7


  • Учителю
  • Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.

Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Русская словесность. 8 класс.

Тема: Система образов и принципы создания характеров. Основная проблематика комедии. Художественное своеобразие комедии: черты классицизма и отступление от него.

Цели:

  • Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.

  • Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию

  • Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии "Недоросль", рабочие тетради по литературе,

Оформление доски: портрет писателя, тема урока, проблемы, конфликты комедии.

Ход урока

Эта комедия - бесподобное зеркало.

Фонвизин взял героев «Недоросля»

прямо из житейского омута … ,

да так и поставил их на сцену

со всей неурядицей их отношений,

со всем беспорядком их

неприбранных инстинктов и интересов.

В.О. Ключевский

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль",

А целью - разрешение проблемы "Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению".

3. Эвристическая беседа перед обращением к анализу текста, сообщение заранее подготовленного ученика, учителя.

-Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? Низким.

- Почему? Низкие герои, живая жизнь ("низкая"), будничные, низкие страсти.

В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века , было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.

- Почему? Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно- политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.

- Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?

Сообщение подготовленного ученика о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.

Сообщение учащегося:

Фонвизин знал об этих злоупотреблениях и выразил свои политические взгляды в " Рассуждениях о непременных государственных законах". Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями .

- В чем были убеждены просветители, во что верили?

Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма- литературного направления.

- Каков идеал человека для классицистов?

Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.

Эти идеалы просветительства легли в основу комедии.

АУрок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль. ,значит, какие проблемы затрагивает Фонвизин в своей комедии?

ПУрок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.роблемы в комедии «Недоросль»

Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.



проблема власти проблема воспитания

проблема крепостного права

(каким должен быть дворянин-

и отвечает ли русское

дворянство своему назначению?)

4. Анализ комедии.

Итак, перед нами комедия (жанр).

- Докажите это. Каковы задачи комедии?

1. Нравоописательная- описание нравов жизни своего времени.

2. Показ идеала жизни и отклонение от него, и это смешно, но и грустно, поэтому сатира и юмор слиты здесь воедино.

3. Конфликт здесь разрешимый. Все это мы видим в комедии "Недоросль".

Но это классицистская комедия, а у классицистов каждый жанр подчинятся определенным правилам.

- Какие признаки классицизма мы видим в комедии Фонвизина?

1. Соблюдение единства времени и места действия.

2. Деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных.

3. Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.

1. Соблюдение единства времени и места действия.

2. Деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных.

3. Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.





- От каких канонов классицизма отходит писатель, а каким следует?

Нарушение и следование канонам классицизма в комедии «Недоросль»

Единство тона (в трагедии ничего смешного, в комедии ничего печального)

Комедия (смешение жанров сатира и юмор)

Единство действия (сюжет развивается строго последовательно, без отступления, не запутанный (любовный треугольник))

Сюжет многоуровневый, многоструктурный. Любовный конфликт (на фоне злоключений Софьи разыгрывается общественно-политический конфликт между крепостниками и просвещёнными дворянами)

Единство места

+

Единство времени

+

Воспитательная функция литературы

Не одного лентяя устрашила перспектива стать похожим на Митрофана





Итак, сюжет получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:

1. Учителя, Тришка

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о Вральмане (д.3,явл.3; д.5 явл.6), о Цифиркине (д.2 явл.5; д.5 явл.6), о Кутейкине (д.2 явл.5, д.5 явл.6), о Тришке.

- Какова их роль?

Мы узнаем, кто воспитывает, кто и чему учит дворянских детей. Они придают комедии общественное звучание, дают высветить проблему воспитания, образования, просвещения дворян.

- Смеется автор над ними?

Да! Но он изобличает их, презирает, негодует, еще и сатирически показывая их.

2. Связанные с учителями и Тришкой комические сцены, которые имеют первостепенное значение в пьесе (.1 явл.2,3,4; д.2 явл.4,6; д.4 явл.8).

Комические эпизоды объединяют учителей, Тришку и отрицательных героев, создают бытовой фон, на котором раскрываются характеры отрицательных героев, придают конкретность и живость будничной жизни поместного дворянства. Но уже в этих сценах комическое и трагическое переплетаются, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.

3.Отрицательные герои.

- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

- Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка?

Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: " Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…" Математика для нее - "пустота","дурацкая наука"; география тоже не нужна- "кучер куда надо и так отвезет…". Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как "и без наук люди живут и жили…".

- Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

- Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими они могут и как не должно быть.

- К какому выводу приходит автор? Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.

"Дворянин недостоин быть дворянином!".

Итак, отрицательные герои - дворяне - одна сторона общественно-политического конфликта (здесь).

Разрешение конфликта происходит извне. Таких, как Простакова, воспитать невозможно, их можно лишь наказать, опираясь на закон, лишить власти - так велико в них искажение нравственных основ.

4. Положительные и отрицательные герои.Герои

Положительные

Отрицательные

Правдин

Стародум

Милон

Простакова

Митрофан учителя

это люди просвещенные, образованные, благородные, добродетельные, действующие по закону, по велению сердца и разума.

невежество, невоспитанность, отсутствие нравственных понятий, произвол, безграничная власть над крепостными, безнаказанность, бездушие, злонравие

В.Г. Белинский: "В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…"



- Кто же способен исправить дворян, развращенных крепостным правом, разрешить назревший общественно-политический конфликт?

- Что говорят об этом Стародум, Правдин?

Оба верят в просвещенного монарха, но Правдин еще не понял истинную суть екатерининского царствования, которому Стародум ставит безнадежный диагноз "больного неизлечимо".



Домашнее задание: подобрать материал к сочинению по комедии «Недоросль»: 1) Будни семьи Простаковых, 2) Митрофанушка и его учителя, 3) Проблемы воспитания в комедии «Недоросль».



- Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?

Сообщение учащегося:

Фонвизин знал о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе и выразил свои политические взгляды в " Рассуждениях о непременных государственных законах". Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями .





- В чем были убеждены просветители, во что верили?

Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма- литературного направления.





- Каков идеал человека для классицистов?

Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.

Эти идеалы просветительства легли в основу комедии.













































































ПУрок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.роблемы в комедии «Недоросль»

Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.









ПУрок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.роблемы в комедии «Недоросль»

Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.













ПУрок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.роблемы в комедии «Недоросль»

Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.













ПУрок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.роблемы в комедии «Недоросль»

Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.

































Эта комедия - бесподобное зеркало.

Фонвизин взял героев «Недоросля»

прямо из житейского омута …

да так и поставил их на сцену

со всей неурядицей их отношений,

со всем беспорядком их

неприбранных инстинктов и интересов.

В.О. Ключевский

Каноны классицизма

Нарушение и следование канонам классицизма в комедии «Недоросль»













































Урок по русской литературе на тему Система образов и принципы создания характеров в комедии Д.Фонвизина Недоросль.



Денис Иванович Фонвизин

(1745 - 1792)









В.Г. Белинский:

«В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…»



Литературная викторина. Д. И. Фонвизин

1. Как первоначально писалась фамилия Фонвизин?

2. Какие три языка выучил в гимназии Фонвизин, что помогло ему впоследствии стать переводчиком?

3. Как изменились с фонвизинских времен значения слов "бригадир" и "недоросль"?

4. Что значит имя Митрофан? В чем комизм фамилий-прозвищ его учителей?

5. Почему положительный герой, близкий автору, носит имя Стародум?

6. Простаковы и Скотинины - нарицательные ("говорящие") фами лии, но в то же время естественные для русского языка и общеупотребительные в обиходе. А как зовут положительных героев? У них имена или фамилии?

7. Какова девичья фамилия Простаковой?

8. Какую издевательскую фразу диктует своему ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая?

9. Какие науки преподает Вральман? В качестве кого он служил

прежде?

10. Был ли Митрофан набитым дураком и ленивым увальнем?

11. Чем, по мнению Митрофана, отличается существительное от при­лагательного? Есть ли в его ответе здравый смысл?

12. Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал кры­латым выражением, как и выражение ее сына об учебе. Процити­руйте их.

13. Как оправдывает свою фамилию Скотинин?

14. Какой финальной фразой заканчивается комедия? Кто ее произ­носит?

15. Какую роль в "Недоросле" сыграл сам автор в любительском спек­такле?













Литературная викторина. Д. И. Фонвизин

1. Как первоначально писалась фамилия Фонвизин?

2. Какие три языка выучил в гимназии Фонвизин, что помогло ему впоследствии стать переводчиком?

3. Как изменились с фонвизинских времен значения слов "бригадир" и "недоросль"?

4. Что значит имя Митрофан? В чем комизм фамилий-прозвищ его учителей?

5. Почему положительный герой, близкий автору, носит имя Стародум?

6. Простаковы и Скотинины - нарицательные ("говорящие") фами лии, но в то же время естественные для русского языка и общеупотребительные в обиходе. А как зовут положительных героев? У них имена или фамилии?

7. Какова девичья фамилия Простаковой?

8. Какую издевательскую фразу диктует своему ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая?

9. Какие науки преподает Вральман? В качестве кого он служил

прежде?

10. Был ли Митрофан набитым дураком и ленивым увальнем?

11. Чем, по мнению Митрофана, отличается существительное от при­лагательного? Есть ли в его ответе здравый смысл?

12. Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал кры­латым выражением, как и выражение ее сына об учебе. Процити­руйте их.

13. Как оправдывает свою фамилию Скотинин?

14. Какой финальной фразой заканчивается комедия? Кто ее произ­носит?

15. Какую роль в "Недоросле" сыграл сам автор в любительском спек­такле?





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал