7


  • Учителю
  • Рабочая программа по чтению, ПНШ, 4 класс

Рабочая программа по чтению, ПНШ, 4 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесѐнных с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

 развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

 приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в еѐ рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

 духовно-нравственная - от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

 духовно-эстетическая - от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

 литературоведческая - от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств

выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приѐмы); библиографическая - от формирования умений ориентироваться в книге по еѐ элементам и пользоваться еѐ справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи. «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом. Особенностью работы в 4-ом классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей). Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской. Программа 4-го класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной литературы. Программы 4-го класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать:  начальные умения анализа литературного произведения;  умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему, сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);  первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;  эстетическое переживание ценности художественных произведений.

2. Общая характеристика учебного предмета Программа 4 класса рассчитана на 136 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года - организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах. Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе -сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию. Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений). Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. • Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение. • Миф - это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка - способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка -древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество. • Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер. • Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа. • Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста. • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником. • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах. Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования. • Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом. • Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип. Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников. • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д. • На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка. Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры. Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы. Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение: • проблемы выражения чувств в лирике; • проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка); • проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков). Особенностью работы в 4-ом классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей). Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской. Программа 4-го класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной литературы. Программы 4-го класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям.

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать:

 начальные умения анализа литературного произведения;

 умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему, сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);

 первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;

 эстетическое переживание ценности художественных произведений.


3. Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане


Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 612 часов, в 1кл-4часа в неделю (136 ч в год), во 2 -3 классе -5 часов (170 ч в год), в 4 классе -4 час (по 136 часов в год ) . В 1 классе-33 учебные недели , в 2-4 классах по 34 уч . недели в год


4. Описание ценностных ориентиров содержания курса «Литературное чтение»


Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребѐнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»


В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно - историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи. В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:

-духовно-нравственные;

-духовно-эстетические;

-литературоведческие;

-библиографические.






Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник научится:

 читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

 грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

 определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

 представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

 перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

 характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

 обосновывать своѐ высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

 читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

 ориентироваться в книге по еѐ элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

 составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

 делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определѐнную тему);

 высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

 самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приѐмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.

Выпускник научится:

 представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

 отличать народные произведения от авторских;

 находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приѐмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).


Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

 отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

 отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества - волшебной сказки и былины;

 представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

 обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

 понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

 понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).


Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.


Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получат возможность научиться:

 читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

 обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

 устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.


Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

 ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

 самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

 составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

 пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два - три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

 читать по ролям литературное произведение;

 создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

 реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.


Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получит возможность научиться:

 ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

 определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

 писать отзыв о прочитанной книге;

 работать с тематическим каталогом;

 работать с детской периодикой.

 сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);

 создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

 творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

 создавать иллюстрации по содержанию произведения;

 работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

 создавать собственный текст (повествование-по аналогии, рассуждение - развѐрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).


В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

 свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

 свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать еѐ в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

 разным формам учебной кооперации (работа вдвоѐм, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).


В рамках коммуникации как взаимодействия:

 понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;

 уметь корректно критиковать альтернативную позицию.


В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

 осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.


В области личностных учебных действий

Выпускник получит возможность научится:

 осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

 профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).


6. Содержание курса «Литературное чтение» 4 класс (136 ч)


Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире -17 часов

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.


Былина как эпический жанр (историческое повествование

Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями - торговлей или ратными подвигами - свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).


Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств -17 часов


Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы - к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.


Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека -15 часов

Сказочная повесть. С. Лагерлѐф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).


Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас-15 часов

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.


Пытаемся понять, как на нас воздействует красота- 15 часов

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

2. участие воображения и фантазии в создании произведений;

3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.


Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда- 25 часов

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).


Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество- 20 часов Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.


Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее-12 часов

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

1. умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

2. способности критично относиться к результатам собственного творчества;

3. способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников. КРУГ ЧТЕНИЯ Устное народное творчество Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян. Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора». Пословицы и поговорки: а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля), б) пословицы и поговорки народов мира; с) литературные крылатые выражения. Былины: а) Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей - разбойник»; б) Новгородского цикла: «Садко». Классики русской литературы XVIII - первой половины XX в. В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»; А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»; М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»; Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»; А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»; Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер на Оке»; К. Бальмонт «Трудно фее»*, С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»; В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»; В. Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»; А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»; А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении). Классики русской литературы второй половины XX в.: С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*; В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»; Н. Матвеева «В лощинах снег…»; Д. Самойлов «Красная осень»; В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»; К. Некрасова «Весна»*; М. Яснов «До неба»; Б. Житков «Пудя»; К. Паустовский «Приключения жука-носорога»; Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»; В. Голявкин «Оса»; В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; Л. Петрушевская «Нос»; Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»; Б. Сергуненков «Конь-мотылек». Зарубежная литература Древнегреческий «Гимн Природе»; Авторские волшебные сказки: Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»; Бр. Гримм «Храбрый портной»*; Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*; С. Лагерлѐф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок).

8. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Методические пособия для учащихся:

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 4 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.

3. Малаховская О. В. Литературное чтение. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя

1. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», - М.: Академкнига/Учебник.

2. Авторская программа по литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).








Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

1.

Древние представления о мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры.


1

Коллективная.

Индивидуальная.

Работа в парах.

1 неделя


2.

Персей. Древнегреческое сказание.

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

1 неделя


3

Персей. Древнегреческое сказание.


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

1 неделя


4

Персей. Древнегреческое сказание

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Работа с иллюстрацией

1 неделя


5

Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.


1

Коллективная.

Индивидуальная.

Работа в парах.

2 неделя


6

Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции.

1

Индивидуальная.

Групповая.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

2 неделя


7.

Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» (тотемное растение, тотемное животное).


1

Индивидуальная.

Групповая.

Выборочное чтение и соотнесение текста с иллюстрациями

2 неделя


8.

Особенности ГЕРОЯ волшебной сказки.


1

Коллективная.

Индивидуальная.

Работа в парах.

2 неделя


9.

Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Особенности сюжета


1

Индивидуальная.

Групповая.

Выборочное чтение и соотнесение текста с иллюстрациями

3 неделя


10.

Русская сказка «Сивка-Бурка».


1

Индивидуальная.

Групповая.

Чтение по ролям

3 неделя


11.

Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка».

Характеристика героя


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

3 неделя


12.

Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

3 неделя


13.

Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

4 неделя


14.

Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

4неделя


15

Русская народная сказка «Финист - ясный сокол».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

4 неделя


16

Русская народная сказка «Финист - ясный сокол».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

4 неделя


17

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»,


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

5 неделя


18

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»,

1

Индивидуальная.

Работа в парах

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

5 неделя


19.

«Алтын-сака - золотая бабка». (Башкирская народная сказка.)


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

5 неделя


20.

Итоговый урок по главе 1 «Постигаем законы волшебной сказ-ки»

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

5 неделя


21.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

6 неделя


22

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


1

Индивидуальная.

Групповая.

6 неделя


23

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

Индивидуальная.

Групповая.

чтение по ролям;

6 неделя


24

«Илья Муромец и Святогор»


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

6 неделя


25

«Илья Муромец и Святогор»

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

7 неделя


26.

Былина «Садко».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

7 неделя


27

Былина «Садко».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

7 неделя


28

Былина «Садко».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

7 неделя


29.

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

8 неделя


30.

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

8 неделя


31

Ганс Христиан Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

8 неделя


32

Ганс Христиан Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

8 неделя


33.

Ганс Христиан Андерсен

«Снежная королева


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

9 неделя


34

Ганс Христиан Андерсен

«Снежная королева»


1

Индивидуальная.

Групповая.

9 нед


35

Итоговый урок по главе 2 «Знакомимся с повествованиями осно-ванными на фольклоре»

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

9 нед


36.

Василий Жуковский «Славянка».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

9 нед


37

Василий Жуковский «Славянка».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

10 нед


38

Проверочная работа за 1 четверть

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

10 нед


39

Работа над ошибками. Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень».


1

Индивидуальная.

Групповая.

10 нед


40

Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

10 нед


41.

Василий Жуковский «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

11 нед


42

Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель».


1

Индивидуальная.

Групповая.

11 нед


43

Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

11 нед


44.

Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

11 нед


45.

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

12 нед


46.

Владимир Набоков «Обида».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

12 нед


47

Владимир Набоков «Обида».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Групповая.

12 нед


48

Владимир Набоков «Обида».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

12 нед


49.

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

13 нед


50

Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Групповая.

13 нед


51

Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть!».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

13 нед


52.

Борис Сергуненков «Конь Мотылёк».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

13 нед


53

Джералд Даррелл

«Землянично-розовый дом»


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

14 нед


54

Итоговый урок по главе 3. «Учимся у поэтов и художников»

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

14 нед


55.

Леонид Андреев «Петька на даче».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

14 нед


56.

Леонид Андреев «Петька на даче».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

14 нед


57

Леонид Андреев «Петька на даче».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Групповая.

15 нед


58

Леонид Андреев «Петька на даче».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

15 нед


59.

Антон Чехов «Ванька».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

15 нед


60

Антон Чехов «Ванька».


1

Индивидуальная.

Групповая.

15 нед


61

Антон Чехов «Ванька».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

16 нед


62.

Антон Чехов «Мальчики».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

16 нед


63.

Антон Чехов «Мальчики».

Итоговый урок по главе 4 «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

16 нед


64.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде.


1

Коллективная.

Индивидуальная.


16 нед


65.

Проверочная работа за 2 четверть

1

Индивидуальная.

17 нед


66.

Работа над ошибками. Антоний Погорельский

«Чёрная курица, или Подземные жители»,


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

17 нед


67.

Антоний Погорельский

«Чёрная курица, или Подземные жители»


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

17 нед


68.

Антоний Погорельский

«Чёрная курица, или Подземные жители»,


1

Индивидуальная.

Групповая.

17 нед


69.

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

18 нед


70.

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

18 нед


71.

Людмила Улицкая «Бумажная победа».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

18 нед


72.

Людмила Улицкая «Бумажная победа».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

18 нед


73

Поход в «Музейный дом».

Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом».

Пабло Пикассо «Девочка на шаре».


1

Групповая.

19 нед


74

Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Индивидуальная.

Работа в парах.

Групповая.

19 нед


75.

Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

19 нед


76

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Групповая.

19 нед


77

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!».

1


20 нед


78

Владимир Соколов «О умножение листвы…», Борис Пастернак «Опять весна».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

20 нед


79

Владимир Соколов «О умножение листвы…», Борис Пастернак «Опять весна».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

Групповая.

20 нед


80.

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага …».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

20 нед


81.

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр».

Итоговый урок по главе 5 «Пытаемся понять как воздействует на нас красота»

1

Индивидуальная.

Групповая.

21 нед


82.

Сергей Козлов «Лисичка».


1

Индивидуальная.

Групповая.

21 нед


83.

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

21 нед


84.

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

21 нед


85.

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

22 нед


86.

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

22 нед


87.

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».


1

Групповая.

22 нед


88.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

22 нед


89.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

23 нед


90.

Константин Паустовский «Тёплый хлеб».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

23 нед


91.

Константин Паустовский «Тёплый хлеб».

Итоговый урок по главе 6 «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения»

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

23 нед


92

Валентин Серов «Портрет Елизаветы Корзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской».

1

Групповая.

23 нед


93

Иоганн Себастьян Бах «Шутка».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

24 нед


94

Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».

Поход в «Музейный дом».

1

Коллективная.

Индивидуальная.

Работа в парах.


24 нед


95

Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».

Поход в «Музейный дом».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

24 нед


96.


Знакомство с настоящим писателем.

Мария Вайсман «Шмыгимышь».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

24 нед


97.

Мария Вайсман «Шмыгимышь».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

25 нед


98

Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик».


1

Коллективная.

Индивидуальная.

Работа в парах.

25 нед


99

Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузне-чик».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

25 нед


100

Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной…»


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

25 нед


101

Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной…»

1


26 нед


102

Александр Кушнер «Сирень».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

26 нед


103

Проверочная работа за 3 четверть

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

26 нед


104.

Работа над ошибками.Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

26 нед


105.

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

27 нед


106.

Фёдор Тютчев «Как весел грохот…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

27 нед


107

Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

27 нед


108

Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

27 нед


109

Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

28 нед


110

Михаил Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зелёный вал…».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

28 нед


111.

Самуил Маршак «Как поработала зима…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

28 нед


112.

Самуил Маршак «Как поработала зима…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

28 нед


113

Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

29 нед


114

Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода…», «Зима! Крестьянин, торжествуя…».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

29 нед


115.

Алексей Пантелеев «Главный инженер».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

29 нед


116.

Алексей Пантелеев «Главный инженер».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

29 нед


117.

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

30 нед


118

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

30 нед


119

Итоговая контрольная работа по чтению.

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

30 нед


120.

Работа над ошибками. Анна Ахматова «Памяти друга».


1

Групповая.

Работа в парах.

30 нед


121

Анна Ахматова «Памяти друга».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

31 нед


122.

Анна Ахматова «Памяти друга».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

31 нед


123.

Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

31 нед


124.

Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

31 нед


125.

Николай Рыленков «К Родине», Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

32 нед


126

Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится…».

1

Индивидуальная.

Работа в парах.

32 нед


127

Проверка техники чтения

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

32 нед


128

«Гимн Природе», Государственный гимн Российской Федерации.


1

Индивидуальная.

Групповая.

32 нед


129

Итоговый урок по Главе 8 «Убеждаемся что без прошлого у лю-дей нет будущего…»

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

33 нед


130.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», Александр Пушкин «Везувий зев открыл…».


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

33 нед


131.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту»


1

Индивидуальная.

Работа в парах.

33 нед


132

Александр Пушкин «Везувий зев открыл…».

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

33 нед


133.

Путешествие в Казань. В мастерской художника.


1

Индивидуальная.

Коллективная.

Работа в парах.

34 нед


134

Путешествие в Казань. В мастерской художника.

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

34 нед


135.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада.


1

Коллективная.

Индивидуальная.

34 нед


136

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада.

1

Чтение по цепочке и ответы на вопросы

34 нед






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал