7


  • Учителю
  • Загадки и коды 'Набережной неисцелимых' И. Бродского - венецианской поэзии в прозе.

Загадки и коды 'Набережной неисцелимых' И. Бродского - венецианской поэзии в прозе.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Пример целостного анализа 28 эссе «Набережной неисцелимых» И.А.Бродского.Учитель гимназии №1 им.А.С.Пушкина Ройко О.В.В конечном счете, именно предмет и делает бесконечность частной.И.БродскийНа современном этапе преподавания литературы в старших классах особое внимание
предварительный просмотр материала

Пример целостного анализа 28 эссе «Набережной неисцелимых» И.А.Бродского.

Учитель гимназии №1 им.А.С.Пушкина Ройко О.В.

В конечном счете, именно предмет

и делает бесконечность частной.

И.Бродский


На современном этапе преподавания литературы в старших классах особое внимание уделяется целостному анализу художественного текста, формированию мотивации учащихся к вдумчивому и осознанному чтению произведения; обучению восприятия текста как знаковой системы, системы образов, способов их создания; воспитанию читателя, умеющего чувствовать эстетику текста.

Анализ лучших образцов малой прозаической формы, например одного из автобиографических эссе И.А.Бродского «Набережная неисцелимых», поможет сформировать у учащихся определенные навыки анализа текста в единстве содержания и формы, умение видеть максимально точные художественные детали-символы, мотивы-образы, проникать в тонкую структуру авторского видения мира, определять составляющие системы изобразительно-выразительных средств.

В подобной работе очень важно выделить несколько этапов:

  1. Внимательное почтение произведения с определенными пометами.

  2. Рабочие записи, которые можно оформить, например, в виде таблицы.

  3. Составление плана анализа (его доминанты: особенности композиции, тема, идея произведения, особенности хронотопа, символики, автобиографического, культурологического, эмотивного подтекста, системы художественных средств, раскрывающих тему; особенности мировосприятия героя-рассказчика и другие).

  4. Целостный анализ текста.

Очень важно при анализе текста увлечься не только формальной стороной, но и сохранить его целостность, расшифровав авторскую идею, не нарушив гармонии стиля.

Итак, обратимся, к тексту 28 эссе.

«На закате все города прекрасны, но некоторые прекраснее. Рельефы становятся мягче, колонны круглее, капители кудрявее, карнизы четче, шпили тверже, ниши глубже, одежды апостолов складчатей, ангелы невесомей. На улицах темнеет, но еще не кончился день для набережных и того гигантского жидкого зеркала, где моторки, катера, гондолы, шлюпки и барки, как раскиданная старая обувь, ревностно топчут барочные и готические фасады, не щадя ни твоего лица, ни мимолетного облака. "Изобрази",- шепчет зимний свет, налетев на кирпичную стену больницы или вернувшись в родной рай фронтона Сан-Закариа после долгого космического перелета. И ты чувствуешь усталость этого света, отдыхающего в мраморных раковинах Закариа час-другой, пока земля подставляет светилу другую щеку. Таков зимний свет в чистом виде.

Ни тепла, ни энергии он не несет, растеряв их где-то во вселенной или в соседних тучах. Единственное желание его частиц -- достичь предмета, большого ли, малого, и сделать его видимым. Это частный свет, свет Джорджоне или Беллини, а не Тьеполо или Тинторетто. И город нежится в нем, наслаждаясь его касаниями, лаской бесконечности, откуда он явился. В конечном счете, именно предмет и делает бесконечность частной».

Рабочие записи можно оформить в виде таблицы


Топонимы

Сан-Закариа (Церковь Сан-Заккариа или Сан-Дзаккария - католическая церковь в , в районе ).

Культурологический подтекст

Это частный свет, свет Джорджоне или Беллини, а не Тьеполо или Тинторетто; барочные и готические фасады.

Джорджоне - Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (/-) - итальянский художник, представитель ; один из величайших мастеров .

Беллини - Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Белли́ни (- ) - композитор. Подобным образом можно прокомментировать все имена собственные, встречающиеся в эссе.

Примеры художественных средств:

- прилагательные в форме сравнительной степени в роли эпитетов;

- перифраз;


- сравнение;

- олицетворение;


- метафора; контекстные антонимы

На закате все города прекрасны, но некоторые прекраснее. Рельефы становятся мягче, колонны круглее, капители кудрявее, карнизы четче, шпили тверже, ниши глубже, одежды апостолов складчатей, ангелы невесомей.

того гигантского

жидкого зеркала

моторки, катера, гондолы, шлюпки и барки, как раскиданная старая обувь, ревностно топчут барочные и готические фасады;

Изобрази",- шепчет зимний свет, налетев на кирпичную стену больницы…

растеряв их где-то во вселенной или в соседних тучах.

Идея, «дидактическая формула»

В конечном счете, именно предмет и делает бесконечность частной.

Особенности мировосприятия героя-рассказчика

Созерцатель, наблюдатель, эстет, тонко чувствующий красоту окружающего мира, подмечающий его детали.

Особенности хронотопа


Мотивы-образы


Пространство города, переходящее во вселенную; предвечернее время заката, освещающего детали мира зимней Венеции.


свет, мимолетность, ускользающая красота, космичность происходящего.

Один из вариантов анализа может выглядеть таким образом:


В эссе-миниатюре выделяются несколько уровней восприятия: философский, топонимический, культурологический, эмотивный, ассоциативный.

С одной стороны, это пейзажная зарисовка: лучи закатного солнца освещают зимнюю Венецию, с другой - это философские размышления об уходящей, погружающейся в темноту красоте, которой коснулся зимний холодный свет «без тепла и энергии». Избранность, уникальность этого момента запечатлена в первой фразе эссе: «На закате все города прекрасны, но некоторые прекраснее». Употребление Бродским прилагательных в сравнительной степени (1 прилагательное в первом и 8 во втором предложениях: прекраснее, мягче, круглее, кудрявее четче, тверже глубже, складчатей, невесомей) усиливает эту мысль. Объемной, рельефной представляется архитектура Венеции, все зримо, осязаемо, хотя названа только Церковь Сан-Заккариа (или Сан-Дзаккария) - католическая церковь в , в районе , но имена собственные - художников, композитора (Джорджоне, Беллини, Тьеполо, Тинторетто) создают ощущение реальности видимых произведений искусства.

Мотив-образ мягкого «частного» света, скользящего по барочным и готическим фасадам, перелетающего с одной детали на другую: кирпичной стены больницы, набережной, - становится сквозным, доминирующим.

Интересен образ героя-рассказчика, передающего свои впечатления и ощущения от увиденного. Он философ, созерцатель, наблюдатель, тонко подмечающий все детали окружающего мира, мира Венеции: усталость света, гуляющего по венецианскому «раю», единственным желанием которого становится достижение «предмета, большого ли, малого…, попытка сделать его видимым. Эмоциональный фон эссе лиричен, психологически тонок, он передает движение лирического чувства эстета, знатока прекрасного, умеющего ценить ускользающую (пусть только до следующего утра) красоту.

Бродский представляет статичное пространство города, становящееся динамичным, переходящим во вселенную; он описывает предвечернее время заката, освещающего детали мира зимней Венеции, не обозначая его в контексте конкретной датой.

В зарисовку-эскиз, рождающую ассоциации с работами Тинторетто, Джорджоне, Бродский включает стилистически выверенные изобразительно-выразительные средства, позволяющие увидеть незабываемую картину ярко, точно, образно: перифраз (того гигантского жидкого зеркала); сравнение (моторки, катера, гондолы, шлюпки и барки, как раскиданная старая обувь, ревностно топчут барочные и готические фасады); олицетворение (Изобрази",- шепчет зимний свет, налетев на кирпичную стену больницы); контекстные антонимы (растеряв их где-то во вселенной или в соседних тучах) и другие.

Основные мотивы-образы: свет, мимолетность, ускользающая красота, космичность происходящего - позволяют создать ощущение гармонии, взаимопроникновения окружающего мира и человека, умеющего видеть, чувствовать. Завершают эссе фраза-идея «И город нежится в нем, наслаждаясь его касаниями, лаской бесконечности, откуда он явился» и некая «дидактическая формула» Бродского-философа: «В конечном счете, именно предмет и делает бесконечность частной».




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал