7


  • Учителю
  • Уроки развития речи в 5 классе.

Уроки развития речи в 5 классе.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Разработка содержит краткие опорные конспекты, творческие работы по развитию речи мы помещаем в отдельную тетрадь, желательно «общую», накапливая теоретический и практический материал в течение всего учебного года. По такой тетради легко будет проследить рост общеуче
предварительный просмотр материала


Н.П. Мокроусова, учитель

русского языка и литературы,

учитель высшей категории,

учитель - методист,

«Отличник просвещения Украины»

г. Донецк, ОШ №93

Урок 1.

Что такое общение?


Учителю: краткие опорные конспекты, творческие работы по развитию речи мы помещаем в отдельную тетрадь, желательно «общую», накапливая теоретический и практический материал в течение всего учебного года. По такой тетради легко будет проследить рост общеучебных и интеллектуальных навыков ученика, работавшего в системе, заданной учителем. Цель всех уроков развития речи - интенсивное формирование речевой деятельности подростков - вначале преимущественно устной, позже письменной.


  1. ИНТРИГА.

1. Летом многие из нас любят собирать грибы. Попробуем попросить двух грибников рассказать о своих впечатлениях от прогулки в лес. Учитель прочитает два текста.

  1. В лесу грибов много. Ну там сыроежки. Иногда встречаются подберезовики. Больше всего мне попалось маслят. Я их брал. А вот мухоморы портят лес. Такие противные, ядовитые. Набрал я грибов много. Завтра пойду еще.

  2. Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно-красный, испустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая. …Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли - это очень старая сыроежка…

    • Чей рассказ о прогулке в лес за грибами вам понравился больше? Почему?

1-й рассказчик перечисляет разные виды грибов, разделяя их на съедобные и несъедобные. Рассказ как отчет: грибов много, но не все годятся в суп… После такого рассказа и в лес не захочешь пойти.

2-й рассказчик - поэт, владеющий словом. Его даже мухомор заинтересовал своей праздничной, яркой, веселой одеждой! Почему бы действительно не остановиться и не полюбоваться белыми панталончиками, спускающимися из-под шляпки? И о волнушке - подобранной, мокренькой, умненькой - доброе слово сказано! и т.д.

2. У ч и т е л ь. Мы провели сопоставление двух рассказов грибников о прогулке в лес, и, я думаю, вам захотелось научиться описывать свои впечатления так, как это сделал второй рассказчик, замечательный мастер слова Михаил Михайлович Пришвин.

Древние римляне открыли очень интересную науку - риторику. Запишем это красивое слово и толкование к нему: Риторика - это наука о красноречии.

Законам риторики, т.е. красивой, правильной речи, должен учиться всякий человек. Но наше сопоставление двух рассказов убедило нас в том, что второй рассказчик, умеющий красиво описать свои впечатления, владеет и искусством общения. Он не просто гулял в лесу и собирал грибы, он вглядывался в чудо природы, удивлялся, похваливал прекрасный наряд грибов, разговаривал с каждым, как с одушевленным существом, не отвергая ни красавчика, ни обыкновенного…

Сегодня мы и поговорим о законах общения, столь важных для каждого из нас.


П. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

  1. Вдумаемся в слово общение найдем родственные слова с таким же корнем, запишем: общение, общий, общество, сообща (корень -общ-).

  • Что означает этот корень? (Вместе, коллективно или с кем-то.)

  • Общение - это взаимодействие, контакт, цель которого - взаимопонимание.

  1. Послушаем небольшой рассказ Николая Носова и подумаем, какова цель общения двух героев и понимают ли они друг друга.

(Действие происходит в квартире. Слова Барбоса учитель читает важно, напыщенно, горделиво.)

Дворовый пес Бобик попал в гости к домашнему Барбосу.

- А что это у вас за штука на стене висит? Все тик-так да тик-так, а внизу болтается.

- Это часы, ответил Барбос. - Разве ты часов никогда не видел?

- Нет, а для чего они?

Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:

- Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…

- Как ходят? - удивился Бобик - У них ведь ног нету!

- Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

- Ого! Они еще и дерутся? - испугался Бобик.

- Да нет! Как они могут драться?!

- Бить - это звонить: бом-бом!

- А, ну так бы и говорил!...


Б е с е д а.

  • Какова цель общения двух героев? (Цель дворового пса-неуча - узнать от друга о «штуке» на стене, у которой что-то «болтается». Цель образованного пса - важно рассказать о часах, поделиться знаниями.)

  • Понимают ли они друг друга? (Понимание пока не наступило, так как Барбос толком не знал, зачем часы, что болтающаяся часть часов - маятник, что слова ходить и бить многозначны, и их можно понять буквально.

  • Удовлетворил ли вас тон «объясняющего» Барбоса? (Бобик спрашивал робко, застенчиво, а Барбос отвечал важно, значительно, напыщенно.)

  • Что нарушено в общении собеседников? (равенство, простота.)

З а п и с ь.

1-й закон общения - равенство, простота.

3. а) Определите свою з а д а ч у в общении с другом в различных ситуациях. Расскажите о ней (такую задачу называют коммуникативной.) Возможны ли различные задачи в одной ситуации?

Ситуация 1. Вам на день рождения подарили щенка, и вы рассказали об этом в классе.

(Немного хвастались, обильно делились радостью. Заразили друзей интересом к животным. А может быть, хотели вознестись над теми, у кого нет очаровательного щенка?)

Ситуация 2. Вы увидели на улице плачущего малыша. (Ласково успокоили, ободрили или сказали пренебрежительно: «Что нюни распустил?»)

б) Это была маленькая разминка перед показом себя в общении. Конкурс на лучшее исполнение роли. Вызываются два ученика для диалога.

Ситуация 3. Вам приснился сон о летающей корове.

Ситуация 4. Ваш товарищ стал победителем в беге на стометровку.

  • Какие издержки, недочеты в общении друзей вы обнаружили? Нечуткость? Отсутствие такта? Излишнюю хвастливость? Ненатуральность?

З а п и с ь.

2-й закон общения - чуткость, такт, снисходительность к слабостям другого, вежливость, доброта.


Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

Запишем слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: Общаясь, люди создают друг друга.

Что стоит за этими словами? Д.С.Лихачев хочет, чтобы мы поняли на всю долгую жизнь, что, внимательно и уважительно слушая, мы сообщаем уверенность собеседнику, располагаем его к искренности, правдивости, пробуждаем поэтические наклонности, помогаем ему, если почему-то ему трудно говорить.


Домашнее задание: написать в тетради миниатюру: «Как я общался вчера с мамой (или другом)» с небольшой оценкой общения. Объем работы - 1 -1,5 страницы (описание + оценка). Срок сдачи - к следующему уроку развития речи.


Урок № 2.


УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО, ТОЧНО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО.


  1. ИНТРИГА.

Учитель сразу объявляет и записывает тему нового урока.

  • Сколько, по-вашему, будет частей в нашей работе? Обращаем внимание на трехчастность самого названия урока.

  • Что значит «говорить правильно»? (Без шибок, в соответствии с нормами литературного языка.) «Точно»? (Без лишних слов, внимательно подбирая слова.) «Выразительно»? (Образно, нестандартно.)

  • Что можно сказать о человеке, который говорит так:

- «у меня много делов»,

- «сегодня все ходят без польт»,

- «давай вечером прошвырнемся по бульвару»,

- «они все ложат и ложат»?

(«Свободный микрофон» для детей. Учитель подытожит: речь человека - своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.)


П.ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Учимся говорить п р а в и л ь н о.

а) Из школьной жизни. Выпишем ошибки в речи ученика, рядом дадим свой вариант. Учитель читает текст.

Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…

- Где же ты учился, Сережа Елкин?

- Теперя? В этом году?

- Ну, разумеется.

- Теперя в 35-й школе.

- А раньше?

- Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.

В классе сделалось совсем тихо.

  • Какие ошибки в речи Сережи вы обнаружили? Как исправили?

б) У с т н о: найдите ошибку в речи наших современников. Редактирование.

Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей! (Поезжай.)

Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди! (По дощечке.)

Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!» (Ляг, ложись)

Мальчишка: «А дождь все секет и секет»Т (Сечет.)

По мере работы над «перлами» нашей речи сделаем на доске таблицу:

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО

и выпишем ошибки с исправленными вариантами, чтобы наша работа была наглядной.

Вывод: эти ошибки в речи связаны с неумением говорящего правильно образовывать формы слов.

в) Поняла ли мама Люсю?

Школьница Люся, окончив занятия в школе, пришла домой и села за стол решать сложный английский тест ([тэст]). Через некоторое время позвонила мама и спросила дочку: «Что делаешь? - «Вожусь с тестом ([т'эстом])», - был ответ. (Люся неверно произносит слово, смягчая [т], как произносится [т'] в слове тесто. Мама, естественно, не поняла, что делает девочка. Нарушен закон орфоэпии.)

З а п о м н и м: [т']есто, но не [тэ]ст.

г) По правилам орфоэпии - науки о литературном произношении - нужно говорить так (запись в тетради):

Что [што], чтобы [штобы], Кузьминична [куз'м'ин'ишна], Алексеевна [ал'эксеевна] (это стяжение звуков обычно при произношении отчества), одессит, дефект ([д'э]), но депо [дэ].

д) Почему режиссер Брянцев не поверил, что с ним говорит учительница?

Ф о н е т и ч е с к и й п р а к т и к у м.

- Вам звонит учительница…

- Не верю, - прервал Алексей Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок, и снова: «Вам звонит преподавательница…»

И на третий звонок Брянцев отреагировал также: «Не верю».

Запомним, что ударение в словах должно быть правильным (пишем):

Звонишь, звоним, звонит, звонят, не дозвонишься.

е) Поставьте ударение в приведенных словах (произнесшем эти слова все вместе).

Договор, шофер, предложил, петля, партер, магазин, баловать, процент.

  1. Учимся говорить т о ч н о.

Послушайте стихотворение Э. Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь.

Жил-был это, как его, Был еще один чудак

Ну и значит, и того. Это, в общем, значит, так,

Жил, это самое, И его любимый зять.

Со своею мамою. Звали зятя так сказать.

(Слова-пустышки: этот, как его, ну, значит, это самое, так сказать и др.)

Отредактируйте устно ответ ученика:

Я, так сказать, учил, но, ну как это выразить, не выучил.

Нужно сказать точно и ясно: Я учил, но не выучил.

  1. Учимся говорить в ы р а з и т е л ь н о.

а) Героиня романа Ильфа и Петрова купила стулья. Муж удивился покупке. Послушайте их диалог.

Здравствуй, Еленочка, а что это такое? Откуда стулья?

- Хо-хо!

- Нет, в самом деле?

- Кр-расота!

- Да, стулья хорошие.

- Зна-ме-ни-тые!

- Подарил кто-нибудь?

- Ого!

  • Что вам не нравиться в ответах жены? (Речь Елены бедная, состоящая из кратких реплик, необразная.)

б) У двух мальчиков спросили, что они любят, и оба ответили развернуто, точно.

М и ш к а: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего.

Д е н и с к а: Я очень люблю лечь животом на папином колено, опустив руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе… Я люблю слушать, как жук копается в коробочке… Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и пою очень громко…

Люблю читать сказки про Кончиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца.

  • Какое произведение вы узнали в этом отрывке? (Это отрывок из повести Виктора Драгунского «Денискины рассказы».)

  • Чей рассказ вам больше по душе и почему? (Речь Мишки бедная, невыразительная, построенная на перечислении того, что он любит есть. Язык Дениски, напротив, выразительный, образный, живой.)

Запишем два последних предложения.

  • Чем достигается выразительность последнего абзаца? Какие художественные средства создания портрета лани мы можем отметить? (Эпитеты, рисующие ее характер, - умная, озорная, внимание к деталям: веселые глазки и т.д.) Дениска рисует образ любимой лани…

  • В чем, по-вашему, причина бедности речи Мишки?

(Неразвитость воображения, фантазии.)

в) Джанни Родари, детский итальянский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. так может родиться интересное сравнение - «бином фантазии», по выражению Джанни Родари. (Объясним, что слово бином образовано сложением латинского bi - «двое, дважды», и греческого потё - «часть, доля»). Например: что общего между холодильником и головою?

Голова гудит и неисправный холодильник гудит.

Ток бежит в холодильнике и мысли бегут в голове человека.

а ТЕПЕРЬ СОЕДИ7ИМ ХОЛОДЛЬНИК И ГОЛОВУ В ОДНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: Голова гудит, как старый холодильник; В голове мысли бегут, как ток в холодильнике; В голове, как в холодильнике, многое хранится (примеры из кн.: Развитие речи. Школьная риторика. 5 класс/Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., 1996).

г)Можно ли сказать так?

Люблю я майскую грозу в начале мая.

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

Узнаем искаженные поэтом-сатириком стихи Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая» - шедевр русской лирики. Зачем сатирик это сделал? Чтобы отучить нас от тавтологии - употребления однокоренных слов рядом.


Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

Интересен ли был наш урок? Полезен?

Учителю: содержание урока может показаться излишне насыщенным для 45 минут. Урок очень важен для развития речевой культуры детей, поэтому не рекомендуем его сокращать, ибо все действия на уроке имеют практическую направленность. Советуем материалы для практического анализа перепечатать, сделать ксерокопию для каждого ребенка или провести сдвоенный урок.


Домашнее задание: придумать биномы фантазии: окно - зеркало, топор - мысль.

УРОК № 3


УЧИМСЯ ПИСАТЬ И ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

I. Интрига.

Приглашение к разговору.

Просмотрите конспект прошлого урока развития речи. Как мы его назвали. Какие ошибки речи обнаружили?.

напомним примерами:

а) у меня много делов, сегодня все ходят без польт, лягем спать поскорее - это ошибки, связанные с неправильным образованием форм слов;

  1. [ч'то], [Андр'эйэвна], [т'эст], [Ад'эса] - это орфоэпические ошибки, т.е. нарушения правил произношения слов;

  2. ну, значит, это самое, ну как его… забыл - использование в речи слов-пустышек, бедность языка;

  3. осенью идет осенний дождик, автомобилисты гнались на гоночных автомобилях - это повторение однокоренных слов, называемое тавтологией.

    • Какие слова в тексте вы хотели бы заменить? Какую цель вы при этом преследуете?

Учитель читает текст для редактирования, который желательно ксерокопировать или написать на доске.


Однажды у лесных ягод вышел спор. «Я вкуснее всех», - сказала рябина. Калина сказала: «Ты горькая». - «Слаще меня нет», - говорит малина. «Сладка, да червива», - говорит калина. «Я самая душистая», - сказала черемуха…


Дети скажут, что в тексте все время повторяются два слова: сказала и говорит, а ведь в любом спое люди кричат, горячатся, возмущаются. Сказала не передает характера, настроения говорящего…

Придумаем вместе и запишем синонимы, передающие различные оттенки в речи говорящих.

Сказала - возмутилась, воскликнула, прошептала, промолвила, вскрикнула, вознегодовала. Теперь прочитаем отредактированный вариант сказки.


Однажды у лесных ягод вышел спор. «Я вкуснее всех», - промолвила рябина. Калина возразила: «Ты горькая». - «Слаще меня нет», - воскликнула малина. «Сладка, да червива», - съязвила калина. «Я самая душистая», - прошептала черемуха…

  • Как изменился наш отредактированный текст? (Он стал выразительнее, ярче.)


О б ъ я в л е н и е т е м ы у р о к а.


II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Чтобы научиться выразительно писать и говорить, Джанни Родари изобрел упражнение и назвал его «бином фантазии».

Бином, вспомним, обозначает «два». Если мы возьмем два маленьких по смыслу существительных и подумаем, то обнаружим точки соприкосновения, разбудим фантазию, сможем через одно выразить другое, в речи появятся интересные выражения, метафоры…

На доске перед уроком были написаны пары существительных:


БИНОМЫ ФАНТАЗИИ

запах - солнце лампа - роза

письмо - речка окно - зеркало

рука - береза топор - мысль

(Последние два бинома из домашнего задания.)

Что может быть общего у солнца и запаха? Поэт Константин Бальмонт спорит с теми, кто не видит ничего общего между жарким светилом и запахами: сначала он как бы говорит от лица бедно мыслящего человека, потом возражает ему от лица всех поэтов.

Запах солнца? Что за вздор?

Нет не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы -

Все слилось в согласный хор,

Все сплелось в один узор!

У с т н а я р а б о т а. Попробуем «сплести в один узор» два существительных. Начнем с домашнего задания.


Окно - зеркало. В окно, как в зеркало, гляжусь. И в зеркале окон дома, машины, фонари.

Топор - мысль. Мысль ученого остра, как топор. неудачная мысль, как топор в зазубринах.


Выслушаем по 3 -3 варианта. Главное, чтобы дети искали образ.


Письмо - речка. В ласковом и добром письме искупаешься, как в речке в жаркий день.

Рука - береза. Белые, гибкие руки берез… Березовые ветви, как ласковые руки, протянулись к нам.

Лампа - роза. Как роза, кокетлива лампа настольная.


2. Понятие тропа.

У ч и т е л ь. Мы с вами учились сравнивать, искать сходство в предметах.

а) Сравнение - изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим.

Сравнение - это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи.

Запишем пример:

Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. (Ю. Казаков)


б) Но иногда сравнение бывает скрытым и называется метафорой.


Ель рукавом мне тропинку завесила. (С. Есенин)

Здесь уподобление ветки ели рукаву основано на сходстве формы.

У с т н о. Прослушайте поэтические строки. найдите метафору. Что общего в сравниваемых предметах? Деревья в зимнем серебре. (А.Пушкин): цвет и блеск серебра и деревьев под снежным покровом. Выткался на озере алый цвет зари. (С.Есенин): сходство функций, действия ткачихи, ткущей полотно и зари.

Следует различать метафору и сравнение. В каком из примеров метафора, а в каком - сравнение?

Нежное утро, весеннее, Утро голубем влетело в окно.

как молодой голубок. (Метафора)

(Это сравнение, оба

сравниваемых предмета

названы, есть союз как.)

в) Употребление фраз и выражений в переносном, образном смысле называется тропом. Какой прием выразительности, относящийся тоже к тропам и знакомый вам, есть в следующих строках?


Как шли бесконечные, злые дожди. (К.Симонов)

Всю ночь гремел железный гром. (Ю.Разумовский)

Тихая моя родина. Ивы, река, соловьи… (Н.Рубцов)


Это эпитеты, образные определения.

Итак, сравнения, метафоры, эпитеты - это выразительные краски нашей речи, тропы. Мы читаем художественные произведения, пишем сочинения и не всегда догадываемся, что каждый может стать художником слова.


3. П р а к т и к у м-анализ художественного текста-зарисовки Н.Сладкова «Октябрь».

Прочитайте предложения из текста диктанта (все по порядку), найдите тропы. Какой цели они служат?

1) Листья-ладошки и щечки (метафора, сходство округлой формы листьев и щечек и ладошек у детей; сопоставление листьев со спинками и животиками вызывает в памяти загорающих на солнышке детей).

2) Листья как солнышки (сравнение), багряные, золотые (эпитеты).

3) Налились, отяжелели - и потекли (метафорические глаголы, вызывающие в памяти образ расплавленного, текущего металла: меди, золота) и т.д.

  • Понравился ли вам язык Сладкова? Чем? (Красочностью, образностью, свежестью, нестандартностью, мастерским владением биномом фантазии.)

Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

У ч и т е л ь. Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди нас много художников, чувствующих красоту слова.

Домашнее задание: придумать новые «биномы»: перец - костер, книга - запятая, борода - самовар; раскрыть смысл сравнения С.Есенина осень - рыжая кобыла.

Урок № 4.


Что такое текст?


1. ИНТРИГА.


У ч и т е л ь. Надеюсь, что все с нетерпением ждут уроков развития речи - риторики, уроков, на которых мы учимся интересно мыслить и говорить.


  1. А начнем с подготовленных дома «биномов фантазии», тренирующих воображение, развивающих речь. Чей «бином» интереснее? Говорят дети. Учительские варианты:

Перец - костер. оратор распалился, как костер, брызгая во все стороны остротами, насмешками, жгучими, как перец.

Книга - запятая. точка, точка, запятая, вышла книжка непростая.

Борода - самовар. Снизу самовар потемнел, почернел, как будто бороду ему прилепили.


  1. Раскройте сравнение осень - рыжая кобыла.

Есенинский образ действительно заставляет задуматься над смелостью художественной мысли. Привычно: золотая осень, ласковые, погожие деньки бабьего лета, льющийся золотом листопад… А у Есенина осень - рыжая кобыла. Попробуем проникнуть в мысль, образ поэта.

  • Назовите признаки сильной, мощной лошади, представив ее на деревенских просторах (Рыжая, с развевающейся гривой, скачущая по полевым и лесным дорогам, весело ржущая…)

Соединим осень и кобылу в «бином фантазии».

(У ч и т е л ь. Осень рыжая от листвы; развеваются на ветру с еще не опавшими листьями ветви; поют, скрипят, ворчат деревья на буйном ветру… Кажется, что осень несется, полыхает красно-рыжей гривой… Вот она мелькает то за зелеными елками, то за светло-коричневыми свечами сосен, как рыжая кобыла… Вот путь поэтической мысли Есенина… Общее у этих двух предметов: цвет, буйство и сила движения.)

Сочиняя наши «биномы фантазии», мы придумывали маленькие тексты. А что такое текст?

О б ъ я в л е н и е т е м ы у р о к а.

II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

1. Прочитаем небольшой рассказ Валентина Катаева (он должен быть у каждого ученика. Можно воспользоваться учебником «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А.Ладыженской (упр. 137) или ксерокопировать текст).


В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась, пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листики, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.


2.На прошлых урока русского языка мы вспоминали три синтаксические единицы: слово, словосочетание, предложение. Сегодня же будем основательно говорить о четвертой синтаксической единице - тексте.

  • Как бы вы объяснили первокласснику, что такое текст, назвав его отличительные признаки?

Дети назовут эти признаки, учитель их «причешет» и оформит на доске в виде конспекта. Расшифровку каждого пункта (в скобках) только проговорим по причине экономии времени.


Признаки текста

  1. Законченность, завершенность, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).

  2. Единство темы, монолитность (случай на рыбалке, премьера спектакля, встреча Нового года и т.д.)

  3. Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).

  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок - это «вход» в текст, как в некое здание).

  5. Связность изложения (по смыслу и грамматически).

  6. Иногда членение текста на микротемы (абзацы).

  7. У текста есть автор (темы различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).


КАКИЕ ТЕКСТЫ БЫВАЮТ

(с л о в а р н ы й д и к т а н т)

Изложение, отзыв, сочинение, стихи, объявление, аннотация, письмо, пьеса, реклама, рассказ.

И всем этим жанрам мы должны научиться в школе!

3. Но вернемся к прочитанному нами рассказу В.Катаева. Попробуем доказать, что это текст.

  • Можно ли его назвать законченным, завершенным? (Конечно. В первых строках рассказа мы узнали, что пень возгордился, когда люди подходили к нему и будто бы кланялись. Пень объявил себя царем деревьев. Быстрая синичка поняла, зачем люди с кузовками подходили к пню, и разоблачила гордеца в последнем абзаце рассказа. История пня завершена.)

  • В рассказе множество персонажей: бабушка с сумкой, старик см мешочком, две девочки, синичка. Можно ли сказать, что все они объединены единой темой? (Они все связаны происшествием в лесу - мнимым превращением пня в царя деревьев.)

  • Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа? (Осуждение гордого пня, его самовозвеличивания…) Казалось бы, мы правильно выразили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не только старый бедный пень, сколько кичливый, высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? Старый пень - аллегория человеческого характера.

  • Как бы вы назвали этот рассказ («Старый пень», «Притча о гордом человеке», «Ты не царь!») Какое название (заглавие) содержит в большей степени его идею?

Текст делится на абзацы - микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем. Составление плана и членение на микротемы.

Просим детей читать по абзацам и формулировать пункт плана.

План Стиль рассказа, язык.

  1. Грибники вокруг старого пня.

  2. Речь пня перед деревьями.

  3. Молчание деревьев.

  4. «Я ваш царь!»

  5. Возмущение синички: «Ты не царь!»

    • Кто же автор этой чудной притчи? Какой персонаж выражает точку зрения автора на возгордившегося пня, похожего на некоторых из нас?

4. Рассказ-притча осмыслен. План написан. Остается добавить, что текст, который сочинил В.Катаев, - это первичный текст. Можно по нему написать сочинение, изложение, отзыв, написать предисловие к нему… Мы же будем писать изложение, помня, что оно должно соответствовать исходному тексту: его теме, мысли, стилю, т.е. образности авторского языка.


У ч и т е л ю: после составления плана можно приступить к работе над стилем. Тогда рядом с планом возникает параллельная запись. Можно для экономии времени соединить обе работы.

5. Давайте еще раз прочитаем рассказ по абзацам и поразмышляем над особенностями языка (заполняем 2-ю часть «поля»).

Вопросы

Язык

1 - 3-й абзацы

Оправдана ли у Катаева тавтология? Зачем она нужна автору?

Три раза глагол поклонились (как в сказках). Пришла, пришли, пришел. (Много людей прошло, ибо у них один интерес - грибы; автор не индивидуализирует грибников - это вообще народ, над которым пень-самозванец захотел вознестись.)

3-й абзац

Какой глагол передает характер пня? Чем интересен глагол?

Возгордился. (Глагол стоит на 1-м месте в предложении, это ключевое слово фразы. У глагола приставка воз-, она напоминает слово вознесся.)

4-й абзац

Какой эпитет рисует убранство деревьев?

(В) гордой осенней красе. (Антитеза портрету старого пня. Гордая краса предполагает царственность, праздничность наряда и не противостоит скромности характера.)

5-й абзац

Какой глагол важен для характеристики пня-самозванца?

Какие предложения по эмоциональной окраске использованы в монологе пня?

И ну кричать. (Разговорная частичка ну усиливает разгневанность пня.)

Кланяйтесь мне! Я вам царь! (Восклицательные предложения.)

Окончание рассказа

Какие определения использует автор для характеристики синички?

Какие разговорные слова, напоминающие речь мудрой бабушки-крестьянки, использует автор?

Быстрая; весело защебетала.


Ишь, как расшумелся: обобрали. (Синичка - это голос народа и автора.)


  • Почему выписанные из текста слова мы взяли в кавычки? (Это цитаты, дословные выдержки из текста.)

Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

  • Понравился ли вам рассказ-притча В.Катаева? Имеет ли он отношение к вам? Что нового о тексте вы узнали на уроке? Готовы ли вы к написанию изложения?

Урок № 5.


Написание изложения


Читать текст не нужно. Спросим, как пишутся отдельные слова.

(Тоже - союз; ронявшую - проверяем гласный корня; рассердился - удвоенное с; защебетала, опёнки (около пня) и т.д.)

Напоминаем о плане и «строительном материале», позволяющем излагать текст языком автора.

Напоминаем об абзацах - красных строках.

Пожелаем удачи в написании первого изложения в этом учебном году.

Урок № 6

Об этикете и цели высказывания


1. ИНТРИГА

Анализ высказывания Мигеля де Сервантеса (учитель «шифрует» текст на доске.)

Ничто (не) обходит(?)ся так деш…во и (не) ценит(?)ся так дорого, как вежл…вость.

Выразительно прочитайте предложение.

Расставьте знаки препинания и объясните «ошибкоопасные» места.

  • Как вы поняли слова автора романа о дон Кихоте, испанского писателя Сервантеса?

Сегодня на уроке соединятся две школы: «Школа вежливости» и «Школа грамматики».

Объяснение темы урока.

П. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ

1. Запишем несколько предложений. Поставьте недостающие знаки и заполните «ошибкоопасные» места в словах.

Этикет - уст…новленный п…рядок поведения.

Учитесь эт…икету!

Неужели эт…кету нужно учит(?)ся?

Объясните «ошибкоопасные» гласные в словах.

Прочитайте предложения со знаками препинания.

  • Почему на конце трех простых предложений разные знаки? (Все три предложения разные по цели высказывания/, поэтому и различны знаки).

  • Какое из них повествовательное, содержащее сообщение? (Добавим, что слова повествовательное и повесть одного корня). Какой знак на конце повествовательных по цели высказывания предложений?

  • Какое из трех - побудительное (от слова будить), содержащее совет, просьбу, приказ?

  • Почему вопросительные предложения так называются? (Содержат вопрос и начинаются с вопросительных слов: неужели, разве, почему, где и т.д.).

Слова, помогающие строить вопросительные предложения (объяснение учителя):

кто? как? разве?

что? почему? ли?

какой? где? неужели?

чья? когда?

Это вопросительные Это неизменяемые Это вопросительные

местоимения, слова - наречия частицы

изменяющиеся по

падежам и числам


Бывают и риторические вопросы, которые не требуют ответа, так как содержат в себе скрытое утверждение или отрицание. Риторическими вопросами ораторы украшают свою речь и привлекают внимание аудитории (запись примера, особенности орфографии.)

Могла ли Россия не победить Наполеона в 1812 году?!

Кто не знает историю Красной площади в Москве?!

  1. Побываем же в «Школе вежливости». Переделайте предложение так, чтобы была смягчена резкость.

Как лучше обратиться с просьбой?


Оч…ни мне карандаш. Не смог бы ты очинить мне

карандаш?

П…редай мне л…нейку. Не сможешь ли ты передать

мне линейку?

  • Какие предложения по цели высказывания мы написали?

  • Какой знак должен подчеркнуть просьбу?

  • Что не устраивает вас в форме выражения просьбы?

  • Какими предложениями по цели высказывания мы заменили резкие, невежливые, побудительные предложения?

Как вежливо отказать?

Я не смогу пойти с тобой Спасибо за приглашение, но я не …

в театр. Изв…ни, но я занят…

Я бы с удовольствием пош…л, но…

  • Какие по цели высказывания эти предложения?

  • Чем различаются предложения левого и правого столбиков? (Формой отказа: первый - категоричный, невежливый; записанные справа варианты вежливы, так как содержат благодарность и уважение к пригласившему другу).

Как дать совет?

(Героя рассказа Виктора Драгунского - Дениску - родители не взяли в гости, так как он не умел правильно есть. Едва ли до Дениски дошли слова отца… Запишем совет отца сыну).

Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай звуков при еде…

(Советы даны в резкой форме, на глазах у мамы).

  • Какие по цели высказывания предложения использовал отец Дениски?

  • В чем коварство побудительных предложений? (Нужно не только следить за тоном, но и смягчить его по возможности мягкими словами).

Переделайте записанное предложение и обратитесь к Дениске добрее, оставив основной смысл поучения. А сделать это можно, заменив побудительное предложение повествовательным.

(Например: Во время еды обычно не принято чавкать, причмокивать м т.д. Я тебя прошу никогда громко не дуть на еду).


Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

По началу предложения догадайтесь, каким оно будет по цели высказывания. Поставьте недостающие знаки.


С кем вы друзья… Что стоишь, качаясь, тонкая…


Идите в ногу туристы… Берегись автомобиля…

Урок № 7

Поговорим об эмоциях и восклицательных предложениях


  1. ИНТРИГА

На доске написаны предложения. Прочитаем их выразительно.

  1. Что такое счастье?

  2. Общение с природой высшее счастье.

  3. Радуйтесь солнцу, книгам, друзьям.

    • Какие недостатки в постановке знаков препинания вы заметили? (Нет тире между подлежащим и сказуемым во 2-м предложении; 3-е предложение нужно закончить восклицательным знаком).


Чем различаются эти предложения? (Целью высказывания, но 3-е отличается от двух первых эмоциональной окраской, чувством, с которым мы произносим его, поэтому мы и поставили восклицательный знак).

Объявление темы урока.


П. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ

1. Т е к с т (учитель «шифрует» его, записывая на доске без знаков препинания).

Эмоции - это сильные чу(?)ства радост… и уд…вольствия, гнева и обиды, тр…вог и страха, злост… и иронии…, восх…щения и разоч…рования.

Выразительно прочитайте текст.

Докажите, что это предложение. (Наличие грамматической основы, законченность мысли).

Прочитайте со знаками препинания и объясните их (Тире между двумя главными членами, выраженными существительными в им. п.: сущ. в им. п. - сущ. в им. п.; однородные члены, связанные в «пары»: О и О, О и О, О и О, О и О, О и О. Учитель пояснит, давая опережающие знания).


2. У ч и т е л ь. Наши эмоции , чувства часто влияют, на эмоциональную окраску предложения. По эмоциональной окраске мы различаем невосклицательные, т.е. повествовательные, и восклицательные: повествовательно-восклицательные, побудительно-восклицательные и вопросительно-восклицательные предложения, и в зависимости от наших эмоций ставим соответствующий знак на конце.

3. П р а к т и к у м (пунктуационный, интонационный, орфографический).


Учителю: на каждый пример вызываем к доске ученика и отрабатываем с ним и классом новый материал. Отрывки из предложений поэта могут стать и викториной.

Из поэзии А.С.Пушкина.

  • Содержит ли это высказывание какие-то эмоции? (Нет, предложение неэмоциональное, поэтому в конце мы поставим точку).

а) Что за диво!

Все так чисто и красиво!

  • Какое чувство передают предложения? (Восхищение).

  • Каким знаком препинания мы выражаем повышенную эмоциональность?

б) Смилуйся, государыня рыбка!

Докажите, что это предложение побудительно-восклицательное. Объясните все знаки препинания в нем.

в) Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

Выразительно прочитайте.

  • Какие эмоции выражены этими предложениями?

)Зависти, злобы, бессилия).

В русском языке параллельно вопросительным словам есть восклицательные. Какое слово в 1-м предложении выражает чувство раздражения, обиды? (Ах - междометие, часть речи, служащая для выражения различных эмоций).

  • Какое словосочетание усиливает эмоциональную напряженность текста? Как оно называется? (Распространенное обращение мерзкое стекло).

Вспомним, что такое обращение.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!

Так поэт обращался к деревне. Выразительно прочитайте этим строки. Объясните знаки препинания. (В объяснении должны прозвучать три грамматических термина: «обращение», «однородные члены», «восклицательное предложение»).

  1. Знакомьтесь: восклицательные слова, называемые междометиями.


Задание. Прослушайте шуточное стихотворение, посвященное коротеньким словам, передающим наши чувства, и выпишите их. Они не названы, но подсказаны рифмой.

Те, кого охватит страх, Кто встречается с бедой,

Произносят слово … (ах!) Произносит слово … (ой!)

У кого тяжелый вздох, У кого захватит дух,

Произносит слово… (ох!) Произносит слово … (ух!)


5. Пунктуационный практикум. Пишем без ошибок!


Увы, я заболел! Ого, мне не повезло! Ой, спасите, добрые люди!

Подчеркните междометия.

Найдите среди трех предложений соответствующие следующей характеристике:

  1. Простое, повествовательное по цели высказывания, восклицательное, осложнено междометием. (1-е и 2-е).

  2. Простое, побудительно-восклицательное, осложнено междометием и обращением. (3-е).

  1. Творческое задание. Сочините начало письма к маме, другу, в любим4ую передачу на радио. Прочитаем со знаками препинания, с соответствующей интонацией.

Учитель обнаружит удивительное однообразие (Здравствуй, дорогая мама) работ. Попросим изменить начало письма, внеся в него либо больше теплых чувств, либо немного светлого юмора.

Солнышко мое, мамочка, здравствуй!. Добрый день, Геныч, это я! Все ловишь карасей?

  1. Кто поставит знак в конце предложения и даст его характеристику?

И такую собаку любить…(?!)

(Это предложение вопросительно-восклицательное).


Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

Желаю вам, племя младое, незнакомое (вот и опять пушкинский образ), побольше произносить восклицательных, радостных предложений.


Урок № 8

Испытание текста на цельность и красоту.


1. ИНТРИГА


Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим разговор о тексте, чтобы, учась у мастеров, овладеть законами сочинительства. Законы, правила нужны в любом деле: чтобы построить скворечник, нужно знать особенности древесины и инструменты для плотницкой работы; чтобы вырастить цветы, нужно знать, как разводят цветы в тех, или иных условиях; чтобы испечь к маминому дню рождения пирог, нужно различать три вида теста: кислое, песочное, слоеное… Писать интересные и содержательные сочинения нужно тоже по правилам, которые откроются перед вами постепенно.

Сегодня мы поработаем с небольшим рассказом Н.Сладкова и увидим, как развивается сюжет, как художник слова лепит образы. Мы будем от абзаца к абзацу как бы предугадывать развитие событий и контролировать автора: не ушел ли он в сторону, нет ли чего лишнего, отвлекающего внимание читателя…


Объяснение темы урока.


II. Движение темы


1. Анализ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи».


ЛЕСНЫЕ СИЛАЧИ


Текст

Вопросы для беседы

Первым элементом текста является название, оно «ведет» текст. Об этом напоминает пословица: Слово - стяг, дружину водит.

Какое содержание рассказа мы ждем, прочитав его название? (Состязание волка и медведя в силе и ловкости; дуба и липы - они очень долго живут - в мудрости и т.д.)

Ударила первая капля дождя, и нач…лись сор…внования. (Попутно вставляем орфограммы и знаки препинания.)

Какие ключевые слова для развития событий вы выделяете? (Капли дождя - значит, наши силачи как-то связаны с ним. Слово соревнования называет ожидаемое действие).

Соревновались трое: гриб Подосиновик, гриб Подберезовик и гриб М…ховик.

Как автор связал 1-й и 2-й абзацы? (Словом соревновались. Образовалась цепочка слов: соревнования - соревновались, это цепная связь). Какие герои рассказа названы?

Первым выж…мал вес Подберезовик. Он поднял лист…к и улитку…

Как бы вы отнеслись к тому, что 3-й абзац начинался бы по-другому: На ветку березы села синичка или Озера в этом лесном краю были знатные? (Эти предложения были бы отступлением от основной темы).

А какая тема была заявлена в 1-м и 2-м абзацах? Что значит выражение выжимал вес? Откуда оно пошло?

Вторым номером был гриб Подосиновик. Он подн…л три листика осины и л…гушонка.

Как связан этот абзац с предыдущим? (Цепная связь осуществляется числительными первым… вторым…) Прав ли был редактор, если бы предложил бы автору вставить между 3-м и 4-м абзацами такой фрагмент: Улитка покинула свой домик, чтобы погреться на солнышке, и была удивлена, что какая-то сила помешала ей? (Этот абзац был бы отступлением от темы - соревнования трех силачей).

Моховик был третьим. Он раззадорился, ра…схвастался. Ра…двинул головой мох, полез под толстый суч…к и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал - не выжал. Только шляпку Ра…двоил: как заяч…я губа стала.

Какую микротему мы обнаружили в сюжете? (Характер Моховика).

Что делает язык абзаца выразительным? (Каскад глаголов, сказочный оборот, юмор).

Победителем вышел Подосиновик. Награда ему - алая шапка ч…мпиона.

Какой абзац в тексте можно считать развязкой, итогом сюжетного действия?


2. Подведем итоги нашего разговора.


Если вы внимательно работали на уроке, то ответьте на вопрос: какие главные элементы сюжета, важные для его понимания, мы выделили? (Название, первый абзац с опорными, ключевыми словами и последний - развязку действия).

  • Что, по-вашему , называется темой текста? (События, явления, характеры, взятые писателем из жизни и описанные правдиво или в форме сказочного, аллегорического сюжета).

  • Какова тема рассказа Н. Сладкова? (Фантазия на тему жизни и особенностей грибов).

  • Что называется идеей произведения?

  • Какое из двух утверждений выражает главную мысль этого рассказа?


  1. Автор своим рассказом утверждает, что Подосиновик - самый сильный и красивый лесной гриб.

  2. Автор обращается к читателям: «Вглядитесь в жизнь живой природы и вы узнаете ее душу, проникнете в таинственную жизнь зверей, птиц, трав, грибов, которую нельзя ломать и крушить: этой жизнью можно только любоваться и помогать ей своей заботой .


Наше испытание текста на цельность и красоту окончилось. Спасибо Н.Сладкову за прекрасную лесную фантазию о грибах-силачах.


  1. Упражнения по составлению связного текста (эти предложения желательно заранее размножить на ксероксе).

Задание 1.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

  1. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!

  2. мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.

  3. В конце апреля прилетела пара веселых щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.

  4. мальчик послушался отца.

  5. - Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой домик.


(Нет, эти предложения не текст, так как они не объедены общим названием и нарушена смысловая связь между предложениями).

Задание 2.

Расположите предложения в логическом порядке, чтобы получился рассказ К.Д.Ушинского.

(Порядок следования предложений должен быть таков: 2,5,4,3, итоговое - 1).


Задание 3.

Дайте название рассказу («Мальчик и ласточки» либо «Не разоряй гнезда»).

  • Почему было бы неудачным название «Дело было весной»?


Задание 4

Выразительно прочитайте связный текст.


  1. Дадим движение рассказу (тексту), исходя из первой строки - зачина:

1-й ряд: В маленькой комнатке на светлом половичке копошились…

2-й ряд: По ночам часто плакал во сне Фунтик - маленькая рыжая такса.

3-й ряд: Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле.


Задание 1. Придумайте 2-е предложение (письменно).

Задание 2. как можно дальше разработать сюжет? Беседа по ответам детей.


Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.


Интересно ли вам было оказаться в художественной лаборатории писателя? Интересно ли было самому сочинять?


Домашнее задание: написать маленький рассказ, продолжая строку (по вариантам).


Урок № 9 Развитие речи

Что значит разработать сюжет?


1. ИНТРИГА.


Учитель. Я думаю, готовясь к сегодняшнему уроку, многие испытали радость сочинительства. Но это не просто - сочинить рассказик по заданной на прошлом уроке первой строке. Послушаем же наших авторов. Читаем по три работы всех трех вариантов. Учитель дает рецензию, отмечая, что мы пока плохо владеем описанием и повествованием, в котором важно действие, событие.

А вот как продолжили первую строку мастера художественного слова.

1. В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка-хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши. Щенки все время двигались, залезали друг на друга, попискивали.

(Ю.Яковлев).

  • Что делает рассказ выразительным? («Бином фантазии»: щенки - клубки шерсти).

2. По ночам часто плакал во сне Фунтик - маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его теплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал.

(К.Паустовский).

  • как обыгрывает автор кличку щенка в описании? (Фунтик - это свернутый кулек. Щенок в шерстяном одеяльце напоминал фунтик).


II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ


С героями этих двух рассказов произойдут различные события, но мы сегодня будем сочинять сами. Героями наших историй будут животные. Нашими учителями - писатели Паустовский, Бианки, Сладков, Пришвин, которые рассказали нам о живой природе, чтобы оторвать нас от телефонов, телевизоров, компьютеров и научить доброте.

1-й сюжет: «Ежик».

(Где живет ежик? Что могло с ним случиться? С кем он мог встретиться на лесной дорожке? Что обычно спасает ежика? В вопросах содержится намек на события, борьбу, т.е. конфликт).

ПЛАН РАССКАЗА


  1. Бежал ежик по лесной дорожке (1-я строка рассказа).

  2. Кто быстрей - Ежик или Улитка?

  3. «Я тебя пожалею!» - решил Ежик.

  4. Страшный филин на пне.

  5. «Тебя съем, а колючки выплюну!»

  6. Колючий комочек вне опасности (последняя строка)

    • Сколько действующих лиц участвует в лесной истории? Сколько «портретов» нужно изобразить? Какое действие будет основным в рассказе?

    • Попутно записыванию планов выделяем трудные орфограммы и пунктограммы.

2-й сюжет: «Три веселых цыпленка»,

(Что можно о них рассказать? Можно ли сделать сюжет аллегорией, например, цыплята - курица и малыши - мама?)

ПЛАН РАССКАЗА


  1. Выбежали на двор три солнышка.

  2. «Где мама?»

  3. Прилетели нарядные бабочки.

  4. «Мама, спаси!»

  5. «Я вам червячка принесла!»

  6. Хорошо рядом с мамой!


Не противоречит ли веселое настроение рассказа тревожному сюжету? Есть ли отрицательные персонажи в сюжете? Безобидные бабочки с их веселым кружением над цыплятами, оказывается тоже угроза.


3-й сюжет: «Тузик и Барбос». (Из-за чего могут поссориться собачки?)

ПЛАН РАССКАЗА


  1. Неужели косточка?

  2. Стукнулись лбами и растерялись.

  3. Кто сильней и находчивей?

  4. А ворона не дремала.

  5. остались с носом.


Конкурс на лучший рассказ-экспромт (объясним слово) о Тузике и Барбосе.


Ш. ПОДЫТОЖИМ УРОК.


  • Удалось ли нам разработать три сюжета так, чтобы мы представили себе характеры персонажей, раскрывающиеся в действии?

  • Какой сюжет вам показался наиболее интересным и почему?

  • Почему важны в любом произведении первая и последняя строка?

  • какая основная мысль в каждом из сюжетов?


Домашнее задание: написать рассказ по плану понравившегося сюжета. Объем работы 1,5 - 2 страницы.


Урок № 10

Сочинение по картине.

В.М.Васнецов. «Иван-царевич на сером волке».


I. Объявление темы урока и запись в тетради по развитию речи: «Иван-царевич на сером волке» (сочинение по картине М.М.Васнецова).

II. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.


1. Слово о художнике (рассказ учителя - 5 минут).


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь по имени Выслав Андронович. У него было три сына: первый - Дмитрий-царевич,

другой - Василий-царевич, третий - Иван-царевич. У того царя Выслава Андроновича был сад - такой богатый, что ни в одном государстве лучше не было; в том саду росли разные дорогие деревья с плодами и без плодов, и была у царя яблоня любимая, и на той яблоне росли яблочки все золотые. Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица; на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и улетала…

Так читал маленький Витя Васнецов пленительную сказку о подвигах Ивана-царевича и коварстве его братьев, и запала она ему в душу. И пропиталась душа будущего художника красотой русской сказки, русских преданий.

Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1843 году неподалеку от старинного города Вятки в семье священника, который мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. Но сын, учась в духовной семинарии, нарисовал 66 рисунков-иллюстраций к народным пословицам. Дальнейший путь его привел в Петербургскую художественную академию, и в 1874 году Васнецовым были написаны всемирно известные полотна на темы русских былин: «Витязь на распутье», «Богатыри». Стало ясно, что в русское искусство пришел художник, не захотевший подстраиваться «под вкусы толпы, которой нужны развлечения, и тех, кто боготворит европейское искусство (из писем Васнецова).

Запишем в качестве эпиграфа его слова: Русскому нужна только русская красота. (В.Васнецов)

Мы можем не согласиться с таким категоричным суждением… Но так мыслил художник, чьи интересы были связаны с национальной культурой, с национальным духом. И дом его в Москве, и церковь в Абрамцеве под Москвой, сделанная его руками, и любая картина - все дышит Россией и ее историей.

2. Давайте познакомимся с картиной В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» и поделимся своими впечатлениями. (Пять минут. Дадим детям свободу говорить на уровне «нравится - не нравится», так как специфического языка изобразительного искусства они пока не знают. Анализ же картины позже будем вести по законам живописи).

Учитель. Размышления удачны, интересны, но картина художника имеет особый язык. Если мы им овладеем, то проникнем в неповторимую манеру художника и поймем картину во всей полноте замысла. Русская народная сказка - всего лишь повод к написанию картины, которую нужно рассматривать как самостоятельное художественное творение. Каков же язык живописи? Композиция (построение) картины, колорит (краски, цветовая гамма). Давайте побеседуем о картине и составим план будущего сочинения.

3. Беседа, составление плана, который будет рождаться в процессе этой беседы.


Вопросы и комментарии

План

Что нарисовано на картине? Как она построена?


Все поле картины занимает дремучий лес. Он сулит путникам опасности, бездорожье, блуждания, но в верхней части намечен просвет. Значит, герои найдут дорогу. Лес - действующее лицо: он может погубить, но может расступиться, пропустить.


На переднем плане куст с белыми цветами. Он повышает настроение, помогает понять душевное состояние героев. Положение попавших в лес не кажется безнадежным. Но смысловым центром картины является группа персонажей.

Какими предстают перед зрителями Волк, Иван-царевич, Елена-прекрасная (поза, жесты, лицо, одежда)?


Волк вытянул лапы вперед. У него своя «работа» - вынести молодых людей из чащи, спасти от опасности. Глаза устремлены сквозь чащу, он высунул язык от напряжения, усталости, тяжело вести на себе седоков.

Иван царевич смотрит не на Елену, а куда-то вдаль: он отвечает за ее судьбу.

Елена же склонилась на грудь любимого, вслушиваясь в стук его сердца - веря ему.

Все трое представляют целостную композицию, связанную идеей дружбы, союза. Елена в центре картины - милая, скромная, с опущенными глазами, безвольными руками. ВА ее описании скромность, доверчивость, вера в сужденного, тихая любовь, глубина переживаний. Царская нарядная одежда не затмевает ее прекрасных душевных качеств. Хотя она и Иван-царевич пока жених и невеста, но в их отношениях Васнецов запечатлел идеал супружества, муж несет всю полноту ответственности за жену, а жена - сама мягкость, грация, абсолютное доверие к супругу. Они навсегда вместе на трудных дорогах жизни.


Чем интересен колорит картины?

Коричневый, зеленый, мрачно-серый цвета рисуют сказочный лес.

Сине-розовые блики на деревьях, белые цветы подчеркивают небезнадежность пути в глухом, мрачном лесу.

Цветовой центр картины - бирюзовое платье Елены и алая шапочка царевича. Это цвета юности, красоты и цвета русской иконы. Молодые прекрасны. Их любовь разгоняет мрак леса.

Цвет в картине символичен, он помогает понять основную мысль картины.


В чем, по вашему, основная мысль картины?

Утверждение вечных ценностей, идеалов русского народа.

1. Построение картины:


а) дремучий лес, просветы между деревьями;


б) куст с белыми цветами;

в) группа персонажей - центр картины;


2. Образы героев.


а) Волк;


б) Иван-царевич;

в) Елена прекрасная;


д) идея настоящей любви двоих на трудовых дорогах жизни


3. Колорит картины и его символика:

а) серо-зелено-коричневая гамма волшебного леса;


б) бирюзовый, алый - цвета юности

4. Основная мысль картины. Гимн русской красоты в любви, дружбе, верности


Домашнее задание: дописать сочинение, проверить его, прочитать маме, услышать рецензию.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал