7


  • Учителю
  • Урок литературы в 5 классе по творчеству А. С. Пушкина 'Лукоморье' 5 класс

Урок литературы в 5 классе по творчеству А. С. Пушкина 'Лукоморье' 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Цели урока:

А) продолжить знакомство с произведениями А.С. Пушкина;

Б) помочь детям увидеть поэтическую картину, созданную пером Пушкина,

его многогранность и глубину;

В) раскрыть сущность сказочных образов с помощью элементов

поэтического стиля Пушкина;

Г) закрепить умение анализировать и оценивать поэтический текст;

Д) способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;

Е) углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы

«Русские народные и литературные сказки»;

Ж) развивать нравственные и гуманные качества учащихся;

З) привить учащимся любовь к русскому фольклору;

И) развивать у учащихся умение отстаивать свою точку зрения, уважение к

мнению своих одноклассников;

К) приобщить учащихся к первичным навыкам исследовательской работы.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Иллюстрации сказок А. С. Пушкина;

Стенд «Детские годы Пушкина»;

Стенд «Лицейские годы Пушкина»;

Стенд «Иллюстрации «Лукоморья» разными художниками»;

Кинематографический материал.


Звучит музыка . Песня о сказках.

Вступительное слово о детстве А. С. Пушкина и роли сказки в его жизни.

-Что вы знаете о жизни Александра Сергеевича Пушкина?

Подготовленные учащиеся рассказывают о жизни А. С. Пушкина в семье и в Лицее.

-Какие произведения великого поэта вы читали?

(Дети в основном называют сказки)

Учитель

Сказка всегда привлекает нас фантастикой, чудесами, необычным содержанием, интересными героями, с которыми происходят удивительные приключения и загадочные превращения. Человек взрослеет, но и тогда не угасает его любовь к сказкам, однако теперь привлекательны не только сюжет, сколько народная мудрость, сочный поэтический язык, национальное своеобразие.

Как и мы все, с детства полюбил народные сказки А. С. Пушкин.

Приохотили к ним будущего поэта бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которую он любовно называл мамушкой.

Ах, умолчу ль о мамушке моей,- вспоминает Пушкин.-

…Не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло

И слушаю о чудесах, о подвигах Бовы.

В другом стихотворении он признается, что именно няня привила ему любовь к русской народной поэзии:

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пастушья дудочка - свирель - становится в его творчестве символом поэтического вдохновения.

Поэт не только слушал рассказы бабушки и няни, но, будучи еще совсем мальчиком, частенько забирался в отцовский кабинет и читал книгу за книгой.

А уже когда он стал известным поэтом, ему пришлось два года прожить в ссылке в сельце Михайловском, вместе со соей старой няней, которая скрасила ему одиночество любовью и чудесными рассказами.

(Подготовленный ученик читает стихотворение «Няне»)

Об Арине Родионовне Пушкин Написал стихотворение «Свет Иван, как пить мы станем…», где прозвучало его восхищение няниным талантом сказительницы:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны щутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины,

Православной старины!..

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал, да сидел.

Кто придумал их так ладно?

В долгие зимние вечера Александр Сергеевич приходил в маленький домик Арины Родионовны, забирался на лежанку и слушал затейливые нянины сказки.

С ее слов записал он семь сказок:

  • «Некоторый царь задумал жениться»,

  • «Поп поехал искать работника»,

  • «Некоторый царь ехал на войну»,

  • «Царь Кащей Бессмертный»,

  • «Слепой царь не веровал своей жене»,

  • «О святках молодые люди играют игрища»,

  • «Царевна заблудилася в лесу».

- Угадайте, какие из них превратились в литературные сказки и как они были названы?

(Ребята называют соответственно «Сказку о царе Салтане», «Сказку о попе и его работнике Балде», «Сказку о золотом петушке», «Сказку о мертвой царевне»).

- А теперь послушайте одну из записей Пушкина, сделанных со слов няни: «Что за чудо, говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет».

-В каком произведении мы можем узнать нянину сказку?

Даже мало кто из друзей Пушкина тогда знал, как самозабвенно он работал над этой поэмой. В ней он соединил и воспоминания о бабушкиных и маминых сказках, и впечатления от прочитанных французских и итальянских волшебных поэм и романов, и образы собственной фантазии - и вышла прелестная, живая, занимательная, остроумная поэтическая сказка.. Он прочел ее вслух Жуковскому. Тот слушал, как всегда, внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взял свой портрет, рисованный Кипренским, и написал на нем: «Победителю - ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820, марта, 26, великая пятница».

Вслушаемся в звучание вступления к этой поэме и почувствуем, как замечателен талант поэта, который сумел превратить скупую запись в великолепную поэтическую картинку.

Чтение стихотворения вслух учителем.

- Куда переносит нас стихотворение?

(К сказочному лукоморью)

- А где же это лукоморье?

Подскажет нам ответ само слово, которое состоит из двух слов?

Каких?

- (Лук (оружие) и море ).Попробуем соединить эти два понятия. Что выйдет?

( Море, напоминающее лук, а точнее, та часть морского берега, которая похожа на изгиб лука. С давних времен такие места считались особенными, необычными, чудодейсвенными.)

- Опишите, каким вам представляется лукоморье.

( Это очень красивое место. Море безбрежно, необъятно, но, стоя на одном конце «лука», ты видишь и другой, будто оказываешься замкнутым в чудесное волшебное пространство среди воды, неба и земли. Плещут лазурные волны, синеет небо над головой, а на золотистом песке раскинул свои ветви могучий зеленый дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, по которой неустанно ходит сказочный кот - и льется над морем его удивительная песнь, звучит прекрасная нескончаемая сказка).

- Представим, что мы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что минуту назад описывали.

Какое чувство мы бы испытали?

( Наверно, прежде всего удивление, ощущение приятной неожиданности, волшебного сна, радость встречи со сказкой, с чем-то необыкновенным и чудесным и желание, чтобы это чудо не исчезало мгновенно, чтобы подольше оставалось с нами).

- С каких слов стихотворения чудо стремительно входит в наше сознание и овладевает воображением?

(Наверно, со слов «Там чудеса…», когда перед мысленным взором возникают один за другим сказочные герои и видения).

- Как нужно прочесть эти слова, чтобы мы погрузились в мир чудесного?

(Таинственно, не торопясь, давая слушателю возможность настроиться на что-то необыкновенное, таинственное, невиданное).

- О каких чудесах и сказочных героях рассказывает нам поэт?

(Мы встречаем здесь сказочных лесных жителей: лешего, русалку, Бабу Ягу, из морской пучины выходят «тридцать витязей прекрасных» во главе с дядькой Черномором. Царевна, королевич, колдун, царь Кащей - все собрались у подножия кудрявого зеленого дуба, всех собрал здесь «кот ученый»… На наших глазах происходят необыкновенные вещи: «бурый волк» служит царевне, в облаках летят колдун с богатырем, выглядывает из зелени ветвей русалка, бредет по лесу леший.

- О каких чудесах, необыкновенных героях вы знаете из народных сказок?

(В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк - в златогривого коня и в царевну, лента - в реку, гребень - в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка - в уточку. Появляется персонаж, которого нет: сват Наум или руки, которые выполняют нужные работы. Баба Яга со своей избушкой и летающей ступой - это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдце с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)

- Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном?

(С этими героями чаще всего связываются беды, лишения, опасности и даже смерть. Они способны зачаровать других, отнять у них память, друзей, братьев, сестер, невест и женихов, отправить в рискованные путешествия, где можно погибнуть)

- Какие силы олицетворяют эти герои в сказках?

(Обычно это силы зла)

- А кто противостоит им в стихотворении?

(Это королевич, прекрасные витязи, царевна, «бурый волк»)

- Какие события могут быть связаны с этими героями?

(Эти герои могут спасать друг друга, помогать людям, защищать мир от Зла, совершать долгие странствия в поисках счастья).

- У лукоморья «лес и дол видений полны».

Что же там можно увидеть? Страшно это или просто интересно?

(«Там на неведомых дорожках/ Следы невиданных зверей», по ним бродит леший, пробегает бурый волк, который «верно служит» царевне, заточенной в темницу. В чаще леса прячется избушка на курьих ножках, а где-то в мрачном дворце «царь Кащей над златом чахнет». На рассвете «на брег песчаный и пустой» волны выносят «тридцать витязей прекрасных», которые обходят дозором лукоморье. Богатырь сражается с могущественным колдуном и поднимается вместе с ним в облака, королевич берет в плен «грозного царя» и спешит освободить прекрасную царевну…).

- Конечно, страшновато бывает увидеть коварного Кащея, Бабу Ягу, готовую посадить вас в печку, лешего, который то пнем прикинется, то зверем, но мы наблюдать за ними скорее интересно, чем страшно.

- Как вы думаете, почему описание сказочного лукоморья поэт завершает словами: «Там русский дух… Там Русью пахнет!»?

(Да ведь у лукоморья собрались все персонажи русских народных сказок: Баба Яга, Кащей, леший, богатыри, витязи, царевна, «бурый волк» и другие. Место действия чисто русское: «лес и дол», берег моря. И даже дерево любимое русское - дуб, в дупле которого нередко спрятана Кащеева смерть, в ветвях скрывается страшный Соловей -разбойник или коварная русалка…А кот ученый напоминает сказочного кота Баюна, знающего бесчисленное множество сказок.

И там я был, и мед я пил:

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил,- рассказывает поэт.

_ Что же за мед вкусил поэт под «дубом зеленым»? Обычный ли это мед или какой-то особенный? Кто угостил его этим медом?

(Наверно, это не простой мед, а поэтический - мед народной поэзии, который обогащает любого слушателя, дарит ему радость чуда и общения со своим народом, с его культурой и традициями. А угостил поэта, очевидно, сам «кот ученый», одаривший его у моря -лукоморья прекрасными сказками…

Поэт же в свою очередь поведал их нам и заворожил красивыми стихами.

- Как нужно читать эти стихи, чтобы слушатели все это увидели, почувствовали, замерли от восхищения, пленились красотой русских сказок?

(Надо превратиться в сказителя, который любит народные сказки и умеет свою любовь к ним передать слушателям. Он не читает стихи, а сказывает - Напевно, выразительно, будто рисует перед нами живописное сказочное полотно, и мы слышим в его интонациях и таинственность, и восхищение, и обещание чуда.

Попробуем прочитать стихотворение так, чтобы нас заслушались.

- Идет работа над выразительным чтением.

- А сейчас перейдем к анализу книжных иллюстраций.

( Предлагается рассмотреть иллюстрации разных художников к стихотворению: К. и Б. Кулиевых, К. Бокарева, М. Алексеева, И. Билибина, Е. Мещкова, Б. Парилова и В. Дудорова.)

- Какие из этих иллюстраций вам нравятся больше и почему?

- Какие из них больше соответствуют настроению произведения?

- Какая более таинственная? Сказочная? Чудесная?

- Как в иллюстрациях чувствуется близость к народным сказкам?

- Какую из них вы бы предпочли поместить в качестве иллюстрации к

произведению и почему?

( Детям нравятся все иллюстрации, но особенно работы К. Бокарева и К. и Б. Кукулиевых своей праздностью, яркостью, затейливостью.

Более соответствующей настроению произведения они называют иллюстрацию К. Бокарева. Выполненная на традиционном для Палеха черном фоне, она создает настроение таинственности, а орнамент, обрамляющий ее, напоминает о вышивках, резьбе, узорах на прялках и таким образом связывает сказку Пушкина со всем народным искусством, с русскими традициями и корнями, а также дарит нам ощущение праздника, чем и является прикосновение к чудесной сказке.

Яркость , народность, сказочность почувствовали дети и в иллюстрации палехских художников Б. Парилова и В. Дудорова, помещенных на форзаце учебника.

Как и от иллюстрации Б. Парилова и В. Дудорова, от иллюстрации К. и Б. Кулиевых веет чудесами: на кудрявом зеленом дубе в золотистых рамах, напоминающих очертаниями волшебные яблоки, изображены сказочные картины, которые описывает поэт в своем стихотворении: здесь и царевна с «бурым волком», и царь Кащей, и избушка на курьих ножках, и колдун, несущий богатыря, и королевич, пленяющий «грозного царя». А у подножия дуба кот ученый на золотой цепи, «тридцать витязей прекрасных» и леший. Все содержание стихотворения развернуто перед нами…

Рисунок М. Алексеева тоже нравится пятиклассникам: и кот, совершающий свой сказочный и сказовый путь между солнцем и луной, будто через всю Вселенную…

Учитель.

Работы всех художников выполнены в русском народном духе: это чувствуется и в самих персонажах, в их традиционных костюмах, и в элементах орнамента, используемых иллюстраторами, и даже в палитре, в которой преобладают чистые, яркие краски, напоминающие о сказочных самоцветах.

А теперь представим себе, что художник предложил нам целую серию иллюстраций к пушкинскому стихотворению и нам дана возможность анимировать, то есть оживить, эти рисунки и создать по ним мультипликационный фильм.

Для такой работы мы будем использовать иллюстрации Е. Мешкова.

- Как будут двигаться наши персонажи (кот, ступа с Бабой Ягой, витязи, королевич, колдун, «грозный царь», царевна, волк, леший, русалка, богатырь и т. д.)?

- Каковы будут их пластика, мимика?

- Чтобы быть точными и не ошибаться, обращайте внимание на пушкинские глаголы, которые характеризуют их действия и состояния.

(Леший бродит, русалка сидит, витязи выходят, королевич пленяет, колдун несет богатыря, царевна тужит, волк служит, Кащей чахнет и т. д.).

- Подберите к каждому рисунку строчки из стихотворения.

- А что, кроме выразительного чтения вы добавили бы в звуковое

сопровождение мультфильма?

- А сейчас, опираясь на рисунки и текст стихотворения, давайте вместе создадим живые, пластичные образы героев.

  • КОТ ходит по цепи неспешно, Даже торжественно, иногда вглядываясь в нас, зрителей, иногда закрывая глаза или поворачивая голову в сторону, прислушиваясь к шорохам, мягко ступает лапами по золотой цепи, которая чуть слышно поскрипывает и с каждым шагом кота испускает ослепительное сияние.

  • ЛЕШИЙ прячется за кустами, порой выглядывает из них, шуршит листьями, издает какие-то странные звуки, от которых мы вздрагиваем.

Мы представляем себе косматого сгорбленного старика, покрытого корой, с горящими глазами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог.

  • РУСАЛКА покачивается в ветвях дерева, высматривает прохожих, которых она мечтает заманить в свои сети. Мерцает в свете луны ее зеленый хвост и струятся по груди роскошные волосы.

  • Ступа с БАБОЮ ЯГОЙ постукивает по неведомым дорожкам, старуха бормочет что-то себе под нос, расчищает помелом дорогу и ищет, чем бы поживиться, смотрит, нет ли какого странника в лесу.

  • ЦАРЕВНА сидит у окошка темницы. Время от времени слезинка скатывается по ее щеке, и она вытирает ее кружевным платочком. Рядом с ней «бурый волк», который ластится к девушке, как собака, приносит ей из леса спелую землянику и орехи.

  • ЦАРЬ КАЩЕЙ в мрачном дворце перебирает золотые монеты в мрачных сундуках, они сверкают в огнях свечей. Кащей погружает костлявые руки в золото, берет его и пересыпает из ладони в ладонь, руки у него трясутся от жадности и лицо его горит восторгом и ужасом от того, что это богатство может кто-то похитить.

  • ВИТЯЗИ величаво выходят из моря, появляются один за другим - сначала мы видим шлем, а потом постепенно всего воина, утреннее солнце сверкает на их доспехах и оружии, плещут вокруг них синие волны с белыми гребешками. И вот уже все на виду. Грозным отрядом движутся они вокруг лукоморья и охраняют берег от водяных чудовищ.

  • Гордый КОРОЛЕВИЧ ведет пленного царя, царь склонил голову от стыда, каждый шаг дается ему с трудом.

  • В небесах несется страшный КОЛДУН, которого крепко держит за бороду могучий богатырь. Извивается колдун, а сбросить богатыря не в силах. Свистит ветер над морем, поднимает гривастые волны.

Шелестит могучий дуб, кричат чайки, с шумом накатываются на берег волны, разбиваются мелкими брызгами, сверкают на солнце, и вплетается в этот природный оркестр широкая русская мелодия, на фоне которой и звучит: «У лукоморья дуб зеленый…»

- Посмотрите фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Союзмультфильм, 1950, режиссер М. Цехановский), где звучит вступление к поэме «Руслан и Людмила», и сравнить с тем, что вы придумали.

(Дети оценивают работу режиссера и мультипликаторов уже как «знатоки», замечают удачи и находки создателей фильма и свои недочеты. Им, например, очень нравится, как в мультфильме обыграно небо: движение облаков, восход солнца, свет луны, мерцание звезд. Детям понравилась и листва дуба, сквозь которую возникают чудесные картины, и «видения», будто сотканные из облаков, и музыка Ю. Левитина, сопровождающая стихи).


Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал