, вы нашли ответ на вопрос, какова роль знаков препинания. Сегодняшний урок расширит ваше представление о пунктограммах, потому что его тема "Авторские знаки препинания". Какова их роль? На этот вопрос мы ответим в ходе сегодняшнего урока, исследуя поэтические и прозаические тексты мастеров художественного слова. Попутно займёмся конспектированием текста на лингвистическую тему. Откроем тетради, запишем число, тему урока.

2. Подготовка к изучению нового материала. Аналитическая работа с поэтическим текстом (слайд3).

(Звучит музыкальная композиция)

- В минуты душевного подъёма, тревожных раздумий, грусти и печали мы не раз брали в руки книги любимых поэтов и находили там строки, созвучные строю души, строки участия и сопереживания. Обратимся к поэзии Серебряного века. Мне кажется, что эти стихи будут вам понятны при кажущейся трудности прочтения. Я хочу предложить вам стихи моей любимой поэтессы Марины Цветаевой. Возможно, наши вкусы совпадут (слайд 4).

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,

Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою - как никто другой.

У любого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у Марины Цветаевой. Например, стихотворение "Моим стихам, написанным так рано". Давайте прочитаем его (слайд 5). Чтение стихотворения учащимися.

- Ребята, почему трудно прочитать это стихотворение? (Ответы детей).

Да, без знаков препинания нельзя прочитать текст, соблюдая правильную интонацию.

(Обращение к эпиграфу урока). "Знаки препинания - это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться" - писал К.Паустовский.

Давайте расставим необходимые пунктограммы и объясним их постановку (работа у доски).

- Ребята, вас ожидает сюрприз. По правилам школьной грамматики вы не допустили ошибок. Но давайте проследим, как расставила знаки сама

Марина Цветаева (слайд 6).

Постановка тире и скобок здесь не случайна. Автор, намеренно используя эти знаки, хочет подчеркнуть значимость этих фраз.

3. Объяснение нового материала.

- Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими. Какую роль они играют? Ответ на этот вопрос легко найти в нашем учебнике. Откроем книгу на странице 114 и исследуем материал, предложенный нам (работа с книгой).

Авторский знак привлекает внимание читателей:

- выражает особую авторскую интонацию;

- имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова;

- подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания (слайд 7, 8).

Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и - уснула (М.Горький).

(Запись предложения в тетради).

- Запишем предложение Л.Леонова и расставим знаки препинания. Ещё стоят леса на Руси...но заметно не в прежнем количестве.

- Как вы расставили знаки препинания в этом предложении?

Автор поставил многоточие как показатель паузы. Оно разрывает плавность речи, создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.

4. Закрепление темы.

1 .Работа в группах.

- Ребята, предлагаю поработать в группах. Для этого вам необходимо повернуться друг к другу (учащиеся работают в четвёрках по трём вариантам). Каждая группа получает задание (Приложение №1).

- Попытайтесь объяснить постановку авторских знаков. В помощь вам предлагается подборка ответов.

2. Работа у доски. Анализ заданий предложенных в карточке (слайды 9, 10, 11).

- Ребята, все рассмотренные нами примеры взяты из стихотворений М.Цветаевой позднего периода. Авторская постановка тире присутствует в каждом стихотворении.

"Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!" - так сама Марина Цветаева определила мелодию своей поэтической речи. Её ритмика - резкие перебои, пауза, это "как удары сердца". Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки, энергичны (слайд 12)

5. Обобщение изученного материала.

- Ребята, готовясь к написанию изложения, вы овладели навыками сжатия текста (слайд 13). А сжатое изложение не напоминает вам конспект?

Слово конспект латинское по происхождению и первоначально означало "обзор".

При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника.

Конспект представляет собой краткое письменное изложение содержания текста: научной статьи, главы учебника и т.п.

1. Индивидуальная работа

- Каждому из вас предложен текст об авторских знаках, попробуйте сжать его (работа ведётся по трём текстам). Воспользуйтесь памяткой.

Памятка.

1) Внимательно прочитайте текст.

2) Выделите ключевые слова и фразы.

3) Определите микротемы текста.

4) Сжато передайте содержание текста.

2. Анализ сжатых текстов у доски. Обсуждение способов сжатия (слайды 14,15,16).

6. Подведение итогов.

- Ребята, какие знаки препинания мы называем авторскими?

- Какие авторские знаки используются чаще?

- С какой целью они используются автором (слайд 17)?

Да, авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего.

7. Рефлексия.

Ребята, насколько легко вы отличаете авторские знаки от принятых знаков по правилу? Поднимите красную карточку, если считаете, что сумеете отличить авторский знак от других пунктограмм; зелёную - если затрудняетесь; жёлтую - если не различаете.

8. Домашнее задание

Ребята, в ходе сегодняшнего урока мы анализировали поэтические тексты М.Цветаевой. Хочется надеяться, что поэзия Серебряного века заинтересовала вас. Исследуйте тексты В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выпишите примеры использования в них авторских знаков (слайд 8).

Включается звукозапись песни А.Пугачёвой "Мне нравится..." на стихи М.Цветаевой.















ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ



ВАРИАНТ 1



Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?



  1. Я знаю, нам дар - неравен.

Мой голос впервые - тих.

  1. Имя твоё - птица в руке.

  2. Далеко - в ночи - по асфальту - трость.

  3. Дверь настежь - в ночь - под ударом ветра.





Выбери верное объяснение авторского знака:

- используется для выражения жестких пауз;

- используется для чеканности слога;

- используется для выражения экспрессии;

- тире ставится между словами для обозначения внутренней связи между ними;

- может быть ритмомелодическим;

- для усиления противопоставления.

ВАРИАНТ 2



Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях.

Какую роль играют в них авторские знаки?



  1. Ты меня никогда не ославишь:

Моё имя - вода для уст!

Ты меня никогда не оставишь:

Дверь открыта, и дом твой - пуст!

  1. Мало - тебе - дня,

Солнечного огня!





Выбери верное объяснение авторского знака:



- используется для выражения жестких пауз;

- используется для чеканности слога;

- используется для выражения экспрессии;

- тире ставится между словами для обозначения

внутренней связи между ними;

- может быть ритмомелодическим;

- для усиления противопоставления.



ВАРИАНТ 3





Объясните постановку тире в приведенных ниже предложениях. Какую роль играют в них авторские знаки?







  1. Дом - юности моей день.

  2. Наша совесть - не ваша совесть!

  3. У меня в Москве - купола горят,

У меня в Москве - колокола звонят.





Выбери верное объяснение авторского знака:



- используется для выражения жестких пауз;

- используется для чеканности слога;

- используется для выражения экспрессии;

- тире ставится между словами для обозначения

внутренней связи между ними;

- может быть ритмомелодическим;

- для усиления противопоставления.

Составьте конспект по данному тексту.



Изучая историю письменности и, в частности, постигая совершенство русской классической литературы - от знаменитого «Слова о полку Игореве» до выдающихся произведении советской литературы, мы неизбежно столкнемся с проблемой восприятия читаемого текста. И это восприятие становится более эффективным или менее эффективным, в зависимости от того, умеем ли мы «читать» знаки препинания.

Естественно, что современный читатель, перелистывая «Житие протопопа Аввакума» или «Войну и мир» Л. Толстого, видит знакомые ему знаки препинания и воспринимает их соответственно усвоенным со школьной скамьи правилам.

Для нас странным кажется сочетание точки с запятой и тире, точки и тире. Не подгоняется под наши правила и запятая перед союзом и, соединяющим два однородных придаточных. Нужно ли «поправлять» Лермонтова, печатая его произведения сегодня? Безусловно, нет! Лермонтов должен оставаться Лермонтовым, во всем - в том числе и в пунктуации. Об этом очень разумно заботится наука текстология.

Составьте конспект по данному тексту

При некотором внимании к рукописному тексту И. С. Тургенева становится очевидными своеобразные достоинства его пунктуации и является понятным стремление автора выйти из прочных, но невыразительных рамок ее обычного употребления и приспособить знаки препинания к более точному выражению мысли и более естественному делению речи. Особенно удачно выработалась у Тургенева система употребления многоточий. Он употребляет в рукописи "Стихотворений в прозе" три вида многоточия: 1) две рядом стоящие точки (..), 2) три точки (...) и 3) четыре точки (....). Это употребление многоточий является, так сказать, параллелью к употребляемым нами для разных степеней раздельности речи знакам: запятая, точка с запятой и точка. Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась,- и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Составьте конспект по данному тексту.

Тире у М. Горького многозначно и емко. Тире может, например, стоять после сочинительного союза, разрывая интонационную плавность фразы и создавая тем самым эмоциональную напряженность и остроту, фиксируя прерывистость разговорной речи: Однако - можно и поговорить, ну - после; Призвали, уговорились и - вдруг не надо!; Я имею бумаги... но - они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и - уснули!.

Роль интонационного разграничителя выполняет тире, поставленное после местоимения-подлежащего, даже в тех случаях, когда форма сказуемого не предполагает возможности постановки этого знака: Я - устал: пойду к себе; А я - ничего не хочу, я - отчаянный человек; Только ты - никому ни словечка.

Тире между подлежащим и сказуемым вообще очень характерно для горьковского текста, причем это тире имеется обычно и в тех случаях, когда оно не рекомендуется правилами: Все ваши слова - надоели; Красивые - всегда смелы; Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери!; Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно.











































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал