- Учителю
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.
Тема: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.
Цели урока:1.Обучающие: Формировать и углублять понятие драматическое произведение. 2.Развивающие: Учить учащихся на основе прочитанного произведения развивать свои творческие замыслы, раскрывать умения в раскрытии характеристик героев.
3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся интерес к драматическим произведениям, истории героев. Тип урока: комбинированный. Методы: беседа, рассказ. Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания. Сообщение подготовленного ученика.
Повторение понятия «комедия классицизма».
Комедия - одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и ремарки); ограничения действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).
В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма - борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.
Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
Сюжет - это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.
II. Беседа по вопросам.
Учитель:
- Какие элементы сюжета вы знаете?
- Какие из них являются главными, какие второстепенными?
- Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
- Возможна ли их перестановка?
- Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения.
II. Анализ списка действующих лиц.
Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:
1. Говорящие фамилии. Фамусов (от лат.Fата - молва/ Репетилов (от франц. гере1ег - повторять/ Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова.
-
Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
-
Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
-
Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский - Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821
внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830-х годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».
Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (т.е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?
IV. Чтение I действия комедии.
Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.
Явление 1-5.
- Чем являются 1-5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)
- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?
- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
- Какие герои и ситуации комичны?
- Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?
Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова - стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи - «мать» - «принять»),
Явление 7.
- Как и каким появляется Чацкий?
- Как встречает его Софья?
- Что раздражает Софью в Чацком?
- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?
- Против чего направлена ирония героя?
После знакомства с явлениями 8-10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.
Домашнее задание:
-
Прочитать II действие.
2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».