7


  • Учителю
  • Урок литературы и МХК Особенности театра и драматургии Древней Греции: темы, сюжеты, образы.

Урок литературы и МХК Особенности театра и драматургии Древней Греции: темы, сюжеты, образы.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ





Тема: Особенности театра и драматургии Древней Греции: темы, сюжеты, образы.

Цели:

Обучающая:

1.Дать учащимся представление о театре Древней Греции как государственном институте.

2. Познакомить учащихся с драматургами Древней Греции: Софоклом, Эврипидом, Аристофаном; рассказать о проблемах, которые пытались решать эти драматурги в своих трагедиях и комедиях ( «Антигона», «Медея», «Лисистрата»).

3. Обратить внимание учащихся на то, что сюжеты древнегреческих мифов и трагедий используются авторами более поздних эпох при создании музыкальных и драматических постановок.

Развивающая:

  1. Развить у детей навыки выразительного чтения, чувство художественного вкуса, обогатить их знания новым материалом.

Воспитательная

1. Привить интерес к творчеству древнегреческих драматургов, любовь к театру.



Форма урока: лекция с элементами беседы и демонстрацией презентации и инсценированных диалогов.

Оборудование: Ноутбук, проектор, видеозапись с художественным фильмом « Аргонавты», « Лисистрата»; диски с записью произведений, написанных на сюжеты древнегреческих трагедий, наглядные пособия, маски.

Ход урока:

1 Мобилизующий момент.

Учитель формулирует тему урока, настраивая учащихся на творческую работу. Предыдущим уроком был урок, посвященный архитектуре Древней Греции, поэтому целесообразным будет задать следующие вопросы:

1. Пожалуйста, напомните, что позволяло древним грекам строить удивительно красивые храмы?

( система ордеров)

2. Какие виды ордеров вы знаете?

(Дорический, ионический, коринфский)

3. Что же такое ордер?

(Система построения зданий, соотнесенность несущих и несомых частей)

4. В чем особенность каждого из этих ордеров?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель формулирует учащимся цели урока:

1. В общих чертах познакомиться с древнегреческим театром;

2. Узнать о его строении;

3. Поговорить о двух направлениях в драматургии (трагедия, комедия)

4. Познакомиться с жизнью и творчеством драматургов.

5. Поговорить о темах и сюжетах произведений.



Слово учителя:

Итак, каким же он был театр Древней Греции? Само слово «театр» переводится с греческого как «место для зрелищ».

В Афинах ежегодно в период праздника Великих Дионисий проводились такие зрелища. Это было в марте, а позже в январе, в период Леней. Порядок показа определялся по жребию. Выбором постановок занимались городские власти. Именно они предлагали поэту актеров и Хорага - человека, оплачивавшего постановку. Постановщиком был сам поэт. Самый знаменитый театр в Афинах - театр Диониса. Первоначально он был деревянным, а в 4 веке до н.э. был отстроен из камня. Театр состоял из ОРХЕСТРЫ - круглой площадки для выступления танцора, актеров и хора; ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА, ЗДАНИЯ СКЕНЫ.

Словарная работа:

Слайд 1

Орхестра - располагалась в центре театра. В середине орхестры был установлен алтарь Диониса. 2/3 орхестры были окружены зрительным залом. Зал делился на клинья. Первые ряды предназначались самым влиятельным и уважаемым лицам. Театр Диониса вмещал до 17 тысяч зрителей. Зрительный зал отделялся от орхестры небольшим рвом с водой, скорее всего, с целью защиты актеров. На противоположной зрительному залу стороне, за орхестрой, располагалась скена.

Слайд 2

Скена - сценическая постройка с комнатами для переодевания актеров и хранения реквизита. Перед сценой, в проскении выступали актеры. Хор в театре выступал на орхестре.

- Что же особенного в древнегреческом театре?

(Учащиеся вспоминают материал, полученный ими на уроках МХК)

(не было занавеса; костюмы актеров соответствовали характеру постановки: для трагедий - длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, высокие прически, высокие сапоги на толстой кожаной подошве - котурны, маски, передающие характер героя; для комедий - короткие костюмы, накладные животы, горбы и маски).

Театр Древней Греции отличался большим натурализмом (большинство предметов в декорациях было настоящим). Антрактов не было. Могло меняться время и место действия.

Учитель:

Исходя из возможностей театра, драматурги писали свои произведения. Сегодня нам предстоит поговорить о трагедии и комедии.

- Как же появилась и развивалась трагедия?

Сообщение ученика с презентацией.

В трагедии принимали участие актер и хор. Актер делал сообщение хору , обменивался с ним репликами . Хор никогда не покидал орхестры - места действия. А вот актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за сценой действии. Самого действия как такового не было. Актер мог менять свой облик, исполняя в разные свои приходы разные роли. Актер не пел в отличие от хора . Сюжеты первых трагедий брались из мифов. Позже, с развитием греческого общества , государства эти мифы стали переосмысляться . И теперь людей уже интересовали не просто подвиги доблесть , а человеческие страсти и страдания. Но страсти по-прежнему не происходят на глазах у зрителя , о них сообщается через актера , и хор реагирует на эти сообщения песней.

Само слово «трагедия» в дословном переводе означает «козлиную песнь». Такое название она получила, видимо, потому, что свита бога Диониса представлялась козлообразной. Постепенно трагедия становится серьезной , т.к. в ней теперь ставятся вопросы человеческого поведения . Позже роль хора уменьшается, возрастает роль актера, постепенно увеличивается число актеров.

Слово учителя:

Теперь, уже зная, что представляла собой трагедия, зная, что вопросами, которые её интересовали, были вопросы человеческого поведения , нравственности человека, его представления о чувстве и долге и их соотношении, можно говорить о Софокле и Эврипиде. Они творили в V веке. В этом же веке писал и Эсхил . Их произведения были своеобразны . Есть старинная легенда об этих драматургах. 480 год - год Саламинской битвы. Все эти авторы так или иначе связаны с ней . 45-летний Эсхил принимает личное участие в битве с персами за морское могущество Афин. Софокл празднует эту победу в хоре мальчиков на торжестве, а Эврипид только рождается в этом славном году. Давай те же обратимся к Софоклу, самому известному греческому автору.

Сообщение ученика с презентацией

Одной из самых известных трагедий Софокла становится «Антигона» Посмотрим небольшой отрывок из этой трагедии «Спор Антигоны с Исменой)

Инсценировка учащихся

Слово учителя:

- Как вы считаете, удалось ли девочкам передать образы Антигоны и Исмены?

- Какой прием использует автор, чтобы раскрыть характер этих героинь?

-Каким законам старается противопоставить Софокл законы царя Креонта?



Слово учителя:

А вот еще один драматург - Эврипид.

Сообщение ученика с презентацией



Девочки подготовили нам отрывок из трагедии «Медея».

(Комментарий к «Медее»).

Инсценировка.

- Итак, как вы считаете, что толкает Медею на убийство?

- Удалось нам передать образ этой героини?

- Скажите, привлекателен ли этот образ?

- Как вы думаете, что заставило Эврипида обратиться к проблемам женщин?

Слово учителя:

Термин «комедия» обозначает песню комоса, т.е. «ватаги гуляк». Этот комос занимается тем, что что-либо прославляет или обвиняет какого-либо гражданина. Официальное признание комедии происходит значительно позже, чем трагедии. Обрядность празднеств Диониса отразилось в сюжетах - чаще всего разыгрывается победа лета над зимой, нового года над старым, мира над войной. Момент «состязания» обязателен. Типичное строение любой древней комедии было следующим: сначала ставится проблема, затем излагается фантастический проект героя, затем даются оценки с показом благого действия этого проекта, затем шествие комоса на пиршество. Действие комедии построено на принципе карнавальной обрядности - переворачивание общественных отношений.

Большое развитие получила комедия в творчестве Аристофана. Его комедии полны политической сатиры. Его творчество приходится на период Пелопонесской войны, против которой возмущено крестьянство. Сюжеты его комедий связаны с темой прекращения войны. Из сорока известных комедий сохранилось 11.

В 411 году он пишет «Лисистрату». В ней рассказывается о выступлении женщин двух противоборствующих сторон с целью принудить мужей заключить мир.

Лисистрата - (греч.) - уничтожающая походы.

</ Посмотрите отрывок из « Комедии о Лисистрате». Обратите внимание на присутствие масок, на театр, на ступеньках которого происходит действие, на строение комедии: сначала - проблема, затем - фантастический план. (Просмотр отрывка).

Обсуждение отрывка учащимися.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал